- Мудрая мысль Феофана Затворника о том, как избежать унижений и оскорблений со стороны обидчиков
- Молитва работает как телеграф
- Смиренного человека нельзя обидеть
- Святые отцы об обидах и прощении
- Старец Фаддей Витовницкий
- Святитель Игнатий Брянчанинов
- Архиепископ Иоанн (Шаховской)
- Святитель Феофан Затворник Вышинский
- Святитель Лука Войно- Ясенецкий
- Монах симеон Афонский
- Наставления в духовной жизни
- Содержание
- Отделение пятое
- Исповедание Богочеловечества во Христе Иисусе, Господе
- Вот-вот смерть. Отрезвись, душа!
- Дай память о жизни вечной, чтобы достойно приготовиться к ней
- Ищешь милости? Будь сам милостив
- Прощение грехов за прощение обид
- Дай слезы, чтобы омыться, и освободи от уз страстей!
- К Богородице об очищении от страстей и внутреннем благонастроении
- Уроки жизни. Блаженства
Мудрая мысль Феофана Затворника о том, как избежать унижений и оскорблений со стороны обидчиков
Бывший Епископ Православной российской церкви Феофан Затворник (в миру Георгий Говоров ) провел в своей келье почти 20 лет. Всем, кто интересовался, каково это, священник отвечал, что совершенно не чувствует одиночества, ведь «можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».
Феофан Затворник переводил священные книги, общался с внешним миром посредством писем и непрестанно размышлял. В одном из своих писем он сообщил о грядущей революции в России, предсказав ее начало аж за 50 лет до начала.
Молитва работает как телеграф
Мысли Феофана Затворника о вере были довольно необычны. Он, например, говорил, что молитва работает как электрический телеграф: если человек просит о чем-то от всего сердца, а не просто произносит слова, то просьба мгновенно доходит до высшего разума и бывает исполнена.
«Когда истинная молитва — сердечная — подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на неё, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чём молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка — только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд».
Смиренного человека нельзя обидеть
Феофан Затворник призывал людей меньше думать о собственном самоудовлетворении и меньше себя жалеть, но в то же время делать больше добра и помогать другим. Но самое главное — меньше обращать внимания на то, что делают и говорят окружающие. Даже если они говорят обидные и оскорбительные слова, не стоит на них реагировать. Ведь если ты проток и смирен, умеешь прощать и не впускать зло в свое сердце, тебя они не затронут.
«Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства: ибо он таким низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы не ухитрялся. В сем премудрость!», — написал Феофан Затворник в своей книге «О духовной жизни».
Источник
Святые отцы об обидах и прощении
Обида — это то чувство, которое знакомо каждому человеку и порой бывает так, что избавиться от нее и простить обидевшего сложно. Лишь немногие понимают, что простить нужно для самого себя, так как прощение — это решение всех проблем, это повышение энергетических вибраций и переход на новую ступень развития.
Вот, что говорят об обидах и прощении святые отцы:
Старец Фаддей Витовницкий
Пока мы носим в себе обиду — мы не находим покоя, а когда прощаем, то наступает мир
Святитель Игнатий Брянчанинов
Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших – непременное условие успеха в молитве
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Обида – это незрелость души. «Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один – к свободе духа – никого не обижать и ни на кого не обижаться
Святитель Феофан Затворник Вышинский
«Если вы будете прощать людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут.
Святитель Лука Войно- Ясенецкий
Молчаливое, спокойное перенесение обид лучше всего защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Терпящих обиды защищает Бог
Монах симеон Афонский
Умеющий сказать «Прости» победил самого себя
Источник
Наставления в духовной жизни
Содержание
О настоящем издании
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник (1815–1894) оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. В решении Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности».
Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах.
Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе. До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах.
Родился святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии. В 1841 году, в Киеве принял постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем была служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит углубленное изучение аскетической письменности православного Востока). 1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония и наречение святителя Феофана во епископа Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру. Таков краткий очерк его внешнего жизненного пути, полного неустанной разносторонней и всегда успешной и плодотворной деятельности на благо Церкви и Отечества. Внутренний же путь, каким шла сокровенная духовная жизнь святителя, привел к тому, что в 1866 году, находясь на самом, казалось бы, «взлете» практической деятельности, епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии. Прошение было удовлетворено, и он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание». В письмах своих он свидетельствовал, что поистине счастлив в Выше: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Уйдя в затвор, он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня и проводил жизнь в богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных, в тщательном самонаблюдении, в трезвении и бодрствовании, в напряженном чтении и богомыслии, в трудах писательских.
Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьян. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности писавшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово. Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.
Вот, например, лишь некоторые из бриллиантов богословской мысли, какие можно в изобилии найти в неисчерпаемой сокровищнице его переписки:
«Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам посылаются».
«Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него – есть главное дело христианской исправной жизни. »
«Надо сторожить за собою. »
«. Сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани».
«Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием – се производители жизни духовной. »
«Эгоизм (злодея) надо убить. Если сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтобы разбить сей камень».
«Самоугодие и саможаление свидетельствуют, что в сердце пребывает я, а не Господь».
«Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове. Надо все те прогнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте».
О ревности духовной святитель говорил так:
«Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитвы. »
В письмах святителя нет и тени скучной назидательности, сухого морализма. Они согреты самоотверженной любовью, сердечным вниманием к людям – и оттого они написаны таким живым, образным, безыскусным слогом.
Нередко можно встретить в письмах святителя блестки светлого юмора. Так, к примеру, он с шутливым вздохом отмечает участившиеся попытки самонадеянного человеческого ума проникнуть в неизреченные и неисследимые тайны Божественной жизни: «Нынче удержа нет от совопросничества. Ум наш – комар, а все пищит!» А вот какую характеристику в одном из писем епископа Феофана получает необузданный наш язык: «Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет. как завели и пустили и. пошла тилиликать».
Как известно, хорошая шутка в обстановке боя способна поднять дух солдат, укрепить их волю к победе. Не менее важно веселое бодрящее слово на поле труднейшей и жесточайшей духовной брани.
Святитель Феофан Затворник, переводчик замечательного сочинения «Невидимая брань», и в обширной переписке своей не оставил без внимания ни одного участка духовной борьбы человека, ступившего на узкий и тернистый, но спасительный путь, ведущий в Царство Небесное. Какие только темы, какие только вопросы не рассматривает и не раскрывает он в духовных беседах со своими корреспондентами! Здесь и беды житейские, и болезни, и семейная и гражданская жизнь, истинное назначение искусства, и правильная установка в отношении к различным обстоятельствам внешней жизни, и бесконечные проблемы жизни внутренней: борьба с помыслами, с самоугодием, с унынием, стяжание смирения и терпения, плача и теплоты сердечной, и руководство в богомыслии, и учение о правильной молитве, о различных ступенях молитвенного делания (молитве уделял святитель особое внимание в своих письмах, поскольку считал ее царицей духовной жизни, точка опоры которой – смирение).
Все эти и множество других важнейших тем, в зависимости от вопросов и духовной потребности адресатов, рассредоточены по разным письмам, неизбежно повторяясь, варьируясь, различно сочетаясь друг с другом.
И вот, чтобы сориентировать современного православного человека в этом поистине необозримом эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника, Преосвященный Владыка Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, осуществил значительный и чрезвычайно полезный труд, потребность в котором несомненно назрела: он определил и озаглавил основные темы переписки, выделил главные, наиболее емкие и законченные высказывания святителя Феофана по этим темам и систематизировал их, расположив названия тем в алфавитной последовательности. Таким образом, создан своего рода путеводитель по собранию писем святителя.
Но в наиболее широком и глубоком смысле, это еще и путеводитель в духовной жизни. Теперь каждый может без труда найти ответ святителя Феофана по интересующей его проблеме, прибегнуть в том или ином конкретном случае к мудрому руководству опытного старца. Как писал один из современников святителя, «только человек, сам перестрадавший многое, сам перегоревший в горниле духовного опыта, может заговорить с людьми о духовной жизни с такой всепобедной силой, возбуждающей духовную энергию и порождающей готовность на духовные подвиги» («Душеполезное чтение», 1894, т. 2, с. 260).
Хочется надеяться, что настоящий труд, предлагаемый вниманию читателя, поможет ему найти верные и точные ориентиры на пути спасения и будет способствовать великому делу духовного возрождения России.
В помещенных ниже выписках из писем использованы: Собрание писем святителя Феофана издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; выпуски 1, II, IIÏ М., 1898; выпуски V, VÏ М., 1899; выпуск VIIÏ М., 1901.
Источник: Наставления в духовной жизни / свт. Феофан Затворник. — Москва : Отчий дом, 2009. — 333 с. (Жизнь в православной церкви). ISBN 5-85280-138-0
Источник
Отделение пятое
Исповедание Богочеловечества во Христе Иисусе, Господе
Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца Единородный Сын, Единосущный Отцу, Сущий от Сущего, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно, Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без отца, рождается Бог воплощенный, понесший на Себе заимствованную от Нее плоть, соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, единородный от матери.
Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным Человеком – в двух естествах, ипостасно, или лично, соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно, неизменно, – Богом, облекшимся в плоть, одушевленную словесной и разумной душой, и соделавшимся нам подобным во всем, кроме греха.
Один и Тот же есть земной и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, страдательный и бесстрастный, Бог и Человек, в том и другом совершенный. Один в два естества и в двух Один.
Вот-вот смерть. Отрезвись, душа!
Время жизни моей истрачено в суете и срамных помыслах. Даруй же мне, Господи, врачевство, чтобы вполне излечиться мне от сокровенных язв моих, и укрепи меня хотя один час усердно потрудиться в винограднике Твоем. Ибо время суетной жизни моей уже во единонадесятом часе.
Ладью с моей куплей управь заповедями Твоими и мне, ничтожному купцу, даруй благоразумие продать свою куплю, пока есть еще время.
Время плавания приблизилось к концу, и будто слышится уже глас Судии ко мне, рассеянному: «Покажи теперь, ленивый, куплю, какую имел ты в продолжение своей жизни».
Час смертный устрашает меня, бедного. Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет, вижу нерадение свое и леность, и цепенеют кости мои.
Час разлучения предстал очам моим, и я пришел в потрясающий страх, помыслив о нем. Вместо того чтобы радоваться, еще более убоялся я, потому что при благодати не делал дел, достойных Бога.
Увы, душа моя! Зачем нерадишь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии проводишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ престолу страшного Судии?
Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое, а ты и не разумеешь того.
Отрезвись же, войди в себя и молись к Богу со слезами, взывая к Нему с сердечною скорбью: «Даруй мне, Господи, возлюбить Тебя всей силой моей и усердно послужить Тебе исполнением святых заповедей Твоих, чтобы, когда придет час разлучения, нашел Ты меня готовой и с великой радостью ожидающей сретения Твоего и ввел в Царство Твое вечное, в сорадование со всеми святыми, Тебе благоугодившими!»
Дай память о жизни вечной, чтобы достойно приготовиться к ней
Спаси меня, долготерпеливый Господи!
Спаси меня, Сыне Божий, безгрешный Христе! И даруй мне помышление о жизни вечной, чтоб, ничего не имея в сердце своем, кроме сего помышления, всегда исполнять мне волю Твою при содействующей мне, грешному, благодати Твоей и охотно ходить в повелениях Твоих, с пользой употребив в дело мнас 4 , который дал мне Сам Ты, Небесный Царь, – и, на него совершив добрую куплю, сподобиться похвалы от Тебя, Владыко, и, когда приидешь Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистого сердца: «Блажен я, что пришел Ты, Владыко!»
На брак Твой, Господи, облеки меня в достойное одеяние, которое да уготовит во мне еще здесь благодать Твоя. Сподоби меня возжечь тогда и светильник, который да дарует мне Твоя щедродательность.
Так с радостью изыду во сретение Тебя, прославляя и благословляя Тебя, в надежде быть сопричастником праведных и святых, от века Тебе благоугодивших.
Ищешь милости? Будь сам милостив
Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри не питай ненависти к братьям своим, когда просишь оставления долгов.
За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют при себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя и Господь. И если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом горé. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.
Итак, примирись с Господом в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай в лице алчущих.
В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою.
Он оказал уже тебе большую любовь, раздробил для тебя тело Свое и кровь Свою дал тебе в питие.
Прощение грехов за прощение обид
Господь как бы так говорит всякой душе: «Прости согрешения брату твоему, и Я прощу тебе грехи твои. Ты простишь малые ошибки, может быть, несколько оволов или динария с три, а Я дарю тебе тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в дар, а Я грехи тебе оставляю и дарую исцеление и Царствие.
И дар твой тогда приму, когда примиришься с тем, кто враждует на тебя. Когда не будешь иметь никакой вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми у тебя будет мир и любовь – тогда и молитва твоя благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен.
А если не примиряешься с братом своим, то как же у Меня просишь прощения?
Я, Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; ты же, раб, как дерзаешь приносить Мне молитву, или жертву, или начатки, имея на кого-нибудь вражду? Как ты отвращаешь лицо от брата своего, так и Я отвращу очи Мои от молитвы твоей и от дара твоего».
Дай слезы, чтобы омыться, и освободи от уз страстей!
Человеколюбче Иисусе Христе, Боже наш, на щедроты Твои твердо надеясь, умоляю Тебя: не поставь меня ошуюю Себя с козлищами, преогорчившими Тебя, и не скажи мне: «Аминь, аминь, говорю тебе, не вем тя», но по благости Своей дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его страхом Твоим, да соделается оно храмом благодати Твоей.
Хотя много я грешен и недостоин, однако ж ударяю непрестанно в дверь Твою, хотя нерадив и ленив и небрегу о своем спасении, однако же желаю Твоим идти путем. Спаси меня ради милости Твоей, потому что благ Ты, Господи, всяческим и щедроты Твоя на всех делех Твоих.
Буди в помощь мне, Владыко всех, защити душевную мою немощь, чтоб избавиться мне от греховного растления и стать свободным от уз страстей, да не мучительствует во мне злоба и мною как пленником да не обладает враждебный демон, но да приидет на меня Царство Божественнаго и Поклоняемого Твоего Духа, чтоб удалились от меня скверные страсти, которые теперь преобладают и царствуют во мне. Ибо Ты – Бог милосердия, человеколюбия и щедрот.
К Богородице об очищении от страстей и внутреннем благонастроении
Пресвятая Владычица Богородица, единая Чистейшая душой и телом, призри на меня, мерзкого, нечистого, душу и тело очернившего скверной страстной и сластолюбивой жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующего надо мной злого и гнусного навыка к нечистым предрассудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и рассудительность для исправления моих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую истинную Матерь истинного Света – Христа Бога нашего, потому что Тебя с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь.
Уроки жизни. Блаженства
Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго Господне, потому что будет он увенчан во славе.
Блажен, кто очистил себя от всякой греховной скверны, чтоб с дерзновением принять ему в дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа.
Блажен, кто со страхом и трепетом, благоговейно приступает к Пречистым Тайнам Спасителя, сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь.
Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти и привел в себе в бездействие постыдные страсти, гнездящиеся в сердце у нерадивых, потому что такой будет утешен в час кончины своей.
Блажен, кто непрестанно помнит о муках гееннских и спешит со слезами и воздыханиями искренно покаяться Господу, потому что он избавится от всякой скорби.
Блажен, кто всегда добровольно смиряет себя самого, потому что он будет увенчан Тем, Кто добровольно смирил Себя за нас.
Блажен, кто со всяким благоговением, как Мария, пребывает у ног Господа (молитвой) и, как Марфа, спешит принять Господа и Спасителя (благотворением).
Блажен, кто, разжигаемый страхом Божиим, всегда имеет в себе теплоту Святого Духа и попалил терния и волчцы лукавых помыслов.
Блажен, кто с духовным благоразумием любит кротость и не дает себя в обман лукавому змию, возлагая надежду на благого и милосердного Господа.
Источник