Как избавиться от образного мышления

Содержание
  1. Как избавиться от образного мышления
  2. Клиповое мышление требует коррекции
  3. Способы преодоления клиповости мышления
  4. Как это работаетЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться
  5. Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.
  6. Что такое клиповое мышление
  7. Плюсы и Минусы клипового мышления
  8. Клиповое мышление: противоядие
  9. Что такое клиповое мышление
  10. В чём опасность клипового мышления
  11. Как бороться с клиповым мышлением
  12. Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы
  13. Способ 2. Писать изложения и сочинения
  14. Способ 3. Сомневаться и дискутировать
  15. Способ 4. Устраивай цифровые каникулы
  16. Клиповое мышление: бич современного общества
  17. Что это такое
  18. Чем отличается такой вид мышления от понятийного?
  19. ​Как избавиться от клипового мышления
  20. ​Чтение и обучение
  21. Писать изложения и сочинения
  22. ​Алгоритм АСССА
  23. ​Метод парадоксов
  24. ​Дыхательные практики и медитация
  25. Устраивать цифровые каникулы
  26. ​Особенности у детей

Как избавиться от образного мышления

Стремительно формирующееся в обществе клиповое сознание приводит к тому, что мышление всё большего количества людей становится осколочным, фрагментарным. Человек теряет целостность восприятия, для него окружающий мир выглядит как своеобразный калейдоскоп разрозненных явлений, событий, образов.

Клиповое мышление требует коррекции

Не умея выстроить эти фрагменты в систему, он не способен находить зависимости, видеть закономерности, прогнозировать, обобщать информацию в виде выводов. У него возникает потребность получать всё новые и новые порции информации, не вникая в её суть. Не осмыслив одного, человек с клиповым мышлением перескакивает на другое, затем переходит к третьей теме, быстро забывая полученное ранее.

Помимо проблем в познавательной сфере и индивидуальном развитии личности, клиповое мышление несёт в себе проблемы социализации и социальной адаптации. Носители клипового сознания часто оказываются не способными к глубоким чувствам, он не умеют сочувствовать, любить и дружить. И это неудивительно, ведь адекватное оценивание жизненной ситуации, других людей, самого себя – всё это тоже требуется связывать фрагменты воедино. Поэтому, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современной молодёжи всё чаще становятся одинокими в реальной жизни, ощущают неудовлетворённость от неё. Результат – распространение депрессий, нервных расстройств.

У клипового мышления есть некоторые достоинства. Но недостатков всё же значительно больше.

Поэтому сегодня психологи призывают людей избавляться от клипового мышления, бороться с его проявлениями.

Способы преодоления клиповости мышления

Собственно, путь здесь один: развивать целостное мышление.

Способы не новы. Психологи советуют больше работать со связями между фрагментами информации, составлять из разрозненных фактов целостные по своей структуре блоки данных. При этом не надо увеличивать объём информации, надо стремиться её глубже осмысливать.

Во-первых, следует больше читать и анализировать прочитанное. При чтении от коротких рассказов переходить к более объёмным произведениям. Аналогичным образом надо поступать и с мультимедийной информацией, выбирая для просмотра не короткие ролики, а художественные и документальные фильмы, познавательные программы. Иначе говоря, для отказа от клипового мышление полезно то, что даёт пищу для длительных размышлений, а не забывается тут же или через пару часов.

Во-вторых, надо тренироваться не только воспринимать, но и создавать блоки связанных фрагментов информации. Этому способствуют содержательные беседы, а также дискуссии, требующие отстаивать свою точку зрения связно излагая тезисы и аргументы.

Источник

Как это работаетЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться

Плюсы и минусы явления, а также способы борьбы с ним

Текст

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.

Что такое клиповое мышление

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Читайте также:  Как избавится от комплекса эдипа

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Плюсы и Минусы клипового мышления

Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

минус: Ослабляет чувство сопереживания

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

Плюс: Ускоряет реакцию

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

Источник

Клиповое мышление: противоядие

Количество потребляемой информации постоянно растёт, и это неизбежно влияет на наше развитие. В статье расскажем, что такое клиповое мышление у современных детей, в чём его опасность и как бороться с этой проблемой.

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.

Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношение к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянутся проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.

В чём опасность клипового мышления

  • Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются.
  • Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.
  • Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
  • Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
  • Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Читайте также:  Почему дома заводятся тараканы приметы

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Не комиксы, не посты в социальных сетях и даже не научпоп. Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы.

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Клиповое мышление: бич современного общества

Что это такое

Клиповое мышление — это восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.

Такое мышление основано на:

  • фрагментарности;
  • яркости;
  • кратковременности;
  • нелогичности;
  • отрывочности;
  • разрозненности.

Характерная особенность клипового мышления – сиюминутный, поверхностный прием информации, которая мелькает в глазах беспрерывно. Это похоже на кратковременные вспышки, клипы, поэтому так и называется. Термин появился в условиях современной клиповой культуры, когда мультимедиа стала править информационным миром. Психологи отмечают негативное воздействие такого мышления на умы современных школьников и студентов.

Изначально название термину дал Федор Иванович Гиренок, который является российским специалистом по онтологии, экологии и имеет звание доктора философских наук. Ему принадлежит первоначальная расшифровка термина. Частично в своей работе он использовал опыт американского ученого Элвина Тоффлера и канадского философа Герберта Маршалла Маклюэна.

Слово «клип» в переводе с английского языка означает «фрагмент, отрывок, вырезка».

Чем опасен такой вид мышления:

  • нарушается концентрация: человек часами пытается сделать простое дело, из-за того что все время отвлекается;
  • сложность с анализированием информации: нет логических цепочек, отделения главного от второстепенного, отсутствие выводов;
  • снижается успеваемость: учащиеся не могут понять прочитанного и легко забывают всю информацию — это приводит к плохим оценкам и провалам на экзаменах;
  • быстрая внушаемость, подверженность манипуляциям на фоне эмоциональной реакции;
  • безразличное отношение к окружающим: неспособность к длительному сопереживанию, быстрое переключение от трагедии на другие новости.

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Для клипового мышления свойственна быстрая скорость обработки информации. Когда человек сразу реагирует на полученные сведения, но не хранит их в памяти.

Понятийному мышлению характерна медленная, доскональная переработка информации. И в том и другом типе есть свои плюсы и минусы.

Так, к примеру, клиповое мышление позволяет найти мгновенное решение в критической ситуации. Интуитивно человек находит верное решение очень быстро. В то же время людям с понятийным мышлением будет сложно резко включиться в сложную ситуацию. Они сначала впадают в шоковое состояние и не могут быстро понять, что происходит.

У клипового мышления вся информация передается образами, слова являются лишь дополнительной нагрузкой. Конкретизации в данном случае нет. А в понятийном мышлении наоборот — упор делается на конкретику, из-за этого человек начинает думать очень медленно и консервативно. Голова будет перегружена правильной и нужной информацией, но она очень быстро становится бесполезной. Время для принятия решения будет попросту упущено. В клиповом мышлении такого нет. Оно широко направлено и позволяет нескольким моментам слиться воедино для формирования общей картины.

Читайте также:  Музычкина как избавиться от тревожности

​Как избавиться от клипового мышления

Нужно ли развивать клиповое мышление или лучше от него постараться избавиться? Вопрос неоднозначный. Вроде и польза от него есть и минусы не настолько вредны. Это означает, что искоренить его вряд ли получится. Можно наоборот использовать в своих целях. Например, быстро прокачать свой мозг и сделать его полезным для решения ситуаций, в которых требуется быстрое решение.

Для этого умные люди разработали множество методик.

​Чтение и обучение

Один из самых простых и доступных каждому человеку навыков — чтение книг. Во время чтения человек погружается внутрь текста, анализирует его, чтобы не потерять суть.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

В то же время тренируется усидчивость. Конспектирование книг только усиливает эффект от прочтения. Этот способ полезен получением новых знаний. При этом идет как бы нанизывание информации на клиповую.

Писать изложения и сочинения

Благодаря изложениям люди учатся пересказывать чужие мысли и легче запоминают их. Сочинения развивают навык собственного мышления.

Писательская привычка формируется через ежедневное выполнение задания: как бы там ни было, нужно писать хотя бы по одной странице в день. Важно показать свои писательские работы друзьям и родным. Им со стороны виднее, где есть недочеты и ошибки. Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории.

В любом случае, даже если нет желания писать методично, то можно просто записывать свои мысли в ежедневник. Это поможет более детально проанализировать пережитую за день информацию.

​Алгоритм АСССА

Есть такая методика Л.А. Ястребовой: анализируй — структурируй — систематизируй — синтезируй — анализируй.

Ее суть заключается в следующем. Если ребенку подарили конструктор, то сначала его нужно открыть и изучить инструкцию (анализирование). После этого детальки раскладываются по определенным категориям (структурирование). Затем ребенок выбирает те детали, которые будет использовать для создания чего-то нового (синтезирование). Заканчивается игра оценкой итоговой работы (анализирование). Когда цель достигнута в полном соответствии с замыслом, значит клиповое мышление получилось победить.

​Метод парадоксов

Профессору Михаилу Казинику удалось разработать метод для развития критического мышления. Он основан на формировании логической цепочки, когда все происходящее необходимо объяснить и найти противоречия. Казиник был против того, чтобы любая информация воспринималась просто на веру.

​Дыхательные практики и медитация

Время от времени нужно приводить свои мысли в порядок. Из перевозбужденного состояния становиться спокойным. Сесть в удобную позу, расслабиться и в течение десяти минут делать дыхательную гимнастику. Для этого нужно выпрямить спину и начать глубоко вдыхать воздух, а затем медленно выдыхать. Во время такой практики наступает приятное расслабление в теле.

Устраивать цифровые каникулы

Полностью избавиться от гаджетов в современном мире практически невозможно. Но важно понимать, что направленность на клиповое мышление процветает не только в интернете, но и в городской рекламе, в журнальных изданиях, виртуальных играх.

Рекомендуется устраивать себе отдых от лишней информации. Хотя бы дважды в месяц можно из городской суеты отправиться на природу. Психологи советуют в это время гулять, рисовать, общаться с друзьями и детьми. Важно по возможности исключить в эти дни из своей жизни телефон, компьютер, телевизор. Мозг скажет только: «Спасибо!».

​Особенности у детей

От клипового мышления стали сильно страдать современные дети. Они подвергаются воздействию гаджетов, как никто другой. Решение этой проблемы в глобальном смысле пока не найдено. Но многие ученые работают над этим. Ими отмечены характерные особенности восприятия информации несовершеннолетними. Дело в том, что детям становится трудно анализировать что-либо, концентрироваться на чтении, учить информацию наизусть, сочинять большие тексты.

Раньше учителя передавали всю информацию школьникам через устную речь. Но в наше время педагог вынужден делать урок максимально разнообразным, чтобы не потерять внимание учащихся. Искать подходящие цитаты, придумывать игры, делать запоминающиеся презентации.

Это помогает найти общий язык с настроенными на клиповое мышление учениками. В то же время, учитель развивает в них понятийное мышление. Это становится возможным, благодаря втягиванию школьников в дискуссии, применению тренингов, работе в группах. Психологи советуют родителям разговаривать со своими детьми на разные темы, побуждая их к высказыванию собственного мнения. Так они научатся мыслить шире и глубже.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей