Как избавиться от покрышки

У меня старые шины и аккумулятор: что с ними делать?

Как делать точно не надо

Для начала запомните: мусорный бак у дома или ближайшая свалка – неподходящее место для отслуживших свой срок аккумуляторных батарей или старых покрышек. Эти предметы российским ГОСТом отнесены к опасному мусору, причём не просто так. В составе АКБ – серная кислота, щёлочь и ряд тяжёлых металлов, вроде свинца и никеля. А шины, разлагаясь, выделяют в воздух и в землю массу токсичных нефтепродуктов. Наконец, свалка покрышек, будучи подожжённой, – это источник вредной сажи и канцерогенов, распространяющий яд на сотни метров вокруг. Экологическое бедствие, пусть и в мини-формате.

Поэтому единственно правильный вариант избавиться от старых деталей – утилизация. Об этом говорят во всём мире, это делают даже в нашей стране (и, скорее всего, даже в вашем городе!) и этим способом достаточно легко воспользоваться!

Как избавиться от старого аккумулятора по закону

Утилизацией шин и аккумуляторов занимаются специализированные предприятия, перерабатывающие их во вторичное сырьё и готовую продукцию или в безопасный мусор. Всё, что требуется от вас, – сдать их на переработку через сеть пунктов приёма.

В Москве, Петербурге и крупных городах РФ количество таких пунктов исчисляется десятками, и почти везде за старый аккумулятор вы получите деньги!

Наименее затратный вариант – официальный сайт программы утилизации (oskab.ru), принимающей аккумуляторы для дальнейшей переработки. В этом случае вы:

экономите время на поиске;

находите адрес/представительство в своём городе/районe;

через встроенный калькулятор узнаёте цену на приём АКБ.

В ОСКАБ аккумулятор легкового автомобиля оценивают в сумму от 200 до 700 р. Разброс цен зависит от фактической ёмкости аккумулятора – при приёме сотрудник сделает замеры.

Помимо крупных официальных компаний существует целый ряд мелких и мобильных пунктов приёма, готовых заплатить за старую батарею. В таких случаях (если компания честная) ваша АКБ тоже отправляется на переработку. А если не очень честная, то батарея может быть восстановлена и перепродана, но это уже забота правоохранительных органов.

Если не гнаться за выгодой, то вариантов ещё больше. К примеру, на портале recyclemap.ru есть классификатор категорий мусора, который выдаст по вашему запросу наиболее удобный пункт сбора.

С шинами всё так же?

Избавиться от старых шин чуть сложнее. В крупных городах существуют предприятия по утилизации, которые занимаются тем, что дробят покрышки в резиновую крошку. Там изношенные шины принимают охотно и бесплатно. Например, в подмосковной «ЭкоРезине».

Но чаще встречаются компании и центры по утилизации, которые требуют деньги за то, чтобы забрать ненужные вам шины. Сумма, как правило, небольшая – около 100–200 рублей за покрышку, в зависимости от её размера, состояния и типа (сдать «шиповку», например, дороже из-за шипов: их приходится извлекать перед переработкой, зачастую вручную).

Поэтому заработать на утилизации старых покрышек, скорее всего, не удастся. Зато, не выбрасывая их в мусорку, вы поступаете правильно и по закону.

По какому такому закону?

И штрафы не назвать маленькими:

1000–2000 рублей – для граждан;

10 00030 000 рублей – для должностных лиц;

30 00050 000 рублей (с приостановлением деятельности) – для предпринимателей без юр. лица;

100 000250 000 рублей (с приостановлением деятельности) – для юр. лиц.

Читайте также:  Как избавиться от русаков

Проще говоря, выбросил старый аккумулятор в бак или кювет – должен ответить по закону.

А если никто не увидит?

Может быть, никто действительно не увидит – но вот вам несколько занимательных фактов.

– На долю батарей (и батареек) сегодня приходится лишь четверть процента всех бытовых отходов, однако по их вине на свалках формируется до 50 процентов токсичных металлов.

– Шины разлагаются в среднем 120–150 лет, при этом нанося вред почве и грунтовым водам. А представьте себе гору из таких покрышек!

Хм, быть может, и моторное масло можно утилизировать?

Отработанное моторное или трансмиссионное масло (или любую другую смазку) в Москве принимают по 5–10 рублей за литр. Так что автосервис или станция ремонта, работающая с заменой жидкостей, не сливает старое масло под забором за боксами, а сдаёт его на переработку.

Но если вы любите обслуживать машину самостоятельно, то сдать 4–5 литров «жижи» у вас, скорее всего, не выйдет: минимальный объём, принимаемый на утилизацию, обычно ограничен 400–500 литрами. И всё же не выбрасывайте канистру со старым маслом, а завезите её на ближайший сервис! Там его с удовольствием заберут, а вы сможете гордиться своим поступком и рассказывать внукам, как спасли нашу планету от загрязнения.

Источник

Сдаём старые шины в утиль: зачем это, куда обращаться и сколько это стоит

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемой «Куда девать отслужившие свое шины?». Вариантов находилось немало: от «новаторских» клумб на даче и детских площадок до безответственного складирования в ближайшем лесу или, в лучшем случае, около мусорного контейнера во дворе. Только вот о том, что шины содержат хоть и малоопасные, но токсичные вещества и подлежат специальной утилизации, особо никто и не задумывается…

В большинстве европейских стран вопрос утилизации продуман с момента выпуска каждой шины и отправки покупателю. Где-то в ее стоимость изначально включены расходы на переработку, и автолюбителю нужно всего лишь отвезти использованные шины в специальный приемный пункт. В Швеции, например, владельцу автомобиля нужно заплатить 80 евроцентов за сданную шину. Все остальное – не его заботы.​

В России же дело обстоит несколько иначе. Если в крупных городах приемные пункты использованных шин все же появились, но работают они в основном с оптовиками, то на периферии система сбора и утилизации шин находится или в зачаточном состоянии, или ее просто не существует.

Ситуацию пытаются изменить крупные шинные дилеры, которые не только готовы принимать отработанные шины у частных лиц сами или через партнеров, но и гарантировать их отправку на переработку. Кстати, вблизи Москвы действуют два крупных предприятия по утилизации шин: в Чехове и в Радужном, что во Владимирской области.

В небольших шиномонтажах у вас также могут принять использованные шины за какую-то символическую плату, только не факт, что дальнейшая их судьба сложится в соответствии с законодательством. А оно, между прочим, в сфере утилизации шин существует достаточно давно.

Это, в частности, Федеральный закон No 89-ФЗ от 24.06.98г «Об отходах производства и потребления» (редакция от 2014 года) и ГОСТ Р 54095-2010, именуемый как «Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».

Одна из главных статей закона за номером 47 обозначена как «Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства». Не будем приводить все ее пункты, но основные положения обязывают всех пользователей, как юридических, так и физических лиц, во-первых, сдавать отработавшие шины на утилизацию. Во-вторых, деятельность предприятий по утилизации и переработке является лицензируемой.

В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин предложены, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки и производство из нее.

Однако в приведенном выше ГОСТе от 2010 года есть и такие пункты:

9.3 Захоронение можно использовать только при отсутствии других целесообразных методов.

Читайте также:  Обработка от тли содой рецепт

9.3.1 Размещение покрышек, завершивших жизненный цикл, посредством захоронения в окружающей среде допустимо, только если другие способы повторного использования материалов или восстановления энергии неприменимы.

В Европе же какое-либо захоронение использованных шин просто запрещено на основании директивы 1999/31 /ЕС «О захоронении отходов на полигонах». Не случайно в странах ЕС 82% отслуживших свое покрышек проходит переработку. Похожая ситуация – в Японии и США, правда, у американцев законодательство в этом вопросе различается от штата к штату.

Справедливости ради отметим, что, по данным исследований как американских, так и европейских ученых, сами по себе использованные покрышки не представляют особого вреда и относятся к 4-классу опасности для окружающей среды. То есть малоопасны.

Но при определенных условиях, например, при кислой или щелочной почве произойдет постепенное разрушение металлического каркаса с выбросом вредных соединений меди, цинка, свинца и кадмия. Их процентное содержание мизерно: от 0,001 до 0,02 % к массе шины, но тем не менее экологи бьют тревогу.

Другое дело, что их сжигание в атмосфере тут же переводит класс опасности шины в максимальный второй или даже первый. Это связано с присутствием в продуктах горения токсичных пиролизных масел, а также упомянутых выше соединений металлов.

Именно поэтому наиболее предпочтительные по всему миру способы утилизации – переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования или сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах. В этом случае можно получать калорийное жидкое топливо.

В России резиновая крошка находит применение в основном при изготовлении покрытия детских и спортивных площадок, производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов с резиновым наполнителем. Есть и технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин.

Несмотря на то, что добавление крошки в асфальт в несколько раз повышает его износостойкость, эта методика применяется у нас крайне мало. В первую очередь из-за дороговизны процесса. На переработку тонны покрышек в крошку потребуется порядка 500-700 кВт электроэнергии. В то же время в дорожном строительстве США резиновую крошку применяют давно и практически повсеместно.

Один из нюансов переработки и утилизации шин заключается в их конструкции. Шины для грузовых автомобилей, цельнометаллокордовые или ЦМК, можно несколько раз восстанавливать. Но при полном износе каркаса для утилизации таких шин требуется дорогостоящее оборудование и особые технологии.

С легковыми моделями все обстоит несколько проще. Нужно лишь вырезать металлизированное бортовое кольцо, и шину можно отправлять либо в пиролизную печь, либо в специальный шредер для получения разнофракционной крошки. Оставшиеся части металла удаляются путем магнитной сепарации.

Ежегодный объем пришедших в негодность шин по России составляет около 1,2 млн тонн. Увы, но до сих пор в переработку от этого количества попадает не более 10-15%. Все остальное валяется по обочинам дорог или на свалках. В чем же тогда проблема? Ведь на рынке существует огромное количество предложений по оборудованию для утилизации шин.

Если посмотреть их, то получается, что небольшой цех по производству резиновой крошки можно разместить на площади в 80 кв.м, а стоимость комплекта оборудования в зависимости от марки и страны происхождения составит от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей.

Но индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса, похоже, не рвутся в эту производственную нишу. С учетом нынешнего законодательства получается очень хлопотно. Мало того, что нужно получать государственную лицензию, так еще и предприятие не разместишь там, где удобно. На утилизацию отходов с установленным классом опасности действуют строгие экологические ограничения.

Проблемы пытаются решить члены Ассоциации производителей шин (АПШ). В последние годы ими было выдвинуто предложение о создании в России объединения производителей и импортеров шин, которое бы занималась вопросами утилизации шин. Но и это предложение пока находится лишь в стадии рассмотрения и проработки. И опять же все упирается в законодательство и подзаконные акты, в которых будут прописаны все нормативы утилизации шин.

Дело еще и в том, что на сегодняшний день потребность в продуктах переработки шин в России составляет не более 50% от ежегодного количества отправленных в утиль. То есть порядка 600 тысяч тонн использованных шин остаются неутилизированными. Но даже это можно считать идеальным вариантом. В действительности на начальном этапе шинные производители готовы утилизировать не более 10-15% выпущенных в обращение шин.

Читайте также:  Как избавится от социопат

Источник

5 вариантов, куда деть старые шины и не попасть на штраф

Ежегодно в России скапливается порядка 800 тысяч тонн использованных шин. Но пока только малый процент обретает вторую жизнь. Вот, например, в этом году стараниями «ЭкоШинСоюза» было отправлено на переработку 70 тысяч тонн. И для России это большое достижение, поскольку до 2017 года эта категория отходов почти никак не учитывалась и практически не сортировалась. Сейчас же в старые шины, так же как и в стекло, пластик, бумагу, пытаются вдохнуть новую жизнь. Мы предлагаем вам 5 вариантов экологичного подхода к отработавшим свое покрышкам.

1. Сдать резину в шиномонтаж

Минус: могут не взять, поскольку не имеют точек сбыта.

Плюс: если возьмут — это почти гарантия того, что отправят на переработку. Кстати, появилась инициатива размещать узнаваемые баннеры у тех шиномонтажей, которые работают напрямую с фирмами, утилизирующими этот вид мусора. Надпись на нем будет примерно следующего содержания: «Сдаем куда надо».

2. Бросить в специальный контейнер

Минус: их всего 350 по стране.

Плюс: в крупных городах они есть — их геолокацию уже нанесли на специальную карту, и скоро она будет в свободном интернет-доступе.

3. Продать

Минус: замучаетесь искать покупателя.

Плюс: есть шанс его все же найти и заработать.

4. Сделать клумбу

Минус: не очень эстетично.

5. Устроить из покрышек своеобразный шлагбаум, к примеру на дачном участке

Минус, плюс: смотри пункт 4.

Кстати, в сфере обращения с данным видом отходов грядут серьезные перемены, причем на законодательном уровне. Минприроды намерено ввести мораторий на самостоятельную реализацию РОП (расширенной ответственности производителя). То есть вопрос сбора, утилизации и переработки шин уже не будет в ведении производителей и импортеров шин, которые на сегодняшний день используют свои механизмы сбора. Законодатели хотят отдать все на откуп единому монополисту. Экосбор соответственно увеличится. Производители и импортеры начнут платить за утилизацию в 8 раз больше, чем платят сейчас. Их это, разумеется, не радует. Кстати, на сегодняшний день каждый производитель шин тратит в России на их утилизацию примерно 200 миллионов рублей в год.

Уточним и напомним: принцип РОП законодательно введен в России 1 января 2015 года и предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизируют произведенную продукцию, которая утратила потребительские свойства. Цель РОП понятна. Это снижение объема отходов и обеспечение максимальной вторичной переработки. Для выполнения этих требований в 2017 году как раз и была создана некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз».

Что создают в России из старых шин?

  1. Термоэластопласты. Полимерные материалы с высокоэластичными свойствами.
  2. Резиновую крошку, которую можно сделать элементом дорожных покрытий.
  3. Аналоги каучука.
  4. Альтернативные источники энергии.

Имейте ввиду

  • для физических лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выявление и пресечением таких правонарушений занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Если в результате сжигания покрышек был причинен вред здоровью человека, то к нарушителю применяется уголовная ответственность.

Интересная статистика

  1. С 2017 по 2019 год в стране было утилизировано 130 тысяч тонн отработанных шин.
  2. В России ежегодно образуется порядка 800 тысяч тонн отработанных шин.
  3. В результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено около 350 спецконтейнеров в России для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров.
  4. «ЭкоШинСоюз» сейчас работает с девятнадцатью утилизаторами (переработчиками).
  5. На то, чтобы полностью избавить страну от старых покрышек, может уйти не менее 20 лет.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей