- Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза
- Коллективный намаз мусульманок: может ли одна из них быть имамом?
- Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза
- Кто заслуживает право быть имамом на молитве с джамаатом?
- Как избавиться от навязчивых мыслей и сомнений (вас-вас)
- Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей. Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и с помощью Аллаха дадим практические советы для их устранения.
- Сомнения во время посещения уборной
- Сомнения во время совершения омовения
- Сомнения во время совершения обязательного намаза
- Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?
- Сомнения в вере
- Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза
- Советы для достижения смиренности в молитве
- 1. Совершать намаз как в последний раз
- 2. Остановки в конце аятов
- 3. Чтение сур красивым голосом
- 4. Понимание того, что Создатель видит твой намаз
- 5. Не следует молиться, если хочется в туалет
- 6. Намаз в помещении без изображений и ярких элементов интерьера
Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза
Огромное значение в намазе имеет духовное состояние молящегося, который должен знать перед кем стоит, и быть чрезвычайно смиренным. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاتِهِمْ خَاشِعُونَ.قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ» — «Поистине преуспели верующие, которые в своих намазах смиренны» (Сура аль-Муъминун, аяты 1-2).
Так как любой намаз начинается с намерения, то необходимо сосредоточится прежде всего на нем. Делая намерения на намаз нужно понимать, что ты сражу же оказываешься на встречи с Создателям и думать только о нем. Однако так как главный враг верующего – шайтан – не дремлет, то он делает все, чтобы отвлечь мысли молящегося на самые разные вопросы, кроме самой молитвы.
Если совершать намаз как следует, выполняя его обязательные и желательные действия, это поможет сильнее сосредоточится в намазе. Особенно хорошо выучить и читать все желательные в намазе азкары, так как это не дает лишнего времени в намазе и постоянно напоминает о Всевышнем. При этом желательно знать смысл произносимых азкаров, что сделает вас еще более смиренным. Ученые также говорят, что помогает сосредоточиться в намазе, когда молящийся думает о каждом своем действии в намазе, т.е., например, совершая суджуд он думает о том, что сейчас сделает земной поклон Тому, кто их создал. Кроме того, мешает совершать намаз смиренно лишние действия в намазе. Так не желательно смотреть по сторонам в намазе, что явно будет мешать сосредоточиться. Поэтому ученые советуют смотреть на самое святое место во время намаза – место земного поклона. Также при совершении намаза надо предусмотреть, чтобы вокруг не было громких отвлекающих звуков. Для большей награды и смиренности обязательные молитвы надо совершать коллективно и желательно в мечети.
Нежелательным также является совершения намаза при приготовленной пище, или когда есть желание к большой и малой нужде, так как это помешает совершить намаз смиренно и будет отвлекать и побуждать быстрее совершить намаз.
Молящийся должен совершать намаз так как-будто это его последний намаз.
Совершающий намаз всегда должен помнить перед кем он стоит, так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в известном хадисе, где он отвечал ангелу Джабраилу, сказал: «أن تعبد الله كأنك تراه، فإن لم تكن تراه فإنه يراك» — «Чтобы ты (т.е. раб) поклонялся Аллаху так, как-будто ты (т.е. раб) видишь Его, и даже если ты Его не видешь, поистине Он видет тебя». «Сахих Муслим», хадис №8.
Коллективный намаз мусульманок: может ли одна из них быть имамом?
Выполнения намаза, особенно обязательного, джамаатом является очень желательным делом, за которое вознаграждение будет во много раз больше чем за индивидуальный намаз. Как известно чтобы.
Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза
Огромное значение в намазе имеет духовное состояние молящегося, который должен знать перед кем стоит, и быть чрезвычайно смиренным. Аллах Всевышний говорит в Священном.
Кто заслуживает право быть имамом на молитве с джамаатом?
Так как намаз является важнейшим богоугодным делом, а совместный намаз является еще более почетным, возникает вопрос кто же может быть имамом в намазе.
Источник
Как избавиться от навязчивых мыслей и сомнений (вас-вас)
Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей. Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и с помощью Аллаха дадим практические советы для их устранения.
Сомнения во время посещения уборной
Посещение уборной для многих людей не столь лёгкое дело, поскольку из опасений за чистоту тела и одежды каждое посещение для них чуть ли не как купание и стирка. Чувство, будто брызги мочи попали на ноги или одежду, не покидает их, и они начинают мыть ноги или застирывать нижнее бельё или подол одежды. И делают они это с каждым разом всё дольше и больше.
В книгах по фикху (мусульманское право), в разделе посещения уборной пишется, что не стоит придавать значения чувству попадания брызг на тело или одежду, если их не видно невооружённым глазом. Кроме того, богословы советуют тем, кто страдает навязчивыми сомнениями во время посещения уборной, после справления нужды побрызгать одежду чистой водой, чтобы на выходе, увидев какие-то брызги, не принять их за брызги мочи. Вот таким нехитрым образом можно справиться с этим видом сомнений.
Сомнения во время совершения омовения
Порой можно заметить, как молодые люди совершают омовение, громко читая азкары, и моют части тела не по три раза, как велит сунна, а десятки раз! То им кажется, что они не омыли орган, то не домыли до конца, то нарушили очерёдность обмывания частей тела (в шафиитском мазхабе соблюдение очерёдности обмывания частей тела – обязательно) и т. п. На совершение омовения, которое можно совершить за одну минуту, у них уходит порядка 10–15 минут, а порой даже больше получаса!
Когда сатане не удаётся заставить человека не совершать поклонения Аллаху, он пытается помешать человеку наущениями и сомнениями, доводя его до такого состояния, что в итоге тот оставляет это дело. Для наущений и вселения сомнений в совершающих омовение существует конкретный бес, которого зовут Валяхан.
И если сомнениям в других видах поклонения подвержены зачастую неграмотные в религии люди, то от участи сомнений во время совершения омовения не спасены даже начинающие мутаалимы (кто только-только начал изучать религиозные науки). Поскольку, если заглянуть в книги по фикху, можно обнаружить: когда есть сомнения относительно того, помыл ли часть тела вообще или помыл ли её полностью, – нужно снова помыть эту часть тела. Если во время совершения омовения возникли сомнения относительно намерения, было ли оно сделано или нет, – нужно начать совершение омовения сначала. А если сомнения возникли уже после завершения омовения (после того как помыл вторую ногу), то, будь они относительно намерения или же относительно части тела, например, руки – помыл её или нет, – им не нужно придавать никакого значения!
Стоит также отметить, что намерение делается сердцем, мысленно, и этого для действительности намерения вполне достаточно, а проговаривать его языком – желательно.
Сомнения во время совершения обязательного намаза
Ещё одним распространённым случаем являются сомнения во время совершения намаза: громко читают суру «аль-Фатиха» (алхам) и «Тшаххуд» (ат-тахийят), повторяют прочитанное по нескольку раз, забывают количество совершённых ракаатов (циклы намаза), снова и снова вступают в намаз, сомневаясь в намерении, и т. п. И если, совершая намаз в джамаате за имамом, им как-то с горем пополам удаётся это сделать, то самостоятельное чтение молитвы для таких людей чуть ли не пытка.
Неудивительно, что сомнения в намазе посещают довольно большое число людей, ведь намаз – самый важный столп Ислама, без соблюдения которого невозможно представить вообще саму религию. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил молитвы столбу, опоре, сказав: «Намаз – это опора религии» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-акваливаль-афаль»», № 18889).
الصلاة عماد الدين
В другом хадисе говорится: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба, – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).
إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر
Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять молитву. Зная важность и значимость молитвы, сатана и пытается всячески помешать исполнять её.
Здесь тоже, если заглянуть в книги по фикху, можно найти следующие нормы: если у человека во время совершения намаза возникло сомнение относительно намерения – было ли оно у него или нет, – молитву необходимо начать заново. Если молящийся засомневался, прочитал ли он суру «аль-Фатиха» или совершил ли какую-нибудь составную часть молитвы (рукн), например поясной поклон (руку’), – он должен вернуться к чтению «аль-Фатихи» или, в нашем примере, к поясному поклону и продолжить молитву оттуда. Если молящийся сомневается, совершил он 2 ракаата или 3, он должен решить, что совершил только 2, и продолжить молитву до нужного количества ракаатов. Если сомнения возникнут уже после завершения молитвы (после первого саляма) – на них вообще не нужно обращать внимания.
Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?
Однако здесь нужно понимать, что эти нормы предназначены для здоровых (в правильном значении этого слова) людей, для тех, кто не страдает наущениями, навязчивыми сомнениями при каждом совершении омовения или намаза.
Самый эффективный способ для устранения этих сомнения – равнодушие к ним: нужно просто не обращать на них внимания. Допустим, засомневались, до конца ли помыли руку, – не мойте её снова, вместо этого продолжите омовение дальше. Чем больше верующий будет поддаваться таким сомнениям, тем сильнее и чаще они у него будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по-другому и не назовёшь, – просто не придавать ей значения.
Например, во время омовения вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у вас возникли сомнения: всю ли правую руку вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение: помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!
Аналогично поступайте и в отношении намаза. Если вы будете следовать этому совету, вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!
Сомнения в вере
Порой подобные мысли возникают у многих людей, в том числе и у мусульман. Таких сомнений не бывает лишь у пророков (мир им) и у избранных рабов Всевышнего – духовных наставников (шейхов, устазов) и т. д.
Первое, о чём хочется сказать: навязчивые мысли, возникающие сами по себе, без нарочного осмысливания и размышления об Аллахе, не запретны, за это человек не впадает в грех. А целенаправленные домыслы об Аллахе, какой Он физически, представление какого-нибудь образа и т. п. – грешны и могут привести в неверие (куфр).
Стоит отметить, что такие мысли, как правило, посещают лишь тех мусульман, чья вера не крепка и не подкреплена логическими и религиозными доводами, которые приводятся богословами, о существовании Господа, Творца всего, что нас окружает, а также доводами, полученными путём сравнения того, что сказано в Коране, с последними научными открытиями. К счастью, на сегодняшний день в исламских магазинах, да и в Интернете, можно найти подобную литературу.
Человеку, у которого имеются подобного характера навязчивые мысли, следует больше общаться с соблюдающими мусульманами, богословами, посещать различные собрания, на которых говорят на религиозные темы (меджлисы) и т. п. При возникновении сомнения в отношении Аллаха, Его атрибутов и т. п. не держать это в себе, не пытаться самостоятельно прийти к чему-то, а спрашивать у богословов!
Совершать молитву в коллективе (джамаат-намаз), не спешить сразу же вставать после намаза и заниматься своими делами, а читать все желательные мольбы (азкары) и просить Всевышнего укрепить свой иман.
Побольше читать Коран, желательно ежедневно, утром и вечером, особенно следующие суры: «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас» (последние три суры Корана), аят «аль-Курси» (255-й аят суры «аль-Бакара»).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза
Особое внимание при поклонении Всевышнему мусульмане должны уделять смиренности.
В Священном Коране сказано:
Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов (23: 1-2)
В данном случае подразумевается отсутствие посторонних мыслей и движений при молении. Вставший на намаз должен думать исключительно о своём Создателе, отсекая всяческие рассуждения о мирском. Не всегда получается сконцентрироваться, особенно когда мы испытываем сильные переживания или пребываем в форс-мажорной ситуации. Тем не менее, мусульманин должен мысленно максимально самоизолироваться от мирских дел. В противном случае существует риск того, что человек может получить меньше награды за такую молитву.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил по этому поводу: «Верующий выполнит намаз, а ему запишется лишь одна десятая, или девятая, или восьмая, или седьмая, или шестая, или пятая части, или четверть, или треть, или половина от награды» (Абу Дауд, Ахмад).
Необходимо уделять также особое внимание воздержанию от лишних движений, которые в некоторых случаях могут привести к недействительности намаза. Иногда молящиеся начинают чесаться, поправлять одежду, вытирать пот и так далее, тем самым отвлекаясь от процесса поклонения.
Однажды Аиша (р.а.) спросила у Милости миров Мухаммада (с.г.в.) о допустимости лишних поворотов головы на намазе. На что он ответил: «Подобное – воровство, так шайтан ворует из молитвы человека» (Бухари). Ещё в одном хадисе сказано: «7 элементов в намазе исходят от шайтана. Это течение крови из носа, сонливость, отвлечённые мысли, зевота, почёсывания, взгляды по сторонами и игра с чем-либо» (Бухари, Муслим).
В ситуациях, когда что-то всё-таки беспокоит мусульманина и не даёт сконцентрироваться на поклонении, необходимо устранить это одним движением. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если кто-то из вас молится, то пусть не стряхивает маленькие камни» (Тирмизи, Насаи). В иснаде имама Ахмада также говорится: «Стряхни один раз, а лучше не делай этого».
Советы для достижения смиренности в молитве
1. Совершать намаз как в последний раз
Первым способом являются размышления о смерти, которая рано или поздно наступит у каждого из нас. Поскольку никто, кроме Господа миров, не знает, сколько нам осталось жить, каждый свой намаз мы должны стараться выполнять должным образом. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) призывал: «Перед тем как встать на намаз, представь, что он последний» (Ахмад).
2. Остановки в конце аятов
При чтении Корана во время намаза верующему не нужно спешить, так как он может попросту сбиться, а этот фактор негативно скажется на смиренности. После каждого процитированного аята следует делать паузу. Умм Саляма (р.а.) рассказывала, что Пророк (с.г.в.) во время чтения суры «аль-Фатиха» в молитве делал остановку в конце каждого аята (Абу Дауд).
3. Чтение сур красивым голосом
Для того чтобы не отвлекаться на мирские размышления, необходимо читать фрагменты из Корана красивым и громким голосом (это касается фардовой части намазов, совершаемых мужчинами в тёмное время суток), чтобы разум был сконцентрирован именно на этом. Во-первых, благодаря такому чтению вы не будете слышать посторонние звуки, а во-вторых, сами будете получать духовное наслаждение от своего же чтения.
В хадисе сказано: «Лучшим среди голосов чтецов Священного Корана является тот, слушая который ты осознаёшь, что он боится Всевышнего» (Ибн Маджа).
4. Понимание того, что Создатель видит твой намаз
Верующий должен также осознавать, что Всевышний видит, как Его раб совершает молитву. Поэтому необходимо обратить особо пристальное внимание тому, чтобы каждый намаз был выполнен должным образом. Посланник Аллаха (с.г.в.) говорил: «Когда верующий встаёт на молитву, он начинает общаться с Творцом, пусть же следит за тем, как он это делает» (Хаким).
5. Не следует молиться, если хочется в туалет
В некоторых ситуациях верующий совершает несколько намазов с одним омовением. И бывает такое, что он хочет в туалет, но перед этим намерен быстренько помолиться. В подобной ситуации лучше всё-таки сначала справить нужду, а затем обновить тахарат и прочитать молитву. Наличие нужды во время поклонения будет только отвлекать, и мусульманин не сможет должным образом сконцентрироваться.
В одном из хадисов сказано: «Если кому-то нужно справить нужду и прозвучал азан, то нужно начать с туалета» (Абу Дауд). В иснаде Муслима сказано: «Нет молитвы у того, кому подана пища, и у того, кто сдерживается от справления нужды».
Если же время намаза выходит, то только в этом случае необходимо сначала совершить намаз, а уже потом – всё остальное.
6. Намаз в помещении без изображений и ярких элементов интерьера
Немаловажным является и выбор места молитвы. Если в вашем жилище несколько комнат, то лучше молиться в той, где нет ярких изображений, которые бросаются в глаза и могут отвлечь – например, картин, статуэток, ярких штор, плакатов и так далее.
Передаётся со слов Анаса (р.а.), что в доме Аиши (р.а.) была яркая занавеска. Увидев её, Пророк (с.г.в.) попросил убрать её, так как изображения на ней отвлекали от молитвы (Бухари).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Асаляму алайкум вараҳматуллаҳ, скажите пожалуйста можно совершать намазы (джамоатом) с женой? (Фард/ громко) ? Заранее спасибо.
Источник