- Как это работаетЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться
- Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.
- Что такое клиповое мышление
- Плюсы и Минусы клипового мышления
- Как бороться с клиповым мышлением
- Что такое клиповое мышление
- Вред клипового мышления
- Как бороться с клиповым мышлением
- Новости
- Паблики/соцсети, сайты приколов и т.п.
- Общее
- Вместо заключения
- Клиповое мышление: бич современного общества
- Что это такое
- Чем отличается такой вид мышления от понятийного?
- Как избавиться от клипового мышления
- Чтение и обучение
- Писать изложения и сочинения
- Алгоритм АСССА
- Метод парадоксов
- Дыхательные практики и медитация
- Устраивать цифровые каникулы
- Особенности у детей
Как это работаетЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться
Плюсы и минусы явления, а также способы борьбы с ним
Текст
Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.
Что такое клиповое мышление
Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.
Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.
Плюсы и Минусы клипового мышления
Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу
Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.
минус: Ослабляет чувство сопереживания
Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.
Плюс: Ускоряет реакцию
Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний
Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.
Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки
Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.
Источник
Как бороться с клиповым мышлением
Сегодня мы поговорим о новой чуме 21 века – клиповом мышлении. В эпоху селфи, соцсетей, смешных картинок и тупых видео от блогеров, набирающих миллионы просмотров, алгоритм потребления информации человеком меняется. Из-за постоянного употребления “информационного фаст-фуда” многим становится тяжело долго концентрировать внимание. И если раньше вы прочитывали книгу за неделю, то теперь она может пылится у вас на столе месяцами. Почему ? Потому что вы привыкли к подаче информации маленькими порциями с эмоциональными заголовками и картинками.
Как вернуть себе способность к глубокому обучению, как слезть с иглы новостей и “смешинок”, как в конце концов перестать деградировать – проверенные практические способы. Статья короткая, не переживайте)
Что такое клиповое мышление
Термин “клиповое мышление” появился относительно недавно. Первоначально обозначал особенность человека воспринимать информацию только через яркие, непродолжительные образы, которыми богаты музыкальные видеоклипы. Позже значение термина расширилось: если раньше под клиповое мышление подпадало бесконечное переключение каналов зомбоящика, то теперь это: кликанье по ссылкам в сети, просмотр тупых картинок и роликов, чтение новостных заголовков, соцсети, аськи, ватсаппы и прочие инстаграммы.
Почему соцсеть Instagramm сейчас набирает популярность, а более классические фейсбук и вконтакте теряют ? Догадываетесь? Потому что в инстаграмм меньше текста и больше картинок. Голову включать не надо)
Конечно же, если использовать соцсети только для отправки сообщений, вреда почти нет. Но если вы торчите в пабликах с приколами и т.п. … IQ среднестатистического пользователя вконтакте снижается примерно в 5 раз, когда он заходит в свою любимую социалочку. Нормальные, казалось бы, люди превращаются в школьников из класса коррекции. Не верите ? Посмотрите комментарии своих знакомых к постам в пабликах и все поймете. Думаете вы особенный и к вам это не относится ? Ну-ну))
Вред клипового мышления
А разве это плохо? Ну смотрит человек тупые приколы и заголовки новостей. Что тут такого? Законом ведь не запрещено!!
Конечно же, вы не умрете. Только обучаться новой информации вам все сложнее, у вас повышается уровень тревожности (если читаете новости), что ведет к стрессу и проблемам со здоровьем.
Вы уже не можете читать книги и даже большие статьи. Вам нужны “интересности” в сжатом виде. Если у вас есть богатые родители-олигархи, которые вас содержат и вам остается только выкладывать селфи с Мальдив в свой инстраграмм, – поздравляю! А если таких родителей нет? Если вы хотите чего-то добиться сами ? Тогда без глубокого мышления, которое является противоположностью клипового, вам не обойтись.
Как бороться с клиповым мышлением
Если вы сейчас читаете эту статью и не понимаете о чем речь, – поздравляю. Вам удалось избежать тлетворного влияния современной культуры. Ну а если узнаете себя… то продолжаем)
Подсесть на иглу “развлекалочек” очень легко. Вы и не заметите, как начнете тупеть. И рука будет сама тянуться к телефону/компьютеру проверить “что новенького”. Поверьте, я сам через это прошел.
Как же нам бороться с клиповым мышлением, когда из каждой дырки в интернете лезут яркие заголовки и красочные картинки ?
Т.к. разновидностей зависимостей много, я перечислю способы борьбы с разными видами “лишней” информации, ну а вы выберете актуальные для вас.
Мгновенно “слезть с иглы” не получится. По крайней мере у большинства из нас. Поэтому, одним из основных наших методов будет – уменьшение доз и их частоты.
Новости
“Я слежу за новостями, мне важно знать что происходит в мире! Вдруг случится что-то важное!”
Новости. Пожалуй, самая страшная из информационных зависимостей. Т.к. помимо снижения способности к концентрации, регулярное чтение новостей значительно увеличивает общий уровень тревожности. Что приводит к болезням сердца и куче других болячек.
Действительно ли вам нужно знать новости? Ведь они специально составляются из негативных событий, т.к. они привлекают больше внимания.
Вспомните на вскидку хоть одну новость, которую вы прочитали и которая как-то повлияла на вашу жизнь . Не можете ? О действительно важных событиях вы и так узнаете, поверьте. О том, что в России кризис знает любой привокзальный бомж без телевизора и интернета. О том, кто текущий президент, ему тоже известно. Возможно, он не все знает про ИГИЛ, но зачем вам эта информация ?
Я веду к тому, что чтение/просмотр новостей – абсолютно бесполезное и даже вредное занятие. Но как избавиться от этой привычки ? Постепенно.
- Если вы смотрите новости по телевизору, переходите на чтение новостей в интернете. Хотя бы время сэкономите.
- Не читайте текст новостей полностью. Редакторов новостных сайтов обучают умещать в заголовок весь смысл новости, поэтому читать подробности никакого смысла нет.
- Читайте новости один раз в сутки – после 18-19 часов вечера. В это время редакторы сайтов заканчивают свой рабочий день и новых новостей сегодня уже не появится.
- Следующим этапом переходите от чтения новостей раз в сутки, на чтение раз в неделю – на многих сайтах есть возможность подписаться на рассылку самых важных новостей раз в неделю.
- Ну и затем старайтесь полностью отказаться от новостей. Сэкономите себе пару лет жизни.
Паблики/соцсети, сайты приколов и т.п.
- Начинаем отписываться от пабликов в соцсетях. Делаем это постепенно, начните с самых тупых. Затем, по-тихоньку, по одному паблику в неделю, очищайте свою ленту вк/инстраграмма и т.п. Оставьте пару более-менее полезных подписок, это будет выступать вам замещением идиотских шуточек.
- Если вы посещаете сайты со “смешинками”, выберете на сайте самую интересную категорию/тэг , например “Коты” и добавьте страницу этой категории постов себе в закладки. Теперь заходите на данный сайт сразу на страницу этой категории, минуя главную. Так вы снизите поток информации, которая вам к тому же не особо интересна.
- Пробуйте иногда “забыть” зайти на тот или иной сайт.
Общее
Некоторые люди не могут в принципе читать книги. Не потому что они глупые, а просто потому что у них такой тип личности. Это нормально. Но вот если вы ранее без проблем читали книги, а сейчас вам это дается тяжело, то скорее всего здесь дело в клиповом мышлении.
Итак, что еще можно сделать, чтобы снова вернуться к чтению книг и в целом увеличить способности к концентрации и глубокому мышлению ?
- Купите принтер (любой, хоть самый дешевый) и распечатывайте длинные статьи. При чтении с бумажного носителя информация воспринимается лучше на 25%, чем с электронного. Да и меньше возможностей отвлечься.
- Аналогично – покупайте бумажные книги. Будет больше толку, если вы за месяц прочитаете 1 бумажную книгу, чем скачаете 100 и они будут мертвым грузом лежать на винчестере.
- Читайте вне дома. Почему-то вне дома проще сосредоточиться на информации.
- Аудиокниги. Попробуйте, серьезно. У многих людей с печатными книгами дело не клеится, а вот аудио-книги идут легко. Да и можно совмещать прослушивание книг с дорогой куда-либо.
- Пробуйте читать вначале по 10 минут в день, ни на что не отвлекаясь. Затем по 20, потом по 30.
- Отключайте интернет, предварительно скачав материалы для изучения.
- Устраивайте себе дни без интернета.
Вместо заключения
Помимо практического вреда, разрозненная мусорная информация наносит нам урон еще и на энергетическом уровне. Но об этом как-нибудь в другой раз 🙂
Источник
Клиповое мышление: бич современного общества
Что это такое
Клиповое мышление — это восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.
Такое мышление основано на:
- фрагментарности;
- яркости;
- кратковременности;
- нелогичности;
- отрывочности;
- разрозненности.
Характерная особенность клипового мышления – сиюминутный, поверхностный прием информации, которая мелькает в глазах беспрерывно. Это похоже на кратковременные вспышки, клипы, поэтому так и называется. Термин появился в условиях современной клиповой культуры, когда мультимедиа стала править информационным миром. Психологи отмечают негативное воздействие такого мышления на умы современных школьников и студентов.
Изначально название термину дал Федор Иванович Гиренок, который является российским специалистом по онтологии, экологии и имеет звание доктора философских наук. Ему принадлежит первоначальная расшифровка термина. Частично в своей работе он использовал опыт американского ученого Элвина Тоффлера и канадского философа Герберта Маршалла Маклюэна.
Слово «клип» в переводе с английского языка означает «фрагмент, отрывок, вырезка».
Чем опасен такой вид мышления:
- нарушается концентрация: человек часами пытается сделать простое дело, из-за того что все время отвлекается;
- сложность с анализированием информации: нет логических цепочек, отделения главного от второстепенного, отсутствие выводов;
- снижается успеваемость: учащиеся не могут понять прочитанного и легко забывают всю информацию — это приводит к плохим оценкам и провалам на экзаменах;
- быстрая внушаемость, подверженность манипуляциям на фоне эмоциональной реакции;
- безразличное отношение к окружающим: неспособность к длительному сопереживанию, быстрое переключение от трагедии на другие новости.
Чем отличается такой вид мышления от понятийного?
Для клипового мышления свойственна быстрая скорость обработки информации. Когда человек сразу реагирует на полученные сведения, но не хранит их в памяти.
Понятийному мышлению характерна медленная, доскональная переработка информации. И в том и другом типе есть свои плюсы и минусы.
Так, к примеру, клиповое мышление позволяет найти мгновенное решение в критической ситуации. Интуитивно человек находит верное решение очень быстро. В то же время людям с понятийным мышлением будет сложно резко включиться в сложную ситуацию. Они сначала впадают в шоковое состояние и не могут быстро понять, что происходит.
У клипового мышления вся информация передается образами, слова являются лишь дополнительной нагрузкой. Конкретизации в данном случае нет. А в понятийном мышлении наоборот — упор делается на конкретику, из-за этого человек начинает думать очень медленно и консервативно. Голова будет перегружена правильной и нужной информацией, но она очень быстро становится бесполезной. Время для принятия решения будет попросту упущено. В клиповом мышлении такого нет. Оно широко направлено и позволяет нескольким моментам слиться воедино для формирования общей картины.
Как избавиться от клипового мышления
Нужно ли развивать клиповое мышление или лучше от него постараться избавиться? Вопрос неоднозначный. Вроде и польза от него есть и минусы не настолько вредны. Это означает, что искоренить его вряд ли получится. Можно наоборот использовать в своих целях. Например, быстро прокачать свой мозг и сделать его полезным для решения ситуаций, в которых требуется быстрое решение.
Для этого умные люди разработали множество методик.
Чтение и обучение
Один из самых простых и доступных каждому человеку навыков — чтение книг. Во время чтения человек погружается внутрь текста, анализирует его, чтобы не потерять суть.
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
В то же время тренируется усидчивость. Конспектирование книг только усиливает эффект от прочтения. Этот способ полезен получением новых знаний. При этом идет как бы нанизывание информации на клиповую.
Писать изложения и сочинения
Благодаря изложениям люди учатся пересказывать чужие мысли и легче запоминают их. Сочинения развивают навык собственного мышления.
Писательская привычка формируется через ежедневное выполнение задания: как бы там ни было, нужно писать хотя бы по одной странице в день. Важно показать свои писательские работы друзьям и родным. Им со стороны виднее, где есть недочеты и ошибки. Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории.
В любом случае, даже если нет желания писать методично, то можно просто записывать свои мысли в ежедневник. Это поможет более детально проанализировать пережитую за день информацию.
Алгоритм АСССА
Есть такая методика Л.А. Ястребовой: анализируй — структурируй — систематизируй — синтезируй — анализируй.
Ее суть заключается в следующем. Если ребенку подарили конструктор, то сначала его нужно открыть и изучить инструкцию (анализирование). После этого детальки раскладываются по определенным категориям (структурирование). Затем ребенок выбирает те детали, которые будет использовать для создания чего-то нового (синтезирование). Заканчивается игра оценкой итоговой работы (анализирование). Когда цель достигнута в полном соответствии с замыслом, значит клиповое мышление получилось победить.
Метод парадоксов
Профессору Михаилу Казинику удалось разработать метод для развития критического мышления. Он основан на формировании логической цепочки, когда все происходящее необходимо объяснить и найти противоречия. Казиник был против того, чтобы любая информация воспринималась просто на веру.
Дыхательные практики и медитация
Время от времени нужно приводить свои мысли в порядок. Из перевозбужденного состояния становиться спокойным. Сесть в удобную позу, расслабиться и в течение десяти минут делать дыхательную гимнастику. Для этого нужно выпрямить спину и начать глубоко вдыхать воздух, а затем медленно выдыхать. Во время такой практики наступает приятное расслабление в теле.
Устраивать цифровые каникулы
Полностью избавиться от гаджетов в современном мире практически невозможно. Но важно понимать, что направленность на клиповое мышление процветает не только в интернете, но и в городской рекламе, в журнальных изданиях, виртуальных играх.
Рекомендуется устраивать себе отдых от лишней информации. Хотя бы дважды в месяц можно из городской суеты отправиться на природу. Психологи советуют в это время гулять, рисовать, общаться с друзьями и детьми. Важно по возможности исключить в эти дни из своей жизни телефон, компьютер, телевизор. Мозг скажет только: «Спасибо!».
Особенности у детей
От клипового мышления стали сильно страдать современные дети. Они подвергаются воздействию гаджетов, как никто другой. Решение этой проблемы в глобальном смысле пока не найдено. Но многие ученые работают над этим. Ими отмечены характерные особенности восприятия информации несовершеннолетними. Дело в том, что детям становится трудно анализировать что-либо, концентрироваться на чтении, учить информацию наизусть, сочинять большие тексты.
Раньше учителя передавали всю информацию школьникам через устную речь. Но в наше время педагог вынужден делать урок максимально разнообразным, чтобы не потерять внимание учащихся. Искать подходящие цитаты, придумывать игры, делать запоминающиеся презентации.
Это помогает найти общий язык с настроенными на клиповое мышление учениками. В то же время, учитель развивает в них понятийное мышление. Это становится возможным, благодаря втягиванию школьников в дискуссии, применению тренингов, работе в группах. Психологи советуют родителям разговаривать со своими детьми на разные темы, побуждая их к высказыванию собственного мнения. Так они научатся мыслить шире и глубже.
Источник