Грех лени в православии
Почему лень в православии отнесли к смертным грехам, назвав такой безобидный, с точки зрения человечества, недостаток пороком? Само по себе нежелание что-то делать, нельзя назвать грехом, но при этом возникают страсти осуждения, что приводит к греху.
В чем грех лени
Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.
Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).
О других грехах:
Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.
Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).
В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.
Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.
Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.
Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.
Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.
Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования. В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.
Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:
- нет желания читать молитвенное правило по утрам;
- находится тысяча причин пропустить богослужение;
- дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.
В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.
Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.
К чему может привести физическая и духовная лень
Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.
- Лень, результатом которой является халатность на производстве, может привести к травме и даже смерти людей.
- Пренебрежительное отношение к деньгам вызывает кризис, и даже крах предприятия.
- Ленивый супруг или супруга в семейной жизни часто является основной причиной развода.
- Уныние, вызванное леностью, способствует развитию депрессии, а это путь к заболеванию не только сердца и сосудов, но и онкологии.
- Ленивый человек является потребителем, ничего не созидая, он превращается в обузу общества, семьи. Ничего не творя, а потребляя, лентяй претендует на созданное другим человеком, он расхититель, вор.
- Леность, движимая бесами, приводит к параличу воли личности, поэтому лентяи часто становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков.
Важно! Леность приводит к праздности, к паразитизму. Ленивый человек готов на любые поступки, чтобы сохранить свое состояние, так что лень недаром называют матерью всех пороков.
Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.
Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.
Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.
Как избавиться от лени
Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.
Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.
О преславный угодниче и мучениче Христов, добрий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси:
ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.
Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.
Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих,
и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.
Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.
Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,
паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.
Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.
Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.
Совет! Для начала следует начать читать молитвенное правило, хотя бы краткое. Пусть это будет несколько минут с утра и вечера. В открытую дверь духовной жизни будет иметь доступ Святой Дух, которому под силу изменить ситуацию.
Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе. Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.
Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!
Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси,
но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих,
и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:
грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение;
сущим в скорбех и печалех — утешение;
обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие;
малодушным и ненадежным — надежду и терпение;
в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение;
сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление;
иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление;
отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.
О Госпоже Пресвятая!
Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление:
во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди;
злыя благи сотвори;
заблуждшия на путь правый настави;
всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;
всякое дело злое и богопротивное разруши;
в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани;
плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй;
сущим в нужде и гладе буди Питательница;
не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище;
нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление;
клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай;
клеветники и хулители пред всеми обличи;
ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.
Супружества в любви и единомыслии сохрани;
супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;
матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави;
от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради;
безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи;
прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи;
вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл;
от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.
Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори;
скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица:
да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, о Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.
Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.
Источник
Уныние и праздность
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Как человеку спастись от уныния, апатии и не впасть в праздность? Какое из двух зол меньшее?
Отвечает протоиерей Федор ПОВНЫЙ, настоятель храма в честь Всех Святых в Минске, председатель Правления Департамента внешних связей Белорусского Экзархата, руководитель Дома Милосердия:
В Церкви каждый год во время Великого поста читается известная молитва преподобного Ефрема Сирина, содержащая такие слова:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. И действительно, праздность — корень всех грехов, основной человеческий недуг, который отравляет душу. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянет всегда «вниз», а не поднимает «вверх», что постоянно убеждает нас в невозможности что-либо изменить. Это поистине глубоко укорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «а зачем?» И благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.
Плод праздности — уныние. В святоотеческой литературе уныние определяется как величайшая опасность для человеческой души. Находясь во власти уныния, человек перестает видеть хорошее, для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — воистину дьявольская власть над человеком. А дьявол, прежде всего, лжец, клеветник и обольститель. Он лжет человеку о Боге и о мире, наполняя жизнь тьмою и отрицанием.
Уныние — это самоубийство души. Ведь впав в уныние, человек теряет способность видеть свет и стремиться к нему. Потому не может праздный человек жить без уныния, ведь мнимое пустое жизнелюбие как раз и рождает этот тяжкий грех.
А во второй своей части молитва Ефрема Сирина взывает к Богу о даровании добродетелей:
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Таким образом, в этой удивительной молитве перечисляются не только человеческие пороки, в которых мы раскаиваемся и от которых пытаемся избавиться, — но и добродетели, которые мы надеемся обрести. В любом молитвослове Вы легко найдете ее полный текст, и если попробуете вчитаться в него, применить к себе, то всегда будете иметь в памяти как бы список возможных индивидуальных подвигов. И цель этих подвигов состоит, прежде всего, в освобождении от основных недугов, отравляющих часто всю нашу жизнь и препятствующих нам вступить на путь обращения к Богу.
Источник
Об унынии, тоске и лености
Из наследия Оптинских старцев
В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г. |
Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:
«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».
Причины уныния и тоски
Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:
«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».
Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:
«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».
Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:
«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».
Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.
«Как неизбежны осень и зима…»
Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:
«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».
Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:
«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».
Как бороться с унынием, тоской, леностью
Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.
Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:
«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.
…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».
На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:
«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».
Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:
«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».
Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:
«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».
Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:
Причащение апостолов |
«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:
«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».
Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:
«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».
Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:
«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».
Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:
«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».
Не поддаваться искушению
Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:
«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»
Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:
«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»
Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.
Источник