Как избавится от прелести

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Андрей Чиженко.

В понедельник, вторник и среду нынешней седмицы рядовые евангельские чтения взяты из 23-й главы Евангелия от Матфея. Она сплошь практически посвящена обличению Господом книжников и фарисеев, вскрыванию их духовного заболевания.

Посыл, который, наверное, можно назвать предостережением для нас. Потому что, мне кажется, Господь так подробно рассказывает об их духовной болезни (целая глава в Святом Евангелии), чтобы мы такими не стали.

В своих произведениях святые отцы называли это духовное заболевание прелестью. Вот как о нем пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в первом томе книги «Аскетические опыты»: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Ин. 8:32, 14:6). Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. Горестно – состояние наше! Оно – темница, из которой мы молим извести нашу душу, “исповедатися имени” Господню (Пс. 141:8)».

Т. е. прелесть – когда человек сознательно вместо истины выбирает ложь. Но процесс этот также очень тонкий. У такого человека происходит подмена понятий. Это и есть ложь. Он пытается брать спасительные средства Православной Церкви и ставить их не на служение Богу, а на служение себе. Причины могут быть для каждого индивидуального случая очень разнообразны: желание денег, желание власти, желание быстро стать «святым», желание неких сладостных экстатических «духовных озарений» и т. д.

Поэтому, чтобы не впасть в прелесть, нам нужно трезвомыслие. Надо, конечно, молиться Богу и анализировать свои мысли, свои поступки. Для чего я это делаю? Какой у меня мотив? Соответствует ли он заповедям Божиим? Во многих случаях лучше не сделать, чем сделать.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», – говорит народная мудрость. Мне вспоминается одна из любимых поговорок моего дедушки: «Говори мало, слушай много, а думай еще больше».

И еще одно. По-моему, я это встречал у Михаила Скабаллановича в книге «Толковый Типикон», тот фрагмент, где он повествует о глоссалиях, даре говорения иными языками, который был в апостольское время. Там пишется о том, что благодать Святого Духа прохладна и спокойна, она никогда не подавляет волю человека. А действие лукавых духов в сочетании со страстями человеческими, напротив, горячат кровь, туманят голову, парализуют волю человека. И еще одно качество прелести, о котором говорили святые отцы. На дне прелести всегда страх. Если есть по тому или иному случаю колебание, тревога, страх, то лучше этого не делать. А помолиться, подождать, чтобы Господь просветил разум и указал правильный путь.

Всегда нужно думать, зачем я пришел в Церковь. А пришел я за одним: чтобы спастись. Вот и спасайся. Поверяй свои мысли, чувства, всего себя заповедями Божиими. Если они соответствуют им, принимай, если же нет, отвергай. И сам ищи одного – подчинения самого себя воли Божией. Это и есть великий и славный путь, которым спасались тысячи, которым, дай Бог, спасешься и ты – путь смирения.

Источник

О духовной прелести

Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

– В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

Читайте также:  Как избавиться от пепельного оттенка волос

В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

Согласно Слову Божию, прелесть – самое непосредственное изобретение лукавого, который паразитирует на естественном желании человека стать лучше. Кто из нас не хочет духовно, интеллектуально, физически и материально возрастать, кто не мечтает о карьере? Именно многообещанием лукавого прелесть вошла в мир. Диавол в образе змия в раю уверил прародителей, что они будут как боги, и этим прельстил, но вместо обещанного последовала духовная и физическая смерть.

– Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

– Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

– Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

Читайте также:  Как выводить постельных клещей

Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

– Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

– В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.

Источник

Как бросить пить алкоголь. Мотивация себя

Как бросить пить алкоголь. Мотивация себя

По статистике от алкоголя погибает столько же людей, сколько в дорожно-транспортных происшествиях. Причем 89% летальных исходов происходит во сне. И это случается не с закоренелыми алкоголиками, а с людьми, умеренно употребляющими как крепкие, так и слабые напитки. Регулярный прием даже незначительных доз спиртного снижает шансы дожить до старости.

Обычно о вреде алкоголя начинают задумываться, когда уже сформировалась зависимость от него. Она дает о себе знать не только навязчивым желанием выпить, но и ухудшением состояния здоровья. Первой страдает психическая сфера: появляется эмоциональная нестабильность, ухудшаются память, внимание и восприятие, возникают проблемы со сном и самоконтролем.

Когда к этому добавляются сбои в работе внутренних органов, вопрос о том, что пора завязывать, встает с неумолимой очевидностью.

Первый шаг, чтобы бросить пить

Осознать проблему и признать ее наличие – первый шаг на пути избавления от зависимости.

Алкоголь – это энергетик, который воздействует на мозг, формируя привыкание.
Только мощная мотивация способна заглушить сигналы организма о потребности в стимулировании. Искреннее желание бросить пить является необходимым условием избавления от пагубного пристрастия.

Трезвая оценка собственного алкоголизма

Нужно установить причины, вызывающие тягу к спиртному, и переосмыслить их значимость. Вот распространенные аргументы:

  • Алкоголь снимает напряжение и стресс. Только де тех пор, пока он действует. Реальность не меняется, проблемы не исчезают. А вот привыкание и невозможность расслабиться другим способом усиливаются;
  • Выпивка добавляет уверенности в себе. Это субъективное ощущение. Окружающие видят браваду неуверенного человека «под градусом»;
  • Небольшие дозы качественного спиртного полезны для здоровья. Спорное утверждение. Польза, если и будет, то сомнительная и кратковременная, зато сформируется разрушительная и стойкая зависимость;
  • Тяга к спиртному не излечима. Распространенная отговорка, чтобы оправдать себя. Подоплека таких мыслей кроется в заниженной самооценке. Человек, не уверенный в своих силах, всегда найдет внешние обстоятельства, мешающие поставить значимую цель и добиваться ее.

Очевидно, что причины, толкающие руку к рюмке или фужеру, малозначительны. Исключение алкоголя из жизни не несет потерь, а, напротив, дает приобретения в виде стабильного психического и физического состояния.

Читайте также:  Укус клеща виды клещей

Менять собственные привычки употребления алкоголя

Следующий шаг, требующий глубокого осмысления и волевого усилия, заключается в том, что потребуется изменить устоявшийся образ жизни. Взрослому человеку непросто отказаться от сложившегося стереотипа поведения. Нужно быть к этому готовым.

Первое время необходимо поддерживать самого себя и напоминать, что трудный путь придется пройти самому. Поддержка близких и друзей добавляет сил, но решающее значение имеет личная мотивация.
Сложный период поможет пережить аутотренинг. В минуты слабости выручит повторение простых истин:

  • Страх перед неизвестностью абсолютно нормален. Трезвый стиль жизни пока необычен, и потому немного пугает;
  • Расставаться всегда тяжело. И с людьми, и с привычками;
  • Слово надо держать. Это не обсуждается.

Достигнув внутренней убежденности будет проще выполнять практические действия, которые станут барьером для возврата к пагубному пристрастию.

Чтобы бросить пить, надо создать себе условия

Условия, которые следует соблюдать, чтобы бросить пить, не так уж и сложны. Большинство из них являются обычными составляющими полноценной жизни.

  1. Решение об отказе от алкоголя нужно сообщить членам семьи и друзьям. Это обеспечит их содействие и поможет избежать неловких ситуаций внезапных визитов с бутылочкой горячительного напитка;
  2. В первые недели трезвости придется буквально избегать спиртного. Дома его быть не должно. От посещения мероприятий и вечеринок лучше пока отказаться. Соблазн слишком велик. Человек не может управлять стойкой реакцией мозга на вид алкоголя. Ни к чему подвергать себя дополнительным стрессам. Если же ситуация требует непременного участия в застолье, можно пойти на компромисс. Всегда найдется благовидный предлог, чтобы поднимать вместе со всеми рюмку с соком или минеральной водой. Сидеть с пустым бокалом, привлекая внимание, нельзя. Внутреннее напряжение усилится;
  3. Полноценный сон. Не выспавшийся человек склонен к раздражительности или апатии, это не нормальные состояния, из которых хочется выйти. Какой выход придет в голову первым? Правильно, поправить здоровье известным способом;
  4. Полноценное питание. Чувство голода – сильный провокатор, так как вызывает беспокойство и неудовлетворенность. Сытый человек расслаблен и доволен, его все устраивает, мысли спокойны. Удовлетворение базовых потребностей – залог успеха при отказе от спиртного;
  5. Поощрение. Нужно запланировать моральную компенсацию за воздержание, чтобы почувствовать, что трезвый образ жизни может доставлять удовольствие. Не важно, что это будет, развлечение, приключение, долгожданная покупка на сэкономленные деньги, главное, чтобы оно вызывало положительные эмоции;
  6. Свободного времени быть не должно. Праздность – источник пороков, замечено еще древними римлянами. Нужно заполнить будни и праздники делами и событиями, чтобы насыщенный темп жизни не оставлял места для безделья. Можно составить план;
  7. Найти альтернативный спиртному способ расслабляться. Организм должен снимать напряжение. Поначалу эффект будет казаться слабым, потому что мозг привык к ударным дозам допинга. Хорошо успокаивают нервную систему чтение художественной литературы, прослушивание медленной негромкой музыки, йога, медитация, рукоделие, кропотливая работа. Со временем их воздействие усилится, освобождая тело и душу от усталости и раздражения;
  8. Физические нагрузки являются панацеей от многих негативных факторов и полезны для здоровья. Занимаясь спортом или физическим трудом, человек не только получает необходимые для бодрости нагрузки, но и испытывает удовольствие. Доказано, что двигательная активность стимулирует выработку гормонов счастья;
    Жизнь без спиртного сама будет подталкивать к увеличению полезных привычек и самосовершенствованию.

Автор статьи: Юров Алексей Викторович

  1. Эксперт по зависимости и созависимости с 15-ти летним стажем работы;
  2. Основатель центра «Открытие»;
  3. Эксперт по реабилитации алкоголиков, наркоманов и игроманов с 15-им летним опытом работы;
  4. Автор и разработчик нескольких программ по реабилитации, профилактике, и психологической помощи родственникам зависимым;
  5. Муж, отец, общественный деятель;
  6. Помог сотням семьям созависимых спасти здоровье и жизни своим родственникам;
  7. Более 1000 человек прошли реабилитацию Алексея Юрова;
  8. Основатель онлайн Школы «Преодоление Созависимости»;
  9. Основатель социально-реабилитационного Центра для малоимущих слоев населения, в том числе подростков из неблагополучных семей;
  10. 1,6 миллиона просмотров обучающих лекций на Канале Youtube;
  11. Более 1000 Индивидуальных Консультаций;
  12. Более 100 обученных Консультантов по вопросам зависимостей;

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей