Как избавиться от прелести православие

О духовной прелести

Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

– В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

Согласно Слову Божию, прелесть – самое непосредственное изобретение лукавого, который паразитирует на естественном желании человека стать лучше. Кто из нас не хочет духовно, интеллектуально, физически и материально возрастать, кто не мечтает о карьере? Именно многообещанием лукавого прелесть вошла в мир. Диавол в образе змия в раю уверил прародителей, что они будут как боги, и этим прельстил, но вместо обещанного последовала духовная и физическая смерть.

– Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

– Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

– Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

– Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

– В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Андрей Чиженко.

В понедельник, вторник и среду нынешней седмицы рядовые евангельские чтения взяты из 23-й главы Евангелия от Матфея. Она сплошь практически посвящена обличению Господом книжников и фарисеев, вскрыванию их духовного заболевания.

Посыл, который, наверное, можно назвать предостережением для нас. Потому что, мне кажется, Господь так подробно рассказывает об их духовной болезни (целая глава в Святом Евангелии), чтобы мы такими не стали.

В своих произведениях святые отцы называли это духовное заболевание прелестью. Вот как о нем пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в первом томе книги «Аскетические опыты»: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Ин. 8:32, 14:6). Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. Горестно – состояние наше! Оно – темница, из которой мы молим извести нашу душу, “исповедатися имени” Господню (Пс. 141:8)».

Т. е. прелесть – когда человек сознательно вместо истины выбирает ложь. Но процесс этот также очень тонкий. У такого человека происходит подмена понятий. Это и есть ложь. Он пытается брать спасительные средства Православной Церкви и ставить их не на служение Богу, а на служение себе. Причины могут быть для каждого индивидуального случая очень разнообразны: желание денег, желание власти, желание быстро стать «святым», желание неких сладостных экстатических «духовных озарений» и т. д.

Поэтому, чтобы не впасть в прелесть, нам нужно трезвомыслие. Надо, конечно, молиться Богу и анализировать свои мысли, свои поступки. Для чего я это делаю? Какой у меня мотив? Соответствует ли он заповедям Божиим? Во многих случаях лучше не сделать, чем сделать.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», – говорит народная мудрость. Мне вспоминается одна из любимых поговорок моего дедушки: «Говори мало, слушай много, а думай еще больше».

И еще одно. По-моему, я это встречал у Михаила Скабаллановича в книге «Толковый Типикон», тот фрагмент, где он повествует о глоссалиях, даре говорения иными языками, который был в апостольское время. Там пишется о том, что благодать Святого Духа прохладна и спокойна, она никогда не подавляет волю человека. А действие лукавых духов в сочетании со страстями человеческими, напротив, горячат кровь, туманят голову, парализуют волю человека. И еще одно качество прелести, о котором говорили святые отцы. На дне прелести всегда страх. Если есть по тому или иному случаю колебание, тревога, страх, то лучше этого не делать. А помолиться, подождать, чтобы Господь просветил разум и указал правильный путь.

Всегда нужно думать, зачем я пришел в Церковь. А пришел я за одним: чтобы спастись. Вот и спасайся. Поверяй свои мысли, чувства, всего себя заповедями Божиими. Если они соответствуют им, принимай, если же нет, отвергай. И сам ищи одного – подчинения самого себя воли Божией. Это и есть великий и славный путь, которым спасались тысячи, которым, дай Бог, спасешься и ты – путь смирения.

Источник

Как уберечься или избавиться от прелести.Как страшна прелесть ума! И как труднопостижима! Самый опасный грех нашего времени.

Как уберечься или избавиться от прелести

В данном разделе описываются случаи, когда люди исцелялись от прелести, и даются общие рекомендации, как не впасть в это состояние.

Следует заметить, что выйти из прелести очень сложно.

«Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы — гордость самообольщенных, глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их, составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости. Печать несокрушимая — признание действий самообольщения действиями благодатными.»

(Святитель Игнатий Брянчанинов).

«Чтобы выйти из прелести, нужен богомудрый наставник, который мог бы вовремя заметить прелесть и исторгнуть ее плевелы из души, если же прелесть укрепилась в душе, нужен дерзновенный пастырь-молитвенник, который своей молитвой мог бы отторгнуть духов тьмы от души прельщенного и вывести ее из области лжи к Свету и Истине — Христу».

(Игумен Марк Лозинский).

«Легко покаяться грешнику, но не человеку, который находится в прелести, если только диавол не будет изобличен. Диавол, если его обличат, сразу убегает».

(Старец Даниил Катунакский).

Без исповеди исцелиться от прелести невозможно.

«Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении?
Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! «А в церковь-то хоть ты ходишь?» — спрашиваю. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». – «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» — спрашиваю снова. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». – «Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться – если ты имеешь на это благословение своего духовника, — а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь, что есть и иная жизнь и к ней необходимо приготовиться?» — «Послушай-ка, отец, — возражают в ответ такие люди, — все то, о чем ты говоришь – церкви, иная жизнь и тому подобное, — нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты». Представляете, что творится!»

(Старец Паисий Святогорец).

Послушник избежал погибели только по молитвам старца

Архимандрит Иоанникий (Коцонис). «Афонский отечник».

Много лет назад на южной окраине Катунак жил один весьма благоговейный старец со своим послушником по имени Спиридон. Вначале Спиридон был исполнительным и послушным во всем.

Однако со временем невидимый червь тщеславия начал разъедать его монашеское жительство. Он творил чрезмерные подвиги, увеличил поклоны, количество молитв по четкам, бодрствовал больше времени, не взяв на это разрешение и благословение своего духовного отца. Себя он стал считать куда выше прочих монахов и мало-помалу, творя свою волю, дошел до того, что им совершенно овладел дух гордыни.

Однажды ночью он услышал, как кто-то стучится к нему в келью, говоря: “Молитвами…”. Он открыл дверь и увидел перед собой Ангела. Но это был Ангел лишь по виду, а не по существу.

— Я послан Самим Вседержителем Богом возвестить тебе о том, что Ему угодны многие твои подвиги и добродетели, — сказал ему лжеангел.

– Итак, Бог, чтобы вознаградить тебя, зовет тебя взойти сегодня со мной на вершину Афона, куда он придет с Ангельскими Воинствами и с ликами святых, чтобы ты поклонился Ему.

Так сказал явившийся в виде Ангела диавол, а Спиридон, поскольку был ослеплен тьмой гордости, не помолившись, последовал за ним, оставленный благодатью. Дело было зимой, во время обильных снегопадов. После многочасового шествия они поднялись на вершину Афона.

Тот, кто притворился светлым Ангелом, с радостью говорит Спиридону:

— Посмотри туда. Видишь, Христос идет?

Спиридон посмотрел и увидел какой-то красный диск, в центре которого на троне в архиерейском облачении восседает Христос. Вокруг волнами двигаются чины Ангелов и лики святых апостолов, иерархов, преподобных, праведных мужей и жен. Впереди же святителей предстоит святой Спиридон Тримифунтский, вид которого особенно привлек внимание несчастного Спиридона.

Тем временем бес в образе Ангела торопил его:

— Что ты глазеешь, как дурак? Не видишь, что сам Христос здесь? Быстро иди и поклонись Ему.

Спиридон сделал шаг вперед, но засомневался. Видимо, кто-то молился за него в эту минуту. С любопытством он заметил, что святитель Спиридон имел на голове скуфью очень большого размера, примерно в метр высотой, в то время как на иконах он привык видеть своего святого в маленькой скуфье.

Перекрестившись, он сказал:

— Господи, помилуй! Такой большой скуфьи я никогда в своей жизни не видел!

В ту же секунду все эти видения и представления исчезли, и Спиридон оказался один перед зияющей пропастью. Одна нога стояла на снегу, а другую он занес над страшной бездной, чтобы шагнуть вперед.

Двенадцать часов потребовалось ему, чтобы вернуться в свою каливу, где он нашел своего старца плачущим и молящимся.
Со слезами с сокрушением он рассказал ему обо всем.

Старец наложил на него епитимью не причащаться в течение трех лет, а духовник направил его на три года в строжайший общежительный монастырь Святого Дионисия мыть тарелки.

Так Спиридон действительно смирился и сам потом со слезами рассказывал всем отцам, а особенно новоначальным монахам, о своих злоключениях и о том, от какой страшной смерти его спасла молитва старца.

Различение прелести от благодатного дара

Митрополит Антоний (Храповицкий). «Учение о Пастыре, Пастырстве и Исповеди».

Значение молитвы для пастыря

Состояние прелести, являющееся плодом и иного рода уклонений от правильного прохождения подвига молитвы и вообще духовной жизни, познается по следующим своим проявлениям.

1. Подвижник, находящийся в прелести, после усердной молитвы, или восторженного чтения слова Божьего, или проповеди, или доброго дела, вместо ожидаемого покоя и внутреннего мира, чувствует непонятное беспокойство и неясные ему сомнения, или раздражение, или осуждение других, вообще — внутреннее расстройство, не сопровождающееся однако духом самоукорения и покаяния.

2. Не должно полагаться и на такие молитвенные и иного рода подвиги, личные и общественные (напр., богослужебные), которые удовлетворяя вкусу подвижников, причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них, а затем и в нем самом, злобу и ссоры. Таково, например, слепое следование Уставу в совершенно неподготовленном приходе, резкие обличения в проповеди на первых же шагах пастырства, неумеренный пост, производящий раздражительность, семейные ссоры и т.п.

3. Не спасительна молитва, если подвижник услаждается не содержанием ее, а только продолжительностью, видя в ней доказательство силы своей воли и взирая на молитву, как на заслугу перед Богом, вопреки словам Христовым.

4. Не спасительна она и в том случае, когда молящиеся, а особенно пастырь, отделяя себя от общества, вопреки словам апостола (Евр. 10:25), и считая себя выше церковной нормы, горделиво измышляют собственные правила для келейной и даже церковной молитвы. Известно, что лукавый враг, когда обольщает ревностных послушников, то именно через внушение им больших, самочинных молитвенных правил, вместо положенных старцем. Бывает, что к таким подвигам является особенно беспримерное усердие, но оно поддерживается не чистой совестью, а тонким помыслом гордыни.

Диавол очень боится исповеди старцу

Архимандрит Ефрем Святогорец. «Отеческие советы».

Услышанный тобой голос, сказавший тебе: «Христос очистил тебя от греха и умертвил твои страсти», — от диавола. Это первая ступенька, которая ведет человека к прелести и погибели.

Если человек послушает диавола, обратит на него свое внимание, если сердце его усладится и согласится с тем, что эти диавольские слова — истина, тотчас сатана приходит более ощутимо и постепенно-постепенно берет власть над человеком. Тогда нужен великий труд, чтобы освободиться от него.

Посему, чадо мое, ты хорошо сделал, что не обратил на то внимания и укорил себя. В другой раз, если услышишь что-нибудь подобное, скажи:

— Я передам это своему старцу, и что посоветует он, то я и сделаю.

Диавол очень боится исповеди старцу, ибо знает, что так будут расторгнуты все его сети!

Знай, чадо мое, что в тебе пророс помысл возношения, то есть гордыни, потому и случилось это с тобой. Будь осторожен, имей многое смирение, каждый день молись, чтобы Бог даровал тебе дух смиренномудрия. Как не прорастает ничего на утоптанной тропинке, так и на «тропинке» смиренномудрия не прорастает никакая прелесть.

Старец Паисий Святогорец. «Слова». Tом III. Духовная борьба

— Геронда, а что поможет человеку, имеющему какие-то прельщенные идеи, вернуться в нормальное состояние?
— Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику всех своих помыслов и послушание духовнику во всем, что он говорит.

Такой человек должен постоянно просить милости Божией, чтобы к нему снова возвратилась Божественная Благодать. То есть, для того чтобы вернуться в нормальное состояние и спастись, ему необходимо смириться.
И погляди: суды, советы Божии есть бездна. Ах, Его любовь не имеет границ! Один человек с головой, набитой прельщенными идеями, часто приезжал на Афон и приходил ко мне в каливу.

Что бы я ему ни говорил, он ничего не слушал. Все истолковывал шиворот-навыворот. А покинув Святую Гору, он начинал проповедовать и наносил людям большой [духовный] ущерб.

Он говорил, будто бы я поручил ему проповедовать, и таким образом морочил людям голову. Когда-то давно я дал ему в благословение несколько книг, так вот даже эти книги он показывал людям, чтобы они поверили в то, что он со мной советуется. Но однажды, во время одной такой «проповеди», на какое-то мгновение Божественная Благодать его совершенно покинула и он начал самыми грязными словами хулить Христа и Пресвятую Богородицу.

Услышав такие богохульства, люди ужаснулись и разбежались. Потом приехала полицейская машина и его отвезли в психиатрическую лечебницу. Видите, до какой степени доходит любовь Божия! Бог попускает быть хулимым даже Своему Имени — лишь бы Его создания получили помощь и избежали зла!

— Геронда, а если какой-то прельщенный, поняв, что находится в прелести, покается, то покаются ли его последователи?

Если его покаяние настоящее, то он должен смириться, сказать своим последователям, что он заблуждался, и постараться вывести их на правильную [духовную] дорогу. Однако, когда прельщенные идеи такого человека станут известными, а сам он будет продолжать оставаться в прелести, его последователи должны быть мягко, аккуратно просвещены и предупреждены. Ведь некоторые прельщенные доходят до того, что распространяют свои идеи внутри Церкви. А поэтому есть опасность, что последователи таких людей, внезапно узнав о том, что то, чему их учили, было прелестью, соблазнятся и оторвутся от Церкви.

Исповедь ослабляет прелесть

Архимандрит Софроний (Сахаров). «Старец Силуан».

Духовная брань во многом похожа на обычную войну; и в этой нашей брани также нужно быть мужественным. Духовное мужество состоит в крепком уповании на милость Божию. Мужественный подвижник если и попадет в грех, или прельстится и собьется с доброго пути, или даже поклонение воздаст бесу,- не теряется, но сейчас же с полным упованием обращается к Богу с покаянием, и тем побеждает врагов; а немужественная душа — смущается, отчаивается, и так пропадает…

Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление.
Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются.

Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют.

Начало прелести — леность к молитве и богослужению

Преподобный Исаак Сирин. «Слова подвижнические».

Начало помрачения ума (когда признак его начинает открываться в душе) прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божией помощи, удобно впадает в руки противников своих.

А также, как скоро душа делается беспечною к делам добродетели, непременно увлекается в противное тому. Ибо переход с какой бы то ни было стороны есть уже начало стороны противной.

Доброделание есть попечение о душевном, а не о суетном. Непрестанно открывай немощь свою пред Богом и не будешь искушаем чуждыми, как скоро останешься один без Заступника своего.

Кто занимается молитвой без наставника или не доверяет духовнику, впадает в прелесть

Архимандрит Софроний (Сахаров). «Старец Силуан».

Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа.

Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.

Но, конечно, новоначальному нужен руководитель, потому что до благодати Святого Духа душа имеет великую брань с врагами, и не может разобраться она, если враг принесет ей свою сладость. Понять это может только опытом вкусивший благодати Святого Духа, Кто вкусил Святого Духа, тот по вкусу распознает благодать.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой, и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести.

Смиренному же поможет Господь, и если нет опытного наставника, и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живет Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво, и как может в нем жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.

Некоторые говорят, что от молитвы приходит прелесть. Это ошибка. Прелесть приходит от самочиния, а не от молитвы. Все святые много молились и других призывают к молитве. Молитва есть лучшее дело для души. Молитвою приходят к Богу; молитвою испрашивается смирение, терпение и всякое благо. Кто говорит против молитвы, тот, очевидно, никогда не вкушал, как благ Господь, и как много Он нас любит. От Бога зла не бывает. Все святые непрестанно молились; они и одной секунды не оставались без молитвы.

Господь исцелил монаха по молитвам Пахомия Великого

Евергетин (Благолюбие). Том 3.

Из жития святого Пахомия

Преподобный Пахомий вызвал к себе брата, который не хотел знать правильного пути, но следовал собственной воле и сказал ему наедине:

— Брат! Господь сказал: Я сошел с небес не волю Свою сотворить, но волю пославшего Меня Отца. И ты будь мне послушен. Я вижу, что тебе завидует враг и многими способами похищает плоды твоего тяжкого труда.

Соблюдай монастырский устав, — продолжал святой. — Тебя зовут на трапезу не затем, чтобы ты на ней ничего не ел. Приходи и вместе с братьями вкушай в меру, как и они, и хлеб, и вареные овощи, которые дают тебе. Только не насыщай чрево: тогда тело твое взбодрится, и ты уставать не будешь от истощения чрезмерным постом. Лучше поработи себя необходимости поддерживать тело, пока не победишь беса превозношения. Он слишком на тебя насел.

Брат, услышав эти слова, сначала подчинился совету. Но потом вновь впал в заблуждение. «Разве это так? — спрашивал он сам себя. — Где написано, что нельзя поститься и совершать подвиг?» Так брат опять стал следовать собственным побуждениям, и враг совершенно им овладел.

Пахомий Великий вызвал Феодора и сказал:

— Ты знаешь, как я опечален тем, что происходит с нашим братом? Сходи к нему и узнай, чем он сейчас занимается.

Федор пошел к брату и увидел, что он вроде и молится, но непонятно, какими молитвами. Он пошел и рассказал об этом святому.

Федор сразу понял, что это было действие врага, и рассудил, как многообразны дьявольские нападения на людей. Он очень был поражен и напуган, когда представил, какого же трезвения должен достичь монах, чтобы противостать злонамеренным козням врага.

Когда святой пришел и помолился за брата, всемилостивый Господь исцелил его. И брат, уцеломудрившись, впредь хранил себя, забывая задняя и простираясь вперед (Флп 3,14).

Дьявол убеждает никого не слушаться

Старец Иосиф Исихаст. «Изложение монашеского опыта».

Как страшна прелесть ума! И как труднопостижима!

Напишу вам немного о ней, чтобы вы знали. Поскольку был я очень отважен в этом и вошел во все образы молитвы. Попробовал все. Ибо когда благодать приближается к человеку, тогда ум — бесстыдная птица, как его называет авва Исаак, — хочет проникнуть во все, попробовать все. Начинает от создания Адама и заканчивает на глубинах и высотах, так что если Бог ему не положит преград, он не возвращается назад.

Так вот, этот образ сердечной молитвы — это образ делания, который мы применяем, чтобы удержать ум в сердце. И когда умножится благодать, она восхищает ум в созерцание, и пылает сердце от божественной любви, и горит весь человек от любви. Тогда ум оказывается совершенно соединившимся с Богом.

Пресуществляется и тает, как тает воск, когда приближается к огню, или как железо уподобляется огню. И естество железа не изменяется, но сколько пребывает в огне, столько остается одно с огнем, а когда накал уменьшится, возвращается снова в свою естественную жесткость.

Это называется созерцанием. И царствует в уме тишина. И умиротворяется все тело. Тогда словами и произвольными молитвами молится молящийся и восходит в созерцание, не затворяя ум в сердце.

Ибо умная молитва совершается для того, чтобы пришла благодать.

Когда есть благодать, ум не рассеивается. А когда ум стоит, он применяет все виды молитвы, пробует все.

Так вот, способ, который применяют те, о ком ты мне рассказала, — это не прелесть, однако легко переходит в прелесть. Ибо ум их прост, неочищен и принимает представления за созерцание.

Как выйти из прелести?

Вопрос зрителя телеканала Союз.

– Поступил звонок из Воронежа: «Владыка, как выйти из прелести? Можно ли из нее выйти? И что нужно сделать для этого?»

На вопросы отвечает Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

– Лучше не попадать в прелесть, чем выходить из нее. Конечно, из прелести выходить очень сложно. Это тяжелая духовная болезнь. И мы знаем, что попавшие в состояние прелести некоторые подвижники в монастырях подвизались молитвой и воздержанием, строгим постом.

Они попадали в прелесть, и чтобы вывести их из этого состояния, нужен был очень большой молитвенный труд целого монастыря, всех насельников, чтобы Господь помог выйти из прелести.

Поэтому святые отцы предостерегают нас, чтобы мы были внимательны к себе, дабы не попасть в эту тяжелую болезнь духовную. Что такое прелесть?

Это лесть, обман высшей степени – когда мы обмануты своим сознанием или бесовскими наваждениями, будто находимся на правильном пути, что ведем правильный образ жизни и правильную духовную жизнь. Поэтому нам нужно всегда быть самокритичными, всегда сознавать и видеть свои ошибки.

Есть слова некоторых святых отцов, что мы должны видеть, замечать свои грехи, как песок на морском берегу. Вот когда мы сознаем себя грешниками и видим свои грехи, замечаем постоянно – это признак, что мы на правильном пути, не в прелести.

А когда мы этого не замечаем, а только хвалим себя, что мы великие подвижники, правильно поступаем и делаем все правильно, – это гордость.

А гордость есть причина всех наших духовных болезней; и самая страшная болезнь – лести, превосходной лести, которая приносит нам гибель духовную. Поэтому надо быть очень осторожными в своей духовной жизни, чтобы не попасть в сети вражьи.

Апрель 2009 года

Доверие помыслу — начало прелести

Старец Паисий Святогорец. «Слова». Tом III. Духовная борьба

— Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток — не могу себя удержать.

— А почему ты не можешь себя удержать?

— Потому что верю своему помыслу.

— Ну, раз так, то у тебя свое собственное «верую», собственный «символ веры»! Все дело в эгоизме. Не оправдывай своего помысла. Выбрасывай дурацкий помысл сама, не принимай его.

— А как я могу понять, что помысл «дурацкий»?

— Э, раз ты этого не понимаешь, тогда открывай его матушке-игуменье. И выбрасывай помысл одним махом — слушаясь ее во всем, что она тебе скажет. Если духовный человек доверяет своему помыслу, это начало прелести. Его ум омрачается гордостью, и он может впасть в прелесть. Уж лучше ему тогда повредиться в рассудке, потому что в этом случае он будет иметь смягчающие вину обстоятельства.

Не верь себе, пока не ляжешь в гроб

Как уберечься от прелести?

Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск):

– Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься.

Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь не позволяет нам увидеть себя в истинном свете, чтобы мы не впали в ужас и отчаяние. Поэтому нет у нас оснований полагать себя за критерий истины.

В прошлом любой из нас совершал множество ошибок, обманывался, в будущем будет то же самое. Если я знаю, что у меня нога больная, разве стану на неё опираться всем весом?

Если обопрусь, то упаду, как много раз падал. Так и с нашим рассудком – он даёт нам слишком мало поводов для того, чтобы доверяться его суждениям.

Сказано в Псалтыри: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения», но разве каждый из нас не сын человеческий? На Бога надейся, а не на себя.

Сам я много раз попадал в такие ситуации, когда собственное понимание происходящего казалось безупречным, но потом смотришь, всё обстоит совершенно иначе. Раз, другой попадаешь в такие истории и начинаешь задумываться, стоит ли доверять себе безоговорочно.

Пытаешься объяснить это людям, которых опыт мало чему учит, но ссылаешься в первую очередь не на себя, на Священное Писание, на святых отцов. Борьба с прелестью ведётся в Церкви с момента её рождения, поэтому опыт накоплен громадный.

Самое трудное – завоевать доверие у человека, который достаточно далеко зашёл в самообольщении.

Недавно общался с одной такой женщиной. Она на всё, что я говорил, отвечала: «Вы меня неправильно поняли». Быть понятой (или понятым) в подобном случае означает одно – я должен взглянуть на ситуацию глазами человека, который находится в прелести. Если вижу иначе, значит, не хочу вникнуть – так он полагает. Правда, с той женщиной, которая ко мне обратилась, найти общий язык нам всё-таки удалось.

О причинах прелести

Святой Григорий Синаит. «Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве».

132. Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение.

Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения греховная жизнь. – Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится.

Но прелесть наказательная, – предание сатане за грех, – часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов). Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу.

Признаки начала прелести

Профессор Н.Е. Пестов. «Современная практика православного благочестия».

Начало прелести можно узнать по следующим признакам:

1) Самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю старцу или духовному отцу и авторитету церковного сознания.

2) Устремление на себя — «эгоцентризм» или «ауто-эротизм» — эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим их (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных).

3) Фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Господа и учением Церкви. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия. Они тогда уводят прельщенного от основных добродетелей — любви, смирения, послушания и кротости.

Прелесть — от скрытности и самочиния

Письма преподобного Амвросия Оптинского

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией.

Поэтому молись Господу о избавлении: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругатися над созданием Твоим, которое Ты искупил честной Твоею Кровию».

Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась; да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенной.

Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь.

Исцеление через болезнь

Епископ Еленопольский Палладий. «Лавсаик».

Был у меня сосед Эрон, родом из Александрии, благовоспитанный юноша, с прекрасными умственными дарованиями и неукоризненной жизни. И он тоже, после великих трудов, доблестных подвигов и весьма добродетельной жизни, поднявшись на мечтательную высоту безумного надмения, низвергся оттуда жалким для всех падением и погубил себя.

Обращение из прелести возможно только через особое Божие воздействие

Преподобный Никодим Святогорец. «Невидимая брань».

Но если ты, возлюбленный во Христе читатель мой, желаешь достигнуть такой высоты, надобно тебе наперед узнать, в чем состоит христианское совершенство. Ибо, не узнавши этого, можешь уклониться с настоящего пути и, думая, что течешь к совершенству, направляться совсем в другую сторону.

Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.

Предостережение желающим проходить умную молитву

Преподобный старец Макарий Оптинский. «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву»

Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей.

Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам – как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю.

Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой»,«созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.

Самоукорение парализует прелесть

Священномученик Арсений (Жадановский). «Духовный дневник».

Как приобретается чистота сердца?

Большое значение для достижения этого — есть постоянное укорение себя в своих немощах и недостатках.

Укорение дает возможность распознать себя, свою греховность, оно парализует всякую гордость, духовную прелесть, которая так часто тормозит наш духовный рост. Укорение приводит нас к смирению — этой основе для всякого нравственного преуспеяния.

Но укорения мало. Бывают у нас такие душевные язвы, которые и укорением не исцеляются.

Нужно более сильное средство, чем укорение, и это — обнаружение, открытие внутренней нашей язвы пред духовником, старцем, или просто другом. Один брат страдал от дурных помыслов и чувств; много он в этом себя укорял, но это не помогало, он продолжал страдать.

Он тогда пошел к одному старцу и, несмотря на весь стыд и внутренний тормоз, с Божьей помощью открылся в грехе и, как только он это сделал, — вся нечистота, одолевшая его, пропала у него. Укорение и открытие помыслов — это, так сказать, личная работа над самим собою для выработки чистоты сердца.

Но над нами Господь Бог. Ему мы повинны в своих грехах, и вот далее, что мы должны делать для очищения сердца, — это постоянно каяться Господу Богу в своих грехах, ища примирения со своею совестью и молясь, чтобы Господь простил нам грехи. И милостивый Господь всегда готов принять наше покаяние и помиловать нас.

От самомнения отсупает благодать

Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?»

Поопаситесь самомнения, оно — первый враг. Исправность наша пред Богом, еще только преднамеренная, уже порождает мысль о некоей особенности нашей пред другими и даже пред собою — прошедшим, тем паче когда успеем сделать что-либо на сем пути.

Как только немного постоим мы в сей исправности, она кажется чем-то дивным, и мы начинаем мечтать о себе как о лицах совершенных, совершающих дивные дела. А это враг подущает, чтобы возбудить самомнение. Кто поддастся и впадет в сие самомнение, от того тотчас отходит благодать и оставляет его одного. Тогда враг схватывает его как беспомощную добычу.

Как не впасть в прелесть

Старец Иосиф Исихаст. «Изложение монашеского опыта».

Послушай, чадо, и о другой прелести. Бывают еще иные монахи, которые трудятся над всеми этими добродетелями и уповают на свои труды. И когда они молятся и просят чего-нибудь у Бога, то просят не со смирением, а с дерзостью и требованием, как будто обязали Бога своими трудами и Он у них в долгу.

А когда остаются неуслышанными, и Господь не исполняет их волю, они приходят в смятение и очень огорчаются. А враг бес, когда увидит их в этом неведении, нападает на них и внушает извращенные помыслы, говоря: «Видишь? Ты так понуждаешь себя даже до смерти потрудиться Ему, а Он тебя не слышит! Так что же ты Ему работаешь?» И понуждает его, чтобы тот похулил имя Божие, а бес потом вошел бы в него и его связали бы цепями.

Исцеление через низкие послушания

Cвященномученик архимандрит Кронид (Любимов). «Троицкие цветки с луга духовного».

«В 1889 году к нам в Троице-Сергиеву Лавру, — вспоминал отец Кронид, — на послушание прибыл очень красивый молодой человек, брюнет со жгучими черными глазами, звали его Александр Дружинин. Он был москвич. Я представил его отцу наместнику, и его приняли в число братии. Послушание ему было дано в трапезной: служить странникам.

Каждый день я его видел в Троицком соборе на братском молебне в два часа ночи. Время от времени спрашивал его: «Как поживаешь, привыкаешь ли?» Он отвечал, иногда и со слезами умиления: «Живу как в раю». Я в таких случаях невольно благодарил Бога за его душевное устроение.

Святитель Феофан Затворник. «Письма».

Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. — Коренная прелесть есть — думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей — первым врагом своим. — Не давайте ему засесть внутри, — иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.

Увидишь свет — не принимай

Григорий Синаит. «О безмолвии и молитве».

Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой, – Христа, например, – или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души.

Прелесть есть следствие гордости и самомнения, избавляются от прелести черными работами

Письма преподобного Иосифа Оптинского

Мавра ваша, как видно из вашего описания, находится в прелести. — Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши старцы определяли в черные труды.Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то проклятая гордость хотя несколько сбивается черною работою.

Не мешало бы и вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ее силе, например, картофель чистить или посуду мыть и пр. А уединенную жизнь разрешить ей ни под каким видом не следует.

Ибо, как вы заметили, от этого она должна совсем с ума сойти.. Часто сообщаться Св. Таин ей также не следовало бы. Пусть бы духовник ее сначала склонил ее к смирению и самоуничижению.

***
Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. — Пусть она держится боголюбезного смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшею всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию св. отцев, «смирение непадательно».

Исцеление через послушание преданиям Святых отец

Письма преподобного Льва Оптинского

Благодарение Господу и всем, что сестрам Евдокии и Елене за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатию помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себе в ров пропасти.

Кто начнет нудить себе, повинуясь преданиям св. отец и отсекая свои хотения, Господь дарует тому смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть! Спаси вас Господи, что вы подтвердили ей мои недостойные советы, и аз окаяннейший такожде по своему слабому понятию питаю себя надеждою, что ей Господь за бывшее ее младенчество и младоумие дарует освобождение!

Прелесть — от самомнения и самочиния

Письма преподобного Макария Оптинского

. Сколько могу иметь понятия о ее болезни, или паче о бедственном душевном устроении: она впала в сильнейшую прелесть, которой действия на ней происходят. Она, войдя в обитель, думала молитвами и другими подвигами, что благоугождает Богу, чем и обольстилась.

А о смирении, терпении и самоукорении нимало не имела попечения. Выпишу вам из учения молдавского старца Василия, который был старцу Паисию старец; пиша о делающих добродетели с добрым разумом и предложением, кои познавали, аще кую добродетель проходят, говорит: «неции же подобострастнии и нерассуднии, и не точию не имуще в себе, ни поне едино чувство, паче же реши дарование от предреченных, но ниже познавающе когда таковая: поревноваша пост и труды святых не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят.

Приседай же диавол, яко пес к ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения; от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; якоже день от дне устрояющеся, предает таковых совершенной гордыне; еяже ради попускается от Бога области сатаниной». Самое сие и она пострадала; подобных примеров довольно есть. Недавно одна девица, еще мирская, лет 19-ти, принялась за подвиги: молилась, постилась и прочее, и года в два до того расстроилась, что родители не знают, что и делать с нею; тоска, грусть, скука, плачет, кричит, делать ничего не может от расслабления нерв, и понести какое слово еще менее: как что не по ней, так и сделается беда. Родители думают, что испорчена; а мы полагаем напротив: некому, да и не за что ее портить.

Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину ее расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия, и привожу о сем отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение. Для исцеления ее не нужно ей удаление, — но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить ее.

Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной — смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нем идет, уклоняется или на десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное жительство, но согрешающий, вразумлен быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплен своею святостию; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов.

Комментарии (3)

Святитель Игнатий Брянчанинов. «О прелести».

Ученик. Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое — прелесть?

Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческаго ложью.

Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших.

Все мы — в прелести.

(Начало 3 Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года).

Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести.

Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Иоан 8,32; 14,6).

Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием молитвою к этой Истине, — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами.

Горестно — состояние наше! Оно — темница, из которой мы молим извести нашу душу, исповедатися имени Господню (Псал.144,8).

Оно — та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь наша позавидовавшим нам и погнавшим нас врагом (Пс.142,3).

Оно — плотское мудрование (Рим.8,6) и лжеименный разум (1 Тим.6, 20), которым заражен весь мир, непризнающий своей болезни, провозглашающий ее цветущим здравием.

Оно — плоть и кровь, которыя царствия Божия наследети не могут (1 Кор.15,50).

Оно — вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот (Иоан 11,25).

Таково наше состояние. Зрение его — новый повод к плачу.

С плачем возопием ко Господу Иисусу, чтоб Он вывел нас из темницы, извлек из пропастей земных, исторг из челюстей смерти.

«Господь наш Иисус Христос,- говорит преподобный Симеон Новый Богослов,- потому и сошел к нам, что восхотел изъять нас из плена и из злейшей прелести» (Начало 3 Слова).

О САМОМ ГЛАВНОМ В СПАСЕНИИ В ЭТО ВРЕМЯ

«Придет время, когда не гонения,а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны — будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима,а спастись можно будет только скорбями и болезнями.
Гонения будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер…»

— пророчествовал в конце 40-х годов XX века преподобный Серафим Вырицкий.

По всему видно, что это время уже наступило.

Воинствующая ложь овладевает умами миллионов людей, а на ревнителей истины воздвигнуты всевозможные гонения.

По слову богоносного святителя Игнатия Брянчанинова принятие лжи за истину есть состояние прелести или вечной погибели.

«Отец лжи — диавол,так говорит Евангелие; ложь — диавольское свойство.

Усвоивший себе мысли ложные усвоил себе свойства диавола, вступил в сродство с отверженными ангелами, сделал для себя соединение с Богом несродным, неестественным.

Чуждый Бога — чужд спасения и жизни духовной… Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом,»

— назидает верных святитель Игнатий.

Дух Православия — это дух истины и любви.

Его, как огня боятся падшие ангелы и их человекоорудия.

Он попаляет все козни лукавого и его приспешников.

Цель данного письма донести до читателя правду Божию, помочь выплыть из окружающего нас океана лжи и зла к пристани спасения тем, кто искренне ищет пути в Небесное Царствие.

При этом необходимо помнить слова святителя Аверкия (Таушева):

«Для Православной веры, которая повсюду подвергается открытым и скрытым нападкам, давлению и преследованию со стороны слуг грядущего антихриста, настало время исповедничества, исповедничества постоянного,если необходимо, до самой смерти.
Настрой на постоянное ожидание Второго Пришествия Христа и есть настоящий христианский настрой, который молитвенно взывает ко Господу:

Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок.22,20).

А противоположный этому настрой духа — это, несомненно, дух антихриста, который всячески стремится отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христа и последующем за ним воздаянии.

Уступающие этому духу подвергаются опасности не распознать антихриста, когда он явится, и попасть в его сети.

Именно это является самым страшным в современном мире, наполненном всевозможными уловками и соблазнами.

Слуги антихриста, как предостерегал нас Сам Господь, постараются прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24,24).

Но мысль об этом да не будет угнетать и сокрушать нас, но напротив, как сказал Сам Господь:

Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28)».

Много званых, но мало избранных

Не так ли в наши дни многие у нас извиняют свое нехождение в храм, пренебрежительное отноше-
ние к делам благочестия и к заботе о спасении своей собственной души от вечной погибели разными
чисто-житейскими своими заботами и попечениями?

Пристращаются всецело ко всему земному и тленному, погружаются целиком в водоворот житей-
ской суеты, гоняются за ничтожными и обманчивыми призраками земного счастия и материального бла-
госостояния, а о главном — о «едином на потребу» забывают.

Пренебрегают призывом любящего Гос-
пода на Его таинственную вечерю в Царствии Небесном, а потому и лишаются ее — лишаются величай-
шей радости и вечной блаженной жизни, губят себя навеки, игнорируя многозначительное предосте-
режение Господне: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
(Мк. 8, 36).

Но этим подлинным безумцам все нипочем: ими владеет сумасшедшая жажда властолюбия и чес-
толюбия, безконечного накопления всевозможных земных благ и стяжаний, удовольствий и наслажде-
ний. В этом стихийном вихре погони за земным, они забывают о небесном — о необходимости достой-
ным образом приготовить себя к вступлению в ожидающую всех нас вечную жизнь.

Не думают такие люди и о том, что ведь можно одновременно заботиться и о теле и о душе. Это не
возбранено совсем, но только надо, чтобы забота о душе стояла на первом месте и чтобы заботы о
теле не поглощали собою всего человека, не переступали бы границы дозволенного Законом Божиим и
не заставляли бы его пренебрегать душой и делом своего вечного спасения.

Итак, вот почему «мало избранных»!

Иудейские первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи сами не захотели стать избранни-
ками Божиими, будучи слишком привязаны ко всему земному и ища власти, богатства и прочих земных
благ, отвергли и даже распяли на кресте пришедшего к ним для спасения их душ Мессию, а потому и
услышали от него строгий приговор: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, принося-
щему плоды его» (Матф. 21, 43), что так ярко и сильно и исполнилось на них в последующей истории
этого некогда избранного народа Божия.

И они продолжают, в своей прежней безумной мечте, стре-
миться к земному владычеству, к стяжанию всевозможных земных благ и, забывая об истинном, уже
пришедшем Мессии, ждут, по своему вкусу и настроению, другого «Мессию», за которого и примут
имеющего придти перед кончиной миpa антихриста, о чем предрек Сам Господь Иисус Христос, сказав
им: «Я пришел во Имя Отца Моего, и не принимаете Меня: а если иной придет во имя свое, его приме-
те» (Ин. 5, 43).

Этот «иной», по древнему еще верованию Церкви, и будет антихрист, который увлечет
всех за собой обещанием земного благосостояния и всевозможных земных благ.

Но, увы, пойдут за антихристом не только отвергшие Христа иудеи, но и многие, очень многие из
«христиан», только имя это носящих, но «силы его отвергшихся» — «христиан» лишь по имени.

Где будем тогда мы с вами, братие и сестры?

Что мы для себя предпочтем: зов Божий на Его таин-
ственную вечерю, уготовляющую нам вечную радость, вечное блаженство в Царствии Небесном, или
суетные земные блага и «временную греха сладость», скоропреходящие и разсеивающиеся, как дым?

Не будем же теми безумцами, которые оскорбляют любовь Божию пренебрежением к Его Божест-
венному зову!

Будем знать и помнить, что главное и самое страшное из адских мучений — это горькое
раскаяние, горькое сожаление о том, что мы сами себя погубили: будучи «зваными», не пожелали
быть и «избранными» и через это безразсудно лишили себя вечного счастия, вечного блаженства в не-
престанном общении с нашим любящим Отцом-Богом в Его Небесном Царствии. Аминь.

Святитель Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т.IV. 1974-1975г.г.

Источник

Читайте также:  Уничтожение тараканов как бизнес
Оцените статью
Избавляемся от вредителей