«Как избавиться от учителя-монстра? Терпеть это дальше нет сил, а родителям всё равно». Письмо в редакцию
Кира Серова из Калининской студии журналистики — о настоящем школьном ужастике
Школьная жизнь протекает у всех по-разному. Кому-то легко даются точные науки, у кого-то развиты гуманитарные способности, но иногда успеваемость зависит не только и не столько от желания учиться, сколько от отношений учителей и учеников. В основном все мы любим и уважаем своих преподавателей, но иногда среди них встречаются те, кто подрывает эту добрую традицию.
За свою школьную жизнь я встречала разных педагогов. Одни ответственно подходили к работе: всегда качественно проверяли работы учеников, никогда не отказывали в помощи, не заводили любимчиков и старались с пониманием относиться ко всем. Но кто-то и не пытался пойти навстречу учащимся, а порой я слышала истории издевательства над детьми, порчи их имущества и даже рукоприкладства!
Мало кто из родителей, других учителей или администрации могут «застукать» педагога с таким поведением. Он обычно умело маскируется «под добренького» при любой проверке или попытке его уличить. А на слово школьникам никто не поверит. Взрослые обычно говорят: «То, что рассказывают дети, надо делить на десять». Да и сами ученики не стремятся распространяться на эту тему, чтобы избежать травли. Вот почему такие, с позволения сказать, учителя часто остаются безнаказанными и продолжают унижать ребят.
Как-то раз мой лучший друг, живущий недалеко от меня, начал расспрашивать о разных школах в округе, в том числе и моей. Мне стало интересно: зачем ему это? Он рассказал, что хочет перевестись в другое учебное заведение, вдобавок объяснил почему. Однажды учительница по химии вызвала его к доске, но вместо того, чтобы дать задание, начала выяснять детали ведения им его блога, который она, оказывается, изучала. На своём канале этот парень выкладывает песни собственного сочинения, и «химичка» при всех стала обсуждать их содержание в нелицеприятном тоне. Говорила, что его увлечение ни к чему не приведет, он не окончит школу и по жизни будет неудачником.
Поначалу мой приятель не воспринял это всерьез, но спустя неделю ситуация повторилась. Классная руководительница организовала настоящую травлю молодого человека, жаловалась его родителям, выдумывая, что он издевается над одноклассниками и учителями, которых она настраивала против юноши. Спустя месяц каждый учитель успел пожаловаться на начинающего музыканта директору, тем самым заставив администрацию задуматься об отчислении. Сейчас семья оказалась в сложной ситуации, так как парню приходится переводиться в другую школу.
Совсем недавно я узнала новую историю. Младшие ребята в подростково-молодёжном клубе рассказали мне, как они страдают от своей классной руководительницы в одной из школ Калининского района. Пожилая дама откровенно издевается над третьеклассниками: обзывает, пинает, завязывает косы в узел, а самая безобидная её привычка – подёргивать за волосы во время разговора.
Кое-кто из ребят пытался пожаловаться родителям. Но это только усугубило ситуацию. После того, как папа или мама подходили поговорить с учительницей, на самого ученика начинали «давить». Никакие проверки «с целью выявить нарушения» не помогали: при начальстве преподавательница становилась «белой и пушистой».
Малыши настолько запуганы, что вообще боятся говорить на эту тему, особенно со взрослыми. Да и кто им поверит? Лёгкие «пендели», трепля волос – всё это не наносит серьёзных увечий. Но зато приводит к неизгладимым душевным травмам.
По словам ребят, особенно их классная свирепствует по понедельникам, четвергам и пятницам, когда руководство почти не появляется в школе, отправляясь в отдел образования и по другим неотложным служебным делам.
Честно говоря, пообщавшись с мальчишками и девчонками из этого класса, я пришла в ужас: неужели такое бывает?! Может, это фантазии? Но не станут же врать сразу все дети? Ещё и так детально? Да и зачем им это, ведь у нас традиции: первая классная руководительница почти как «вторая мама».
Бедняги пытались зафиксировать сочные выражения своей мучительницы на диктофон, но не получилось. А снять видео при их учительнице нереально. Вместе с руководителем нашей студии журналистики мы решили помочь ребятам. Сперва позвонили и поговорили с родителями. Мы не будем называть здесь конкретных имён и фамилий, чтобы не навредить школьникам, но приведём лишь некоторые фразы из комментариев мам:
«Да, мы в курсе, что эта учительница руки распускает. Но мою дочку она не тронет, а до остальных мне нет дела».
«Половина класса приезжие, дети родителей разных национальностей, у некоторых из них даже нет гражданства. Они и пикнуть что-то против побоятся. Вот на их детях она и отрывается».
«Родители стараются задобрить её подарками, дарят конфеты, цветы, приносят туалетную бумагу и всё что надо для класса. Ну подумаешь кого-то поколачивает. Главное, чтобы не своих».
«Да, с такой проблемой мы сталкивались, и не раз. Моего сына она обижала неоднократно. Он часто жалуется, что учительница может дать подзатыльник, толкнуть, это для неё в порядке вещей. Я к ней подходила разбираться, но никаких результатов это не принесло. Другие родители не хотят заниматься этим вопросом, хотя я считаю, что нужно что-то делать. Конечно, наши дети не ангелы: шалят, огрызаются, но хороший педагог не станет решать проблемы таким способом».
Самое печальное в этой ситуации то, что детей с ранних школьных лет приучают к тому, чтобы оставаться равнодушными к насилию, что жестокость – это способ разрешения споров и норма жизни.
Мы не раз пытались связаться с отделом образования Калининского района и с директором школы, но, видимо, сейчас все настолько заняты пандемией, что пока нам это сделать не удалось. Зато в Комитете по образованию администрации Санкт-Петербурга нас внимательно выслушали, посоветовали составить письменное обращение в администрацию Калининского района и написать заявление в полицию о том, что нам известно. Так мы и сделаем. Слишком ужасной представляется сложившаяся ситуация. Мы будем держать читателей в курсе развития событий.
Очень рада, что мне лично не доводилось сталкиваться с откровенным издевательством в отношении меня. Не знаю, как бы я реагировала.
Но более глобальный вопрос — так что же делать? Неужели действительно, кроме писем в полицию и администрации, больше и выхода нет избавиться от «монстра». Давайте проверим это на практике!
Источник
Не молчи! Как спасти ребёнка от учителя
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев/Юрий Стрелец/Кирилл Каллиников/Андрей Иглов © flickr.com/Pulpolux .
«Онажеучитель»!
В середине сентября за день до родительского собрания дочь спросила: «А что такое докладная?» После моего ответа Анька разрыдалась в голос, причитая: «Ооой! А что теперь со мной будет? А что теперь с тобой будет?!»
Надо сказать, что моя девочка плачет очень редко, очень. Именно поэтому на этот раз я даже испугалась: что могло так расстроить ребёнка? Оказалось, что в этот день на уроке математики они с подругой сделали самостоятельную работу на 15 минут раньше звонка и начали играть в крестики-нолики. Обнаружив такое безобразие, учительница сказала, что она всё расскажет мне на собрании, оставит их после уроков и напишет докладную директору. Видимо, два страшных слова, «директор» и «докладная», и сделали своё дело: ребёнок по-настоящему испугался.
Я никогда с таким желанием не шла на родительское собрание. Я рассчитывала, что нас, родителей, познакомят со всеми учителями наших пятиклассников и я смогу спросить у учителя математики: а что она написала бы в той докладной, если бы на самом деле захотела это сделать? «Я, такая-то, докладываю, что не смогла обеспечить занятость пятиклассников на своём уроке и посему предлагаю этих пятиклассников расстрелять?»
С учителями нас не знакомили. А классная руководительница дочки сказала: «Ну что вы, она же хотела их напугать!» Хотела напугать. Учительница. Одиннадцатилетних девчонок, которые от нечего делать на уроке играли в крестики-нолики. Надо сказать, ей это удалось.
В позапрошлом веке классик русской литературы Н.А. Некрасов обратил к другому классику, В.Г. Белинскому, трогательные слова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Спустя столетие представители замечательной профессии решили, что эти слова не про конкретного человека, оставившего неизгладимый след в судьбе и творчестве другого человека, а про всех, у кого в трудовой книжке написано «учитель». И требование «смиренно преклонить колени» прочно вошло в жизнь всех школьников нашей страны, а заодно и их родителей. При этом колени полагается преклонять как перед теми представителями профессии, которые на самом деле этого заслуживают (и такие пока есть!), так и перед теми, кто оставляет в нашей жизни другой неизгладимый след: комплексы, страхи, неуверенность в себе, напрочь отбитое желание учиться, неспособность достойно ответить на хамство… Потому что «онажеучитель».
«Онажеучитель» может абсолютно безнаказанно кричать, оскорблять, доводить до слёз, пугать, ставить незаслуженные оценки, унижать и публично презирать наших детей. «Онажеучитель» может вообще не выполнять свои функции — учить предмету, — однако после радостно получить грамоту и премию за своих учеников, которые успешно сдали ЕГЭ, подготовившись у репетитора. «Онажеучитель» вообще никак не отвечает за результаты своего труда, разве что перед самой собой.
Представьте: вы приносите в химчистку шубу. Через неделю вам её возвращают такой же грязной и вдобавок без пуговиц. И при этом говорят: «Сами виноваты, надо было аккуратнее носить и дома регулярно чистить! А сейчас идите к частному мастеру, если хотите чистую шубу, мы своё дело сделали». А вы в ответ на это приносите в химчистку цветы в День работников химчистки и с благодарностью их вручаете. Не забыв при этом смиренно преклонить колени.
Чему учит наших детей «онажеучитель»? Терпеть хамство? Отвечать послушанием на необоснованные требования? Молчать в ответ на оскорбления? Плакать от бессилия, когда взрослый, опытный педагог гнобит тебя из года в год и у него это отлично получается, потому что он взрослый и опытный?
Да, дети сегодня очень непростые, очень. Они гиперактивны. Они зачастую загружены родителями морально и физически так, что регулировать свою эмоциональную сферу просто не в состоянии. Они умеют ругаться матом, в том числе на учителя. Но если ты выбрал для себя эту профессию, то ты обязан уметь со всем этим справляться. Обязан понимать, что крик и угрозы непродуктивны. Обязан отличать, когда ребёнка надо воспитывать, когда лечить, а когда — спасать. Обязан знать, что фразы «дебил», «пустоголовый», «закрой свой рот!» — недопустимы. Обязан уважать ученика, каким бы он ни был. Обязан делать это даже лучше, чем родители, потому что они, в отличие от тебя, не учились в педагогическом вузе.
Не молчите
Я не понимаю родителей, которые молча реагируют на то, что учитель оскорбляет ребёнка, или доводит до слёз, или пугает. Ну нельзя это разрешать человеку, даже если он учитель! Потому что спустя год после окончания школы «онажеучитель» может и не вспомнить фамилию вашего сына, а вам с этим школьным наследством справляться ещё ох как долго! Поэтому права своего ребёнка на уважение его как личности надо защищать.
Если ребёнок не прав, с ним надо работать. Искать причину, прежде чем избавляться от следствия. Любое плохое поведение ребёнка имеет причину. И пока мы её не найдём и не исправим, бороться со следствием бесполезно. Но никакое (даже самое отвратительное) поведение ребёнка не оправдывает оскорблений, унижений и хамства со стороны учителя. Потому что он, учитель, априори умнее и знает, как погасить любой негативный порыв. И если не умнее и не знает, то это плохой учитель и ребёнка от него надо защищать. Для начала попытаться объяснить учителю, что вы не одобряете такие методы. Не поможет — искать более убедительные способы, вплоть до обращения в суд.
Понятно, что искать справедливости в суде большинство родителей не пойдут. Но просто терпеть и заставлять терпеть ребёнка — нельзя. Уходить в другую школу, на худой конец. Важно понимать, что мы хотим получить в результате. Сломленную психику своего ребёнка, пусть даже в комплекте с одними пятёрками? Вам нужен отличник-невротик? Или человек, позволяющий вытирать об себя ноги постороннему человеку?
Ребята постарше могут защищать себя сами. В этом случае достаточно бывает объяснить ребёнку, что «онажеучитель» — не последний в его жизни человек, который будет относиться к нему несправедливо или по-хамски. И сейчас надо использовать его как тренажёр. Не воевать, не отвечать грубостью на грубость. Методы каждый выбирает сам. Например, используя «заезженную пластинку», не повышая голоса, говорить в ответ на крики: «Я вас прошу, не надо на меня кричать, давайте говорить спокойно». Пытаться остановить маятник неожиданным заявлением: «А я вас люблю, Наталья Петровна!» или «А что мне сделать, чтобы вы стали относиться ко мне по-другому?» Свести до минимума общение и использовать только дежурные фразы типа «здравствуйте», «до свидания», «я вас понял», «обязательно». Но позволять себя унижать — нельзя.
Естественно, не стоит обсуждать с ребёнком личность учителя и во всём винить одну сторону. Необходимо чётко понимать, что конструктивно говорить не о человеке, а о его поступке. Почему так повёл себя взрослый? Чем ты спровоцировал? Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? Но внушать ребёнку, что человек прав только потому, что он учитель, не стоит. Потому что это не так.
Мы не сможем перевоспитать всех учителей. Мы не сможем добиться того, чтобы в школу пошли только люди, которые знают свой предмет и любят его, которые любят детей и знают, как найти подход к каждому своему ученику. Но каждый из нас может защитить своего ребёнка. Просто обязан это сделать.
Источник
Подтверждение
отчисления двинутого преподавателя?
Чего?
Способ избавиться только один — коллективная жалоба, желательно подкреплённая фактическими доказательствами неподобающего поведения.
Коллективная жалоба. В этом случае уберут только его и только от вас.
По опыту — если не согласен хотя бы один, деканат отправить вас в пешее эротическое.
Если у вас уже идет сессия — деканат опять отправит вас в пешее эротическое.
Чтобы преподавателя уволили — нужен более серьезный повод, чем ваше мнение относительно его когнитивных и вербально-поведенческих способностей.
Опыт выведен на базе МГУ.
В идеале сначала надо бы по поводу этого человека в учебной части узнать. А вообще, в универе он на каком счету? Не получится так, что у человека по сфере деятельности куча заслуг/регалий и его ценят. Так ваши подписи только настроят деканат и преподов против вас.
А нам не помог сбор подписей(( хоть и деканат тоже хотел убрать этого преподавателя.
Чаепития в графстве Чешир, аж интересно стало — что конкретно вы вкладываете в понятие сочетание отвратительного качества преподавания + оскорбления
Оскорбления студентов не показатель профнепригодности)
+ оскорбления в адрес, кажется, вообще почти всех учащихся
А на диктофон записывать не пробовали? В этом случае проблему можно решить быстро. Дайте прослушать педагогу его собственную речь. И скажите, что всё это будет использовано. не знаю. Сами думайте — где. Если оскорбления не прекратятся, то в заявлении на имя ректора можно смело писать, что Иванов Иван Иванович, по вашему мнению, нарушает нормы профессиональной педагогической культуры и этики.
Ребёнок не плачет — мать не разумеет. Студенты молчат — ректор понятия не имеет, как его подчинённый общается со студентами. Надо что-то делать, если есть острая необходимость в этом. Вы правы.
В органы надзора — прокуратуру, министерство образования и т п. но ректорат вас очень сильно невзлюбит. Штрафы и предписания никто не любит получать.
Ну это же чушь, в ректорате скажут, что у других студентов все в порядке с этим преподавателем. Был у нас такой преподаватель. Ушел сам со временем. Оскорблял всех налево-направо, но человек старой закалки, а студенты сейчас халявщики, вот и ныли.
[lex], в уголовном кодексе есть статья, которая запрещает производить аудиозапись без согласия говорящего, если это нарушает его право на личную жизнь и т.д. Но преподаватель оскорбляет студента прилюдно и на работе, при исполнении, так сказать. Это — раз. Во-вторых, по словам адвоката Павла Астахова, если есть угроза, что против вас будет совершено противоправное действие, вы можете смело включить диктофон.
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 5] [Статья 5.61]
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Оскорбление = противоправное действие. Ятакщитаю.
И поройтесь в статьях кодекса по которым увольняют. С 81 начиная
Уволить работника организации может только руководство организации. Студенты не могут уволить преподавателя по понравившейся им статье.
Но еще раз. Минобразования, а не родной деканат.
Можно, да.
Но когда руководство вуза узнает, кому оно обязано внеочередной проверкой на вшивость, то будет просто в восторге и сразу проникнется самыми нежными чувствами к сутяжничествующей группе.
Нам в свое время хватило жалобы одного человека в деканат. Точнее даже не жалобы.
Была у нас преподша-сектантка. По дисциплине не рассказывала практически ничего, а вот проповеди о том, как надо жить (весьма неадекватные) были постоянно. Ближе к экзаменам стала приносить «волшебные талисманы», чтоб мы покупали. наша группа отделалась только хреновыми отметками, но никто ничего не покупал. А вот вторую группу она повезла в магазинчик талисманов и они должны были покупать по цене, которую «скажет оракул». В переводе на рубли стоимость «талисмана» была около тыщи, иногда и выше. Кто не купит, тот, естесно, зачет не получает.
Один чувак, которого не было в тот день потом прибежал в деканат, спрашивал, кому деньги на талисманы сдавать, чтоб зачет поставили. В деканате заинтересовались, зашевелились и к следующему семестру эту дуру уволили.
В то же время жалобы на не менее неадекватного преподавателя с нашей кафедры ни к чему не приводили.
Источник