- Примеры причастного оборота
- Причастный оборот
- Обособление причастного оборота
- Примеры причастного оборота после определяемого слова:
- Примеры причастного оборота перед определяемым словом:
- Несколько причастных оборотов в предложении
- Однородные причастные обороты, примеры:
- Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:
- Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
- Ошибки в предложениях с причастным оборотом
- Как избавиться от причастного оборота
- 7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом
- 7.1.2 Причастный оборот и место главного слова
- 7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
- 7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
Примеры причастного оборота
Причастный оборот
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.
Обособление причастного оборота
Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях.
Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:
- определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
- причастие;
- слова, зависящие от причастия.
Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.
Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.
Примеры причастного оборота после определяемого слова:
- Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
- Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.
Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.
Примеры причастного оборота перед определяемым словом:
- Парящий над полеморёл вдруг камнем полетел вниз.
- Внезапно налетевшийветер сорвал с моей головы шляпу.
Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.
- Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
- Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.
Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.
- Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
- Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.
Несколько причастных оборотов в предложении
В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.
Однородные причастные обороты, примеры:
- Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
- От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.
Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.
Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:
- Лаявшая на прохожихсобака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
- Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:
- Согласование причастия с определяемым словом.
Например:- Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.
Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине. - Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.
- Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
- Причастный оборот разделён определяемым словом.
Например:- Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.
Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.
- Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
- Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который».
Например:- Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
Следует использовать два причастия или два глагола.
Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.
- Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
- Время причастия не совпадает со временем глагола.
Например:- Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.
Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.
- Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
- Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота.
Например:- Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.
Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.
- Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
Смотри также: Примеры деепричастного оборота
Источник
Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм.
В речи каждое предложение строится в соответствии с задачами общения. Любое высказывание по смыслу распадается на два компонента – тему (то, что известно, данное) и рему (новое, то, ради чего строится предложение). Порядок слов определяется смысловой стороной текста. Если в начале высказывания стоит тема, а за ней следует рема, то такой порядок слов называется прямым. Такое высказывание будет нейтральным, лишенным экспрессии Иванченко признал вину лишь частично. В публичной и вообще – в разговорной речи в целях усиления выразительности часто используется обратный порядок слов («Товарищи судьи! Необычна фабула этого дела»). Однако некорректное изменение порядка слов может привести к двусмысленности высказывания (При попытке скрыться они были задержаны дружинниками с крадеными вещами). Поэтому не рекомендуется разъединять:
– составные сказуемые (несет ответственность, принимает на себя обязательства);
– клишированные и устойчивые словосочетания и предложения (найти возможность решения проблемы, приступить к выполнению работ. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами. Контроль за выполнением данного постановления возложить на...) и др.
Ошибки в предложениях с однородными членами
Чтобы избежать ошибок, связанных с логической несочетаемостью однородных членов предложения, следует помнить:
1) в качестве однородных членов предложения не должны выступать слова, обозначающие родовые и видовые понятия, например: Магазину требуются продавцы бытовой техники и телевизоров. В данном случае нарушение нормы вызвано тем, что в качестве однородных членов использованы родовое понятие »бытовая техника» и видовое «телевизоры»;
2) однородными членами предложения не могут быть слова, выражающие так называемые скрещивающиеся понятия, т.е. слова, значение которых в чем-то совпадает. Недопустимы конструкции: Руководство отметило и премировало лучших сотрудников ценными подарками. Значение слов отметить и премировать во многом совпадает;
3) недопустимо употреблять в качестве однородных членов слова, обозначающие разноплановые понятия, например: Выдача готовой продукции производится по счету и по предъявлении квитанции.
Более полно ошибки в предложениях с однородными членами представлены в следующей таблице:
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий | В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба | В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи |
Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий | По улице шли солдаты, мужчины и женщины | По улице шли солдаты |
Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий | Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами | Демонстранты шли с плакатами |
Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов | Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов | Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов |
Пропуск предлога | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах |
Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном зависимом слове | Во время войны народ надеялся и верил в победу | Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил ( в кого? во что?) в неё |
Нарушение однородности понятий | Мы любим футбол и стрелять | Мы любим футбол и стрельбу |
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия | В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии) |
Ошибки в предложениях с причастным оборотом
При употреблении причастных оборотов важно не забывать о том, что причастный оборот может находиться до или после определяемого слова, но не должен включать в себя определяемое слово (неправильно: собранные улики в ходе следствия; правильно: улики, собранные в ходе следствия или собранные в ходе следствия улики).
Нарушением синтаксической нормы является отрыв причастного оборота от определяемого слова и пропуск зависимых от причастия слов.
Следствием такого отрыва является рассогласование причастия с определяемым словом в форме падежа, реже – числа (Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу).
В зависимости от значения возможно разное согласование причастий
(часть вещественных доказательств, направленная на экспертизу и часть вещественных доказательств, направленных на экспертизу). В первом случае подчеркивается количество описываемого предмета, во втором – характеризуется предмет, о части которого идет речь.
Обратите внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.
Источник
Как избавиться от причастного оборота
7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами . Например, в предложении Выпускники, успешно сдавшие экзамен, становятся абитуриентами
слово выпускники — главное слово ,
сдавшие (как?) успешно и сдавшие (что?) экзамен — это зависимые от причастия слова .
Таким образом, причастный оборот в данном предложении — успешно сдавшие экзамен . Если изменить порядок слов и записать это же предложение по-другому, поместив оборот до главного слова ( Успешно сдавшие экзамен выпускники становятся абитуриентами), изменится лишь пунктуация, а оборот остаётся без изменений.
Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.
Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.
Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:
правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
залог причастий (действительный или страдательный)
Обращаем внимание на то , что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.
Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.
Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.
7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :
о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.
Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.
1 тип, самый лёгкий
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью .
Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.
Приведём исправленный вариант :
Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;
Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно .
В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?
Приведём исправленный вариант :
Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.
Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно .
3 тип, ещё сложнее
Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию . Думаем о смысле!
Сравним два предложения:
Шум моря (какого?), будившЕГО меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.
Шум (какой?) моря, будившИЙ меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.
Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.
Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня . Медведь может преследовать. Это верный вариант.
Дети сотрудников (какИХ?), имеющиХ какие-либо заболевания , получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющИХ» относится к слову «сотрудников». Получается, заболевания будут у сотрудников, а дети больных сотрудников получат путёвки. Это неверный вариант.
Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания , получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющие» относится к слову «дети», и мы понимаем, что это у детей есть заболевания, и им нужны путёвки.
4 тип, вариантный
Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое из которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из существительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».
Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру
Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:
Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.
В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.
Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок , пойдёт в подарок.
Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок , пойдёт в подарок.
Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.
ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.
7.1.2 Причастный оборот и место главного слова
В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу .
Мы шли по усеянной аллее опавшими листьями .
Ведущая улица в город была свободна.
Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.
Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.
Приведём исправленный вариант :
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу . Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
Мы шли по аллее, усеянной опавшими листьями . Или: Мы шли по усеянной опавшими листьями аллее.
Улица, ведущая в город , была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
Роман, созданный молодым автором , вызывал оживлённые споры. Или: Созданный молодым автором роман вызывал оживлённые споры.
7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Пока я не нашёл человека, сумеющего помочь мне .
Ценный приз ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос .
Эти предложения необходимо исправить, потому что от глаголов совершенного вида причастия будущего времени не образовываются. Не бывает у причастий будущего времени. .
Приведём исправленный вариант :
Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.
Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Конкурс, проводящийся организаторами , очень понравился участникам.
Пена, наливающаяся в ванну , имеет приятный аромат.
Приведём исправленный вариант :
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Конкурс, проведённый организаторами , очень понравился участникам.
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Источник