Отказ от прикорма
Многие родители с волнением ждут периода введения прикорма, так как связывают его с очередным этапом в развитии малыша, его взрослением и появлением новых навыков. У большинства обычно уже есть четкий план действий: когда вводить прикорм, с чего начать, сколько давать. И это абсолютно правильно, ведь своевременное введение прикорма с включением в рацион ребенка всех необходимых продуктов является залогом его дальнейшего успешного развития.
Но далеко не всегда желания родителей совпадают с потребностями или возможностями ребенка. К сожалению, иногда именно в этот период у родителей появляется много проблем и разочарований, среди которых самой частой является отказ ребенка от пркиорма.
С чем это может быть связано?
Давайте попытаемся вместе разобраться в некоторых причинах такого состояния.
Можно выделить 2 группы причин: организационные и медицинские.
Организационные причины
Нет точной цифры, когда нужно вводить прикорм, так как этот процесс очень индивидуален и зависит от общей зрелости ребенка и его готовности усваивать новую и густую пищу. Точно известно, что не стоит вводить прикорм ранее 4-х мес. Важно, чтобы к моменту введения прикорма у ребенка угас рефлекс выталкивания ложки, были развиты пищевой интерес и способность глотания густой пищи. Раннее введение прикорма может спровоцировать поперхивания, испугать ребенка и задержать его дальнейший интерес к новой еде.
Можно временно отложить введение прикорма на более позднее время
Введение прикорма после 6 -7 мес считается поздним. Многие дети – консерваторы, и чем позднее вводится прикорм, тем они более осторожно относятся к новой еде, неохотно ее принимают, предпочитая ей привычную мамину грудь или бутылочку со смесью.
Стараться регулярно предлагать ребенку новые продукты, развивая в нем пищевой интерес, брать его с собой за стол во время семейных трапез, разрешать ему брать еду руками из вашей тарелки и т.д.
- Стремление накормить ребенка любой ценой
Самая большая ошибка родителей – это стремление накормить ребенка во чтобы то ни стало. Когда родители знают норму потребления тех или иных продуктов (что правильно), это часто играет над ними злую шутку: они пытаются насильно дать ребенку именно это количество еды, не учитывая индивидуальные потребности малыша. Насилие во время еды недопустимо, так именно оно в дальнейшем может привести к стойкому нарушению пищевого поведения вплоть до полного отказа ребенка от еды или к очень сильной избирательности в еде.
Полностью исключить любое насилие во время еды. К насилию, например, относятся: кормление с завязанными руками, кормление из шприца, кормление под мультики/с игрушками/ гаджетами.
Очень важно кормить ребенка в спокойной обстановке, без всякого отвлечения от еды. Если малыш отказывается от еды, то его нужно спокойно высадить из-за стола до следующего приема еды (через 3-3.5 часа), не предлагая при этом никаких перекусов в этот интервал.
- Наличие перекусов между едой.
Это одна из основных причин отказа от прикорма.
При сниженном аппетите ребенка или его отказе от еды в основные приемы, родители стараются накормить его «хоть чем-то» в перерывах. Но пресловутое «пусть съест хоть что-нибудь» приводит к новой проблеме: малыш ест и требует только сладкое или только очень ограниченное количество продуктов (печенье, творожки, фруктовые паучи, сушки и т.д).
Ребенку, отказывающемуся от прикорма, не следует давать никаких перекусов между едой, даже если он поел совсем мало или вовсе отказался от еды.
Ребенку можно и нужно разрешать не доедать положенную ему порцию.
Если ребенок не выражает желания поесть, то можно даже пропустить кормление (и не одно!),
Важно не бояться ребенка оставить голодным: гораздо хуже закрепить в нем привычку к сладким перекусам, избирательности и отказу от «нормальной» еды. В последствие это может привести к нарушению пищевого поведения и стать огромной проблемой для родителей.
- Отсутствие разнообразия в еде, в т.ч. в ее консистенции и внешнем виде.
Иногда родители бояться расширять рацион ребенка и неделями дают ребенку одну и ту же кашу или овощи. Нередко малыш получает еду прямо из баночки детского питания. Такая монотонность в еде, отсутствие разнообразия вкусов и консистенции точно не повышает аппетит ребенка и снижает пищевой интерес малыша.
Важно регулярно знакомить ребенка с новыми вкусами и каждые 5-7 дней вводить в его рацион новый продукт.
Также, не следует давать пищу прямо из баночки, а лучше выложить питание в красивую тарелочку.
Важно периодически предлагать ребенку и разную консистенцию блюда: делать его то более жидким, то более густым, для того, чтобы вывить предпочтения малыша.
Имеет значение и температура блюда: оно не должно быть слишком горячим или очень холодным.
Важно помнить, что у ребенка есть свои индивидуальные предпочтения к вкусу, консистенции и температуре блюда .
Медицинские причины
Ребенок может отказываться от прикорма при наличии у него каких-либо проблем со здоровьем, например:
- Ребенок болен или заболевает
При начале любого инфекционного заболевания у малыша может снижаться аппетит.
Не нужно настаивать на прикорме. В этот период ребенка важно поить простой водой, чаще предлагать грудь или давать только молочную смесь по желанию малыша.
- У ребенка режутся зубы
Сильная боль при прорезывании зубов может очень беспокоить ребенка и также привести к полному отказу от густой пищи.
Не настаивать на прикорме. В этот период давать ребенку по его желанию только жидкую пищу (грудное молоко, смесь, жидкие каши).
- Ребенку проведена накануне вакцинация
В течение нескольких дней после вакцинации у ребенка может быть легкое недомогание и повышение температуры, что может привести к снижению аппетита и отказу от прикорма
Не настаивать на прикорме, а давать только жидкую пищу по желанию ребенка
- У ребенка есть проблемы с пищеварением, которые вызывают у него общий дискомфорт во время или после еды (запор, боли в животе, повышенный метеоризм, срыгивания, ферментная недостаточность, в том числе лактазная)
Важно проконсультироваться со специалистом, выяснить причину имеющихся жалоб, провести диагностику и соответствующее лечение.
- У ребенка есть неврологические проблемы, ему трудно глотать густую пищу.
Провести консультацию со специалистом.
Дорогие родители, важно помнить, что еда – это не просто калории, но и наше уважение к ребенку, его потребностям и желаниям. Еда не должна быть культом и сверхзадачей, а должна доставлять радость и удовольствие для формирования у ребенка здорового пищевого поведения.
Лукоянова Ольга Леонидовна
Д.м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России
Источник
Что делать, если ребенок отказывается от прикорма?
Как приучить ребенка к прикорму?
После нескольких месяцев кормления грудью или смесью, когда мама и ребенок «притерлись» друг к другу, наступает период введения новых продуктов малышу. Это необходимо для пополнения запасов его организма нужными питательными веществами, правильного роста и развития, тренировки глотания и жевания, а вместе с этим — и речевой мускулатуры.
На этом этапе у родителей возникает немало трудностей, вопросов и споров с родственниками о том, как правильно вводить прикорм. Как часто врач-педиатр слышит от родителей, что малыш выплевывает новую пищу, зажимает рот, отворачивается. Как же ввести принципиально новую растительную и животную пищу безопасно, грамотно и с максимальной пользой? Постараюсь ответить на самые животрепещущие вопросы.
Основные правила введения прикорма
Под прикормом для ребенка понимают все продукты, кроме грудного молока и детских молочных смесей. С таблицей введения прикорма можно ознакомиться ниже.
Сроки введения прикорма: с 4 до 7,5 месяцев, в так называемое окно толерантности, когда у ребенка появляется интерес, потребность и возможности получать новую пищу. Если не ввести прикорм в это время, то потом архисложно приучить малыша к твердой пище. Оптимально начать в 4,5-5 месяцев. Если вы видите, что ваш ребенок еще не готов проглатывать полугустую пищу, давится ею — можете отложить введение прикорма на 2-4 недели. Возможно, вашему малышу требуется чуть больше времени для созревания этой функции.
Продукты прикорма желательно вводить в первой половине дня, чтобы в оставшееся время проследить за изменениями здоровья ребенка.
Это всегда должен быть монопродукт, т.к. нам необходимо понимать, на какой продукт у ребенка развилась непереносимость или аллергия. Микс из продуктов мы введем позже, во втором полугодии жизни.
Вводите прикорм постепенно. Мы знакомим ребенка не только с принципиально новым продуктом, но и с новой консистенцией пищи. Я рекомендую вводить вначале ½ чайной ложки, до кормления грудным молоком или смесью, на второй день 1 ч. л., на 3-й день — 2 ч. л., затем по нарастающей 3 — 4 — 6 — 8 — 10. чайных ложек и так далее. Доводим объем до 130-140 мл овощного пюре или каши.
Даем прикорм в одно и то же время. Если малыш устает раньше, чем съедает такой объем, разделите его на 2-3 приема. Позже, когда он будет готов, вы соберете это в одно кормление. Второй прикорм можно вводить смелее и быстрее.
Режим кормления продуктами прикорма приближаем к ясельному: 8.00 — 9.00 — 10.00 = завтрак, 12.00 — 13.00 = обед, 16.00 — 17.00 = полдник, 19.00 — 20.00 = ужин.
Кормим с ложечки, приучаем малыша проталкивать еду язычком, проглатывать ее и не давиться. Иногда малышу требуется 10–15 и даже 20 раз попробовать новый продукт, прежде чем он распробует его. Продолжайте предлагать малышу продукт, проявляя терпение. Это очень важный момент: мы настойчиво предлагаем ребенку сначала пробовать новый продукт, а лишь затем съедать его.
Вводим прикорм на фоне полного здоровья. В случае вакцинации за 3-4 дня до нее, в день вакцинации и 3-4 дня после — новых продуктов не даем, чтобы избежать наслоения пищевой аллергии на вакцинальный процесс.
С началом прикорма начинаем давать ребенку воду. Это нужно для профилактики запоров. Некоторые врачи рекомендуют параллельно давать малышу пробиотики для более гладкого усвоения новой пищи.
Схема введения прикорма: что сначала, что потом
Раньше первым блюдом прикорма были фруктовое пюре и сок. В настоящее время практикуется введение сначала овощей или каши, т.к. после фруктов овощи «буксуют». Есть две основные схемы введения прикорма:
- Овощи — каши — фрукты — сок.
- Каши — овощи — фрукты — сок.
Но нет никаких однозначных шаблонов. Есть малыш с его личными особенностями. Можно после овощей ввести фруктовое пюре. И потом использовать его как бонус, добавляя в «буксующий» продукт. Возможны и индивидуальные схемы, которые подбирает врач в нетипичных ситуациях.
Овощное пюре вводится первым, если у ребенка все хорошо с весом или есть склонность к запорам. Сначала вводим белые или зеленые овощи: кабачок, патиссон, цветную капусту или брокколи. Выбираем, что ребенку больше по вкусу.
Разберем на примере брокколи. На 5-6-й день от начала введения данного пюре вводим растительное масло (подсолнечное, оливковое или кукурузное, рекомендуется менять периодически). Начинаем с нескольких капель и доводим до ½ ч. ложки. Если производитель добавляет в баночку с пюре растительное масло, то нам добавлять его не требуется.
С 7-8-го дня добавляем в брокколи кабачок. И дальше продолжаем наращивать объем пюре до нужной нормы. Если малыш хорошо переносит брокколи, а потом и кабачок, то можно еще через 5-6 дней подмешивать в пюре цветную капусту. В итоге на выходе у вас три введенных продукта и разнообразие блюд. Вы можете давать сегодня брокколи, завтра цветную капусту, а послезавтра — кабачок.
Можно добавлять на первых порах в овощное пюре немного грудного молока или смеси, чтобы ребенок чувствовал родной и знакомый запах и вкус.
Если малыш маловесный — начинаем с введения каш. Принцип постепенности остается тем же. Первыми вводятся безглютеновые каши — греча, рис, кукуруза. Покупаем безмолочную кашу. Когда вы убедились в хорошей переносимости злака, можно кормить молочной кашей на коровьем или козьем молоке.
Таблица введения прикорма детям первого года жизни
Наименование продуктов и блюд (г, мл) | Возраст (мес.) | ||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Овощное пюре | 10-150 | 170 | 180 | 200 | |||||
Молочная каша | 10-150 | 150 | 180 | 200 | |||||
Фруктовое пюре | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 | |||||
Фруктовый сок | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 | |||||
Творог | 10-40 | 40 | 40 | 50 | |||||
Желток, шт. | — | 0,25 | 0,5 | 0,5 | |||||
Мясное пюре (не ранее 5,5 мес.) | 5-30 | 30 | 50 | 60-70 | |||||
Рыбное пюре | — | — | 5-30 | 30-60 | |||||
Кефир и др. кисломолочные напитки | — | — | 200 | 200 | |||||
Сухари, печенье | — | 3-5 | 5 | 10-15 | |||||
Хлеб пшеничный | — | — | 5 | 10 | |||||
Растительное масло | 1-3 | 5 | 5 | 6 | |||||
Сливочное масло | 1-4 | 4 | 5 | 6 |
—>
Вводим прикорм. Что делать, если.
Что делать, если ребенок активно бастует против, например, каши?
Я рекомендую рецепт, который называю «китайской кухней». Мы, взрослые, готовим курицу с черносливом, утку в апельсинах или свинину с ананасами. Так же и малышу мы можем смешать ингредиенты с тем продуктом, который он любит, например, с яблочком, грушей или черносливом.
Недавно я получила очередную благодарность в мессенджере от мамы моей 7-месячной пациентки. Накануне она жаловалась на то, что ее дочь ни под каким соусом не желает даже попробовать мясной фарш. А он очень необходим ей в рационе, т.к. имеется угроза развития анемии. «Ваш рецепт „китайской кухни“ сделал свое дело! Вчера она съела телятину с грушей, а потом телятину с кашей. Она ест понемногу, поэтому даем суточную норму мяса за несколько раз. А сегодня съела кабачок с мясом и грушей. Так что спасибо вам огромное! Процесс пошел. И на ночь дали кашу, просыпалась кушать уже два раза за ночь вместо трех. Огромное спасибо!»
Ребенок наотрез отказывается есть какой-то продукт, что делать?
Тут могут быть два варианта: либо ему плохо от этого продукта и лучше от него отказаться, либо стоит отложить его введение на пару недель и вернуться к этому вопросу попозже.
После введения прикорма у моего ребенка изменился стул, он стал гуще, коричневым и более зловонным. Что это означает?
Это нормальное явление. Поменялся характер пищи, следовательно, изменилась и микрофлора в кишечнике и ферменты.
Мне кажется, ребенок недоедает.
В возрасте после полугода прибавка в весе может быть незначительной (+100–350 г за месяц), особенно это характерно для детей на грудном вскармливании. Если малыш хорошо себя чувствует, продолжает развиваться моторно и интеллектуально, то ему вполне хватает еды.
Овощное пюре лучше давать из баночек или готовить самим?
Если у вас есть желание и вы уверены в происхождении и безопасности овощей, то можете кормить ребенка пищей собственного приготовления. Я считаю, что на первых порах все же лучше давать баночное питание, т.к. оно очень хорошо гомогенизировано. Официальная точка зрения: в питании детей до года целесообразно использовать продукты прикорма промышленного производства, т.к. они гарантируют химическую и микробиологическую безопасность, сбалансированный состав в соответствии с возрастными особенностями жевательного аппарата ребенка и его пищеварительной системы, а также нужную степень измельчения.
Какого производителя детского питания порекомендуете?
Я советую попробовать пюре и каши разных производителей и понаблюдать за ребенком. Вы увидите его предпочтения, он даст вам это понять. Тогда и будете кормить продукцией данного производителя.
В заключение хочу добавить, что пищевые привычки формируются с детства. Если вы будете кормить малыша вместе со всей семьей, у него будет больше интереса и мотивации принять новые продукты. Но если вы приучите его есть соленое, сладкое, углеводное, фастфудное и т.п., то он быстро освоит эту модель пищевого поведения.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник