Как избавиться от призвука н при автоматизации р

Автоматизация звука [Р]: как отделить звук [Р] от [ТР] и [ДР]

Юлия Ушакова
Автоматизация звука [Р]: как отделить звук [Р] от [ТР] и [ДР]

Часто, при постановке звука Р от «балалайки», получается не чистый звук Р, а сочетание ТР/ ДР. И тогда надо отделять звук Р от Т/Д.

Для этого я использую следующий алгоритм (на каждый пункт уходит разное количество времени. Если всё получается, переходите дальше. Если новый пункт не получается, вернитесь назад, еще «посидите» на этой автоматизации и снова пробуйте следующий пункт).

Иногда наступает момент, когда кажется, что никакими способами не получится отделить Р от ТР/ДР, но не стоит отчаиваться! Я всегда объясняю ребенку, что и для чего я делаю, в таком случае он становится моим помощником и мы быстрее достигаем нужного результата.

Итак, заветная вибрация языка есть, получилось поставить ТР/ДР.Далее:

1. Начинаем автоматизацию с ТР/ДР по классической схеме:

-слоги (тра, тро, тру, тры)

-слова с ТР/ДР (при подборе учитывайте возможности ребенка)

Примерный перечень слов:

2.Одновременно с пунктом 1 предлагать пробовать произносить ребенку на сильном выдохе: гласную долго тянем и затем резко «выплевываем» Р.

АаааааР! ОооооР! УР! ИР!

Если не получается, продолжаем автоматизацию с ТР/ДР. Но на каждом занятии предлагать ребенку попытаться произнести АР! ОР! УР! ИР!

3. Когда получился хоть один из слогов АР/УР/ИР/ОР, начинаем автоматизацию их в словах.

Примерный перечень слов:

Верба тормоз организм версия горн парта коршун

Турбина консервы кочерга барсук морской партия марш

Горбинка первый пурга ворс держать портной горшок

Корпус морфий гормон сердито саржа портфель першит

Нерпа вырвать дурман орден моржи черта старший

Серп шторм армяк твердо коржи торт вершок

Корка карман бармен орда сержант вертушка аршин

Мерка норма нарды верно март

Норка форма дергать чердак парни картон

Парк корм моргать гордость турне картуз

Бархат борзые орган карниз мирный картошка

Порхает корзина зерно

4. В процессе выполнения предыдущего пункта, периодически пробуем отделять Р от гласного.Произносим медленно: АааааРа,а затем предлагаем ребенку делать растояние между гласной и Р: Ааааа Ра. (вместо А пробуйте подаставлять другие гласные: О,У)

5. Предлагаем ребенку произнести сначала А –Ра, а затем отдельно Ра.

6. Как только получится произносить отдельно слоги, начинающиеся на Р, продолжаем автоматизацию Р в начале слов и в словах, где звук Р стоит в начале слога.

Хочу отметить, что скорость прохождения описанных выше этапов зависит от возможностей ребенка и может занять иногда несколько занятий, а иногда несколько месяцев.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект индивидуальной ОД «Автоматизация звука [Р]» Цель: правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: -закрепление правильного употребления формы род. падежа.

Лэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Лэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Источник

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Юлия Ушакова
Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Постановка звука Р может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих способа. Я не буду про них рассказывать, они все подробно описаны в литературе. Остановлюсь на ошибках и трудностях, которые могут затруднить постановку и автоматизацию.

Трудности и ошибки,с которыми могут столкнуться молодые логопеды:

1. Пытаться поставить звук Р до того, как мышцы языка достаточно укреплены. Иногда получается вызвать вибрацию языка в этой ситуации, но язык во время произношения не удерживается у нёба, а опускается к нижним зубам, вызывая «тракторный» звук.

Я рекомендую не спешить с постановкой звука Р до того, как будут идеально отработаны упражнения для укрепления мышц языка, типа «Барабанчик», «Грибок».

Если же к вам приходит ребенок, который по показу произносит подобие звука Р, при котором язык опускается вниз, не надо автоматизировать этот звук, а сначала укрепить мышцы языка.

2. Если не учесть особенности строения языка и прикрепления подъязычной связки, процесс автоматизации может затянуться. Объясню, почему.

Под «особенностью строения языка» я имею ввиду прежде всего короткую подъязычную связку и /или короткий свободный кончик языка.

Встречаются дети, у которых при достаточно длинной подъязычной связке, она прикреплена слишком близко к кончику языка и процесс вибрации при этом затрудняется.

Вернее, звук Р сразу после постановки звучит как-то странно, он похож на множественную вибрацию, очень напряженную и неестественную. И такой неестественный, чрезмерно напряженный звук сохраняется даже на этапе автоматизации в свободной речи. В связи с этим, ребенок не может пользоваться таким звуком легко и свободно.

Визуально язык во время произношения такого звука Р не прижимается плотно к нёбу и кажется, что он вибрирует посередине, на некотором расстоянии от нёба.

В этой ситуации может быть 2 выхода: первый – начать автоматизацию в надежде, что звук Р станет одноударным (иногда это происходит, но чаще с мягким вариантом звука Р*) или обращаться к стоматологу с целью подрезания подъязычной уздечки и удлинения кончика языка.

По моим наблюдениям, сразу после удлинения кончика языка и заживления, звук Р становится естественным, «полетным», свободным.

Читайте также:  Домашние средства против крыс

И еще, чаще короткий кончик языка все-таки сочетается с короткой подъязычной связкой и внимание обращается именно на нее. Но если при короткой подъязычной связке будет достаточно длинный свободный кончик языка, подрезания, скорее всего, не потребуется.

Теперь возникает вопрос, как определить, что кончик языка слишком короткий?Тут есть несколько признаков:

A. Попросите ребенка сделать грибок и если кончик втягивается вовнутрь, наподобие округлой буква М, то это признак, что уздечка слишком натянута. Я подобрала несколько фотографий, чтобы стало понятно.

B. Если уздечка прикрепляется к языку не перпендикулярно, а как бы тянется к кончику под острым углом, это тоже значительно сокращает свободный кончик языка.

C. И третий признак – если поставленный звук Р звучит как-то странно, как будто идет множественная вибрация. По моим наблюдениям, это вибрирует не только кончик, но и края языка.

В этой ситуации самый надежный и порой единственный выход – подрезать подъязычную связку.

Ну и еще стоит обсудить важный момент – как говорить родителям о необходимой операции по подрезанию уздечки.

Тут стоит проявить всю имеющуюся у вас деликатность.

Хочу отметить, что я никогда не спешу направлять ребенка к стоматологу. Очень часто, если подъязычная связка короткая, но кончик языка достаточно длинный, удается растянуть связку упражнениями, поставить и автоматизировать звук Р.

Я завожу такой разговор чаще после постановки звука Р (если это вообще реально сделать,т. к. иногда подъязычная связка на столько короткая, что постановка невозможна, некоторой автоматизации и если звук Р не стал одноударным.

Обычно родители слышат, что звук странный и я объясняю, из-за чего это происходит.

Далее я говорю, что не обязательно спешить, можно продолжить автоматизацию и если они решатся на операцию, пусть предупредят меня. Единственное условие, при котором следует поспешить – если ребенок вдруг начнет говорить горловой звук Р – тогда лучше не допускать автоматизацию такого искаженного звука.

Далее я рассказываю про операцию – что ее делают лазером, надо идти только в платную клинику, т. к. там делают современную щадящую анестезию. И уже вечером ребенок сможет есть, а через 2-3 дня пройдет дискомфорт.

И еще, я прошу родителей сформулировать цель визита – не просто подрезать уздечку, а именно удлинить кончик языка.

Вот фотографии разных подъязычных связок

1. На этой фотографии видно, что кончик языка втянут вовнутрь наподобие округлой буквы М.

2. На второй фотографии видно, что подъязычная связка достаточно длинная, но прикреплена слишком близко к кончику и из-за этого тянет его, препятствуя свободной вибрации.

Конспект занятия «Как преодолеть конфликт» Как преодолеть конфликт? Цель: формирование эффективных поведенческих стратегий профилактики и решения конфликтных ситуаций. Задачи:.

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [Л]» Наталия Васильева Цель. Формировать первоначальные произносительные умения звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: — Уточнить артикуляцию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: — формирование правильного произношения звука [Л];.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка и автоматизация в слогах звука [Л]» Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]» Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Постановка звука [ш]» Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.

Методические рекомендации по проведению краеведческого исследования «Как избежать ошибок в исследовательских работах» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии.

Открытое занятие «Постановка звука [ж]». Цель: постановка звука [ж]. Задачи: 1. Уточнение артикуляции звука [ж]; 2. Учить изолированному произношению звука [ж]; 3. Знакомство с.

Конспект занятия «Постановка звука [Л] в слогах, словах» Непосредственная образовательная деятельность: «Формирование звукопроизношения» Цель: формирование артикуляционных навыков, постановка звука.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановка звука (Л)» Учитель-логопед: Ярцева Т. В. Коррекционно – образовательные задачи: учить.

Источник

Консультация для родителей Тема: «Автоматизация звука Р»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

помощь родителям при автоматизации поставленного звука

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_avtomatizatsiya_zvuka_r.docx 480.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Автоматизация звука Р»

Составила учитель-логопед Зайцева Любовь Викторовна

Уважаемые родители, научить ребенка правильно произносить звук р – это половина дела. Дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи. Потому этап так и называется — « автоматизация звука р», на котором ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически , не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками и разных позициях (начало- конец-середина слова, ударный – безударный слог).

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному . Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.

— Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

— Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

Артикуляционные упражнения для звука Р:

Накажем язычок

Маляр ( с силой движение назад)

-Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

— Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

— Для автоматизации звука старайтесь, использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

То есть по принципу — от простого, к сложному.

Нужно знать и помнить, что на каждом этапе в работу нужно обязательно включать:

1. упражнения на развитие фонематического восприятия, слуха — умение слышать звук в речи, определять его место в слове и давать характеристику.

2. упражнения на закрепление правильного произношения звука (на материале соответствующего этапа: слоги или слова, или предложение…)

3. лексический материал, подбираемый родителем для автоматизации звуков, должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов. (этап автоматизации в словах и все следующие этапы).

Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно: -рррр рррр. ( на первых этапах возможно произношение звука с призвуком Д или Т * дррррр, трррррррр)

Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» — звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).

РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

  1. этап — а втоматизация изолированного звука

Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.

«Рычи» : громко, тихо.

Фонематическое восприятие. «Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно нет — топни.

  • Игра с кубиком — бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.
  • «Звуковые дорожки» — проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
  • «Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.
  • Произнеси [р] столько раз , сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….
  • Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.
  • Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи), все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.

2 этап — автоматизация в слогах

Автоматизируем твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э.

Фонематический слух. Взрослый произносит слоги различные — если есть р — ребенок четко произносит звук, + записывает букву. Нет — топает.

  • Паровоз — ор ра дру. – определить место звука в слоге: начало — середина — конец

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)

  • Игра «Эхо» . Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
  • дра-дры-дро-дру
    дры-дро-дру-дра
    дро-дру-дра-дры
    дру-дра-дры-дро
  • По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

Добавить движение ладонями РА — взрослый ударяет ребенка по ладоням Ребенок отвечает — РА. ОР — ОР!… Можно накрест РА — ро — ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

  • «Бусы» — ребенок нанизывает на ниточку бусины и проговаривает заданный слог РА; ра — ро.
  • «Пирамидка» — нанизывает колечки и проговаривает слог.
  • «Соедини ладошки» — на одну кладём р, на другую — у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чётко произносим: РРРу, уРРР.
  • «Весёлая песенка» рэ — рэ —- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
  • Чтение слогов. Четко произносим [р] тра-тры-тро-тру
    тры-тро-тру-тра
    тро-тру-тра-тры
    тру-тра-тры-тро
  • «Какой слог лишний?» ра — со — са; ор — ур – ам – ыр.
  • «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

— Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

  • «Доскажи словечко» . Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.

Дует сильный ве. (тер).
Вика вяжет сви. (тер).
Миша сорвал с грядки красный поми. (дор).
Землю пашет трак. (тор).
Папа включил телеви. (зор).
На перекрестке свето. (фор).
В чай кладут са. (хар).

3 этап — автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)

  • Как только ребенок научится произносить звук Р красиво и правильно в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах.
  • Р! заборрр РРРома тррррава? В словах слоги отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, под ударением.

Развитие фонематического восприятия. Задачи: учить произносить звук в различных позициях и параллельно обращать внимание на речь — развивать слуховое внимание, фонематический слух — то есть учить определять, есть ли звук в слове (на начальном этапе, а затем определять его место в слове (начало — середина — конец; определять какой по счету — учитывая возраст и возможности ребенка)). «Паровозик».

Игра «Поймай звук» Рассматриваем картинку вместе с ребенком. Взрослый называет предмет, а ребенок четко произносит [р] и показывает его место в слове на паровозике или только проговаривает (начало- конец-середина слова) или прячет букву Р в кулак, если этого звука в слове нет. » Рассматриваем картинки: учебные вещи, животные, имена мальчиков, имена девочек, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, профессии, продукты, деревья, цветы, ягоды, времена года, овощи, фрукты, дни недели… или вы называете слова (см. детские книжки).

Рассмотреть сюжетную картинку. Найти слова со [р].

Выбери карандаши (краски), в названии которых есть [р]. (! Простой карандаш)

Порядок автоматизации звука в словах. Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах: в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных. В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», «в середине», а наоборот. Отталкивайтесь от того, что может ваш ребенок, что у него получается легче.

  • «Повторюшка» развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает. Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй:

И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора. Что из названного у тебя есть дома? Что здесь живое? Что неживое? (см речевой материал)

  • Игра «Телеграфист ». (Это кто?) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вей . Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
  • Какой слог исчез из слова Буратино ? Бу. тино. — Ра. Буратино . Сорока? Со….ка. — Ро. Сорока. .
  • Чтение слов ребёнком. Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка
  • Игра «Один — много» Кедр — кедры, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
  • Игра «Назови ласково»
    Друг — дружок, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…
  • Игра «Актер» Скажи слова голосом медведя, кошечки, мышки, великана…. Либо вы называете слово — пирог А ребенок «играет» роль. Либо ребенок сам может прочитать слово, а затем произносит его с нужным голосом.

Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р]: мох, суп, пар , лак, рот , дым, сон, сыр , муж, лось, рак , мел, бор , сок, лук, мех , рубль , дом, брат , снег, квас, гром, град , стук, бровь , плот, душ, крот , ночь, брошь , лес, кран , нос, пёс, друг , дочь, круг, мак, сук, рысь .

  • Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).
  • Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.
  • «Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.
  • «Доскажи предложение» .
    Королева сидит на…
    Трубочист чистит…
    Трубач играет на…
    По рельсам в городе ездит…
    Миша учиться на тройки он…
    Весной появляется зеленая…
    Машины мчатся по…
  • «Одно слово — много названий» . Рожки, перо, розетка.
  • Перо птицы, перо для ручки.
  • Рожки (козленка), рожки (макароны).
  • Розетка для варенья, розетка электрическая.
  • Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.
  • Игра «В гостях у великанов». Я назову предмет, а ты сделай его большим.
  • Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.
  • Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.
  • Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.
  • Труба — трубка — трубочка — трубочист.
  • Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать.
  • «Слово в слове». Разговоры ( воры, говор, раз, розы, горы ) .

Чувствуя себя уверенно при выполнении этих заданий, мы усложняем учебный материал.

Учимся произносить [р] во фразе, словосочетании – 4 этап.

Развитие фонематического восприятия.

  • Послушай, скажи сколько слов я тебе сказала? В каком слове есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). Смешная игрушка. Игрушка. В середине слова. (Третий).
  • Посчитай от 1 — 10 и обратно. Один карандаш, два карандаша, три карандаша, …., пять карандашЕЙ, …. десять карандашей.
  • Игра «Опять 2 и 5 ». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.
  • Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь), картошка (свежая картошка), …..
  • Подбери действие к предмету: Рая (Рая сидит, Рая летит, Рая стараяется), пирог (пирог лежит, пирог засох, пирог испёкся),….
  • Счет 1 — 5 и обратно : ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки, …, пять необычных ракушек.
  • Самостоятельное чтение ребёнком предложенных словосочетаний .

5 этап — автоматизация звука Р в предложениях.

Развитие фонематического восприятия. Послушай, скажи в каком слове или словах есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). На столе лежит груша. Груша. В середине слова. (Второй). Миша грыз яблоко. Чем взрослее ребенок, тем сложнее учебный материал.

  • Повторить за взрослым предложение. Тамара чистит картошку. Груз доставили в Иркутск.
  • Продолжи предложения.
    Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они…
    Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…
  • Измени предложения:
    Я несу картошку. Я несу морковку. Я звоню Рае. Я Роберту звоню.
  • «Предложения Незнайки» . Незнайка все время ошибается. Рома рубить дрова. Разве так говорят? Исправь Незнайку! Научи его говорить правильно. У рогов красивая корова. Пироги постряпали Тамару. Морковка растёт в огороде.
  • С предложенным словом составить предложение.
  • Составить предложение по факту. (За ужином, после похода в магазин…) На ужин мама приготовила картофельное пюре. В магазине мы встретили папиного друга.
  • Две картинки объединить в одно предложение . (шуточное, небылица). Корова — сорока. Корова смотрит на сороку. Сорока умеет летать, а корова — нет.
  • С отработанным словосочетанием составить предложение. На диване лежит смешная игрушка. Один карандаш упал на пол.
  • В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Аш-аш-аш, есть у Ромы . ( карандаш ) .

Ши-ши-ши, на столе . ( карандаши ) .

Шом-шом-шом, рисует Рома . ( карандашом ) .

Вей-вей-вей, несет травинку . ( муравей ) .

Раном-раном-раном, баран бодается с . ( бараном ) .

  • Самостоятельное чтение ребёнком готовых предложенний.
  • Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.

6 этап — автоматизация звука в связной речи (стихи, рассказы, свободная разговорная речь).

Развитие фонематического восприятия. Послушай и постарайся запомнить слова со [р].

Возле елочки — подарки,
Вокруг елки — хоровод.
До чего же праздник сладкий,
Этот славный Новый год!
И только после этого учим стихотворение.

«Учимся размышлять». Что общего между раком, карасем и ракушкой?

Чтение рассказов и ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.

Составь рассказ по картинке.

Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.

Желаю успехов в достижении положительных результатов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Автоматизация звука. Игры из кармашка»

Дидактические игры для автоматизации звуков в словах, фразах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков»

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно — рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

Консультации для родителей «Автоматизация звуков речи»

Игры для автоматизации звуков.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным».

Консультация для родителей«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным».

Консультация для родителей «Автоматизация звуков»

Как сделать автоматизацию звуков интересной?Все знают, как трудно научить ребенка чему-то, что ему не интересно. Когда он слышит « волшебные» слова « давай позанимаемся».

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей