- Плохая дикция
- Дикция речи
- Как улучшить дикцию взрослому и подростку
- Работа над дикцией и произношением
- Упражнения для дикции и голоса
- Упражнения для дикции и артикуляции
- Скороговорки для развития дикции
- Как избавиться от проблемы с речью
- Встречают не только по одёжке.
- Что же формирует, пожалуй, важнейшую часть хорошей речи – дикцию?
- Специальные упражнения для чёткости дикции.
- Упражнения для исправления картавости.
- Для чёткости произношения звуков как свистящих, так и шипящих.
- Избавление от заикания.
- Дефекты речи. Задержка речевого развития.
- Что такое дефект речи?
- Причины задержки речевого развития или дефекта речи.
- Что такое задержка речевого развития?
- Виды речевых дефектов:
- Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?
- Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:
- Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?
- Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:
- Профилактика задержки речевого развития
- Истории болезни
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
- Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
- Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
- Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
- Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
- Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
- Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Источник
Как избавиться от проблемы с речью
Упражнения для тех, кто хочет избавиться от дефектов речи, улучшив, таким образом, свою дикцию.
Встречают не только по одёжке.
Психологи говорят, что у нас только две формы начального самовыражения – одежда и речь. Так что встречают не только по одёжке: большое впечатление на окружающих производит и наш разговор, дикция, построение словесных оборотов – словом, всё то, что объединяется под общим понятием «речь». Сложно представить себе современного руководителя, который не имеет навыков владения речевым аппаратом, говорит путано, нечётко и не в состоянии донести до подчинённых свои мысли и идеи.
Что же формирует, пожалуй, важнейшую часть хорошей речи – дикцию?
— Прекрасно развитый речевой аппарат. Это не только подвижность языковых и губных мышц, но и отсутствие зажимов челюстных мышц.
— Отсутствуют такие дефекты речи, как заикание, картавость, неотчётливое произношение шипящих или свистящих.
— Речь льётся свободно и плавно, без коротких и словно бы вынужденных пауз.
Если природа не наградила вас безупречной дикцией, отчаиваться, право же, не стоит: всё поправимо, если очень этого захотеть.
Специальные упражнения для чёткости дикции.
Выполняйте упражнения ежедневно и по нескольку раз. В помещении должно быть комфортно, никаких посторонних лиц, даже животных. Лучше всего заниматься комплексно, то есть, сегодня одно упражнение, а завтра – другое, а сразу все поочерёдно.
«Хобот слона». Вытяните губы трубочкой как можно дальше. Теперь нужно вращать получившимся «хоботком» по нескольку раз вправо-влево, по часовой стрелке и против неё.
«Улыбка». Растянув губы как можно шире, зафиксируйте их в таком положении на 7-10 секунд. Затем верните губам нормальное положение и несколько раз повторите упражнение.
Чередование двух предыдущих упражнений. Не спешите, выдерживайте время и фиксируйте губы в напряжённом и расслабленном положениях.
«Перекрёсток». Здесь требуется, открыв рот, улыбнуться, затем кончиком языка коснуться уголков рта сначала у нижних, затем – у верхних зубов.
«Лопатка и иголка». Приоткройте слегка рот и пошире улыбнитесь. Положив язык на нижнюю губу, постарайтесь его максимально расслабить. После нескольких секунд такого положения напрягите язык и используйте его, образно говоря, в качестве иголки: сделайте им 5-7 «колющих» движений.
Упражнения для исправления картавости.
Существует распространённое мнение, что этот дефект достаточно сложно, а порой и вовсе невозможно исправить, особенно, если человек уже взрослый. На самом деле это не так. В чём же причина картавости? В недостаточной или откровенно слабой подвижности языка. В связи с этим целесообразно вместе с основными упражнениями по исправлению картавости развивать и двигательную активность языка.
«Цоканье». Представьте, что вы слышите цокот лошадиных копыт, и постарайтесь ему подражать. Темп выполнения упражнения должен быть разным, при этом не допускайте заворачивания вниз кончика языка.
«Машина». Подложите под язык ручку от ложки или зубной щётки так, чтобы с её помощью создавались лёгкие вибрации. При этом в течение минуты произносите звук «Д», который, если всё сделано правильно, должен слышаться как «ДР». Через 10-15 дней попробуйте обойтись без ручки: довольно скоро вы, вполне возможно, с удивлением заметите, что звук будет звучать как «Р».
«Трактор». Произносите несколько раз это слово, делая акцент на звуке «Р» в первом слоге. Делайте упражнение, которое кажется простеньким, при каждом удобном случае. Оно весьма эффективно.
Для чёткости произношения звуков как свистящих, так и шипящих.
— В целях устранения явления, которое по-научному называется сигматизмом, необходимо «научить» язык находиться впереди, в межзубном промежутке. При произнесении свистящих и шипящих заводите кончик языка по возможности за нижние резцы. И пусть вас не смущает, что звук, не исключено, будет даже более шепелявым, чем обычно: когда язык начнёт правильно направлять воздух, звук начнёт становиться более похожим на «С».
— Почаще произносите слоги «ся», «се», «со», «су» и подобные, первая буква в которых – «С», вторая же – должна быть и мягкой, и твёрдой гласной. Закрепив навык верного произношения звука «С», аналогичным образом прорабатывайте «З» и «Ц».
Избавление от заикания.
Люди-заики нередко чувствуют себя неловко: они боятся вступать в диалог, стесняются и, как результат, становятся закомплексованными изгоями общества. Излечить подобный дефект поможет логопед, но если вы по каким-либо причинам не можете или не хотите к нему обращаться, попробуйте избавиться от заикания самостоятельно.
— Медитативное чтение. Прежде всего – включите спокойную музыку, настраивающую на умиротворяющий лад. Примите свободную позу, расслабьтесь и начинайте медленно, нараспев читать стихотворение. Желательно проводить такие тренинги минимум ежедневно, минут по 15, не отвлекаясь на посторонние дела. Через две-три недели начинайте выполнять упражнения без музыки, но по-прежнему в медленном темпе. Это поможет вашей речи обрести плавную размеренность.
— Пение. Это один из самых лучших способов. Выберете напевные, приятные мелодии, лучше всего – из области народного творчества. Устраивайте при возможности сами для себя «концерты», которые также помогут свести заикание к минимуму или и вовсе избавиться от него.
— Внимание – вербальному общению. Постарайтесь накануне беседы определить, что именно и в каких выражениях вы будете говорить. В противном случае вы будете делать не всегда уместные паузы, которые могут вас смутить и усилить заикание.
— Выработка правильного дыхания и силы голоса. Правильное дыхание – весьма важно для овладения приёмами эффектного голосового посыла. Одним из лучших способов достичь этого считается дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Недаром тренинги по её методике активно проводят политики, актёры и многие из тех, кто нередко выступает перед аудиторией. Найдите в Интернете книгу автора и внимательно её изучите.
При желании многое возможно, нужно только верить в свои силы и проявить терпение и старание. Успехов вам!
Источник
Дефекты речи. Задержка речевого развития.
Что такое дефект речи?
Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.
Причины задержки речевого развития или дефекта речи.
В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.
К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.
Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка.
Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как
Виды речевых дефектов:
- Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
- Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
- Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
- Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
- Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
- Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
- Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
- Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?
Взрослые часто пытаются игнорировать проблему боясь даже подумать, что их ребенок, какой-то не такой, как другие дети или переложить свою ответственность на советы других людей, а ведь многим из них нет дела до Ваших проблем, а больше половины с ними и не сталкивались. Очень часто молодые родители слушают советы друзей — знакомых, которые на отмашку могут сказать: «Ничего страшного, ребенок сам заговорит, дайте ему время».
И когда время проходит, а ребенок продолжает с трудом говорить, эти советчики обычно растворяются в воздухе и оставляют Вас с Вашей проблемой один на один.
Ребенок должен начать говорить в 1,5 – 2 года отдельные слова и даже возможно пытаться строить предложения. Если к 3 годам ребенок не начнет строить фразы, а его словарный запас будет состоять из пары десятков слов, то в этом случае стоит уже бить тревогу и обращаться к грамотному специалисту, мы рекомендуем показать ребенка врачу остеопату и логопеду.
Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:
Ждать до 3 лет или дольше надеясь, что проблема пройдет без лишних вмешательств со стороны врачей, далее, когда видят, что время идет, а проблема остается, они идут к педиатру, педиатр направляет их к неврологу, невролог берет под наблюдение и направляет к логопеду, а время идет…. И уже ребенку примерно 3,5 – 4 года, когда родители видят, что результатов особых нет в лечении и речевое развитие ребенка не прогрессирует, вот тут и происходит обращение к врачу остеопату уже на довольно запущенной стадии, ведь как мы понимаем, в раннем возрасте проще исправить задержки речевого развития, чем в более позднем. Остеопат в свою очередь снимает напряжения и разблокирует нервы, чтобы ребенок смог нормально начать говорить.
По нашим наблюдениям процент успешного лечения ЗРР это совокупность действия всех специалистов единовременно.
Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?
Рождается ребенок и постепенно начинается развитие его двигательных навыков. Вот он перевернулся, пополз, сел. Все это происходит за счет постепенного развития отдельных участков головного мозга. Так же и с речью. Участок, отвечающий за развитие речи, находится на границе лобной и височной косточек. При нарушении подвижности этих костей, этот участок, испытывает дискомфорт, он сжат, он плохо развивается, как следствие ребенок отстает от своих сверстников в речевом развитии. Остеопат в этом случае, работая с этими косточками, восстанавливает хорошую подвижность и соответственно создает комфортные условия для развития речевых зон.
Логопеды в процессе своей работы часто применяют массаж, упражнения для формирования правильной речи у малышей, если от этого результат не достаточен, то скорее всего тут присутствуют проблемы остеопатические, связанные с затылочной костью. Проблемы так же могут быть следствием родовых повреждений, и травм полученных в быту. Это проблемы с 12 (подъязычным нервом) и 9 парами (языкоглоточным нервом), они отвечают за иннервацию структур таких как язык, глотка, гортань. Наш врач, используя уникальный набор остеопатических техник может освободить данные структуры, тем самым упростить и ускорить работу логопеда.
Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:
- Часто ребенку проще ткнуть на предмет и показать, что он хочет нежели сказать, и взрослые должны вовремя заметить это и начать делать следующие упражнения для развития своего малыша. Например, сделайте вид, что не понимаете, что хочет Ваш малыш и старайтесь, чтобы, он произнес это вслух. Первое время ребенок может проявлять характер и начать истерику, плакать, кричать, но родителям в данном случае нужно проявить спокойствие и заставить ребенка говорить, какою игрушку, например, он хочет, а не просто показывать на нее пальцем.
- Занимайтесь со своим ребенком перед зеркалом. Сядьте рядом с ребенком перед зеркалом и начните с простой улыбки в виде заборчика и смотрите, чтобы ребенок за Вами повторял. Играйте с языком, делайте простые движения вверх – вниз, вправо- влево. Сделайте упражнения с губами сомкните, подожмите их и втягивайте сначала по очереди, а потом одновременно. Спросите ребенка, как цокает лошадка или как мычит коровка.
- Делайте дыхательные упражнения. Дуйте на воду, свечку, листочек, перышко, комочек бумажки маленький слепите или легкий шарик найдите и на столе сделайте воображаемые ворота и пусть ребенок загоняет туда этот комочек или шарик. Еще можно на блюдечко налить водички и положить перышко и пусть ребенок дует на него.
- Развивайте внимание у ребенка. Положите перед ребенком игрушки и предметы, чтобы он их запомнил, а потом уберите один и спросите у ребенка, какой игрушки тут не хватает.
- Делайте задания на координацию. Ходите по ленточке, ходите на пяточках, на носочках, старайтесь удержать равновесие, наклоны и приседания, например, за игрушками.
Все эти упражнения простые и, казалось бы, ничего сложного в них нет, но при постоянном воздействие и проработке в комплексе они оказывают колоссальное воздействие на центры головного мозга ответственные за двигательные и речевые навыки ребенка.
Профилактика задержки речевого развития
Мы рекомендуем в случае тяжелых родов или наличие травм у малыша, показать его врачу остеопату, чтобы избежать в дальнейшем проблем с развитием речи, для Вас это не займет много времени, а жизнь Вашему малышу в дальнейшем сделает более комфортной. Обычно хватает несколько сеансов для коррекции задержки речевого развития, а результат можно уже увидеть через 1,5 – 2 недели.
Истории болезни
Мальчик Костя 3 года – не мог составлять предложения. Глаголы отсутствовали. Наблюдалось небольшое заикание. Получалась бессвязная речь. Занятия с логопедом улучшали состояние речи Кости, но каких-то прорывов значительных родители не наблюдали. В конечном итоге, решено было Костю показать врачу- остеопату.
Результат: Костя за 2 месяца посещения остеопата, смог научиться говорить без запинок, строить предложения и догнал своих сверстников в речевом развитии. Дополнительно у Кости появилась концентрация внимания и была снижена психоэмоциональная напряженность. В данном случае успех был достигнут за счет совместного посещения остеопата и логопеда одновременно.
Сейчас Косте уже 4 года, и он не испытывает никаких проблем в общении со своими сверстниками. Проблемы с дефектами речевого развития остались в прошлом.
Мальчик Сережа 4,2 года — У Сережи была родовая травма и мальчик отставал в развитие от своих сверстников. К сожалению, в данном случае, родители и врачи, наблюдавшие Сережу, упустили много времени, прежде чем обратиться к врачу-остеопату. Сережа в свои 4,2 года не мог строить предложения, говорить четко слова, в основном у Сережи получалось больше мычать и показывать пальцем на те вещи, которые он хочет. Занятия с логопедом не приносили успехов, врачи просто оставляли ситуацию под наблюдением.
Результат: в связи с запущенным состоянием, Сережи, потребовалось больше времени, чтобы ребенок стал нормально говорить. Период его реабилитации проходил в течении 5-6 месяцев. Были все усилия направлены на восстановление речевых дефектов у Сережи. В данном случае, удалось добиться 95% восстановления речевых дефектов. Спустя полгода Сережа смог нормально общаться с родителями и сверстниками.
Источник