Как избавиться от пропуска букв

Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах?

Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах?
Данный материал для учителей начальных классов для использования на уроках русского языка

Виды упражнений.
1. Работа с кассой букв.

Из букв дети складывают слово,
определить, сколько букв понадобилось для его записи, назвать 3-ю букву, 1-ю, последнюю букву,
прочитать и запомнить слово,
письмо слова по памяти,
проверка написания,
письмо слова со слуха.
Проверка:
проговаривание произнесения слова по звукам,
счет произнесенных звуков,
соответствие в слове числа написанных букв, произнесенным звукам.
2. Составь слова из данных букв.
Б, у, с, п, р
К, т, о, л, я
О, с, а, к
3. Игры с мячом.
а) Учитель бросает мяч, называет слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов (букв) в предложенных словах.
б) Учитель бросает мяч, называет цифру. Поймавший придумывает слово с этим количеством звуков или букв или слогов.
в) Игра “Стучалочка”.
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу
У каждого ребёнка маленький мяч. Учитель произносит слово по звукам, отстукивая кулаком по мячу (кот-К(удар) о(удар) т(удар). Дети повторяют индивидуально и хорм, затем для каждого даётся картинка, название которой ребёнок произносит по слогам, сопровождая ударами по мячу.
г) Игра с перебрасыванием мяча.
Мяч лови и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.
Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
4. Игра “Какой звук заблудился?”
Неизвестно, как случилось,
Двери гонятся за мной! (звери)
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (жук)
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело. (булку)
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Сели в ложку -и айда!
По реке туда-сюда! (лодку)
На болоте нет дорог.
Я по кошкам — скок да скок! (кочкам) Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке. (маки)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Забодал меня котёл,
На него я очень зол. (козёл)
5. Игра “Отстукивание слогов”.
Каждому ребенку предлагается слово, которое он должен прохлопать или отстучать столько раз, сколько слогов и букв в данном слове.
6. Игра “Какой новый звук появился?”
Написать звук, который появился, отметить в слове.
Каска-краска(р-02),
ролик-кролик(к-1),
кошка-крошка(р-2).
7. Логогрифы.
1. С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким — сам звеню на просторе. (Колос-голос.)
2. С глухим траву она срезает, со звонким — и листочки объедает. (Коса-коза.)
3. Со звонким — как огонь горячий, с глухим в начале – круги, как мячик. (Жар-шар.)
4. Со звонким мы в нём обитаем, с глухим согласным мы его читаем. (Дом-том.)

Источник

Упражнения для профилактики и коррекции пропуска букв.
консультация по русскому языку на тему

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Скачать:

Вложение Размер
00068f4d-5320bbd0.docx 22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:

— ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;

— недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;

— недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов.
Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются.

Для решения проблемы «Пропуск букв» — набор игр в последовательности.

«Жмурки», «Хирург», «Хоккейный счёт», «Тормоза», «ПП».

Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.

Условия . На чистом листе формата А4 пишем три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх-восьми букв. Скорость медленная, а быстро и не получится.

Оценка . Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило, у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.

Тренироваться в игре « Хирург». До игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам. Правила:

Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.

Проводить операции не менее, чем с 30 словами. Можно делать это в учебнике в упражнениях домашнего задания.

Игра с условным названием «Хоккейный счёт».

Правила . Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3. Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.

ПАУКИ – 2:1:2, СТОЛ – 4:0, ВЕРБЛЮД – 3:4, ШКОЛЬНИК – 5:3.

Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.

Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА, а не КО-ШКА.

Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.

Игра « тормоза» . «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд, не теряя обшей скорости письма более 15%.

И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению образа слова. Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв да ещё внимание не концентрируется на текущей букве.

Для решения этой проблемы подходит игра-упражнение «ПП» – письменная – печатная.

Правило . Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: в Е т Е р.

Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.

Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.

Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быть записано: « ш АКА л К уш А л ш А шлы К ».

Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.

Вторая лига – это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.

Первая лига – это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой К должно быть написано: « ш А ка Л кушал шашл Ы к».

Высшая лига – это когда печатаются буквы за одну перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: « Ш ак А л к уш а л ш а ш Л ык».

Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.

1) «Подсчет звуков в слове».
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.
Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные .
Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
2)«Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
— Какой по счету звук [б] в слове рыба?
— Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?

При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух.
Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.
Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.
Упражнения:
1)«Найди ошибку»
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.
Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:
2)«Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3)«Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.Например:анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно.
Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д.

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например договариваемся, что слова с буквой с обозначаем Х, слова с буквой е — □, а все остальные -/. Так, предложение Мы смотрим на птичьи стаи в небе выглядит так: /Х //Х/□. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать этот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир.

В данной презентации представлены упражнения для детей с нарушением письменной речи на почве недоразвития гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений (оптическая дисграфия).

Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, на формирования образа предметов и букв.

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и .

laquo;Дисграфия — частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая .

Источник

Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать

Учитель снова и снова делает замечание о том, что ребенок невнимательный, рекомендует дома больше писать под диктовку. Ответственные родители стараются помочь своему школьнику. Но нелепые ошибки повторяются снова и снова, а вместо успехов в улучшении письменной речи получают слезы ребенка от неудач, отрицательное отношение к письму, проблемы с самооценкой у ребенка и потерю мотивации к процессу письма.

Чаще всего такая проблема в полной мере проявляется, когда ребенок идет во 2 класс. Хотя ошибки можно заметить уже в последней четверти первого класса. Когда дети, изучив азы письменной речи, переходят к упражнениям, которые требуют большей скорости письма.

К огромному сожалению, школьные логопеды зачастую не используют нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения в школе. И не ставят диагноз «дисграфия» при подобных трудностях. А значит ребенок не получает должную помощь и проблема перерастает в дизорфоргафи.

А подобные трудности в последние годы все чаще и чаще встречаются у детей, у которых в целом нет проблем с развитием психических функций, у детей с высоким уровнем интеллекта. Например, родители сталкиваются с тем, что ребенок «не может сконцентрироваться на выполнении задания», «считает ворон на уроке», «додумывает слова при чтении».

И вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть такие трудности педагоги и логопеды дают совет родителям больше писать, больше читать, лучше воспитывать и построже относиться к выполнению домашних заданий.

Почему ребенок пропускает буквы?

Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.

Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:

  • Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.

Важно: Родителям важно знать, что для поддержания работоспособности, детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важна мотивация. Поскольку зоны мозга отвечающие за волу сформированы не окончательно, ребенку должна быть интересна деятельность, для поддержания должного уровня внимания. Другими словами ребенку гораздо труднее, чем взрослому делать что-либо, тогда когда «надо», но не интересно.

  • Переработка кинестетической информации – переработка информации от двигающихся органов при письме (графических движений). Эти операции производятся в переднее-теменных отделах мозга. При нарушениях работы этого звена могут наблюдаться такие трудности при письме, как путаница в буквах, схожих по написанию (у-и, ш-щ, ж-х).

  • Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
  • Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • Серийная организация движений.
  • Программирование и контроль акта письма.

За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.

Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:

— Ребенок пропускает буквы (слоги) или их элементы, или наоборот вставляет лишние.

— Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.

— Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»

— Пишет слитно слова.

— Забывает поставить точку в конце предложения.

(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)

Учимся не пропускать буквы

Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.

Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений). ⠀

  1. «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀
  2. «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.⠀
  3. «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.
  4. «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке. ⠀
  5. «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.
  6. «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀
  7. «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.
  8. «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева. ⠀
  9. «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей) в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀
  10. «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.
  11. Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25. Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно, Приложение каждый раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.
  12. «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.

Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!

Источник

Читайте также:  Как избавиться от красного шрама от прыща
Оцените статью
Избавляемся от вредителей