- Подписаться на бесплатные уроки
- Все статьи и научные публикации тренера
- БЛИЖАЙШИЕ ПРОГРАММЫ
- Узнайте подробности и запишитесь на бесплатную консультацию по тел. 8 964 366 06 40
- Орфоэпия
- дОмик, готОвит, принеслА
- мукА – мУка, замОк – зАмок
- карам[ее]лька
- [кърΛмеелкъ] – ударный «е» удлиненный, безударные «а» подверглись редукции – сократились в долготе произношения
- Правила произношения безударных гласных
- Отнимать – [Λ]тнимать, топор – т[Λ]пор.
- Подворотня – п[Ъ]дв[Λ]ротня; Изморозь – изм[Ъ]р[Ъ]зь; Волос – вол[Ъ]с
- Артист – [Λ]ртист, сады – с[Λ]ды
- Жара – ж[Λ]ра, шаги – ш[Λ]ги, шары – ш[Λ]ры
- С итересом – с[Ы]нтересом Так и знай – так[Ы]знай
- Я слушаю с / интересом; Мороз и солнце.
- Рябина – р[Ие]бина, весна — в[Ие]сна.
- Е-широкое: м[Е]л, п[Е]л, св[Е]т Е-закрытое: п[Е]ли, св[Е]тит
- На окне – н[АА]кне; По-армейски – п[АА]рмейски; На арке – н[АА]рке; Однообразный – одн[АА]бразный.
- Наугад – н[Ъ]угад; По углам – п[Ъ]углам.
- Старые – стар[ЫИ]; Белые – бел[ЫИ]; Летние – летн[ИИ]; Синие – син[ИИ].
- Долгий – долг[Ъ]й, широкий — широк[Ъ]й, тихий — тих[Ъ]й.
- Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна; Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна; Лукинична – Лукинишна и т.п.
- Мария Ивановна – Марь Иванна, Павел Павлович – Пал Палыч.
- Произношение согласных
- Морковь – моркофь, морковка – моркофка; Воз – вос, глазки – гласки, ход – хот; Кадка – катка, друг – друк.
- Сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.
- С молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.
- Расшумелся – рашшумелся, из шубы – ишшубы.
- Позже – поЖЬЖе, визжать – виЖЬЖать, брюзжать – брюЖЬЖать.
- Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.
- Счет – щщет, счастье – щщастье, извозчик – извоЩЩик.
- Наладчик – налаччик, отчаяние – оччанье.
- Тридцать – триццать, отца – оцца.
- Щука – щюка, чай – чяй.
- Городской – гороцкой, советский – совецкий, нравится – нравица.
- Скучно – скушно, нарочно – нарошно, Булочная – булошная, пустячный – пустяшный, Яичница – яишница.
- Как исправить говор?
Подписаться
на бесплатные уроки
Все статьи и научные
публикации тренера
БЛИЖАЙШИЕ ПРОГРАММЫ
Узнайте подробности и запишитесь на бесплатную консультацию по тел. 8 964 366 06 40
Как избавиться от регионального говора?
Автор статьи: Екатерина Пестерева
Говор – это территориальная разновидность языка. Звуки в потоке речи не всегда звучат одинаково. В этих самых нюансах и берут начало региональные варианты произношения. Сам по себе региональный говор не зло. Однако литературная норма требует, чтобы эти различия были минимизированы. Для этого в языкознании разработан раздел правил произношения, который называется орфоэпия.
Орфоэпия
Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Орфоэпия включает в себя правила:
2. Изменения звуков в потоке звучащей речи.
Самое главное орфоэпическое правило: ударение
Одним из наиболее важных элементов звучащей речи является словесное ударение. В русском языке оно может быть поставлено на любой слог в отличие, например, от французского, где ударение обязательно стоит на последнем слоге любого отдельно взятого слова.
Например:
дОмик, готОвит, принеслА
Разные ударные слоги меняют смысл слова:
мукА – мУка, замОк – зАмок
В любом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной). Ударная гласная длиннее безударных и обязательно произносится полнозвучно:
карам[ее]лька
Безударные гласные, в свою очередь подвергаются редукции, т.е. количественному сокращению и некоторые из них – качественному изменению:
[кърΛмеелкъ] – ударный «е» удлиненный, безударные «а» подверглись редукции – сократились в долготе произношения
NB: Для того, чтобы избавиться от регионального говора, прежде всего, нужно запомнить и отслеживать в собственной речи следующее: в каждом слове русского языка особенно выделяется ударный слог и сокращаются безударные гласные. В предложении это правило тоже действует: голосом выделяется самое важное в предложении – слово или словосочетание, остальные слова произносятся чуть слабее.
Правила произношения безударных гласных
А сейчас рассмотрим правила изменения звуков в потоке звучащей речи.
1. Неударный звук [О] в начале слова и в предударном слоге произносился как [Λ] (звук, похожий на русский «а», только чуть короче):
Отнимать – [Λ]тнимать, топор – т[Λ]пор.
2. «О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся сразу же после ударного, звучит как редуцированный звук, средний между [А] и [Ы].
Он обозначается знаком Ъ:
Подворотня – п[Ъ]дв[Λ]ротня;
Изморозь – изм[Ъ]р[Ъ]зь;
Волос – вол[Ъ]с
3. Неударный звук «а» в начале слова и в безударном слоге, стоящем сразу же перед ударным, немного сокращается:
Артист – [Λ]ртист, сады – с[Λ]ды
4. Неударный звук «а» после Ж, Ш произносится как «Λ»:
Жара – ж[Λ]ра, шаги – ш[Λ]ги, шары – ш[Λ]ры
5. Безударные гласные звуки [У], [Ы] в произношении не заменяются другими звуками, но произносятся короче.
6. Гласный звук [И] в начале слова переходит в [Ы], если предыдущее слово заканчивается на твердую солгасную:
С итересом – с[Ы]нтересом
Так и знай – так[Ы]знай
Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [И] не меняется:
Я слушаю с / интересом;
Мороз и солнце.
7. Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между [И] и [Э], который обозначается знаком [Ие]:
Рябина – р[Ие]бина, весна — в[Ие]сна.
8. Звук [Е] под ударением может слышаться по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [Е] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:
Е-широкое: м[Е]л, п[Е]л, св[Е]т
Е-закрытое: п[Е]ли, св[Е]тит
9. Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [АА]:
На окне – н[АА]кне;
По-армейски – п[АА]рмейски;
На арке – н[АА]рке;
Однообразный – одн[АА]бразный.
10. А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с сильно редуцированным звуком «а» — [Ъ] (средний между А и Ы), но никогда не переходят в звук [У]:
Наугад – н[Ъ]угад;
По углам – п[Ъ]углам.
11. Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа выговариваются как ЫИ, ИИ:
Старые – стар[ЫИ];
Белые – бел[ЫИ];
Летние – летн[ИИ];
Синие – син[ИИ].
12. Окончания прилагательных -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как -Г[Ъ]Й, -К[Ъ]Й, -Х[Ъ]Й:
Долгий – долг[Ъ]й, широкий — широк[Ъ]й, тихий — тих[Ъ]й.
13. Произношение отчеств отличается от написания:
Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;
Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;
Лукинична – Лукинишна и т.п.
Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами также произносятся иначе, чем написано:
Мария Ивановна – Марь Иванна, Павел Павлович – Пал Палыч.
Произношение согласных
Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:
Морковь – моркофь, морковка – моркофка;
Воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;
Кадка – катка, друг – друк.
1. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:
Сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.
Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:
С молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.
2. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:
Расшумелся – рашшумелся, из шубы – ишшубы.
3. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:
Позже – поЖЬЖе, визжать – виЖЬЖать, брюзжать – брюЖЬЖать.
4. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:
Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.
5. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:
Счет – щщет, счастье – щщастье, извозчик – извоЩЩик.
6. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч:
Наладчик – налаччик, отчаяние – оччанье.
Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц:
Тридцать – триццать, отца – оцца.
7. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко:
Щука – щюка, чай – чяй.
8. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:
Городской – гороцкой, советский – совецкий, нравится – нравица.
9. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: как ШН и ЧН, т.к. ШН остается в словах живого разговорного языка:
Скучно – скушно, нарочно – нарошно,
Булочная – булошная, пустячный – пустяшный,
Яичница – яишница.
Все вышеуказанные правила можно научиться применять и отработать на занятиях по технике речи (индивидуально или в группе), а также на ораторском трехмесячном курсе.
Сложно разобраться самостоятельно?
Звоните по тел. +7-908-63-61-967 и получИте консультацию!
Добавить Ваш комментарий:
| Голос станет более сильным и красивым, а дикция четче уже через две недели занятий по курсу! Заказать курс — www.govorit-krasivo.ru |
Студия речи Екатерины Пестеревой представляет:
ВИДЕОКУРС ДЛЯ ГОЛОСА И ДИКЦИИ «ЯЗЫК МОЙ – ДРУГ МОЙ»
Кому пригодится этот курс?
Ораторам, профессиональным спикерам, начинающим дикторам, теле- и радиоведущим и всем,
кто хотел бы выработать четкое, грамотное и красивое произношение.
В курсе подробно объясняется более 70 рече-голосовых упражнений:
- для снятия зажимов с артикуляционных мышц
- для отработки правильного дыхания
- для раскрытия голоса и увеличения его силы
- для улучшения тембра голоса
- для шлифовки дикции
- для интонационной выразительности
Автор курса – Екатерина Пестерева, тренер ораторского искусства, оратор с 5-тилетним опытом
публичных выступлений, ведущий тренингов и семинаров по ораторскому искусству.
Узнайте о курсе подробнее и закажите видеокурс «Язык мой – друг мой» уже сегодня!
Заказать курс — www.govorit-krasivo.ru
Искусство речи с тренером Ораторского искусства
Источник
Как исправить говор?
Статья опубликована в 11-м выпуске межвузовского сборника научных трудов «XXI ВЕК: ИТОГИ ПРОШЛОГО И ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО» Пензенской Государственной технологической академии в 2008 году.
ИСПРАВЛЕНИЕ ДИАЛЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Е.А. Вдовина, преподаватель кафедры сценической речи ВТУ (института) им. М.С. Щепкина, 2008 (г. Москва, Россия)
Речь человека – это его отражение в зеркале нашего восприятия. Именно из того, как человек говорит, мы извлекаем первую существенную информацию о новом знакомом. Тембр голоса может дать некоторое представление о характере, правильность словоупотребления и особенности произношения помогают выяснить общий культурный уровень человека. И если новый собеседник скажет, что «позвОнит» Вам, – захочется ли Вам продолжить знакомство с ним без веских причин?
Орфография, пунктуация – основные составляющие школьной программы по русскому языку, и это естественно – интеллигентный человек должен уметь грамотно писать.
Но почему в школьной программе так мало внимания уделяется изучению орфоэпии? Вот что непонятно.
В советское время роль главного «учителя» в области произношения брали на себя радио и телевидение. С их появлением так называемый «московский говор», признанный в качестве нормативного произношения, начал оказывать влияние не только на речь некоренных москвичей, но и на произношение жителей всего Советского Союза, благодаря теле-радиоведущим «старой школы», владевшим им в совершенстве. В эфир попадала речь «избранных» — выдержавших огромный конкурс и прошедших серьёзную профессиональную подготовку людей. В процессе работы на радио и телевидении они продолжали тщательно следить за своей речью, и не только из-за штрафных санкций, которые применялись, например, за ошибку в постановке ударения, но и из-за чувства личной ответственности перед своими зрителями и слушателями, для которых они являлись непререкаемым авторитетом в области звучащей речи. Время идёт вперёд и сейчас вряд ли кто-нибудь рискнёт назвать точное количество дикторов, теле-радиоведущих, журналистов и комментаторов, речь которых стремительным потоком врывается в круг нашего внимания, стоит нам включить телевизор или радиоприёмник. Разумеется, при таких условиях, принцип «штучной работы», по которому готовили работников эфира в советское время, ушёл в прошлое, что не может не отражаться на результате. Произношение нынешнего поколения работников эфира далеко от идеального, а зачастую и вовсе являет собой яркий пример того или иного диалекта. А стереотип зрительского восприятия теле-радио речи в качестве эталона остался. Таким образом, речь СМИ, вместо того, чтобы служить образцом правильного произношения, к сожалению, только ещё больше расшатывает орфоэпические нормы.
Очень многие носители диалектного произношения хотят избавиться от своих недостатков и приблизить свою речь к идеалу. Особенно это характерно для людей «речевых» профессий – учителей, журналистов, адвокатов, политиков, актёров.
Теоретическая составляющая этого предмета прекрасно разработана целыми поколениями учёных-лингвистов. Обратившись к авторитетному изданию орфоэпического словаря русского языка, можно исправить ошибки в постановке ударений. Правила орфоэпии без труда можно найти в трудах А.А. Потебни, Л.С. Щербы, Р.С. Аванесова и др. И этот этап чрезвычайно важен в работе – при сравнении своего произношения с нормой, человек понимает, в чём же заключается говор, которым он обладает.
Но самое важное – применить полученные теоретические знания в живом речевом процессе. Об этом и пойдёт речь в данной статье.
Театральными вузами нашей страны накоплен огромный материал именно по практическому освоению норм литературного произношения, ведь это одна из главных задач, которая стоит перед будущим актёром и его преподавателем. Основополагающие принципы исправления говоров в сценической педагогике были определены такими специалистами, как Е.Ф Саричева, Е.И. Леонарди, Н.А. Вербовая, И.П. Козлянинова. Автору этой статьи посчастливилось преподавать предмет «сценическая речь» на актёрском факультете ВТУ им. М.С. Щепкина при Малом театре России. Малый театр всегда был театром образцового русского слова, а его школа, старейшая театральная школа Москвы, до сих пор уделяет особое внимание речевой стороне актёрского творчества и, в частности, выработке чистого литературного произношения.
Цель данной статьи — рассмотреть основные принципы методики исправления говора, применяемой в театральных школах, и найти возможные способы её применения в образовании и самообразовании всех, кто заинтересован в приобретении чистого литературного произношения.
Процесс исправления говора сугубо индивидуален. Его результативность зависит от многих факторов: наличия фонематического слуха, особенностей восприятия, памяти, работоспособности и, в значительной мере, — от степени мотивированности обучающегося. Если говорить о применении методики в самообразовании, то вопрос мотивации отпадает сам собой. Что же касается применения методики в гуманитарном образовании, то вопрос заинтересованности студента, нацеленности его на определённый результат не следует недооценивать. Ведь очень часто молодой человек не осознаёт себя носителем диалекта, ему довольно трудно понять, чем его речь отличается от нормы. Очень важно точно диагностировать диалектные особенности каждого студента и доходчиво объяснить ему, в чём отличие его речи от нормы, воспитать желание добиться правильного произношения.
Здесь сразу нужно сделать важную оговорку. В программе обучения студентов актёрского факультета предусмотрено проведение регулярных индивидуальных занятий, что позволяет педагогу подбирать стратегию работы наиболее подходящую для каждого студента и тщательно контролировать процесс коррекции произношения. К сожалению, в большинстве вузов форма индивидуальных занятий – редкость. С другой стороны, в групповом тренинге можно найти некоторые преимущества, например, — студент слышит много вариантов произношения, у него есть возможность сравнить свою речь с другими — всё это развивает фонематический слух, остроту восприятия звучащей речи. А чтобы занятия были максимально эффективными для всех студентов, в работу следует включать разнообразные упражнения, воздействующие на все сенсорные системы человека.
Как известно, в психологии выделяются три ведущих сенсорных системы человека — аудиальная, кинестическая и визуальная.
Люди с аудиальной модальностью хорошо усваивают правильное произношение «на слух», » с голоса». Полезно использовать аудиозаписи с эталонным произношением, имеет смысл записывать свою собственную речь — чтобы была возможность услышать себя со стороны, сравнить с другими, найти разницу в произношении.
Люди с кинестической модальностью хорошо усваивают учебный материал на упражнениях, включающих в работу всё тело. Основной принцип построения подобного рода упражнений — сочетание ударного слога с самым сильным движением тела.
При склонности к визуальному каналу общения полезно включать разнообразные рисунки, таблицы, обязательно транскрибировать текст письменно — чтобы максимально задействовать зрительный анализатор.
В работе по исправлению говора, есть определённая последовательность:
Прежде всего, необходимо развить умение правильно выделять ударный слог в слове, различать ритм ударного и безударного слогов, то есть организовать новые слуховые и произносительные навыки, которые соответствуют правильному ритмическому оформлению речи. Для закрепления этих навыков можно предложить произносить слова, выделяя ударный слог физическим движением — взмахом руки, броском мяча, шагом. Можно «прохлопать» ритмический рисунок слова по принципу — ударный слог — громкий хлопок, безударный — слабый. Полезно подбирать слова с одинаковым ритмическим рисунком, например: «трава, луна, гроза» (ударение на второй слог); «роза, груша, плюшка» (ударение на первый слог).
Хотелось бы добавить несколько строк о, пожалуй, самом старом способе работы над исправлением говора, который применяется в школе Малого театра на протяжении всей её, почти двухсотлетней истории. Я говорю о чтении гекзаметра. Упражнения на основе текстов гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», охватывают практически все разделы сценической речи — тренировку фонационного дыхания, постановку речевого голоса, выработку чёткой дикции, усвоение логических правил чтения текста, но особенно эффективны они при исправлении говора. Особый ритм строки, выделение ударного гласного — всё это помогает избавиться от многоударности и диалектного произношения безударных гласных. Н.Л. Тираспольская, артистка Малого, а затем Александринского театра в 1890х годах училась мастерству декламации у артиста Малого театра А.М. Невского. Вот как описывает она ход занятий: «Родина моя — Украина. Там выработались у меня и южный акцент, и высокий горловой тембр речевой подачи. От всего этого нужно было теперь отучиться. Читали мы гекзаметр сначала очень медленно, по слогам, набрав предварительно воздух всей грудью. Но вот темп ускорялся, чтение по слогам постепенно уступало месту нормальной человеческой речи» [1. С. 23]. И сегодняшние студенты Щепкинского училища обязательно проходят этот учебный этап — и на тексте гекзаметра, и на текстах русских былин. И по сей день этот метод не теряет актуальности и может быть рекомендован для работы по исправлению говора.
На следующем этапе, необходимо уточнить позицию речевого аппарата при произношении ударных гласных, так как любое нарушение правильной установки звука поведёт к искажению слова. Следует проконтролировать верное положение губ, челюсти, языка при произношении того или иного звука, при необходимости подкорректировать. Так, при образовании ударного звука А «нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята». При произнесении ударного О «челюсть опущена на расстояние меньшее, чем при А (на полтора пальца), губы несколько вытянуты вперёд и округлены, кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов, задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу». При произнесении ударного У «челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу, губы сильно выдвинуты вперёд и округлены больше, чем при звуке О ; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние большее, чем при звуке О, задняя его часть высоко поднята к нёбу, нёбная занавеска поднята». Ударный звук Ы произносится следующим образом «расстояние между зубами несколько меньшее, чем при У; зубы немного обнажены, кончик языка касается нижних передних зубов, средняя его часть приближается к нёбу, нёбная занавеска поднята». Установка произнесения ударного Э следующая: «Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев, зубы слегка обнажены, язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу, нёбная занавеска поднята». При произнесении ударного И : «кончик языка касается нижних зубов, спинка сильно напряжена и поднята к передней части твёрдого нёба… губы слегка растянуты и прижаты к обнажённым зубам, нёбная занавеска поднята» [2. С. 12 – 15]. При работе над произнесением ударных гласных звуков полезно не только полагаться на свои мышечные ощущения, но и зрительно закреплять нужную позицию органов речевого аппарата, глядя в зеркало.
Далее необходимо ознакомиться с правилами произношения, с редукцией гласных, со всеми нюансами произношения согласных (как было сказано выше, найти теоретический материал по орфоэпии не составит труда)
И, наконец, следует переходить к закреплению полученных знаний на практике. В этом виде работы можно использовать систему упражнений, предложенных доцентами кафедры сценической речи ВТУ им Б. Щукина А.М. Бруссер и М.П. Оссовской в их рабочей тетради «104 упражнения по дикции и орфоэпии». В упражнении приводится перечень слов, сходных по ритмической структуре и звуковому составу. Занимающийся читает слова вслух, отрабатывая правильное звучание того или иного редуцированного гласного, или произношение согласного, например: «каре, кафе, сонет, Мане» и т.д. (отработка звучания предударных А и О); «сцена, Терра, эпос, кредо» и т.д. (закрепление произношения заударных А и О) [3. С. 14 – 15].
Также следует обратить внимание на слитное произнесение предлогов и частиц со значимыми словами, что также является характерной особенностью «московского говора».
В практике обучения студентов актёрского факультета активно применяется игровой, творческий характер упражнений. Это повышает эффективность тренинга, облегчает усвоение материала, повышает мотивацию.
Ещё один важный принцип орфоэпического тренинга — импровизационный. Ведь закрепление правильного произношения на текстах упражнений — всего лишь первый этап, он не гарантирует чистого произношения нового или спонтанного текста. Поэтому, по мере усвоения материала, необходимо вводить в тренинг упражнения, содержащие момент импровизации, например – пересказ предварительно протранскрибированного текста и т.д.
На всех этапах обучения полезно включать в ход занятий прослушивание аудиозаписей лучших образцов литературного произношения.
Исправление говора – длительный и трудоёмкий процесс. Успех этого предприятия зависит от многих факторов – но, прежде всего – от целеустремлённости и систематических занятий. Это сочетание – первый шаг на пути к грамотному литературному произношению.
Список используемой литературы:
1. Тираспольская Н.Л. Жизнь актрисы. — М.-Л., 1962.
2. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.: Искусство, 1977.
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии. М.: Реглант, 2004.
Источник