Как избавиться от психологического барьера

Как избавиться от психологического барьера

31 октября в 15:00 — «Мастерская терпения» — УЧАСТВОВАТЬ

04 ноября— «Путь дЖЭдая» с Александрой Копецкой, вторая ступень — УЧАСТВОВАТЬ
24 ноября — курс для опытных «Реконструкция» — Фаза 1 по вторникам — УЧАСТВОВАТЬ

Запись по телефону +7 968 990 0880

Или оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Эмоциональные барьеры и как научиться управлять общением

Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, ко­торые препятствуют подлинному общению, превращая его в защит­ное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.

Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, ко­торые препятствуют подлинному общению, превращая его в защит­ное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.

Самыми сильными эмоциями, имеющими в основе своей врожденные программы реагирова­ния, превращающие общение в защитно-оборонительную программу являются страх и гнев, но порождают их зачастую три остальных негативных эмоции. Стыд, обида или вина будут проявляться по-разному, в зави­симости от того, каким образом они конвертируются в гнев или страх.

Для понимания того, как развивается общение, крайне важно уметь распознавать в обще­нии симптомы нападения или бегства.

Страх (бегство) возникает в результате восприятия в настоящем при­знаков прошлых ситуаций, в которых приобретался опыт непри­ятных переживаний. Эти признаки, как правило, связаны с индиви­дуальными особенностями людей. Появление этих признаков заставляют ожидать страдания и тем самым включают реакции, дезорганизующие, а ино­гда и подавляют общение.

Гнев (нападение), в отличие от страха, придает обще­нию агрессивный характер, виды которого чрезвычайно разнооб­разны, начиная от деструктивного поведения и кончая утонченной критикой и злословием.

Анализируя эмоции, которые вызывает общение, можно понять природу эмоционального барьера. Страх и скованность перед вышестоящими может поддерживаться памятью детства, когда родитель был строг и вызывал страх.

Предубеждение отно­сительно женщин может иметь своей причиной неблагоприятные контакты с женским полом в прошлом, будь то мать, родственни­ки или подруга. В каждом случае человек должен анализировать свои эмоциональные барьеры для выяснения истинных причин, вызываю­щих стресс и напряжение.

Однако, важно помнить, что в общении мы управляем не только своими эмоциями, но и эмоциями, и поведением собеседника. Управлять общением — это значит вызывать желательное для управителя поведение в другом человеке или устранять нежелательное.

Когда я здороваюсь с приятелем, я совершаю акт управ­ления общением, программируя его поведение, так как он вы­нужден обязательно ответить на приветствие. Мое приветствие есть ключевой стимул, запускающий его ответ в виде поведения приветствия. Если он задаст мне вопрос, то он таким образом программирует меня на ответ.

Управление в общении может быть преднамеренным или сознательным, и бессознательным, то есть автоматизи­рованным. Инстинктивная помощь при падении другого является автоматизированным управлением общения. Однако мы чаще об­щаемся сознательно, так как межличностное взаимодействие требу­ет мобилизации внимания.

В тоже время управление другим предполагает достаточное управление самим собою. И возвращаясь к эмоциям, сопровождающим общение, такое управление собой невозможно без понимания своих эмоций, барьеров и мотивов в общении. Например, если присмотреться к салонному общению, то можно увидеть, что для того, чтобы участ­нику общения взять управление на себя, достаточно незначительно­го мимического жеста.

Другие также безмолвно соглашаются с переходом управления. Иногда мед­ленный подъем бровей и фиксация их на уровне удивления является более определенным ответом, чем большая тирада, заставляющая говорящего уточнить свою позицию.

Источник

Читайте также:  Как избавиться от чувства жалости ко всем

Метод снятия дистресса и разрушения психологических барьеров клиента

Комментарии 0

Мне нравится 7

«Что бы Вы сделали, если бы знали, что Вас ждет успех?

Так идите и делайте это!»

New Year`s Eve

Эффективность конструирования метафорического опыта преодоления препятствий обусловлена синтезом основополагающих механизмов/стратегий/техник в психотерапии, таких как отреагирование «вщемленных» аффектов (З.Фрейд) или катарсис, достижение инсайта в процессе преодоления, техники создания эмоционального рекапитулирующего опыта, использование скрытых ресурсов самоизменения личности и управления позитивными эмоциями в настоящем (принцип «здесь и теперь» Я.Морено). Данный метод в первую очередь разработан для применения в психологическом и психотерапевтическом консультировании, однако может быть адаптирован для индивидуальной или групповой работы с персоналом.

Описание метода

Клиенту предлагается разрушить метафорическую преграду (в виде стены или препятствия, которое символизирует психологический барьер или преграду на пути стремления или обретения необходимых ресурсов для самовыражения и достижения поставленной цели). В процессе преодоления, клиент переориентируется на необходимость сосредоточиться на существующих ресурсах и возможностях, которыми обладает, проходит ситуацию, в которой отвлекается от размышлений о проблеме и сосредотачивает свое внимание на решениях и возможностях вне проблемного контекста. Сама по себе работа по преодолению позволяет пережить позитивный опыт победителя, проиграть (прожить) в реальном времени ощущения после преодоления. Сосредоточиться на визуализации позитивного опыта, почувствовать цель достигнутой и выработать план действий находясь в позитивном состоянии и исходя из веры в собственные силы.

Для обозначения (ассоциирования) метафорической преграды именно со значимым для личности клиента (или его деятельности) барьером – обязательным условием является первичная консультация. Барьерами могут выступать ситуации или переживания (в т.ч. ошибки мышления), мешающие (или затрудняющие) клиенту добиться желаемого; та проблематика, которая в сознании клиента является причиной его переживаний. Для усиления ассоциаций и большего погружения, клиент сам записывает на стену все те причины, от которых мечтает избавиться. Важным замечанием является необходимость включенности клиента в процесс рефлексии и обозначения именно глубинных причин (наполнения смыслом написанного), а также сосредоточенность на собственном опыте и переживаниях или качествах, отсутствие которых способствовало бы наступлению психологического благополучия для клиента. Никогда барьерами не должны выступать люди или системы, влияния на которые клиент не имеет (не является их участником). В качестве альтернативного пути использования метода и для стратегического стимулирования выработки решений, возможно под барьерами понимать еще не случившиеся перемены, к которым стремиться клиент. (Например: отдел, как структура организации, при поставленной задаче расформирования. Разрушив структуру, руководитель сможет сосредоточиться на формировании плана действий после прохождения эмоционально значимой ситуации и принятия свершившегося факта распада (прекращения существования) налаженной им системы).

Вторым важным этапом является закрепление переживаемого опыта, чувств и эмоций после преодоления преграды. Крайне важна вовлеченность самого клиента, необходимость рефлексии. Клиенту предлагается детально описать свое состояние уже без тревожащего или мешающего фактора, а также наметить для себя план действий, согласно текущей ситуации (в зависимости от выбранной изначально цели). Максимальная визуализация и вербализация способствуют выходу сознания за пределы довлеющей проблемной ситуации. Позволяют (и вынуждают) разработать план, которому необходимо следовать для достижения результата (т.о. сохраняя ответственность клиента перед самим собой).

Проработка с клиентом осуществляется в контролируемой среде: в оборудованном помещении, позволяющим проходить (разрушать) сконструированные преграды (из ткани, бумаги, картонных коробок, листов гипсокартона и т.п.), главное условие – обеспечение безопасности в процессе и достаточный простор. Качество декораций зависит от фантазии и возможностей при подготовке, и не является первостепенным. Наиболее важным является определение актуальных для клиента преград и выбор подходящего для визуализации образа, а также глубина погружения клиента в метафору и переживаемый в процессе опыт.

Для большей погруженности клиента, конструирование опыта преодоления сопровождается консультантом/терапевтом на каждом из этапов. Следует уделить особое внимание подготовке сценария и текстовых установок.

Читайте также:  Как избавиться от двойных кликов мыши

На этапе рефлексии, после преодоления препятствия, возможно добавить (заранее подготовить) психологически значимые для клиента предметы или использовать элементы квеста с психологическим выигрышем для усиления эффекта метафоры, в контексте психологической работы.

Теоретические аспекты

Одним из универсальных психотерапевтических механизмов является отреагирование, или катарсис. Впервые, в форме гипнокатарсиса, его использовал Фрейд: он погружал пациента, находящегося в состоянии гипноза, в вытесненное психотравмирующее переживание, чтобы «вщемленный» (термин Фрейда) аффект высвободился и накопленные негативные эмоции (гнев, обида и т. п.) исчезли. Ряд современных направлений психотерапии делают основной акцент именно на высвобождении таких аффектов: это первичная психотерапия А. Янова, различные виды телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Д. Боаделла и др.), психотерапия криком Д. Касриела, спонтанный танец и др. Отреагирование позволяет, во-первых, активизировать «вщемленный» аффект (перевести его в активную форму), а во-вторых, «сбросить» его с себя, убрать его из энергетической и психологической структуры личности.

Отреагирование происходит там и тогда, когда экспрессия достаточно интенсивна и человек гневается, плачет или кричит помимо своей воли. Иными словами, для отреагирования необходимо отбросить привычные формы регулирования аффективной сферы. Одним из показателей спонтанности является вовлечение вегетативной сферы. Просто плач, слезы, крики, причитания без момента спонтанной экспрессии, когда человек чувствует, что держит себя, не позволяют произвести отреагирование. В ряде случаев подчеркивается, что переживание клиентом какого-то момента собственной жизни или ситуации в терапевтической группе должны дополняться «петлей саморефлексии» (И. Ялом), когда эмоциональный опыт переживания трансформируется в терапевтический. Это означает, что клиент должен не только чувствовать гнев, но, что самое главное, задать себе вопрос: «Что за ним стоит?», т. е. войти в позицию самоисследования.

Важной составляющей работы психотерапевта является конструирование. Представление о том, что психотерапевт раскрепощает, снимает блоки, защиты, помогает освободиться от подавленного аффекта и т. п., является недостаточным. Освобожденная энергия гуляет по телу, а вместе с ней гуляет освобожденный аффект. Куда зайдет эта энергия? Как диссоциированный и обезвреженный аффект ассоциируется с остальной, до сих пор свободной от конфликтов и напряжений, частью психической структуры? Это серьезные вопросы, на которые психотерапевт должен дать ответ, а не уповать на саногенность спонтанного процесса, протекающего в клиенте, как это делал К. Роджерс, или на саногенность спонтанного группового процесса. Процесс в клиенте должен быть спонтанным, но контролируемым, во-первых, им самим, а во-вторых, психотерапевтом (конечно, в контакте с клиентом). Высвобождаемая энергия и раскрепощаемые эмоции должны быть правильно ассимилированы остальной психикой, причем происходить это должно не само по себе, а в ходе психотерапевтической работы по конструированию новой конфигурации психической структуры.

Наряду с механизмами психотерапии, которые часто выступают как факторы, которыми психотерапевт не управляет, можно выделить некоторые психотерапевтические стратегии/механизмы/техники: инсайт, создание эмоционального рекапитулирующего опыта, отреагирование, дезактуализация проблем, страхов, переживаний, десенсибилизация травматических стимулов, когнитивное «прочищение», освобождающее ум от ошибок, актуализация трансперсональных (духовных) ресурсов самоизменения и др. Эти стратегии отражают не только психотерапевтический подход, в котором работает психотерапевт, но и индивидуальные предпочтения и верования (если же они психотерапевтом осознаются и сознательно используются в психотерапевтической работе, то метанавыки) терапевта в какой-либо один, два или несколько механизмов изменения. Как правило, среди психотерапевтов существует специализация — один хорошо владеет техникой отреагирования, другой — анализом и инсайтом, третий — хорошо поддерживает и создает новый саногенный эмоциональный опыт, четвертый — может производить конструирование новой психической структуры и т. п. Только в идеале психотерапевт может делать все. Между терапевтами часто существует непонимание относительно стратегий помощи клиенту. Это означает, во-первых, что к истине могут вести разные пути, а во-вторых, что психотерапевты склонны идеализировать свой способ работы, не видя ценности в другом.

Профилактика дистресса по Гансу Селье

Читайте также:  Как выглядит матка муравьев жнецов

Строго говоря, в соответствии с терминами, введёнными Гансом Селье, правильный научный термин – «профилактика дистресса», но в быту часто употребляют «профилактика стресса», поэтому будем считать их идентичными. Между тем основная идея понятия дистресс в его негативном (разрушающем) влиянии на организм. Иными словами стресс сам по себе активизирует на свершения. Например, встретив дикого хищника в лесу – человек способен проявить такие физические способности, которые вряд ли покажет в обычной жизни. И гормоны и адреналин в организме способствуют выживанию и в данном случае только помогают человеку. А вот если этот же человек воспринимает своего начальника примерно так же, как медведя в лесу – у него (человека) нет возможности среагировать на данную ситуацию и, не имея выхода, изменения в организме носят уже разрушительный характер, а к ним добавляются переживания и психологические составляющие.

Сам Ганс Селье писал: «Чтобы избежать стресса конфликтов, рухнувших надежд и ненависти, чтобы обрести мир и счастье, нужно уделить больше внимания изучению естественной основы мотивации и поведения. Никто не будет разочарован, если в повседневной жизни научится следовать принципу «Заслужи любовь ближнего». Стресс неудач и рухнувших надежд особенно вреден. Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен к психическим травмам, но есть много приёмов, сводящих ранимость к минимуму…

…Мудрая немецкая пословица гласит: «Берите пример с солнечных часов — ведите счёт лишь радостным дням». Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Такое преднамеренное припоминание — действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить. Вы сами удивитесь, как это помогает, когда всё кажется беспросветным.

Если Вам предстоит удручающе-неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период…

…Наконец, не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже. Единственная наша общая черта — подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми созданиями, в том числе человеком. Поэтому естественный кодекс, основанный на неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом».

Вместо заключения

Описанный в данной статье метод направлен, главным образом, на формирование позитивного опыта и «достигаторства». Это позволяет закрепить успех в сознании клиента, проработать чувства и эмоции достижения, а также отреагировать и проработать внутренние демотиваторы и страхи на этапе преодоления. Обрести уверенность в собственных силах через игровую (тренинговую) форму конструирования. Крайне важным является прицел на позитивное переживание в процессе и формирование конкретного плана действий. Вся мешающая и проблемная (болевая) часть опыта отбрасывается за «скобки уравнения», давая возможность взглянуть на ситуацию с позитивной стороны участника, достигнувшего цели, пережить и зафиксировать положительный опыт, настроиться на переход от боязни неудачи к достижению успеха.

Библиография

  1. Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко — Психотерапия. Учебник для вузов: — 2008 г.
  2. Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 108-111.
  1. А.И.Сослан. Теоретические основы построения психотерапевтического метода.
  2. Б.М. Мастеров. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей