- Не тратьте свою энергию и силы на пустые разговоры
- Многоглаголание, пустословие и любопытство
- Из наследия Оптинских старцев
- Пустословие и 2 пути его преодоления
- Язык — это величайший инструмент, дарованный нам Богом
- Пустой разговор — это грех, потому что тратит время на ерунду вместо полезного
- Пустословие — врата для всех других грехов
- Смехотворство означает одну из форм пустословия
- Празднословие — это широкий термин, куда входят пустословие, сплетни, клевета злословие
- У святых отцов много цитат о том, как пустословие вредит человеку
- Избавиться от пустословия можно, если молиться и прикладывать усилия
Не тратьте свою энергию и силы на пустые разговоры
У каждого человека есть какие-то правила, какие-то рецепты, как стать счастливее, по которым он строит свою жизнь, иначе не имея никакой системы, человек запутается и не сможет ориентироваться в этом мире. Может быть, вам помогут данные рецепты, и подскажут в каком направлении идти вам.
Если желаешь что-то получить, ты сам должен вначале дать что-то. Усмиряй свою гордыню, убирай амбиции, ставя себя ниже других, если хочешь стать выше их, потому что если хочешь подняться необходимо вначале набраться сил. Не тратьте силы попусту, берегите для важных и стоящих дел и начинаний. Лучше оставаться безмятежным и спокойным, занимаясь работой и повседневными делами, а когда придёт время для осуществления ваших желаний, вот тогда и необходимо действовать быстро, чтобы не упустить момент, и добиваться цели естественным образом, не применяя насилия.
Как стать счастливее? Продвигаясь вперёд проявляйте сострадание окружающим. Проявляя сострадание, вы показываете людям свою заинтересованность в их благополучии. И люди будут заинтересованы в вашем продвижении вперёд. Будьте бережливы и вы сможете использовать свои ресурсы с большей пользой для себя. Не проявляйте сильно свою заинтересованность быть первым. Вы много сил вложите в свои стремление и может не хватить сил на то, чтобы удержать полученное.
Будьте удовлетворены тем, что получаете, умейте благодарить, даже за малое. Тот, кто не ценит малого, не достоин и не оценит большего. Безграничная жадность – это страшное зло.
Перестаньте думать о том, что о вас говорят и думают другие. Не привязывайтесь слишком к своему Эго, к своей значимости. Наслаждайтесь жизнью, создавайте вокруг себя гармонию.
Поставьте перед собой вначале мелкие цели, которые вас приведут к успеху, и через которые вы сможете добиться многого. Не ставьте перед собой сразу великие цели. Чтобы добиться того, чего желаешь, начинай с малого, и ты добьёшься большего. и не возноси себя над другими, люди добившиеся много в жизни, не изображают из себя великих.
Не тратьте свою энергию и силы на пустые разговоры. Тот кто много говорит о себе вызывает сплетни и зависть, а это является препятствием к счастью, удаче, процветанию. Если вы устали двигаться вперёд, вы начнёте откатываться назад, так как вас обгонят те, кто шёл за вами. Поэтому надо всегда двигаться вперёд. И не стоит слишком долго задерживаться в одном месте, и слишком много говорить.
Человек истощает свои силы, когда стремится жить чужими желаниями. Он не бывает счастлив от того, что приобретает то, что имеют другие, руководствуясь чувством зависти и жадности. Каждому человеку для счастья необходимо что-то своё. И каждый человек сам должен понять, что именно ему необходимо для того, чтобы он был счастлив. И это его мнение не должно зависеть от кого-либо другого.
Я желаю Вам Счастья! Удачи! Благополучия! Процветания!
Источник
Многоглаголание, пустословие и любопытство
Из наследия Оптинских старцев
Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.
Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г. |
Преподобный Амвросий наставлял:
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.
Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.
Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.
Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
Преподобный Варсонофий |
Преподобный Варсонофий советовал:
«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».
Преподобный Никон писал:
«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».
И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.
«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»
Преподобный Амвросий предупреждал:
«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».
Молитвенное настроение и мир в душе
Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:
«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»
Преподобный Моисей наставлял:
«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».
Многоглаголание и уныние
Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:
«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».
Пустословие и любопытство
Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:
«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».
|
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) |
Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:
«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».
Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:
«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».
Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.
Преподобный Никон писал:
«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».
Преподобный Макарий предупреждал:
«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».
Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.
Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).
Источник
Пустословие и 2 пути его преодоления
Пустословие — грех и никуда от этого не деться. Но как же так? Ладно убил кого или прелюбодействовал человек. Но что он говорит, причём не во вред, а так, впустую, разве может считаться грехом? Глупости же? Нет, это дело куда серьёзнее, чем кажется. Но ситуация и правда не очевидная. Разберёмся, чем же вредно пустословие, чтобы больше не возникало вопросов.
Язык — это величайший инструмент, дарованный нам Богом
Был такой человек: получил учёную степень, устроился в институт, украл микроскоп и принялся им дома забивать гвозди. Не странно ли? Конечно, история — выдумка, но сказка ложь, да в ней намёк.
Микроскоп — это изделие сложное, хрупкое и дорогое. Мы все понимаем, сколько труда вложено для того, чтобы этот инструмент мог служить единственной цели — открывать для нас невидимый мир маленьких объектов.
Речь — ещё более хрупкий инструмент, который совершает обратное действие: открывает наш невидимый внутренний мир окружающим. С помощью языка совершают прекрасные вещи:
- Создают произведения искусства — стихи, романы, пьесы;
- Обсуждают философские вопросы;
- Признаются в любви, дружбе и других чувствах;
- Поют прекрасные песни.
И любовь, и творчество — это аспекты Творца. Это способ спроецировать Божественное в материальный мир. Кто стал бы спорить со значимостью для человечества шедевров культуры и некогда записанного Слова Божия?
Язык — это ядро человечества, точка соприкосновения нас друг с другом. Аллегорическая история о вавилонской башне хорошо показывает, что люди, не способные объясниться, ни на что не способны.
Всё это говорит, что язык не просто ценен для нас, но и чем чаще и больше мы будем применять его по назначению, тем больше пользы принесём себе и человечеству.
Священное Писание — образец тех высот мысли, которых может достичь слово, но человека часто тянет в противоположном направлении, это и называется пустословием. Фото: cv2.litres.ru
Пустой разговор — это грех, потому что тратит время на ерунду вместо полезного
Завязав пустой разговор, человек превращается в буксующий транспорт. Чего было бы хорошего, если бы все «скорые помощи» и пожарные машины внезапно встали на месте и без пользы вращали бы колёсами?
«Но это же служебные машины, — возразит рассудительный читатель. — У них свои функции, а я то причём». Но дело как раз в том, что человек — больше чем машина и способен каждую секунду провести в служении этому миру, Господу, хотя бы самому себе.
Давайте на примерах. Потратил человек два часа времени на пустой разговор, а на следующий день ещё два часа. И так в течение года. Накопилось свыше семисот часов, потраченных в никуда. А сколько бы в это время можно было бы сделать полезного!
- Сотворить нечто важное для человечества (написать роман, картину);
- Освоить новую область знаний и приносить через неё пользу;
- Делать добрые дела для близких;
- Чаще думать о духовном, чтобы стать чище и праведнее;
- Привести в порядок своё здоровье, чтобы прожить лет на 10 больше;
- Почитать и стать мудрее, дабы этой мудростью делиться с окружающими.
Да стоит ли продолжать? Занимаясь пустословием, мы направляем ресурсы, данные нам Господом, в пустоту. Оттого и название — пустословие.
Пустословие — врата для всех других грехов
Быть может, не так было бы страшно, если бы пустословие сводило деятельность человека к нулю, как лень. Ну, живёт себе человек, тратит время ни на что, кому он вредит этим?
Но проблема в том, что пустословие — это упущенное время утраченные возможности. А потом начинается сожаление. За ним приходит зависть к тем, кто чего-то уже добился. А это уже более страшный грех, который открывает путь ко всем другим порокам человека. Из зависти люди воруют, убивают, изменяют и делают много других вещей.
А корень зла в том, что человек действию предпочитает нечто пустое.
Смехотворство означает одну из форм пустословия
Встречая термин «смехотворство», человек, скорее всего, подумает, что это означает чувство юмора, потребность пошутить и посмеяться. Разумеется, ему непонятно, с чего бы это дело считать грехом. С горем пополам можно согласиться, что если праздное слово исходит из уст, это не сильно полезно. Но как без улыбки то жить?
Но не стоит торопиться с выводами. Апостол Павел использует слово ευτραπελια, которое в синодальном переводе заменили на «смехотворство». Правильнее было бы употребить другой термин — шутовство. Это такое состояние, когда:
- Гордость. Человек нарочито пытается выглядеть глупее чем есть, причём делает это так, чтобы и другие поняли наигранность ситуации и похвалили талант балагура. Ведущий мотив здесь — гордость. Нутро человека буквально кричит: «Ну похвалите меня, взгляните, какой я особенный». А хорошая шутка должна иметь иной мотив: «Я хочу поднять вам настроение».
- Ложь. Шутник не искренен с публикой. Ему на самом деле всё равно, что и кто подумает. Главное — это наслаждаться собой. Если шутку оценили — это он молодец. Если не оценили — публика плохая.
А вот посмеяться православные любят. Взять хотя бы архимандрита Алипия (Воронова), который вещал на ворота объявление «В монастыре чума», когда хотел отвадить зачастившие к нему коммунистические власти.
Празднословие — это широкий термин, куда входят пустословие, сплетни, клевета злословие
Празднословие — это общее название для случаев греховного использования речи. Помимо уже перечисленного, в этот список входят:
Злословие — это когда человек погружает ум в грязь, чтобы осудить другого человека и тем самым превознестись над ним.
Клевета — иначе говоря, самая настоящая ложь. Царь лжи кто? Конечно, дьявол. И дьявол этот — не какой-то бес с трезубцем, а состояние души лживого человека. Христианину опускаться до такого не подобает.
Сплетни — ради них человек способен, как больной желудок, без конца переваривать одну и ту же пищу, в которой уже ничего полезного не осталось. К тому же сплетни — это лёгкий способ навредить тому, кого обсуждают.
У святых отцов много цитат о том, как пустословие вредит человеку
Грех — штука хитрая. Это яд, который поражает сразу и духовную, и материальную жизнь человека. Такие грехи, как чревоугодие, действуют грубо. Другие используют более изящные подходы.
Но, к счастью, у нас есть цитаты святых отцов, чья мудрость помогает увидеть многие ситуации насквозь. Например, святитель Тихон Задонский призывал людей обратить внимание на то, что это странно — говорить одними устами имя Божие и скверные слова:
«Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом?
И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».
Такие вещи помутняют разум. А это очень опасно для человека, ведь такой тонкий орган сложно держать под контролем. Пустословие часто очень глубоко проникает в ментальную сферу, становится привычкой.
И тогда мы думаем уже не любви, праведности и Господе. А что делать? Даже добрая мысль не приживается на такой почве. Об этом говорил преподобный Пимен Великий:
«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души».
Таким образом, за внешним проявлением — пустословием, пролегает ещё более глубокая проблема — греховный тип мышления. Он и склоняет нас к греху. Снова обратимся к словам преподобного Тихона Задонского:
«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде.
Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».
Избавиться от пустословия можно, если молиться и прикладывать усилия
Если вопрос, как избавиться от пустословия, возник в душе человека, первый шаг сделан. А без него остальные были бы бесполезными.
Потребуется наступать на проблему с двух сторон: с интеллектуальной и духовной.
Первая — это работа над собой, вторая — помощь Божья.
Работа над собой. Придётся проявлять осознанность, следить за мыслями и словами. Если подловили себя на чём-то плохом, нужно использовать какое-нибудь наказание. Но оно не должно быть бездумным. Например:
- 500 р. на счёт природоохранного или благотворительного фонда;
- Безвозмездная услуга любому из своих знакомых или даже незнакомых людей.
Если финансовое положение не позволяет, а природная скромность мешает общению с людьми, то можно за каждый проступок идти в церковь и там просить какое-нибудь задание. В приходе всегда есть, чем заняться, а делать некому. Это будет и материальная, и духовная польза.
Стоит сделать себе какие-нибудь напоминания: верёвочки, фон на мобильном телефоне, предмет на столе. Пусть он напоминает Вам о том, что отныне Вы живёте по-новому и пустословие осталось для Вас позади.
А вообще, правы те, кто говорит, что время на грехи и пустую болтовню есть у тех, кому нечем заняться. Подберите себе увлекательный и полезный труд. Для греха времени не останется.
Помощь Божья. О роли Божьей помощи рассказывает преподобный Тихон Задонский:
«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, «язык… — неудержимое зло» (Иак. 3, 8), — говорит апостол.
И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45).
Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык — орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»
Источник