- Как производится списание ГСМ без путевых листов
- В каких случаях путевой лист не нужен
- Нюансы и проблемы
- Расчет затрат
- Приказ на списание
- Путевой лист на каждый день можно не оформлять?!
- Ошибки в путевых листах: как избежать штрафов
- Кто может проверить путевой лист
- Кому инспектор ГИБДД выпишет штраф
- За что могут наказать
- Какие штрафы ждут нарушителей
- Нет путевого листа. Меня обязательно оштрафуют?
Как производится списание ГСМ без путевых листов
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.
В каких случаях путевой лист не нужен
Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).
Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.
После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.
Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):
- При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
- Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.
Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.
Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.
Нюансы и проблемы
Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.
Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.
В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.
Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.
Расчет затрат
Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.
Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.
Стоимость единицы бензина равна:
- 25 * 41 = 1025,00 руб.
- 120 * 39 = 4680,00 руб.
- 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
- 25 + 120 = 145 л.
- 5705 / 145 = 39,34 руб.
Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.
Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.
Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.
Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период. Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.
Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.
Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах.
Приказ на списание
Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.
Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.
2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.
3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля.
4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.
Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.
С приказом ознакомлены:
главный инженер Мартынов А.А.
заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И.
главный бухгалтер Михалкова Т.В.
Источник
Путевой лист на каждый день можно не оформлять?!
Ну, собственно говоря, да. По крайней мере, такой вывод следует из письма Минтранса РФ от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ, как бы перечеркивающего все предыдущие туманные разъяснения и расставляющего точки над «I».
Своими приказами и разъяснениями по части трансформации правил оформления путевых листов, а точнее, размытостью некоторых формулировок, Минтранс породил изрядную неразбериху. Кто-то сделал для себя вывод, что с 1 марта 2019 года путевой лист нужно оформлять на каждую поездку, независимо от рода деятельности компании и прочих обстоятельств. Кто-то – что эти нормы обязательны только для компаний, оказывающих услуги по грузоперевозке. Наконец чиновники внесли ясность и их разъяснения порадуют большинство бухгалтеров.
Напомним суть проблемы. Согласно пункту 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Порядок заполнения) путевой лист организации могут оформлять на любой срок, не превышающий месяца, за исключением профессиональных перевозчиков, которые выписывают его ежедневно. В новой редакции Порядка заполнения (утв. приказом Минтранса РФ от 21.12.2018 № 467), вступившей в силу с 1 марта 2019, упоминание срока в 1 месяц исключено.
По мнению чиновников Минфина России, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письма от 30.11.2012 № 03-03-07/51, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и др). И эти разъяснения финансистов до сих пор актуальны. Что касается приказа Минтранса от 08.08.2018 № 296, вступившего в силу в декабре минувшего года и смутившего многие умы, то речь в нем шла конкретно о ежедневном проставлении отметки о предрейсовом медосмотре (причем именно в транспортных компаниях).
В то же время пункт 4 Порядка заполнения остался неизменным. В нем сказано, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Из письма Минтранса от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС можно было следующий вывод: путевой лист оформляется каждый раз до выезда авто в рейс с проставлением отметок о проведении мероприятий предрейсового контроля. Причем это относится к любой организации, эксплуатирующей ТС.
Однако в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ чиновники «скорректировали» свою позицию, пояснив, что путевой лист можно оформить на любой срок (к примеру, на месяц), независимо от количества рейсов. Главное, проставлять в нем:
— показания одометра при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;
— дату и время выезда автомобиля с парковки и его заезда на парковку;
— дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
— дату и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра.
Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.
Разъяснения Минтранса направлены на устранение неясности, образовавшейся в результате неаккуратных действий самого ведомства при внесении изменений в Порядок заполнения путевых листов. Фактически авторы письма подтвердили, что, несмотря на исключение прямой нормы, позволявшей оформлять «длительные» путевые листы, такая возможность сохраняется в силу общих положений Порядка о том, что путевой лист может использоваться на протяжении нескольких дней. А значит, компании по-прежнему могут оформлять один путевой лист на месяц (или даже на бо́льший срок), но при этом нужно следить, чтобы каждая поездка (рейс) в таком путевом листе фиксировалась отдельно, в т. ч. проставлялись отметки о прохождении медицинских и технических осмотров по каждому выезду.
Неправильно истолкованные разъяснения Минтранса могут создать компаниям определенные трудности. Однако в целях налогообложения прибыли приоритетно мнение Минфина и ФНС, а оно не поменялось – настрой чиновников, в том числе и налоговиков (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.11.2006 № 20-12/100253), лояльный. Кроме того, есть ряд судебных решений, из которых также следует: путевые листы надо составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282, Северо-Западного округа от 11.02.2009 № А56-10236/2007, Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 и др.).
Кстати, в этом же письме (а также в письме от 08.04.2019 года № Д3-531-ПГ) Минтранс разъяснил, что один путевой лист может быть оформлен на нескольких водителей. В таком случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Иными словами, в путевом листе должны стоять отметки о прохождении медосмотра каждым водителем.
Обязательными реквизитами путевого листа являются: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
Если в поездках задействовано несколько водителей, то соответствующие отметки должны проставляться таким образом, чтобы было понятно, к какому именно шоферу они относятся. Для этих целей, как указали в Минтрансе, допустимо модифицировать форму путевого листа (конечно, с сохранением обязательных реквизитов).
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Источник
Ошибки в путевых листах: как избежать штрафов
Компании и предприниматели, которые занимаются автоперевозками, обязаны оформлять путевые листы. Для контролирующих органов этот документ служит доказательством того, что транспортное предприятие работает по закону и в рамках установленных нормативов. Если путевого листа нет, или он заполнен неправильно, то проверяющие выпишут штраф. Сколько придется заплатить? Какие ошибки приводят к штрафам? Можно ли избежать санкций? Рассказывают эксперты программы «Путевые листы и ГСМ» от компании Контур.
Кто может проверить путевой лист
Проверка путевых листов входит в перечень полномочий различных контролирующих органов. Из них основными являются:
1. Трудовая инспекция. Она проверяет, не нарушен ли режим труда и отдыха водителей (см. « Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей »).
2. ФНС. Налоговиков интересует, правильно ли компания учитывает затраты на бензин. Контролеры могут проверять путевые листы во время выездных и камеральных ревизий;
Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке
3. ГИБДД. Инспекторы непосредственно на дороге вправе проверить, может ли водитель управлять транспортом и насколько обоснован сам рейс. Из всех перечисленных инстанций именно ГИБДД выписывает штрафы за неверно оформленные путевые листы или их отсутствие.
Кому инспектор ГИБДД выпишет штраф
«Транспортные» статьи Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказания непосредственно для водителей, а также должностных и юридических лиц. При этом в примечаниях к указанным статьям говорится, что индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с организациями.
Про самозанятых в статьях КоАП РФ упоминаний нет. Скорее всего, инспектор ГИБДД не будет разбираться в разнице между ними и предпринимателями, и выпишет штраф.
За что могут наказать
Штрафы грозят в том случае, если путевой лист:
Отсутствует
Во время рейса путевой лист всегда должен быть у водителя. Не важно, перевозит он пассажиров или груз, перемещается на арендованном или собственном транспорте компании, легковом, грузовом или другом ТС (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ).
По общему правилу путевой лист необходимо хранить не менее пяти лет (см. «Сроки хранения бухгалтерских и кадровых документов в организации в 2021 году: таблица»). Проверяющие могут попросить предоставить этот документ во время обхода на предприятии.
Отсутствие путевого листа может натолкнуть сотрудников ГИБДД и Ространснадзора на мысль о том, что компания не проводит предрейсовые медицинские осмотры водителей и технический контроль транспортных средств. За эти нарушения также предусмотрены штрафы (см. ниже в таблице).
Неверно оформлен
В этом случае оштрафовать могут за неточности в двух пунктах путевого листа:
- медработник не поставил дату и время медосмотра водителя, свою подпись (с расшифровкой) и штамп в графе документа «предрейсовый медицинский осмотр». На это он должен иметь соответствующее разрешение.
- сотрудник, который контролирует техническое состояние транспорта, не поставил дату и время осмотра ТС, свою подпись (с расшифровкой) и отметку о выпуске транспорта на линию. Отметим, что такой работник должен иметь профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта».
Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в веб‑сервисе Попробуйте бесплатно
Не подтверждает затраты на ГСМ
Реквизиты путевого листа должны полностью соответствовать требованиям, которые перечислены в приказе Минтранса от 11.09.20 № 368 (см. « С 2021 года путевые листы придется заполнять по‑новому » и « Минтранс напомнил, как составить путевой лист правильно »). За этим тщательно следят контролеры из ФНС. Если во время проверки обнаружится, что путевой лист отсутствует или неверно оформлен, предприятие не сможет доказать свои затраты на ГСМ, и налоговая заподозрит занижение прибыли.
Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам Попробовать бесплатно
Какие штрафы ждут нарушителей
Нарушение
Санкции
Отсутствие путевого листа
Предупреждение или штраф на водителя 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Отсутствие отметки о медосмотре водителя или техническом контроле ТС
Штрафы в следующих размерах:
- 3 000 руб. для граждан;
- 5 000 руб. для должностных лиц;
- 30 000 руб. для юрлиц и ИП (ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Отметка о прохождении медосмотра не соответствует действительности (например, во время проверки водитель оказался пьян)
Штрафы в следующих размерах:
- 20 000 руб. для должностных лиц;
- 100 000 руб. для юрлиц и ИП (ст. 12.32 КоАП РФ). Плюс штраф от 30 000 до 3 000 000 персонально водителю за вождение в нетрезвом виде (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ст. 264.1 УК РФ) и, возможно, владельцу транспортного средства за передачу управления пьяному водителю (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ). В обоих случаях водитель лишается права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Отметка о прохождении техконтроля не соответствует действительности (ТС имело неисправности, с которыми запрещена эксплуатация)
Штраф от 5 000 до 8 000 руб. для должностных лиц (п. 2 ст. 12.31 КоАП РФ).
Проверяющие считают, что медосмотр не проводили (нарушен порядок проведения)
Штраф в следующих размерах:
- от 2 000 до 3 000 руб. для должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 руб. для юрлиц и ИП (ст. 11.32 КоАП РФ).
Не подтверждены затраты на ГСМ
Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль (п. 1 ст.122 НК РФ). Общая сумма штрафа = (зарплата водителя + расход ГСМ + амортизация ТС) х 0.04.
Нет путевого листа. Меня обязательно оштрафуют?
Без путевого листа может обойтись только физическое лицо в частной поездке на собственном, арендованном автомобиле или транспорте, которым управляет по доверенности. Во всех остальных случаях путевой лист необходим для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.
Источник