- Гнусавость: RDJ без дефектов речи
- Ринолалия. Кто это?
- Причины гнусавости:
- Виды гнусавости
- Ликвидируем гнусавость.
- Личный опыт:
- Пение в нос — как избавиться и убрать пение через нос
- Как определить у себя пение в нос
- Как не петь в нос: упражнения и рекомендации
- Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
Гнусавость: RDJ без дефектов речи
Я знаю лишь одного радиоведущего, которому гнусавость не мешала, а, наоборот, помогала. Его имя Леонид Володарский. Стаж работы в эфире – 10 лет. Радиостанции, которые платили за дефект речи — «Милицейская волна», «Серебряный дождь» и «Русская Служба Новостей». Голос Володарского знаком ВСЕМ, конечно, если в 90 – ые вы смотрели пиратские фильмы с его переводом. 😉 Слушать пример Надеюсь, вспомнили, о ком идёт речь. Узнаваемость для ди-джея, конечно, хорошо, но я предлагаю не идти по пути Леонида и завоёвывать слушателя чистой и красивой речью. Как убрать из неё гнусавость, об этом сегодня и поговорим.
Ринолалия. Кто это?
Ринолалия – это научное название гнусавости, оно же — изменение тембра голоса и произношения звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции полости носа.
Причины гнусавости:
- недостаточная подвижность мягкого нёба и неправильная форма языка при звукоизвлечении (самая распространенная причина)
- врожденные дефекты мягкого и твердого неба
- аденоиды — патологически увеличенная носоглоточная миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания
- ринит (насморк) – воспаление слизистой оболочки носа
- искривление перегородки носа
- травмы и др.
Виды гнусавости
В речеобразовании участвуют резонаторы, в частности ротовой и носовой. Что интересно, но при помощи второго мы произносим всего лишь 4 звука [м] [м’] [н] [н’]. В этом легко убедиться самостоятельно. Зажмите руками нос и начните произносить буквы: а, б, в, г, д, ж. и так далее. В процессе вы услышите, что «а» произносится без изменений, «м» и «н» сказать сложновато. Почему так происходит? Когда мы произносим [м] [м’] [н] [н’] нёбная занавеска, вот тот самый болтающийся язычок, который вы видите в зеркало, широко открывая рот, опускается и даёт возможность воздуху направиться в носовую полость. Заметьте, у здоровых людей, при разговоре язычок преимущество прикрывает щель, открывает исключительно на буквах «м» и «н». Что же происходит у людей, которые гнусавят?
- Либо язычок постоянно прикрывает вход в носовую полость, даже на звуках «м» и «н» — закрытая гнусавость (при хроническом насморке, полипах в носу, аденоидах).
- Либо язычок никогда не напрягается и воздух поступает не в ротовую полость, а носовую – открытая гнусавость (при заболеваниях мягкого нёба).
Как проверить, правильное ли у вас звукоизвлечение? Сомкните губы, разожмите челюсть и пропойте мелодию. Со внутренней стороны губ вы должны почувствовать лёгкую щекотку. Также можете зажать нос и сказать весь алфавит без «м» и «н». Если всё в порядке, гнусавость не ваша история.
Ликвидируем гнусавость.
ВНИМАНИЕ: При анатомических нарушениях проводится специальное лечение, зачастую хирургическое. Если гнусавость невозможно устранить упражнениями, обращайтесь к логопедам.
Упражнение # 1 «Зевок» Именно зевок позволяет отрабатывать умение быстро переводить поток воздуха из носовой области в полость рта. Вывод – чаще зевайте, как с закрытым ртом, так и открытым.
Упражнение # 2 «МУ» — «НУ»
Как мы выяснили, «М» и «Н» — носовые согласные. Когда за ними идут гласные, по инерции человек может произносить в нос и их . Чтобы этого не происходило, тяните «М» так, чтобы на губах была щекотка, потом добавляйте гласную «У». То же проделайте и с «Н» .
# 3 «Таблица гласных» Таблица проста: И-Э-А-О-У-Ы. Делаете вдох, потом присоединяете «М» к каждой гласной: МИ – МЭ –МА –МО – МУ – МЫ. Аналогичная работа с «Н». # 4 «Гимнастика для язычка» Необходимо набрать стакан воды и пить его маленькими глотками. Это вызывает максимально высокое поднятие «язычка» и его удержание в таком положении более длительное время.
Личный опыт:
Чтобы не испытывать дискомфорта, связанного со слизистой, мама приучила меня полоскать по вечерам нос солёной водой. На стакан воды – чайная ложка соли. Я наливаю в руку раствор и втягиваю его. Мне помогает.
Источник
Пение в нос — как избавиться и убрать пение через нос
Пение в нос или носовой призвук во время вокального исполнения обусловлены несколькими причинами – слабость мышц мягкого неба, зажатость в носовой части лица и не широко открытый рот при исполнении. Причины также могут быть обусловлены физиологией певца – искривленная носовая перегородка или увеличенные аденоиды. Иногда пение через нос получается при психологической зажатости и неуверенности в своих вокальных данных. Начинающих исполнителей часто волнует вопрос, как научиться не петь в нос? Ответ прост. Для этого необходимо разобраться в причинах такого пения и регулярно тренировать технику исполнения.
Как определить у себя пение в нос
Во время пения звукообразование происходит за счет движения потока воздуха из легких и прохождения его через голосовые связки. Если часть воздушной струи выдыхается через нос, звучание голоса ослабляется, он становится тише и теряет четкость. Самостоятельно определить у себя «гнусавость» сложно, но возможно. Для этого следует действовать по такому алгоритму:
- исполнить легкую для себя ноту;
- не прекращая пения зажать пальцами нос;
- прислушаться, стал ли голос тише при закрытом носе.
Если интенсивность звука не изменилась, то артикуляционные органы работают в оптимальном режиме. Если снизилась – необходимо разбираться в причинах и исправлять их.
Как не петь в нос: упражнения и рекомендации
Существует несколько простых приемов и упражнений, позволяющих научиться пению не в нос. Они предназначены для укрепления мышц мягкого неба и выработки правильной артикуляции.
Укрепить мягкое небо можно с помощью таких упражнений:
- Ленивец. Тренируйтесь зевать, покашливать, надувать шарики, полоскать горло, одновременно произнося звук «ы».
- Шишкин лес. Издавайте звуки, имитирующие голоса птиц и животных, одновременно прикрывая верхние зубы верхней губой.
- Смех Мефистофеля. Смейтесь театральным смехом то громче, то тише, с попеременным подъемом и спуском по полутонам.
Для развития правильной артикуляции можно проговаривать скороговорки без букв «м» и «н» с зажатым носом, или исполнять песни и распевки используя только звук «ю».
А для защиты голосовых связок используйте Гомеовокс. Гомеовокс поможет сохранить голос здоровым, улучшить качество звучания голоса, и быстро восстановить его при проблемах с речевым аппаратом.
Источник
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».
Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.
Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия — это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков и является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.
Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде.При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».
Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни — uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.
Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».
Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.
При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.
Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:
• плохая подвижность мягкого нёба;
• неправильное форма языка при произношении;
• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.
Заболевания,которые сопровождаются ринолалией:
• опухоль носоглотки;
• гипертрофия и отёк носовых раковин;
• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
• появление слизи в носовой полости (насморк);
• врождённое искривление носовой перегородки;
• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».
При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.
При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.
Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:
• характер звуковых дефектов;
• перенесённые и хронические заболевания.
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.
Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.
Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА
1. Имитация жевания.
3. Покашливание на одном выдохе.
4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).
5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).
6. Полоскание горла порциями теплой воды.
7. Плевок с зажатым носом.
8. Дутье на вату, полоску бумаги.
9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.
10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):
• По одному гласному
• По два гласного
• Сочетания по три гласного
11.Упраженения с преодолением сопротивления:
• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.
• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.
Консультация для родителей. «Вредные привычки у детей. Профилактика и способы их устранения» Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Привычка — сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка.
Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки — изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.
Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Источник