Как избавиться от регрессии при чтении

Правило первое: читаем без регрессий!

Правило первое: читаем без регрессий!

Американский писатель Генри Дэвид Торо как-то сказал: «Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались». Действительно, книги сложные и интересные не грех читать именно так, а порой и перечитывать. Разумно это и при чтении учебников. Но часто регрессии, то есть возвратные движения глаз, наблюдаются при работе над самыми легкими текстами. В таком случае чтение идет по принципу «шаг вперед и два назад», при отсутствии всякой необходимости. Если это происходит на каждой строке, то выходит, что человек два раза прочитывает целый текст. Это и считается одним из главных недостатков обычного медленного чтения. Часто глаза возвращаются к уже прочитанному фрагменту потому, что он показался трудным. Хотя если бы этого не происходило, то из дальнейшего текста все прояснилось бы, а возвраты оказались бы ненужными. Но есть и оправданные регрессии. Они появляются при возникновении новых мыслей о прочитанном.

Как ни странно, чаще всего мы читаем с регрессиями по привычке. Нам словно кто-то постоянно говорит: перечитай еще раз, непонятно! А в итоге мы начинаем по два раза перечитывать даже текст короткого объявления «Ремонт обуви – недорого», «Ремонт обуви – недорого». Это необходимо проанализировать, понять и бороться с вредной привычкой.

Правда, бывает, что регрессии связаны с простой невнимательностью. Когда думаешь при прочтении текста не о его содержании, а о том, какой трудный сегодня был рабочий день, возвратных движений глаз не избежать.

Теперь мы знаем, почему появляются регрессии, а значит, можем победить этот недостаток. Во-первых, нужно преодолеть силу привычки и не читать с повторами, а во-вторых – тренировать внимание при чтении. В этом вам поможет специальное упражнение, о котором мы сейчас расскажем.

На двух небольших карточках или листочках бумаги запишите следующее правило:

«Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость».

Повторите правило несколько раз и запомните его. Один экземпляр разместите над рабочим столом, чтобы взгляд всегда был направлен на правило. А второй всегда носите с собой, например, в записной книжке. Это нужно, чтобы вам всегда попадалась на глаза первая заповедь быстрого чтения.

Отныне это будет первым законом вашей работы с текстом. Мы еще никуда не торопимся и читаем в своем темпе, сейчас главное – научиться читать правильно и исключить регрессии.

Конечно, как мы уже говорили, есть много трудных книг, которые нужно читать многократно. Но первое правило должно выполняться при первом прочтении даже таких текстов. Как часто мы, не утруждая себя размышлениями, тут же возвращаемся к только что прочитанному тексту! Эффективность такого чтения вызывает вопросы. Дело не только в том, что оно медленное, что ухудшается качество понимания и усваивания содержания. Нарушается еще и логическая последовательность текста, и в голове вместо четкой картины возникает хаос. Вернулись на две страницы назад, перечитали и уже забыли предыдущее. А ведь скорее всего в последующем изложении – может, через абзац или через страницу – вы бы нашли пояснение непонятных моментов.

Читайте также:  От чего заводится кожный клещ

Итак, если вы хотите научиться скорочтению, приучите себя сначала сделать попытку осмысления текста.

Теперь представьте, как вы читаете без регрессий. Глаза двигаются по тексту только вперед, возвратных движений нет. Так вы будете читать всегда. Вы сможете. Попробуйте прочитать статью в газете без регрессий. Не поддавайтесь желанию перечитать предложение еще раз, читайте дальше. Закончив чтение, попытайтесь осмыслить прочитанное. Если даже после трех минут разобраться в нем не удалось, читайте снова. И параллельно анализируйте, в чем причина повторного чтения – в сложности текста или недостаточной внимательности?

В течение недели выполняйте это упражнение ежедневно. Хорошо, если вы заведете специальный дневник и будете записывать в нем свои впечатления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Первое правило: работайте с каждым материалом только один раз!

Первое правило: работайте с каждым материалом только один раз! Лучший способ сэкономить время — работать с каждым документом только один раз. Когда вы впервые читаете письмо, сразу же принимайте по нему решение. Если вы не сами отвечаете на корреспонденцию, то ваш

Правило № 7. Первое свидание мое… (о том, как принимать приглашения и ходить на свидания)

Правило № 7. Первое свидание мое… (о том, как принимать приглашения и ходить на свидания) Вы познакомились и он, кажется вам идеалом мужской красоты. Поддавшись вашему очарованию принц готов вас пригласить на свидание. Ах, наверное, вы уже жеманно закатываете глаза и затем

Правило № 15. Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем (первое утро вместе…)

Правило № 15. Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем (первое утро вместе…) Ночь вместе – прекрасно! А что потом? Утро, когда в первую очередь думаешь о своем лице и о нечищеных зубах. Зря – успокойтесь, приготовьте завтрак и все буде отлично. Только не надо сразу

Глава 1. Почему мы так медленно читаем

Глава 1. Почему мы так медленно читаем Скорость чтения: проверь себя Перенасыщение информацией, характерное для нашего времени, можно победить только одним способом: отсеивать лишнее, выбирать существенно новое. Здесь мы подбираемся к самой сути быстрого чтения. Быстрое

Правило четвертое: читаем без артикуляции!

Правило четвертое: читаем без артикуляции! Исследования показали, что существуют три способа чтения. Первый – это артикуляция, или проговаривание текста вслух. Скорость при этом, очевидно, небольшая. Второй способ – это чтение про себя, при котором открытой артикуляции

Правило пятое: читаем вертикальным движением глаз!

Правило пятое: читаем вертикальным движением глаз! В процессе чтения глаза человека пребывают лишь в одном из двух состояний: остановки (фиксации) или движения (смены точек фиксации). Обычно движения глаз при чтении человек не осознает. Текст воспринимается только в

Правило седьмое: ежедневно читаем две газеты, один журнал и 50-100 страниц книги!

Правило седьмое: ежедневно читаем две газеты, один журнал и 50-100 страниц книги! Это заключительное правило и оно короткое. Теперь вы знакомы с секретами скорочтения. Главное – применять на практике все, о чем мы вам рассказали. Для этого старайтесь ежедневно читать две

Правило первое: твердое и активное намерение

Правило первое: твердое и активное намерение Выполнение каждой мудры обязательно должно сопровождаться формированием четкого намерения получить в результате именно то, что вы хотите.Однако этот пункт не всегда и не всем понятен. Зачем еще формировать намерение, если

Глава 4 Читаем и запоминаем

Глава 4 Читаем и запоминаем Пожалуй, ничто так не облегчает процесс обучения, чем умение быстро усваивать и запоминать прочитанное. Способность вспомнить большое количество деталей, не обращаясь повторно к тексту, – огромное преимущество для любого студента и

Читаем мозг

Читаем мозг Со времен Аристотеля философы не перестают спорить о том, в какой части тела обитает душа – в голове или другом органе, например в сердце. Австрийский философ, врач и анатом ХІХ века Франц Йозеф Галль, основатель краниоскопии, или френологии, был убежден,

Читайте также:  Как навсегда избавиться от жирных волос у корней

Источник

Регрессии при чтении

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

В предыдущих статьях мы говорили о первом ограничителе скорости чтения – артикуляции.

Сегодня речь пойдет об еще одном ограничителе – регрессии.

Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения.

Возвраты могут быть произвольные и непроизвольные.

Произвольные возвратные движения — реципации. Это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста.

Непроизвольные или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.

1. Неуверенность.

Читающие с регрессиями – сознательно или подсознательно не доверяют своему пониманию прочитанного.

«Вернись назад, ведь ничего не понял»,— такие мысли возникают у читателя.

В случае если регрессии, вызваны ошибками восприятия или ограниченным словарным запасом – это нормально.

Но у некоторых читателей возникает чувство дискомфорта до тех пор, пока не будут перечитаны некоторые отрывки. Подсознательно читатель начинает все меньше и меньше доверять своей памяти, формируется подсознательный алгоритм: понимание и запоминание только после нескольких прочтений.

Это приобретает уже невротический характер и формирует устойчивую привычку, с которой необходимо бороться.

2. Отсутствие внимания.

Читаешь, думаешь о чем-то другом. Когда внимание вернулось, то видишь, что смысл прочитанного (глазами, но не умом) потерян, — приходится возвращаться в исходную точку текста, где внимание было потеряно.

3. Слабый словарный запас (Тезаурус).

При чтении часто возникают новые термины, непонятные слова. Если скорость чтения достаточно высокая, то «спотыкаешься» на этих словах, чувствуешь, что что-то упустил – приходится возвращаться.

Как видим все очень просто: убираем неуверенность, повышаем внимание и расширяем словарный запас. В результате избавляемся от ненужных регрессий. Примерно так рекомендуют стандартные методики школ скорочтения.

Но, не все так просто. Можно перепутать причину и следствие. Возвраты – это следствие трудностей в чтении, а не причина.

Трудности же в чтении, обусловлены в первую очередь — слабыми навыками нашего мышления.

Какими?

Логичность, аналитичность, активность, образность, системность и тд.

Во вторую очередь – это слабый словарный запас. Далее – внимание, отсутствие целей чтения и тд.

Поэтому можно конечно «заставить» глаза не возвращаться, используя различные упражнения. Но лучше работать не с глазами, а с развитием мышления и навыков чтения.

Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.

Хотя бы такую: раньше мы на это не обращали внимание. Возвраты осуществлялись автоматически на подсознательной привычке. Сейчас мы можем этим процессом управлять. Это уже повысит скорость чтение раза в два.

Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.

Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений.
Помочь в этом могут различные способы.

1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш).

Этот метод используют в школе динамического чтения Э. Вуд, этот способ предлагает и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения» и еще многие другие.

Указка позволяет сконцентрировать внимание на тексте, а скорость движения указки позволит увеличить и скорость чтения.

Правда здесь речь не идет о понимании содержания прочитанного, но это следующий этап.

2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.

Хотя исследования показывают, что если привычка возвратов устойчивая, то даже шаблон не исключает возврат глаз, которые по привычке движутся назад в надежде второго прочтения. Так что это уже подсознательная привычка, и здесь необходимо вырабатывать противоположную привычку – глаза только вперед.

Но не стоит максимизировать до крайности, иногда логические возвраты необходимы – чтобы уточнить мысль, но не ради самой привычки, обусловленной неуверенностью в понимании с первого прочтения.

Понимание прочитанного со временем придет, поэтому усилия будут не бесполезны.

3. Чтение вслух.

Это тоже вариант устранения регрессий. Поэтому если скорость чтения вслух компенсирует время, затраченное на возвраты, почему бы не использовать иногда и этот вариант.

Читайте также:  Как вытащить клеща у котенка за ухом

4. Ограничение времени.

Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.

Думаю, что этого на сегодня достаточно. Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Уже три статьи, без каких-либо откликов. Поделитесь своим опытом, задайте вопросы, в общем — приглашаю читателей к общению.

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

Похожие статьи:

4 комментария к записи “Регрессии при чтении”

Спасибо за статью!

1. Увеличение скорости чтения явно влияет на понимание. Можно ли действительно добится сочитания высокой скорости и понимания? Или все таки либо высокая скорость, либо хорошее понимание текста?

2. Как правильно увеличивать словарный запас? Ведь тексты по тематике разные. Сегодня читаешь текст где проскакивают термины из биологии, завтра тексты с экономическим содержанием. При пополнении словарного запаса использовать принципы мнемотехники или есть более действенные способы?

Заранее спасибо за ответы.

Спасибо Сергей за вопросы!

1. Скорость чтения и понимание это две больших разницы.

Но сначала нужно договориться о терминах.

В моей статье о понимании вводятся 7 уровней понимания:

В последних трех статьях говорится о препятствиях скорости чтения, но . именно о физиологических препятствиях — артикуляции, регрессии и поле зрения (об этом расскажу в одной из ближайших статей).

Так вот — чтобы двигаться к качеству чтения — необходимо устранить эти физиологические ограничения. Скорость восприятия информации повысится.

Но это не гарантирует понимания.

И когда приводятся примеры школ скорочтения, что скорость увеличилась и увеличился % понимания, то нужно знать — о чем идет речь. То что из тестовой короткой заметки — ученик смог ответить на вопросы, по которым оценивается понимание, это вряд ли можно назвать пониманием, скорее запомнил что-то, да и то из короткой заметки.

Дайте ему книгу и затем оцените понимание. Это что-то еще может показать.

Кроме того при изучении скорочтения учат и работать с текстом, дают разные алгоритмы (хотя бы дифференциальный и интегральный О. Андреева). Именно алгоритмы повышают уровень понимания.

Так что скорость чтения слабо влияет на понимание. А вот алгоритмы рационального чтения — влияют. О них мы уже говорили и будем продолжать.

Но устранять физиологические аспекты ограничивающие скорость чтения необходимо, поскольку после усвоения алгоритмов рационального чтения — потребуется именно высокая скорость восприятия текста.

2. Словарный запас пополняется с целью. О ней я писал здесь tehread.ru/stereotipizats. korochtenii.html

Необходимо добиваться узнаваемости слова, цель — зрительное восприятие слов.

Поэтому в мнемотехнике здесь нет необходимости. Она нужна для запоминания. Наша же задача стереотипизация слов. Увидел — понял, что значит. Нужно ли специально запоминать слово — автомобиль, магазин и тд. Увидел — даже можно не читать все слово, эффект антиципации по первым буквам сложит понятие слова.

1. Постепенно. Если вы в теме биологии, то каждый новый незнакомый термин — внимательно изучаете значение, поможет словарь.

Специально берете словарь терминов по теме и изучаете.

Берете орфографический словарь и каждый день по одному слову добавляет в свой активный словарный фонд.

Разгадываете кроссворды. читаете книги по теме или например А. Азимов «Язык науки».

Профессиональная терминология накапливается годами,изучением и использованием этой терминологии на практике.

Культурный словарный запас развивается чтением классики.

Сленговый — чтением форумов и тд.

Важно — увидели новый термин, если хотите чтобы он вошел в активный словарный фонд (для узнаваемости при быстром чтении), — то уделяете

ему время для многократного прочтения, выяснения смысла.

Если же круг интересов большой — политика, экономика, биология и тд.

То выделите важные для вас — и по ним расширяйте активный словарный запас.

Примерно как-то так. О расширении своего Тезауруса напишу статью.

Еще раз спасибо за вопросы, если что-то неясно, пишите.

С уважением, Николай.

Поборол регрессию при помощи функции автопрокрутки в электронной книжке.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей