- Религиозный фанатизм. Что такое фанатизм: суть, формы, как избавиться
- Фанатизм — что это такое?
- Что делать, если в вашем доме появился фанатик?
- Признаки фанатизма
- Формы фанатизма
- Фанатизм к человеку
- Как фанатик спорит
- Спортивный фанатизм
- Религиозный фанатизм
- Как становятся фанатиками?
- Причины фанатизма
- Как избавиться от фанатизма?
- Фильмы про фанатиков
- Примеры известных фанатиков
- Вера и фанатизм
Религиозный фанатизм. Что такое фанатизм: суть, формы, как избавиться
Мозг здорового человека в состоянии пропустить до 10 тысяч мыслей в сутки. У фанатиков жизненные обстоятельства и действия подчинены одной доминантной мысли, из-за чего они не могут переключаться на бытовые проблемы и потребности. Если им это удается, то машинально и на короткое время. Фанатики живут в постоянном стрессе.
Фанатизм — что это такое?
«Фанатизм» переводится с латыни как «исступление». У людей, страдающих этой патологией, атрофировано сомнение – они слепо верят в идею или человека, которые их взволновали и впечатлили, обожествляют свой идеал. Фанатики отличаются от обычных людей готовностью жертвовать своей и чужой жизнью, отрицанием критики, социальных норм и здравого смысла. Такие люди не осознают разрушительных последствий своего поведения.
Фанатизм – это психическое заболевание, которое может затрагивать любые сферы. В международной классификации указано 7 видов заболевания, некоторые из них нормально воспринимаются в обществе:
- политический;
- здоровья;
- идейный;
- научный;
- религиозный;
- спортивный;
- культурный.
Что делать, если в вашем доме появился фанатик?
Вам придется научиться выработать в себе максимум терпения и любви. Это непросто, совсем не просто, но зато вы приобретаете бесценный опыт принятия и безусловной любви. Вам придется научиться слушать, не спорить. Поверьте, спорить и что-то доказывать или пытаться вызвать какие-то сомнения в мировоззрении этого человека – бесполезно, в этом нет смысла, в вас могут полететь молнии из трезубца власти, а потом вас никто не услышит. Вам придется хотя бы издали поинтересоваться этой новой Вселенной, в которой поселился ваш деспотично-фанатичный близкий. Возможно, его Вселенная и не так плоха, а, может быть, и интересна, и вы тоже можете почерпнуть из неё что-то полезное для себя.
Единственное, нельзя допускать и нужно срочно бежать, если начинаются словесные оскорбления и, тем более, рукоприкладство.
Признаки фанатизма
У фанатизма есть две степени – средняя и крайняя. Средняя степень встречается часто и проявляется в том, что человек подвержен доминантной идее, но не доводит ее до абсурда и не навязывает окружающим. Крайняя степень психического расстройства диагностируется реже и выражается в жестком навязывании своего выбора другим людям, тирании по отношению к ним, включая пытки и другие виды физического насилия. Симптомы заболевания проявляются в следующих отклонениях от нормы:
- Фанатик близко к сердцу принимает события, касающиеся его идола. Он страдает, впадает в депрессию, вплоть до самоубийства из-за женитьбы кумира, проигрыша любимого футбольного клуба.
- Человек сопровождает объект поклонения на гастролях, дежурит у дома, покупает аксессуары и атрибуты, связанные с ним.
- Фанатичные люди постоянно говорят об «идее фикс» – другие темы их не интересуют.
- Интересы и хобби, что раньше были в радость, отходят на задний план.
- Фанатик агрессивно реагирует на любые выпады окружающих, касающиеся объекта или субъекта его поклонения.
Формы фанатизма
В фанатизм могут перейти идеи сексизма или феминизма, политических партий. В целом фанатизм может возникнуть в любой сфере, где есть право личного выбора и веры: вкусы, принадлежность к группе, теоретические концепции, музыка и другое. Но свобода в условиях фанатизма выглядит условно. Фанатик не свободен, он зависим и болен.
Чаще о феномене фанатизма говорят в рамках религии. Верующие люди не уходят в секты, не убивают себя ради просвещения, не отдают весь заработок (не только свой) в религиозную казну. Этим занимаются фанатики. Терроризм – тоже вариант фанатичного отношения к вере.
По степени опасности выделим две формы фанатизма:
- Средняя. Приверженцы идеи отрицают альтернативы, отстаивают свою точку зрения. Фанатики среднего типа в основном общаются с себе подобными, при необходимости отстаивают свою веру.
- Тяжелая форма. Фанатики пытаются переубедить приверженцев других мнений или переманить на свою сторону нейтральных людей. Для переубеждения они используют жесткие методы: пытки, избиения, угрозы, наказания.
Кроме названных форм отметим:
- Социально допустимый фанатизм, например, футбольный (к нему относятся настороженно, но более или менее лояльно), субкультурный (подростковые тематические объединения по интересам: музыке или философии, стилю одежды).
- Социально порицаемый фанатизм (секты, терроризм).
Стоит отметить, что любая форма фанатизма потенциально опасна. Футбольные фанатики нередко продолжают свой путь в криминальном направлении. Подростки за «неправильную» одежду способны убить (репортажи об этом не такая уж редкость, например, нашумевшее «поясни за шмот»).
Фанатизм к человеку
Этот вид психического расстройства отличается от других тем, что объектом преследования и поклонения фанатика становится конкретный человек. Часто жертва фанатизма – популярный певец, музыкант, актер и другая известная личность. Главная опасность такого состояния в его устойчивости – чем ближе кумир, тем опаснее поведение его фанатов. Современная эстрада знает сотни случаев, когда поклонники в экстазе рвали одежду на знаменитостях, врывались в их дома, преследовали на гастролях.
Фанатизм может проявляться по отношению к человеку противоположного пола. Эту форму расстройства часто путают с любовью. Любовь женщины к мужчине подразумевает трезвую оценку достоинств и недостатков своего партнера, а фанатичное увлечение идеализирует и обожествляет его, преклоняется, не замечает недостатков, оправдывает любые слова и поступки своего божества.
Как фанатик спорит
Одним из главных проявлений фанатичного поведения является необходимость насаждать свою идеологию окружающим. При этом убеждение не строится по принципу диалога или спора. В споре важно критическое оценивание суждений, возможность донести и воспринять чужую точку зрения. Спор с фанатиком проходит по принципу игры в одни ворота: он может донести собеседнику свою мысль, а собеседник ему — нет.
В арсенале фанатика отсутствуют логические аргументации, он будет доказывать свои догматы через другие догматы и ссылаться на источники, которые невозможно проверить. Часто они не избегают применения запугиваний, силы и перехода на личности. Фанатик не упустит возможности очернить противоречащую его вере точку зрения.
Профессия и характер человека: обратная связь
Спортивный фанатизм
Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду. Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры. Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:
- Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
- Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
- Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.
Религиозный фанатизм
Религиозные фанатики возводят свою религию в культ, отрицая существование других вероисповеданий. Ими и их единомышленниками движет желание властвовать над иноверцами. Групповые ценности фанатиков возводятся в культ поклонения – они слепо верят религиозному лидеру, беспрекословно ему подчиняются и готовы отдать жизнь, если потребуется.
Мусульманский и православный фанатизм одинаково опасны экстремистскими устремлениями. Новым членам секты «промывают мозг» за 2-3 недели, а после 4-5 лет жизни по уставу религиозной общины изменения становятся необратимыми. Любой культ объединяют одинаковые признаки:
- У них есть лидер, называющей себя мессией.
- В них правит тоталитарная система и философия.
- Члены культа беспрекословно подчиняются правилам общины.
- Фанатики беспрекословно отдают имущество и деньги на благо общины.
Как становятся фанатиками?
Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.
- Зависть к чужим успехам.
- Заниженная самооценка.
- Известная личность, которая добилась всего и блистает.
Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты. Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно. Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.
Причины фанатизма
Фанатизм возникает там, где есть место диктаторству, авторитаризму и тотальному контролю. Не обязательно речь идет об устройстве общества. Это могут быть внутренние следы семейного воспитания. Кроме того, фанатизму подвержены люди:
- не уверенные в себе;
- нуждающиеся в управленце, испытывающие потребность в подчинении;
- испытывающие трудности в самоидентификации и самореализации;
- не доверяющие миру и себе;
- необразованные, верующие в предрассудки, находящиеся в страхе (особенно актуально для религиозного фанатизма);
- внушаемые, «пустые» (нет своего мировоззрения, идеалов, ценностей, убеждений);
- страдающие шизофренией и шизотипическими расстройствам;
- шизоидного, истерического или застревающего типа личности.
Предрасположенность к фанатизму формируется в детстве под влиянием разрушающего стиля семейного воспитания. Такой эффект оказывает авторитаризм, требовательность, манипуляции ребенком, изоляция, лишения, насилие, отсутствие любви и заботы. Ощущение ненужности, несостоятельности и беспомощности – прямой путь к фанатизму.
Фанатизм личности – результат чьих-то манипуляций. Жертвами манипуляторов становятся неопределенные в жизни, необразованные, доверчивые люди. Фанатики выходят из толпы, которой управляет лидер. Массовый фанатизм в разы разрушительнее и опаснее, чем индивидуальный. Толпами люди громят клубы, церкви, дома, магазины, сжигают города.
Как избавиться от фанатизма?
Фанатизм как психологический феномен появился в 17 веке, когда католический епископ Боссюэ ввел это понятие в обиход. Успешное избавление от болезни возможно, если:
- Фанатик поймет, что его утверждения ложные.
- Научится анализировать навязчивые мысли и смотреть на ситуацию с другой стороны.
- Будет переключаться на другие события.
- Повысить самооценку.
- Обратится за помощью к психологу.
Фильмы про фанатиков
Фанатизм в любви, религии, спорте и любой социальной сфере – признак эмоциональной нестабильности, впечатлительности, отсутствия лидерских качеств, внушаемости. О фанатиках сняты десятки фильмов – они рассказывают о том, чем чревата слепая вера и следование за кумирами, религиозное раболепие.
- «Фанат»
с Робертом Де Ниро – драма о сложных отношениях профессионального спортсмена и его фаната. - «Мастер»
рассказывает о моряке, который устроился в фотоателье после войны. Через время бывший военный попадает под влияние религиозного лидера и начинает проповедовать его заветы. - «Сдохни, Джон Такер!»
Сюжет фильма рассказывает о школьном мачо, которому хотят отомстить три его бывшие девушки. Их не останавливает то, что приманкой в коварном плане выступает девушка, только что приехавшая в город.
Примеры известных фанатиков
В силу своих особенностей фанатичные личности часто становятся известными всему миру. Самый яркий пример — Адольф Гитлер, расовый фанатик 20 века. Остановимся подробнее на других примерах.
Фанатиком был Генрих Крамер — средневековый немецкий активист инквизиции, автор трактата “Молот ведьм”. В его личности прослеживаются явные фанатические черты. Своей приверженностью католической церкви и желание очистить ее от ереси он оправдывал жестокие пытки и убийства. Методы судов над ведьмами хоть и были законными, но логически доказать причастность людей к колдовству невозможно. Поэтому Крамер решает написать работу о еретиках, на основе которой можно будет осуждать как можно большее число людей. Его проповеди больше напоминали речь помешанного. Он утверждал, что вот-вот наступит конец света от рук дьявола, запугивал паству при малейшем подозрении на ересь и не искал способа оправдать кого-либо.
Пример массового фанатизма — событие во Франции середины 16 века, получившее название Варфоломеевской ночи. Тогда на религиозной почве было убито около 30 тысяч протестантов, агрессорами выступили католики. Событие не планировалось как массовое, но ситуация вышла из-под контроля. Виной тому — страстная ненависть одной группы населения к другой. Им нужен был только повод, чтобы позволить себе нечеловеческое поведение, оправдываемое благой целью — доказательством превосходства своей религии. Это говорит о легкости распространения фанатических идей, их “заразности”.
Один из примеров полезного фанатизма — поведение Греты Тунберг. О фанатизме в полной мере здесь говорить не приходится, однако некоторые черты фанатичного поведения у девушки все-таки есть. Например, синдром Аспергера, которым больна Тунберг, позволяет ей усиленно сосредотачиваться на важных для нее проблемах, отсекая все смежные интересы. Преданность своим идеям позволила ей стать одним из ведущих популяризаторов экологии.
Настоящим фанатиком своего дела был Стив Джобс. Он был озабочен созданием идеального продукта, его гений граничил с безрассудством. За ненадлежащее выполнение сотрудниками обязательств Джобс мог, не стесняясь в выражениях, объяснять кто тут дурак. Вот уж для кого действительно не существовало реальности помимо сферы его профессиональных увлечений.
Как видно, фанатики бывают разными. Даже слова “религиозный фанатик” и “фанатик своего дела” имеют различную эмоциональную окраску. Фанатик своего дела — мастер, профессионал, ставящий свой труд на первое место. Религиозный фанатик — неадекватный последователь веры, изувер.
Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?
Источник
Вера и фанатизм
Батюшка, что такое фанатизм и почему он так страшен?
Фанатос в переводе с греческого означает смерть. Фанатизм – это смерть духовная. Ребенок, воспитанный фанатично, потом просто уйдет из Церкви, Мы живем в мiру, мы – не монахи. Разумеется, не надо принимать от мира все его пагубы, но при этом не надо забывать, что мы живем в обществе, мы живем в окружении других людей. Есть определенные законы общества, непротиворечащие христианству, которые мы приемлем. Некоторые считают, что намного более духовно положить определенное количество поклонов или прочитать столько–то акафистов, чем помочь ближнему. Увидеть, что, например, пожилой соседке некому принести хлеба или молока и сделать это – намного более сложно, чем прочитать от начала до конца весь молитвослов. Или, например, бросить дома больного, которому нужна постоянная помощь, и уйти на длинную службу в храм. Разумеется, в храм нужно ходить и греховно оправдывать свое непосещение служб тем, что дела не позволяют. Но фанатизм, заключающийся именно в отсутствии любви, проявляется в том, что нам удобнее и проще для себя пойти на службу, прикрывая мнимым благочестием нежелание ухаживать за больным. То же можно сказать и о родителях, которые заставляют маленьких детей длительное время пребывать на церковной службе. Бывает так, что ребенок устал, капризничает, а мама молится себе в удовольствие. Какие воспоминания останутся у ребенка от богослужения? Что храм – это место, где душно, где надо долго стоять и откуда хочется скорее на улицу. Маленьких детей нужно приводить в храм ненадолго и быть с ними в храме столько, сколько ребенок может воспринимать богослужение.
Родители должны постоянно находиться рядом, следить за ребенком во время службы, что–то ему показывая и объясняя. Подвиг христианской любви и материнский крест состоит в том, чтобы пожертвовать своим спокойным стоянием в храме, чтобы взрастить в детях доброе отношение к храму Божиему. Примеров можно приводить множество. Некоторые запрещают детям смотреть телевизор, но ребенок общаясь со сверстниками, чувствует свою ущербность. Ребенку очень сложно объяснить, что он не ущербный, он очень сильно переживает и будет злиться на своих родителей. Есть у некоторых родителей такая теория: «я нагрешил, а он теперь пусть мои грехи отмаливает». В этом проявляется духовная лень: самому не хочется себя исправлять, а мой ребенок пусть пойдет в монахи, ездит по святым местам, мои грехи отмаливает. Это духовная лень – надо самому отмаливать свои грехи. Мы живем в мире и ребенка надо воспитывать так, чтобы он, не увлекаясь красотами этого мира, осознавал доброе и злое. Вот, есть телевизор и есть программы, которые можно посмотреть, есть мультфильмы, которые можно посмотреть, но часть передач смотреть не надо. Можно создать домашнюю видеотеку, собрав туда хорошие фильмы, которые можно посмотреть всей семьей.
– Есть и новостные программы.
Да, почему, если я живу в обществе, почему я не должен смотреть новости? Например, Святейший Патриарх говорил, что он регулярно смотрит 9–часовой выпуск новостей. Если я буду оторван от мира, как я, священник, смогу ответить на вопросы прихожан: они спросят меня: «Батюшка, как к этому относиться?» – а я не смогу ответить. Нужно знать и духовную литературу, и светскую.
Для ребенка телевизор становится запретным плодом, он все равно будет к нему тянуться. Надо вовремя разъяснить все – так делает настоящая верующая семья. Нельзя бить по рукам с криком «нельзя»! Такое табу будет основано не на страхе Божием, а на испуге. В ребенке нужно воспитать страх Божий, а не ужас неизбежного родительского наказания. Телевизор, компьютер – это сами по себе не плохие и не хорошие явления. Как топором можно нарубить дров и истопить дом, а можно убить человека. Так и телевизор с компьютером можно как на благое, так и на злое. На компьютере, например, можно печатать православные книги и иконы, по телевизору смотреть добрые фильмы и православные программы.
– Как найти правильное отношение с нашими неверующими близкими?
– Неверующие люди нас окружают и будут окружать и нужно находить согласие, проявляя любовь например, кто–то из домашних смотрит телевизор – не нужно хлопать дверьми, обвиняя всех в нечестии. Можно договориться: «Давай, я сегодня буду молиться попозже, а то у тебя фильм начинается, а ты тогда телевизор сделаешь чуть потише». Или с постом, например, есть рыбные дни – такие были и в советское время, давай будем вот их соблюдать. Самое главное – «неверный муж верной женой освящается» и наоборот. Если человек ради сохранения хрупкого мира пойдет на какие–то уступки, то и греха особого в этом не будет. Отстаивая свою веру, мы не должны перегибать палку. «Потому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
– Уже несколько лет назад было обращение Священного Синода о том, что принятие ИНН – дело не нравственной жизни христианина, а исключительно социальный вопрос, никак не связанных с греховными поступками. Тем не менее, и сегодня приходится слышать от некоторых прихожан, что «старцы» не благословляют брать ИНН, карточки москвича, новые паспорта.
– По поводу нового паспорта Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий сказал: «неужели вам дороже «серпастый, молоткастый», чем новый с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем»?!
Об ИНН, карточке москвича можно сказать, что это социальная программа. И мнение Церкви таково: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние умножающемуся в мире злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).» (Итоговый документ расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии).
Мы часто рассуждаем, что, мол, Антихрист нас выследит, но, подумаем – кого мы боимся? Бога или Антихриста? Если мы боимся совершить грех – это правильный страх. Но почему мы забываем слова Спасителя: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лука 10:19)».
Почему мы забываем слова Спасителя о том, что «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17.20.)
Надо бояться согрешить. И не нужно заниматься копанием, «отцеживанием комара», вместо покаяния. Не надо искать путей к Антихристу. Валаамский инок Всеволод хорошо сказал, что не нужно выискивать грех в каждом новшестве. К новому надо относиться осторожно, но здраво, а Антихристу легче всего придти незаметно: через культуру, через искусство. Мы уже видим это вокруг себя, но не обращаем на это внимания. Антихристу надо противостоять верой своей крепкой и молитвой. А иначе – молиться не хотим, а с продуктами со штрих–кодами боремся.
– Иногда приходится слышать, как люди говорят «нам Священный Синод – не указ, вот старец такой–то сказал»…
Приведу пример – я знаю одного глубоко верующего человека, который не принимал канонизации одного из новопрославленных святых. Один раз, когда я увидел у него в руках икону именно этого святого, он объяснил мне: «я являюсь сыном Руссой Православной Церкви и поэтому если Церковь постановила, то я как верное чадо, хочу я того или нет, принимаю решение нашей Церкви. Мое личное мнение я оставляю при себе». Мы должны быть послушны голосу Церкви так, как дети должны слушаться любящих родителей.
–Святые отцы не советовали переходить с места на место, из одной обители/храма в другие. Вместе с тем, сегодня многие стараются как можно больше ездить по разным храмам, монастырям, мечтают о канонизации новых и новых святых…
Конечно, святое есть святое. Но у меня вопрос – в Москве находятся мощи свт. Алексия митрополита Московского. Давно ли люди прикладывались к ним? Никого нет и у мощей свт. Тихона, патриарха Всероссийского в Донском монастыре. А в Троице–Сергиевой лавре давно ли мы были? У преподобного Сергия? А частицы мощей – как много их хранится в Москве – вмч. Пантелеимона, свт. Николая, прп. Серафима Саровского… А мы все чего–то нового ищем, все куда–то рвемся. Это хорошо – съездить куда–то помолиться, но не будем и наши святыни забывать, которые здесь, рядом с нами.
Часто посещать святые места.. Надо человеку для паломничества быть подготовленным духовно. Потому что сам по себе разъезд не является духовным мероприятием. Хотя бы взять поездку в поезде – никуда не деться от праздных разговоров в купе. Мы вот жалуемся, что пять минут не можем дома посидеть с духовной книгой, а представить, что сутки вдруг выдержать в эпицентре празднословия. Неподготовленность наша приводит к полному обнищанию духовному.
Очень опасно искать «места, где святее». Мы не должны делить благодать: там благодати 100% попало, здесь 15%, тут 25%. Эта икона более мироточивая и более намоленная. Там батюшка более прозорливый, а тут более молитвенный. Кто мы такие, чтобы так судить? «Ой, да в том храме святых вообще нет, там все батюшки безблагодатные». И так мы говорим о священниках, принявшие рукоположение от епископов, имеющих преемство от самих апостолов. Деление на святость – не просто греховно – оно антихристианское.
Нужно быть внимательным в своей духовной жизни. Мы смотрим по сторонам, когда переходим дорогу, не кладем руку на раскаленную плиту. Так же надо быть внимательным и в духовной жизни. Фанатизм начинается с малого. Мы выбираем понравившуюся цитату из книги или главу из Священного писания. Ходим, всем повторяя, потом начинаем поучать других. Иногда начинают без благословения повторять великие подвиги древних святых – особо строго поститься. «А чем я хуже этих монахов?». Это уже гордыня. Потом пребываем в определенной самосвятости – нам кажется, что мы стали грамотные очень, очень добродетельные. Исчезают все авторитеты – не важно мнение ни святых отцов, ни священноначалия, ни священников. Подсказать, посоветовать можно иногда. Но со смирением. А когда у нас нет христианской любви, а есть поучения, пересказы–рассказы, человек впадает в прелесть. А прелесть и фанатизм идут вместе. Оградиться от этого можно. Исповедью. На исповеди духовник должен обязательно в корне пресечь такое чувство, может посоветовать обратиться к более опытному духовнику. Священник видит духовную меру своего духовного чада – что ему полезно а что может погубить его.
Мы пытаемся найти истинные пути в нашем фанатизме. То, что сказал Господь, я переиначу на себя, как мне удобнее… Это настоящее сектантство. Как можно называть себя христианином, если следовать не заповедям Христовым, не голосу Церкви, а своим чувствам и эмоциям.
Фанатизмом мы уничижаем свою веру. Чтобы не впасть в него, нужно верить вдумчиво, грамотно, осознанно. Радоваться тому, что Господь нам дает, волю и разум направляя на служение Богу. И любить ближних.
Источник