Как избавиться от религиозности

Религиозная зависимость – есть ли у нее общее с Христианством?

Общее между трудоголиком, алкоголиком или религиозно зависимым — сама зависимость, т.е. отказ от своего спасения, от дарованной Богом жизни и разрушительные последствия для здоровья и отношений с близкими. Зависимость — это не только болезнь, но и грех, поэтому она требуют покаяния и пастырского врачевания. Само по себе пребывание в Православной Церкви зависимость, в т.ч. религиозную, не вылечивает – как и в борьбе с любой страстью, требуется участие воли самого человека, осознание им своего зависимого поведения.

Проблема в том, что приходя в Церковь Православную и ежедневно читая Евангелие, слушая проповеди и увещевания духовников, религиозно зависимые люди не увлекаются познанием Господа, Писания и Предания — т.е. Христианства, а успокаиваются на внешнем, от которого и получают свой «кайф» — они могут хорошо знать Писание, но не понимать зачем Христос пришел в мир, быть послушными чадами, но с легкостью совершать нечто противное Христианству, если духовник «не углядел», могут часто приступать к Таинствам, но не спешить отказываться от ложных убеждений, часто суеверных, основанных на сказках, а не на учении Святых Отцов.

Чаще всего религиозную зависимость можно встретить в религиозных реабилитационных центрах, в т.ч. православных. Она иногда сопутствует выздоровлению в духовно ориентированных программах, и напоминает бледную тень наркотической или алкогольной зависимости. Об этом надо знать духовнику, окормляющему терапевтическую общину. Особенно актуальна проблема сегодня, когда Святейший Патриарх подписал значимое для нас всех соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью, и, значит, будут открываться новые терапевтические общины при приходах и монастырях, а так же светские реабилитационные центры, окормляемые православными пастырями.

Религиозная зависимость, как и всякое разрушающее поведение, не имеет общего с Христианством, иначе, как только во внешнем сходстве — «благочестивые выражения», одежда и участие в Церковных службах. Хорошо, если местный психолог вовремя подмечает проблему новой зависимости и продолжает работу с реабилитантами и в этом направлении, но иногда можно встретить обратные явления.

К примеру, когда руководители программы настойчиво формируют у реабилитантов религиозную зависимость и зависимость отношений, не понимая, что оказывают больным «медвежью» услугу. Они желают страждущему крепкой веры и плодотворной работы в общине, но на деле получается иное. Что здоровому могло бы пойти на пользу, далеко не всегда положительно сказывается на здоровье больного. Поменяв вид зависимости, алкоголик или наркоман бросят увлечение химией, однако, они не смогут вернуться к здоровому образу жизни, минуя новые формы зависимостей, – следуя им они или останутся жить при общине (приходе, монастыре), или будут испытывать потребность постоянно в нее возвращаться, что негативно скажется на их отношениях в семье и на работе. Хорошо ли это? Разве цель лечения привязать зависимого к кирпичным стенам общины или все же вернуть его к духовному и душевно здоровому самостоятельному образу жизни?

В терапевтической общине, мы имеем дело с реабилитантами, у которых сам образ мыслей нуждается в коррекции – слишком долго они думали только о том, где достать им дозу, как скорее избавиться от оглушающей реальности. Не так просто им объяснить, что такое истинное Христианство и каков он – христианин. Скорее всего, поначалу они даже не поймут о чем речь и зачем им это надо. Приведу в пример такой случай. Не так давно в наш монастырь пришли юноша с девушкой и потребовали, чтобы мы срочно помолились об их избавлении от наркомании. Когда же ребята узнали, что для исцеления нужен и их внутренний труд, покаяние, оставление грехов, то тут же с обидой и досадой ушли. И тем, кто пришел на лечение, тоже нужно время на физическое выздоровление, чтобы химия перестала воздействовать на сознание, прошла накопившаяся усталость, стресс.

Иными словами, больного сначала нужно привести в сознание и только потом начинается долгий путь борьбы за жизнь, познания духовной жизни, внимательного пастырского окормления.

Представьте, что настоятель храма, где проводится реабилитация, ничего не знает о религиозной зависимости – как о сопутствующей его программе психологической ловушке. Следуя духовному опыту, возможно, он заметит, что что-то не так, но знания сберегут для него необходимое время и силы. Страшно, что многие из «вторичных» зависимостей вполне себе «социальноприемлемые», т.е. общество не считает их проблемными для себя, что, к сожалению, ничуть не умаляет их разрушительного воздействия на жизнь человека и его близких. Бывает, что подобное зависимое поведение даже поощряется: «если Вы уйдете отсюда, то пропадете», «раз пришел в монастырь (если реабилитируется при монастыре) — уходить нельзя, а то погибнешь», «вопросы о вере задавать грех — надо во всем слушаться духовника без рассуждения», «вы уже пожили своей жизнью, теперь слушайтесь меня, а то снова пропадете или вовсе умрете под забором». И что же? Мы получаем вместо наркомана – религиозного зависимого. Он живет при храме, а то и при святой обители, все выполняет по уставу, не нарушает порядка и кажется добропорядочным христианином… Им даже довольно начальство! Вот только самого важного – веры, в ее истинном смысле – он еще не унаследовал от своего наставника. Привести его теперь к Православному Христианству будет значительно сложнее, чем, если бы он самостоятельно пришел в храм после светского реабилитационного центра.

Хороший духовник, знакомый с проблемой религиозной зависимости, научит реабилитанта самостоятельной духовной жизни, не станет привязывать к себе, расскажет о доверии Богу, поможет вернуться домой, но уже в новом обличии — не алкоголика или наркомана, а Христианина.

Читайте также:  Можно ли избавиться от комаров духами

Проблема религиозной зависимости достойна отдельного обсуждения в рамках семинаров и практикумов для руководителей, духовников и соцработников православных реабилитационных центров.

Послушница Свято-Введенского женского монастыря г.Иваново

Источник

Как выбросить религию из головы?

Вопрос психологам

Спрашивает: Анна

Категория вопроса: Интересно

С детства родители промывали мне мозги религией.Повзрослев,я сделала для себя вывод:религия-инструмент для управления человеком.Религия предписывает рабство,тиранию,сексизм,культы,секты,расизм,геноцид,смирение и аскетизм.Я отрезала себя от религии и больше не хочу с ней связываться.Я стала счастливее,поверьте.Но этот навязанный с детства страх перед Богом так и лезет в голову.Я уже начинаю сходить с ума.Пытаюсь,не думать,вытолкать религию из головы.Но безуспешно.Что мне стоит сделать,стоит ли посетить профессионального психолога?

Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Как выбросить религию из головы?

Да, Вам желательно «посетить профессионального психолога» очно и поработать со своими страхами, «перед Богом», в том числе.
Так как просто «вытолкать религию из головы» не получится.
Успехов Вам.

Здравствуйте, Анна! Мне кажется, Вас кидает из стороны в сторону: понятно, что с детства навязанная религия — это не ваш выбор, но слишком уж однозначный вывод сейчас: религия — инструмент для управления человеком. Да, но только для тех, кому нужно в жизни это управление извне, кто не может сам принимать решения и опираться на себя. Иногда религия помогает человеку пережить боль утраты, подняться на ноги, изменить свою жизнь. Только, конечно, верить нужно не слепо, а все же «прикладывая мозг». Пока вы боретесь с религией в своей голове, эта борьба будет изводить вас. Ваша задача — научиться принимать религию, и страх перед Богом, ведь известно, что иногда даже ярые атеисты в минуты опасности обращают свои мольбы к нему. Все мы чего-то боимся: кто-то бога, кто-то судьбу, кто-то силы природы. Понятно, что этот страх вас очень беспокоит и Вам стоит обратиться к специалисту чтобы быстрее справиться с этой проблемой. Удачи!

Здравствуйте! Между религией , психологией, свободой и личной ответственностью за свою жизнь может не быть никакого противоречия.Все завит от того, от кого и как вы получаете информацию обо всем этом.Религия , вера в Бога может стать огромным ресурсом для роста души.Психо, как известно, с греческого -душа.Есть много правослвных психологов и других конфессий.Как ни грустно, знания психологии человека используют и представители тоталитарных сект. Бог есть любовь , а не страх.

Интерпритация религии Ваших родителей совсем не догма.Чем больше информации,тем меньше страха.И знаете,даже если Вы не верите в БОГА, Он верит в Вас и любит, не удушая в обьятьях, а давая свободу выбора.

Ответов на сайте: 5140 Проводит тренингов: 4 Публикаций: 132

Анна, ваш страх, думается, не совсем перед Богом как таковым. А перед тем, как его видели ваши родители. Религия — соглашусь, в какой-то мере порой (в интерпретации некоторых религиозных деятелей) полна и сексизма, и геноцида, и всего того, что вы перечислили. Но это отдельное видение бога отдельными людьми. Которые сами переполнены страхом, вследствие чего пытались его внушить и вам. Поверьте, порой масса людей боится «чего-то» — например, что за радость надо будет «заплатить», что надо давить свои чувства, что делать свой выбор — опасно и надо «сидеть-дрожать-бояться». Чего — они и сами не знают. Порой такие люди приходят на консультации и воспитаны они в семьях людей, считавших себя неверующими. Однако, страхи все те же — перед гипотетическим наказанием, перед неким равновесием, которое предполагает за все «плату», перед какой-то местью и вообще опасностью жить. И Бог тут ни при чем. Думаю, в вашем случае речь идет все о тех же страхах. А с ними можно справиться, работая с психологом, и даже не затрагивая темы Бога. Потому что страхи эти — совсем из другого теста.

Источник

Когда вера превращается в фанатизм? Лечение религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм может быть рассмотрен в контексте ментального или психологического нездоровья – некоторые западные авторы склонны считать, что механизм его схож с тем, что приводит людей к наркотической или алкогольной зависимости. Рассмотрение таких явлений, как религиозный фанатизм и экстремизм, в качестве патологии, которая, возможно, поддается психокоррекции – новое направление, однако вполне возможно, что решение одной из самых старых и больных проблем человечества кроется именно здесь.

Читайте также:  Баннер как избавиться от него

Что такое религиозный фанатизм?

Религиозный фанатизм – это экстремальная подверженность какой-либо религиозной идее, которой подчиняется не только личность фанатика, но и его повседневная жизнь, а также попытки распространить подобные убеждения и образ жизни на других людей. Религиозный фанатик убежден, что только ему и группе его единомышленников дано единственно верное знание о мироустройстве, только проводимый его религиозным сообществом культ – правильный, и его цель – распространить этот культ на как можно большее количество людей.

Надо сказать, что религиозный фанатизм, по-видимому, существует столько, сколько существует человечество. На протяжении всего известного исторического периода люди в той или иной степени имели дело с культами и религиозными фанатиками, и, по всей видимости, к настоящему времени узнали все о религиозном фанатизме, кроме главного – как решить эту проблему.

Почему религиозный фанатизм является проблемой? Независимо от того, является ли фанатик лидером группы или одним из последователей, он абсолютно уверен в непогрешимости своего учения, а также в том, что оно настолько совершенно, что ему должны подчиниться все. При этом совершенно неважно, какова именно идея. Окружающим, не вовлеченным в определенную религиозную группу, она может казаться абсурдной, она может легко опровергаться научными знаниями – все это не имеет никакого значения для фанатика, потому что к своему состоянию и к своему культу он относится некритично. Его вера для него абсолютна, он не подвергает свои идеи сомнению и не терпит, чтобы сомнению их подвергали другие.

Не будет преувеличением сказать, что фанатики, как религиозные, так и идеологические – одно из главных бедствий человечества. Идеи, захватывающие их, относятся к категории сверхценных, таких, что ставятся выше жизни человека, а иногда и выше жизни целых народов.

Итак, религиозный фанатизм представляет собой патологию, поскольку несет в себе ущерб здоровью и благополучию человека. Часто фанатику необходима такая же помощь, как и при реабилитации наркоманов.

Признаки религиозного фанатизма:

  1. Нетерпимое отношение к любым другим религиям, явно или скрыто агрессивное отношение к представителям иных вероисповеданий, а также атеистам или людям, хотя и относящим себя к одной из религий, но не придерживающихся явно ее догматам правилам.
  2. Ограниченность мышления. Любые знания, которые идут вразрез с исповедуемой доктриной, или просто не вписываются в нее, отвергаются.
  3. Неприятие критики. Фанатик агрессивно реагирует на попытки подвергнуть сомнению его идеи, вплоть до физического насилия в отношении критикующего, которое он считает вполне оправданным (ради истины), даже если в повседневной жизни не агрессивен.
  4. Навешивание ярлыков на людей иной веры, людей, не разделяющих его идеи, а иногда и разделяющих, но не так рьяно, как это считает правильным фанатик. Примеры таких ярлыков: поганые, язычники, безбожники, богохульники, христопродавцы и т. д.

Примеры религиозного фанатизма

Все мы слышали о преступлениях, связанных с религиозным фанатизмом. Приведем несколько таких примеров:

  1. Массовое похищение в Чибоке – 276 девочек из христианских семей были похищены в городе Чибоке в Нигерии в 2014 году представителями секты «Боко харам». Судьба большинства из них до сих пор неизвестна, по некоторым данным, они были выкрадены с целью обращения в ислам.
  2. Убийства, совершенные сектой Мэнсона. Чарльз Мэнсон, создавший секту «Семья», члены которой в 1969 году совершали убийства людей, целых семей, с целью препровождения в жизнь своих религиозных идей. В частности, ими был убит режиссер Роман Полански.
  3. Массовое отравление зарином в Токийском метро – террористический акт, совершенный сектой Аум Синрике. Газовая атака была элементом «последней войны Добра и Зла», одного из краеугольных постулатов в учении секты.

К сожалению, этот список может быть продолжен практически до бесконечности.

Причины религиозного фанатизма

Большинство исследователей в настоящее время сходятся во мнении, что религиозный фанатизм – проявление психического неблагополучия, комплекса неполноценности, внутреннего конфликта и невроза. Кроме того, нередко религиозный фанатизм напрямую связан с психическим заболеванием.

Специалисты отмечают, что религиозному фанатизму подвержены определенные типы людей:

  • Внушаемые, привыкшие быть ведомыми, подверженные влиянию;
  • Несформированные личности, люди, не имеющие своей системы ценностей и мировоззренческих установок;
  • Не обладающие критическим мышлением;
  • Склонные к эмоциональным, необдуманным поступкам.

Лечение религиозного фанатизма за границей

Лечение религиозного фанатизма зависит, в первую очередь, от той патологии, что стоит за ним. Важным его условием является желание пациента вылечиться, однако если он такого желания не изъявляет, специалисты могут проконсультировать близких и подсказать им, какой подход может помочь мотивировать человека, страдающего религиозным фанатизмом.

Специалисты рекомендуют, в первую очередь, отказаться от осуждения и попыток наказать человека – такой подход не оправдывает себя ни в лечении наркомании, ни в лечении других зависимостей и поведенческих нарушений.

Если речь не идет о психическом заболевании, тактика схожа с той, что используется «Анонимными алкоголиками» и им подобными группами. Первый шаг – признание проблемы. Затем постепенно человек обучается мыслить гибко, подходить к безапелляционным утверждениям критически, сопротивляться попыткам манипулировать собой. Такой подход называется депрограммированием. Под руководством опытного психотерапевта, в процессе индивидуальной и групповой психотерапии, пациент приходит к пониманию ошибочности фанатичного отношения к религии. Важно, что при этом пациент предохраняется от попыток уйти в другую форму разрушительного поведения. Он обучается решать повседневные проблемы, не сбегая от них в зависимости.

Читайте также:  Что делать когда укусила крыса за палец руки

Можно ли получить качественное лечение религиозного фанатизма в Москве?

В настоящее время помощь в лечении религиозного фанатизма в Москве можно получить в клинике Ренессанс, которая специализируется на лечении всех видов зависимостей и других психических расстройств. Реабилитационный центр Ренессанс имеет сертификат, подтвержденный Министерством здравоохранения Израиля, удостоверяющий качество лечения по израильским стандартам.

Где пройти лечение религиозного фанатизма в Санкт-Петербурге?

«Ренессанс» — решение и для пациентов из Санкт-Петербурга. Теперь и жители этого города имеют возможность получить высококачественное лечение зависимости, всех ее видов – от лекарственной до религиозной. Медицинский центр, работающий по израильским методикам, имеет большой опыт положительного лечения самых сложных пациентов.

Почему пациенты часто выбирают лечение религиозного фанатизма в Израиле?

По всей видимости, на сегодняшний день Израиль – страна, которая сталкивается с религиозным фанатизмом постоянно, во всех его проявлениях – от безобидных, вроде иерусалимского синдрома, до военной агрессии со стороны групп религиозных фанатиков, поддерживаемых государствами с фундаменталистской идеологией. Поэтому израильский опыт в отношении религиозного фанатизма является совершенно уникальным, и не будет преувеличением сказать, что израильским экспертам в этом вопросе нет равных в мире. Это делает лечение в Израиле привлекательным для тысяч медицинских туристов.

Существует отклонение, связанное с религиозными убеждениями, которое проявляется только в Израиле, по крайней мере, только здесь его исследовали – иерусалимский синдром. Вкратце его можно описать как превращение обычного человека в проповедника с мессианским поведением, которое выходит за рамки психической нормы, только лишь по факту пребывания в Иерусалиме. Это заболевание может быть манифестацией другой психической патологии, или же самостоятельным отклонением. Как в первом, так и во втором случае израильские врачи успешно с ним справляются.

Это лишь один пример, но в целом, израильские методики лечения психических расстройств считаются эффективными, а многие из них широко применяются в разных странах мира.

Подытоживая, можно сказать, что лечение религиозного фанатизма в Израиле пользуется популярностью, так как демонстрирует высокую результативность.

Стоимость лечения религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм может быть проявлением многих патологий. Все они требуют разного подхода, и соответственно, стоимость будет в каждом случае отличаться. Кроме того, на общую стоимость влияет и тот факт, проводится ли лечение религиозного фанатизма за границей или, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, где проживает пациент. Если вы (или ваш близкий человек) нуждаетесь в информации о том, сколько будет стоить такое лечение, свяжитесь с нами любым удобным для себя способом и сообщите о проблеме. Консультант реабилитационного центра «Ренессанс» подскажет, что нужно предпринять (переслать мед. документы, если речь идет о психическом заболевании, или побеседовать онлайн со специалистом по лечению подобных патологий), чтобы получить на руки персонализированную смету.

Если вас или ваших близких интересует лечение алкоголизма, алгоритм действий такой же.

Отзывы о лечении религиозного фанатизма

«Моя сестра попала в секту. Только тот, кто сталкивался с этим, знает, какая это бела. Человека словно подменили – вместо жизнерадостной и ухоженной женщины перед нами была полусумасшедшая, постоянно что-то бормочущая старуха в белом балахоне, пошитом из простыни. Это страшно. Не буду описывать, сколько сил и средств потребовалось, чтобы вытащить ее оттуда и через что прошла ее семья. Но даже когда она вроде бы вернулась, прежней нашей Оли не было. Был глубоко невротичный человек, страдающий приступами паники, замкнутый и глубоко несчастный. Разговорить ее не получалось. Тогда мы решили обратиться к профессионалам. Когда-то в Ренессансе проходил лечение наркомании в Израиле мой знакомый, он нам их и посоветовал. Настроились ехать в Израиль, но оказалось, что теперь они есть и в Москве. Несколько месяцев лечения, поездка в Израиль (решили поехать, чтобы сменить обстановку без отрыва от терапии), и постепенно наш родной человек стал к нам возвращаться. Не все шло гладко, но шло, и сейчас прогресс очевиден. Оля вернулась к работе, общается с людьми, вернулась ее любовь к театру, а недавно снова стала смеяться. Как хорошо, что рядом оказались профессионалы!»

Еременко А., Москва, Россия

«Вернувшись из армии мой брат попал в секту сайентологов. Вначале мы не поняли, что речь идет о секте, разобрались только потом. Он очень изменился, нес какую-то чушь все время, ездил в поездки. С прежними друзьями рассорился, появились новые, такие же странные, как и он. Не работал, сказал, что ему не надо ходить на работу, что его работа в другом. Потом он поссорился с нами, и три года мы о нем не слышали. А сейчас вернулся, и сказал, что начинает жизнь с чистого листа, что с сайентологией покончено. К врачу пошел сам, и постепенно стал оттаивать. Поступил в институт на заочное, параллельно устроился на работу, девушка у него появилась, сейчас все хорошо. Пишу это для того, чтобы люди знали, что такое лечится».

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей