- Неуместная рифма. Неоправданная ритмизация прозы
- Занятие 11. Глагольная рифма
- Глагольные рифмы — это плохо?
- Рифма к слову изба́виться
- Наиболее точные рифмы для «изба́виться»
- Менее строгие рифмы к слову избавиться
- Предложить свои рифмы
- Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт
- Анаграммы/перестановки букв для слова избавиться
- Другие формы
- Популярные слова
- Что искали другие
Неуместная рифма. Неоправданная ритмизация прозы
Рифма представляет собой разновидность звукового повтора. Рифмуются созвучные слова, у которых совпадают чаще всего конечные слоги (природа — года, идем — путем). Рифма играет важнейшую роль как композиционно-звуковой повтор. В поэзии рифма выполняет и смысловую функцию: подчеркивает важные в художественном отношении слова.
В прозе случайная рифма становится серьезным стилистическим недостатком звуковой организации речи, так как отвлекает внимание читателя и нередко порождает неуместный комизм (Последние полмесяца мы провели в Мали, Нужно готовить научно-проектную документацию на реставрацию музея). Особенно нежелательна случайная рифма в прозаических текстах, которые воспринимаются на слух (Если кто хочет совершенствовать свое ядерное оружие, то мораторий ему ни к чему; Это выставка-продажа бельевого трикотажа; Привлекает внимание мраморное здание; Под свой контроль прокуратура взяла и такие дела).
Часто используют комическое звучание рифмы в прозаической речи писатели-юмористы (Сергей Николаевич появился ровно без одной минуты девять. В просторном светлом кабинете все было как обычно: сверкала аппаратура и квадратура, гибко извивались синусоиды и аденоиды, светились фиксаторы и аккомодаторы, сияли лазеры и квазеры. — «ЛГ»). Непроизвольная рифма и «звуковая перекличка» слов придают речи комическое звучание.
Неумение использовать рифму наносит ущерб и стилю стихотворной речи, если поэт беспомощен в подборе созвучных слов (Рука дрожит: к карандашу! Пока в стихах все распишу! Все-все-все изображу!) или выделяет с помощью рифмы несовместимые понятия, бездарные «поэтические образы» (Дуб и береза с осиной нежно прижались к сосне. Какой только нет древесины в нашей прекрасной стране!). В подобных случаях говорят уже не о речевых ошибках, а об отсутствии дарования, графомании.
Стилистическая правка прозаических текстов, в которых замечена невольная рифма, не вызывает особых затруднений. Обычно одно из рифмующихся слов замещается синонимом; реже удается избавиться от рифмы, заменив грамматическую форму слова:
1. История арфы как инструмента начинается с момента нахождения способа изменения высоты звучания ее струн. | 1. История арфы как инструмента начинается с того времени, когда был найден способ изменять высоту звучания ее струн. |
2. Из-за небрежения к изображению действия появилась некая антидраматургия — целая серия пустых, литературно-болтливых фильмов. | 2. Из-за пренебрежения к показу действия возникла некая антидраматургия — целая серия бездарных фильмов, где действие подменяется пустыми разговорами. |
3. Как наша песня им помогла, как много сказать она смогла! | 3. Как помогла им наша песня, как много она сказала! Или: Как много ею было сказано! |
Как видим, при стилистической правке потребовалось заменить синонимами рифмующиеся слова (примеры 1 и 2) и изменить грамматические формы глаголов (пример 3).
Стилистическим недочетом фоники может стать непроизвольная ритмизация прозы, т.е. такая организация речевого материала, при которой слова, вопреки воле автора, располагаются в соответствии с каким-нибудь стихотворным размером. Например, ямбом написаны строки Как беспристрастный наблюдатель, бродил он берегом реки (ср.: Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. — П.); хореем — газетный заголовок «Дружно мы на выборы нашей власти прибыли». Впрочем, в этом случае ритмизация речи и рифма не случайны, однако насколько они стилистически оправданы? Как оценить, например, такие «стихотворные» заголовки в газетах? Мальчик повесил на шею кулон — больше в толпе не теряется он; Пусть про пиво пенное знает вся Вселенная! Невольно вспоминаются пародийные строки из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова (Фруктовые воды несут нам углеводы; Чтоб дети наши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли) и даже политизированный лозунг — Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона. Подобное «усиление» фоники приводит к комизму.
В художественной речи ритмическая организация речи словесного материала может быть средством создания особой эмоциональности, взволнованно-лирического тона повествования. (Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на одичалых хребтах, облаками меня одевали, к небу меня приучали, и я с той поры мечтаю об вас да о небе… — Л.). В таких случаях уже нельзя говорить о прозе в точном значении этого слова.
Писатели-сатирики прибегают к ритмизации прозы как к стилистическому приему создания юмористической окраски речи, например: Глазам Морозова младого открылось зрелище стола. Отменный поросенок с кашей средь тонких вин там возлежал. («ЛГ»). Ритмическая организация речи и архаическая лексика придают пародийное звучание этим строкам. Нередко сатирики сочетают ритмизацию речи с рифмой (В процессе сочинения, утрясания и увязывания документ согласовывали с физиками и финансистами, химиками и экономистами, лириками и юристами. Его оглаживали по линии социологии и статистики, филологии и лингвистики. — «ЛГ»).
Ритмизация в прозе может быть и случайной, при чем это не такое уж редкое явление, как может показаться. Так, В.Я. Брюсов заметил, что роман И.С. Тургенева «Накануне» начинается правильными ямбами: В тени высокой липы, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кунцева, в один из самых жарких летних дней… В «Пиковой даме» А.С. Пушкина находят множество предложений, построенных в соответствии с различными стихотворными размерами. Однако ритмизация речи в таких случаях незаметна, потому что в предложениях нет постоянных пауз, которые подчеркнули бы соразмерность речевых отрезков, как это бывает в поэтическом тексте, а главное, совершенно иной характер произнесения фразы в прозе не позволяет нам ощутить ее ритмичность.
Если ритмическое построение текста в прозаической, особенно в нехудожественной, речи обращает на себя внимание, то такая непроизвольная ритмизация становится стилистическим недочетом. В старом саду во главе со стажером юннаты проводят борьбу с листожором — здесь неуместная ритмизация сочетается с невольной рифмой. При стилистической правке подобных текстов надо устранить ритмичность речи (лучше: В старом саду юннаты во главе с практикантом уничтожают листожора). Стилистическая правка необходима в тех случаях, когда ритмизация прозы порождает неуместный комизм.
Устранение ошибок в звуковой организации речи — последний, завершающий этап в процессе литературного редактирования. Успешное выполнение этой работы позволяет говорить о глубоком, всестороннем стилистическом анализе речевого материала. Фоностилистические ошибки менее заметны, чем лексические. Анализ фоники обязывает не только вдумчиво читать текст, но и проговаривать его, особенно если произведение предназначено для чтения вслух. При этом в поле зрения автора или редактора должны находиться одновременно все элементы фоники, чтобы устранение одного недочета (например, неблагозвучия, неуместной рифмы) не повлекло за собой возникновения других ошибок (скажем, звукового подобия слов, нежелательного столкновения слогов). При стилистическом анализе речи необходимо учитывать частоту повторения звуков, в особенности согласных, характер звуковых повторов, отличая звукопись от случайных аллитераций, ассонансов. При этом серьезной стилистической оценке подвергается каждое слово. Это еще раз возвращает автора и редактора к анализу лексической и грамматической структуры текста — проверке правильности словоупотребления, мотивированности использования функционально окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики, а также образных средств речи, соответствия грамматических форм и синтаксических конструкций стилевым нормам. Всесторонний стилистический анализ текста играет важнейшую роль в работе над языком произведения.
Источник
Занятие 11. Глагольная рифма
Поэты, литературоведы и критики много говорят о глагольной рифме. Что же такое глагольная рифма? Хороша она или плоха? Некоторые поэты морщатся, только услышав одно словосочетание глагольная рифма. Примените такую рифму в стихе два — три раза и вас тут же запишут в безнадёжные графоманы.
В. Онуфриев в «Словаре разновидностей рифмы пишет: «Глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву — зову, жить — тужить. Так как придумать глагольную рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь — гореть, шуметь — лететь. Да, прав был В.В. Онуфриев: глагольных рифм много и рифмовать глаголы легко. Но ведь нетрудно рифмовать и прилагательные «прекрасный — страстный — опасный — ужасный», или наречия «прекрасно — страстно — опасно — ужасно». Да, и если уж совсем начистоту, 99% существительных рифмуется элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Сейчас стихи пишет каждый третий, каждый пятый считает себя уже состоявшимся поэтом. Поэтому, почти любую рифму (а не только глагольную) можно назвать «банальной», «затёртой до дыр». И мало найдётся современных поэтов, которые способны придумать десяток — другой рифм, ранее никем не применявшихся.
А что же делать начинающему поэту?
Вообще избегать глагольных рифм, или, не слушая критиков использовать их в своих произведениях постоянно? Нужно помнить, что в мире не существует стопроцентных истин. Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор в своей работе попытается использовать все разнообразные способы и версии стихосложения, все многовековые поэтические наработки. Нельзя отказываться от любых достижений поэзии, это в любом случае движение назад. Давно известно, что можно научиться стихосложению, но нельзя научиться поэзии (слова «талант от Бога» — актуальны всегда.).
Но вернёмся к глагольным рифмам. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждого слова на уместность использования в данном стихотворении и многое другое, без всего этого поэзия выглядит очень бледно. Глагол создаёт ДВИЖЕНИЕ в стихе, он — динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу
1. Не уходите от глагольной рифмы, но и не злоупотребляйте ею. Всегда и во всём надо придерживаться меры.
2. Но если уж вы ввели в строфу глагольную рифму, то она должна быть точной и по возможности богатой (жить — ворожить — служить — тужить, петь — скрипеть — сопеть и т. д.).
Старайтесь избегать «бедных» глагольных рифм типа «вершить — крутить», «лепить — сообщить». Одна «бедная» глагольная рифма может свести «на нет» достоинства любого стихотворения.
3. Очень выразительны строки, где глагол рифмуется с другими частями речи
(обнимать — мать, ходить — нить).
4. Избегайте похожих и однокорневых рифм: побежал — рассказал, знает — узнает, любит — не любит, перегрузка — разгрузка. В хороших стихах они вообще недопустимы.
4. Не забывайте, что такие рифмы, как: мне — тебе, твоих — моих — своих очень портят любые стихи.
По большому счёту такие словосочетания и не являются рифмами.
5. Старайтесь уходить от избитых и стёртых рифм: Родина — смородина — уродина; любовь — вновь — кровь. Розы — морозы — слёзы.
6.»Поздравляю — желаю» — убийственная рифма. Старайтесь никогда её не использовать.
7. Если в первой строфе вы применили смежную или кольцевую рифмовку, она должна идти до конца стихотворения.
Начинающий поэт должен избегать стихов с использованием неточных рифм. В противном случае он может привыкнуть к неряшливой рифме, и техника правильного и свободного рифмования останется для него недоступной. Укрепившись же в точной рифме, поэт безопасно для своего творчества сможет вводить неточные рифмы.
Статья «О глагольной рифме» — статья собирательная. В ней использованы мнения и выдержки из текста таких известных авторов, как В. Онофриев, А. Всегдар, М. Гаспаров.
Источник
Глагольные рифмы — это плохо?
Чисто мое мнение непрофессионала.
Глагольные рифмы не очень хорошо смотрятся по причине того что в них много одинаковых окончаний, которые легко рифмуются. В итоге это выглядит не очень красиво. Например пить/любить/топить/копить. Везде одно и тоже окончание. Еще хуже когда глаголы имеют один корень — копать/раскопать/откопать и т. д.
Но даже Сергеич этим грешил. Но сильно не злоупотреблял))
Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку ЗАНЕМОГ
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать НЕ МОГ
ЗАНЕМОГ/НЕ МОГ просто «великолепная рифма».
В принципе применять их вполне можно, но не злоупотреблять ими.
Как по мне, то самая оптимальная рифма это рифмование разных частей речи в разных падежах и формах.
Как например тут:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Тут срифмованы разные части речи (ну или существительные в разных падежах), так в конце автор еще и закольцевал стих.
Могу сказать только одно: они должны быть оригинальными. И стихи должны получаться интересными, тогда можно рифмовать что угодно с чем угодно. Проблема в том, что глаголы кончаются похоже (бежал-дрожал, толстел-худел) и их рифмовать проще всего.
Один и тот же сон мне повторяться стал:
Мне снится, будто я от поезда отстал.
Один, в пути, зимой, на станцию ушел,
А скорый поезд мой пошел, пошел, пошел,
И я хочу бежать за ним — и не могу,
И чувствую сквозь сон, что все-таки бегу.
И в замкнутом кругу сплетающихся трасс
Вращение Земли перемещает нас —
Вращение Земли, вращение полей,
Вращение вдали берез и тополей,
Столбов и проводов, разъездов и мостов,
Попутных поездов и встречных поездов.
Но в том еще беда, и, видно, неспроста,
Что не годятся мне другие поезда.
Мне нужен только тот, что мною был обжит.
Там мой настольный свет от скорости дрожит. и т. д.
Вот это хорошие стихи. Может быть глагольные рифмы здесь хороши потому что помогают передать движение, а может ещё почему-то
Источник
Рифма к слову изба́виться
Наиболее точные рифмы для «изба́виться»
- ст а виться
- пр а виться
- предост а виться
- разонр а виться
- подст а виться
- сл а виться
- приб а виться
- уст а виться
- напр а виться
- предст а виться
- спр а виться
- отпр а виться
- перепр а виться
- поуб а виться
- пл а виться
- испр а виться
- упр а виться
- опр а виться
- распр а виться
- доб а виться
- попр а виться
- понр а виться
- просл а виться
- нр а виться
- пи я вица
- кудр я вится
- продыр я вится
- тщесл а вится
- впр а вится
- http://rifme.net/
- расст а вится
- обст а вится
- раскрас а вица
- кучер я вится
- спл а вится
- курч а вится
- вд а вится
- позаб а вится
- прест а вится
- тр а вится
- распл а вится
- запр а вится
- сост а вится
- здр а вица
- уб а вится
- проштр а фится
- уд а вится
- отр а вится
- под а вится
- за я вится
- д а вится
- объ я вится
- про я вится
- крас а вица
- я вится
- по я вится
Менее строгие рифмы к слову избавиться
- наст а вившей
- гр а виев
- над а вите
- костл я вее
- похудощ а вее
- разб а вившей
- равнопр а вие
- сд а вите
- бр а вее
- дыр я вее
- Ассонансы
- кор я вее
- нер а венства
- м а фией
- шерш а вее
- типогр а фией
- зад а вите
- прид а вите
- отст а вившей
- сопост а вившей
- кл а виша
- лук а вее
- противопост а вившей
- прист а вившей
- моногр а фией
- правосл а вие
- рж а вее
- разд а вите
- геогр а фией
- подст а вившей
- р а венства
- поздр а вившей
- вст а вившей
- з а вистей
- к а федра
- кров а вее
- н а выка
- возгл а вившей
- биогр а фией
- гр а фиков
- предъ я вите
- непр а вилен
- дост а вившей
- фотогр а фией
- я вимся
- предост а вившей
- заст а вившей
- ост а вившей
- пост а вившей
- пр а вилам
- эпигр а фика
- металлогр а фией
- зоогеогр а фией
- семигл а вее
- восст а вившей
- стогл а вее
- подб а вившей
- обслюн я вившей
- трёхгл а вее
- рентгеногр а фией
- златогл а вее
- тр а фившей
- кут а фьею
- безгл а вее
- ст а венка
- орогр а фией
- обессл а вившей
- благонр а вие
- своенр а вие
- ксилогр а фией
- закарт а вившей
- пятигл а вее
- одногл а вее
- многогл а вее
- бессл а вие
- http://rifme.net/
- пробур а вите
- добронр а вие
- н а вьего
- флюорогр а фией
- ш а фера
- каллигр а фией
- растр а вите
- ультрапр а вые
- воссл а вившей
- перед а вите
- втр а вите
- иконогр а фией
- неравнопр а вие
- разз я вившей
- плюг а вее
- стр а вите
- осл а вившей
- опл а вившей
- литогр а фией
- отд а вите
- потр а фившей
- шепел я вившей
- ак а фиста
- слук а вившей
- гнус а вее
- натр а вите
- картогр а фией
- демогр а фией
- пискл я вее
- карт а вившей
- затр а вите
- историогр а фией
- сухощ а вее
- топогр а фией
- слюн я вее
- библиогр а фией
- этногр а фией
- в а фелен
- вертл я вее
- ан а фема
- прыщ а вее
- к а верзен
- припр а вившей
- хореогр а фией
- беспр а вие
- обезгл а вившей
- орфогр а фией
- двугл а вее
- д а вешен
- черн я вее
- окров а вившей
- кинематогр а фией
- прост а вившей
- велич а вее
- изъ я вите
- самодерж а вие
- порногр а фией
- молож а вее
- сб а вившей
- прод а вите
- трухл я вее
- н а виса
- лег а вые
- шал а вее
- эпит а фией
- слащ а вее
- озагл а вившей
- автобиогр а фией
- загл а вие
- подпр а вившей
- перест а вившей
Предложить свои рифмы
Введите слово. Бранные слова не учитываются.
Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт
Вы можете добавить сайт в закладки, чтобы пользоваться им при написании стихов в будущем. Или поделиться им в социальных сетях. Также советуем добавить в закладки быструю и упрощённую страницу поиска: помощник поэта.
Анаграммы/перестановки букв для слова избавиться
- забив а ться
- взбив а ться
- избив а ться
Другие формы
Популярные слова
Что искали другие
Если есть предложение, идея, благодарность или комментарий, пишите. Мы рады отзывам. Сообщения с объявлениями, ссылками или бранью удаляются роботом.
Источник