- Картавость
- Причины
- Диагностика
- Лечение картавости
- Профилактика
- Как избавиться от ротацизма и начать свободно общаться
- Разновидности произношения
- Упражнения логопеда
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 «грибок»
- Игровое упражнение 8
- Упражнение 9 «лошадка»
- Как избавиться от ротацизма
Картавость
Картавость (ротацизм) — расстройство речи, характеризующееся нарушением произношения звука «р» при сохранности понимания речи, ее словарного запаса и грамматического строя. Является самой распространенной формой дислалии (нарушения звукопроизношения). В большинстве случаев не является врожденным речевым дефектом.
Выделяется четыре вида ротацизма:
- увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок мягкого нёба;
- велярный ротацизм – вибрирует весь край мягкого нёба;
- боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка («хлюпающее» или щечное произношение звука «р»);
- одноударный ротацизм – язык один раз ударяется об альвеолы без вибрации.
Причины
Многие люди в настоящее время хотят узнать, как перестать картавить. Причинами данного расстройства речи становятся:
- механический фактор (массивная и слишком короткая подъязычная складка, неправильный прикус, травмы ротовой полости, слабость мышц языка);
- функциональный фактор (неправильное речевое воспитание, иноязычное речевое окружение, двуязычие в семье, нарушение фонематического слуха, выбор неправильной артикуляции);
- наследственный фактор (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть).
Диагностика
Чтобы установить, как избавиться от картавости, врач-логопед проводит полное логопедическое обследование, в ходе которого выясняет:
- уровень звукового анализа;
- особенности звукопроизношения;
- состояние и подвижность артикуляционного аппарата;
- состояние слуха, зрения;
- особенности психоречевого развития;
- словарный запас;
- особенности грамматики, письма, чтения, памяти, слухового письма;
- развитие зрительного восприятия.
Лечение картавости
Исправление картавости – длительный и сложный процесс. Чем младше возраст ребенка, тем быстрее лечится ротацизм. В период лечения врач проводит логопедическую, психо-коррекционную, педагогическую, коммуникативную работу:
- постановка звуков;
- массаж языка;
- упражнения для осуществления механической вибрации передней части языка;
- упражнения на автоматизацию звука «р»;
- артикуляционная гимнастика.
Картавость у взрослых людей наблюдается в 2% случаев. Для исправления дефекта в зрелом возрасте может потребоваться хирургическое вмешательство на мышцах языка.
Профилактика
Чтобы в будущем не сталкиваться с проблемой, как исправить картавость, рекомендуется самостоятельно заниматься с ребенком развитием речи и своевременно обращаться за помощью к логопеду.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Источник
Как избавиться от ротацизма и начать свободно общаться
Ротацизм и параротацизм (иначе говоря «картавость») довольно распространены среди взрослого и молодого поколения людей. Проблема данного дефекта речи заключается в том, что человек неправильно выполняет артикуляцию нужного звука «р». Из-за этого [р] произносится с различными шипениями, свистами или заменяется другим звуком.
Правильная артикуляция [р] заключается в задании губам и языку правильного состояния. Положение губ оставляет среднее расстояние между зубами, чтобы воздух мог свободно выходить. Язык образует форму ложечки и его боковые части касаются верхних коренных зубов. Кончик языка согнут, и касается нёба. При выдыхании он начинает вибрировать создает нужный звук. При этом мягкое небо находится в поднятом состоянии и не позволяет воздуху попадать в нос. Голосовые связки вибрируют в закрытом состоянии.
Для образования [рь] нужно поднять спинку (средняя часть) языка к нёбу и слегка сдвинуть ее вперед. После это на выдохе образуется смягченный звук.
Разновидности произношения
В современной логопедии определяют следующие виды ротацизма, их всего 12:
- Полное отсутствие нужного звука. Ребенок просто не использует [р] в словах, например, краб – каб, кучер – куче.
- Увулярный ротацизм. При данной форме у человека отмечается искажение в произношении из-за вибрации только мягкого язычка. Подобный дефект называют «французский р» или горловой формой. Слышится своеобразный рокот.
- Велярный ротацизм. При этом типе дефекта [р] корень языка находится близко к нёбу и при прохождении струи воздуха начинает вибрировать нёбо, образуя неправильное звучание с различными звуковыми дефектами. Ранее подобное звучание называли картавостью.
- Боковой. При данном типе произношение вибрация производится боковой частью языка. В большинстве случаев подобный дефект наблюдается при анатомических неполадках в ротовой полости. При боковом ротацизме человек сочетает р и ль и в итоге произносить [рль].
- Интердентальный. Ребенок произносит [р], помещая язык в межзубное пространство.
- Назальный. У человека вибрация образуется при помощи задней части неба и глотки. Может появляться при анатомическом нарушении в виде укорочения мягкого нёба.
- Щёчный. Произношение [р] производится при помощи боковых частей языка и щек.
- Билабиальный ротацизм. Иначе называется губным, возникает за счет колебания губ при выпускании струи воздуха. Звук напоминает [прр], таким способом наездники останавливают лошадей, поэтому данная форма еще называется кучерной
- Проторный или одноударный. У человека используется правильная артикуляция, за исключением, что вибрация образуется один раз или вовсе отсутствует. Звук напоминает [д], а также невозможно создать непрерывное рычание [рррр].
- Гортанный. При данном дефекте колебание происходит за счет сомкнутых голосовых складок.
- Гнусавый или носовой. Струя воздуха проходит через нос и происходит своеобразное хрипение.
- Глоточный или фарингальный. Происходит хриплое произношение [р] за счет прохождения струи воздуха через корень языка и задней стенки глотки.
Среди вышеперечисленных дефектов наиболее распространенными являются одноударный, щелевой, кучерский, носовой, боковой и горловой. Остальные виды ротацизма встречаются гораздо реже и скорее обусловлены генетической наследственностью и анатомическими проблемами.
Параротацизм разделяется 7 видов, разница между ними заключается в замене [р] на похожие ему по звучанию[д], [ы], [й], [г], [в], [л] , [ль]. Замена ‘р’ на ‘л’ или ‘ль’ называется термином ламбдацизм (замена какой либо согласного звука на [л] или [ль]).
Как правило, у людей нарушается одновременно, как твердая р, так и мягкая ее форма. В некоторых случаях наблюдается проблема только с произношением твердой [р] или мягкой [рь].
Среди наиболее распространенных причин возникновения речевого дефекта отмечаются различные анатомические проблемы в виде короткой подъязычной связи, высокого нёба, крупного языка. Кроме этого у детей может наблюдаться недостаточная пластичность языка. Подобный дефект постепенно исправляется логопедом при помощи специальных развивающих упражнений.
Упражнения логопеда
Наиболее эффективное исправление речевых недостатков производится в раннем возрасте. К пяти годам малыш выучивает почти все звуки, наиболее сложными для него являются [р] и [рь], если они получаются неправильными или не произносятся вовсе, то тогда нужно отвести ребенка к логопеду.
В некоторых случаях люди свободно живут с речевыми дефектами и обращаются за консультацией к логопеду только при крайней необходимости, например, для приема на работу или крайней невнятности речи. Взрослые люди предпочитают самостоятельно выполнять упражнения для постановки, не используя помощь логопеда.
Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной артикуляции. Для этого используют специальные упражнения. Их можно разделить на два типа. Первый из них заключатся в создании правильного положении языка и развитию его гибкости. На данном этапе от человека пытаются добиться фрикативного р, то есть артикуляцию поставлена правильно, но с отсутствием вибрации.
Второй вид упражнений помогает подопечному правильно создавать вибрацию. К данному этапу приступают после создания правильной артикуляции. Если человек без проблем выговаривает звуки [ж] и [ш], то сформулировать правильное положение языка значительно легче, ведь [ж] и [ш] по артикуляции похожи на [р].
Упражнение 1
Данное упражнение позволяет подопечному создать правильную вибрацию. Для этого голову ребенка лицом вверх кладут на колени логопеда. Далее просят подопечного сильно прижать язык к нёбу, создав позицию «грибок». Уздечка при этом должна напрячься. При сильном выдохе должна создаться вибрация.
Если колебания не происходят, то логопед чистыми указательным и большим пальцами формирует правильную артикуляцию. Для этого боковые части языка прижимаются к зубам, создавая форму ложочки.
Теперь при выдохе у ребенка появится нужная вибрация и [р]. Подобное упражнение позволяет подопечному понять, как должен двигаться язык при произношении звука.
Упражнение 2
Чтобы создать нужное рычание ребенка просят сделать «широкий язык» и прижать его за верхние зубы. После этого подопечный должен произносить звук на подобии [зж], что-то среднее между [p] и [ж].
Если данный способ не помогает, то нужно попробовать создавать [д], но при этом язык занимает позицию на альвеолах. Из-за этого произносимый звук будет не четким.
Упражнение 3
В этом упражнении потребуется деревянный шпатель или какая-либо чистая ватная палочка. Ребенка просят сделать широкий язык и сильно его напрячь. После этого под него подкладывают палец или деревянную палку обмотанную носовым платком.
Нужно создать колебательные движения кончика языка, для этого палец или палочку начинают быстро двигать в стороны. Благодаря этому подготовительному упражнению тренируются нужные мышцы языка. Постепенно ребенок сможет самостоятельно создавать вибрацию, просто подставив свой палец.
Обязательным условием является напряженность языка, иначе вместо правильного колебания будет образовываться своеобразная смесь звуков [д] и [л]. Для стимулирования подопечного можно сравнить язык со струной, когда она напряжена, то производится хороший звук и мелодия. Если же она расслаблена, то никакой мелодии не получится. Для мальчиков можно сказать, что они заводят мотор. Дети лучше воспринимают информацию в сравнении.
После появления первых значимых результатов нужно постепенно увеличивать длительность создаваемой вибрации. Со временем ребенку будет достаточно подставить палец под язык и после этого колебания появятся самостоятельно.
Если малыш долгое время не может создавать вибрацию самостоятельно, то начинают отработку [р] в словах. Для раската используют механическую помощь.
Упражнение 4
Чтобы создать правильные колебания нужно попросить ребенка открыть рот и прислонить язык к небу. Далее подопечному надо под язык поперек подложить ватную палочку и попросить выдохнуть, направив струю воздуха через кончик языка. В результате появится кратковременное колебание и создастся рычание.
Благодаря этому методу у подопечного вырабатывается ощущение вибрации, чтобы он в дальнейшем смог его создавать самостоятельно.
Упражнение 5
Если классические способы постановки не помогают, то можно использовать несложную последовательность слогов с использованием [т] и [д]. Ее нужно проговаривать быстро, ритмично и точно.
Адыдоадыдо… Тыдыдытыдыды…. Дыдодыдодыдо…адыдытыдыты…
Можно использовать любые слога с гласными [а],[ы], [о] и согласными [т], [д]. Это позволяет размять языковую мышцу перед упражнениями.
Упражнение 6
Если подопечный уже умеет выговаривать [ж], то можно выполнить правильную постановку следующим способом. Ребенок создает протяжное [ж], затем постепенно отодвигает язык в глубь рта. После достижения нужной позиции происходит одноударный [р].
Чтобы в дальнейшем создать протяжное рычание нужно отрабатывать звук в слогах тр, нр, др и словах сданными слогами (трактор, друг, нравиться). Подобный метод еще хорошо применяется, если ребенок категорически отказывается использовать различные вспомогательные приборы на подобии палочек, ложочек и т. П.
Упражнение 7 «грибок»
Наиболее простой и действенный метод. Ребенку нужно сильно прижать язык к небу за зубами, образовав позицию «грибок». Далее при помощи сильного выдоха воздух проходит через кончик языка, заставляя его вибрировать, в итоге создается рычание.
Этот способ является основоположным и самым простым для ребенка. При помощи этого метода подопечный может понять, какое движение от него пытаются добиться. Эффективно позволяет исправить многие виды ротацизма при своевременном повторении и правильной технике исполнения.
Игровое упражнение 8
Этот метод позволяет заинтересовать ребенка. Нужно, чтобы подопечный произносил связку [тд], попросите малыша выдвинуть руку ладошкой вверх. Далее читайте стихотворение «дождик» и при попадании капель на что-либо просите малыша пальчиками постукивать по выдвинутой ручке и произносить [тд]
Дождик капал на ладошку -тд, тд…
А затем и на дорожку -тд, тд…
Застучал по крыше ….
И попал на домик …
Стих можно придумывать самостоятельно. Но главное, чтобы малыш четко произносил звуки при падении капелек на что-либо.
Упражнение 9 «лошадка»
Нужно сформировать позицию «грибок» и далее в быстром темпе произносить [дддддд]. Упражнение длится 10-30 секунд, оно укрепляет мышцы языка и при быстром темпе позволяет создать рычание.
Ротацизм и параротацизм является довольно распространенным речевым дефектом. Для его исправления нужно ежедневно выполнять определенные упражнения, направленные на создание правильной позиции языка и его вибрацию. От этой патологии можно полностью избавиться главное, чтобы упражнения проводились регулярно и с правильной техникой. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и начнете коррекцию, тем больше шанс избавиться от этой патологии.
Источник
Как избавиться от ротацизма
Овладение чистой речь, является важным пунктом для формирования полноценной личности человека. Если это происходит своевременно, то человеку будет проще социализироваться в обществе, выражать свои мысли, находить общий язык с людьми. Но, когда возникают трудности в формировании правильной речи, то происходят сложности во взаимоотношениях с окружающими, это может не благотворно влиять на психологическое, эмоциональное состояние человека. Для ребенка недостаток речи может привести к неуспеваемости, неуверенности в себе и своих силах. Неправильное произношение звуков будет беспокоить больше, в особенности подростков, что может привести к трудностям, касающихся выбора профессии, круга общения и личной жизни.
К сожалению, тенденция нарушения звукопроизношения у детей в современном мире растет. Причины данного нарушения разнообразны, зачастую они являются результатом, того что родители не подходят внимательно и серьезно к тому, что их дети неправильно произносят звуки. Свидетельством этим упущениям, является наличие дефекта, как у маленьких, так и взрослых детей. Особенно частым дефектом, который замечают окружающие, является неправильное произношение звука «Р» [1; 2].
Для коррекции звукопроизношения у детей требуется грамотно подобранный материал, который будет систематизирован и применен на практике. Так же важно соблюдать этапы коррекции, чтобы они шли друг за другом и не пропускались.
Чтобы начинать коррекцию, необходимо понять какой вид ротацизма у ребенка:
– ребенок совсем не использует эти звуки, то есть отсутствие его, например: корова – коова, рука – ука;
– происходит замена данных звуков, например: [р –р’] (корова – корёва, рука – рюка) ,[р – л] (рука – лука, рыба – лыба), [р – д] (рука – дука, рама – дама), [р -в] (рука – вука, паровоз – павовоз), [р – ы] (рука – ыука, рыба – ыыба); [р – й] (рука – йюка, рыба – йиба); [р – г] (рука – гука, паровоз – паговоз), [р –л’] (рука – люка);
– одноударное произношение, т.е. у ребенка правильная артикуляция, но сама вибрация образуется только один раз или отсутствует совсем. Данное произношение похоже на звук [д], также ребенку трудно сделать непрерывное рычание;
– боковое произношение. Процесс происходит таким образом, что вибрация образуется боковой частью языка. Чаще это происходит, если у ребенка имеются анатомические проблемы в ротовой полости. Может сочетать звуки, такие как [р] и [л’] – [рл’];
– щёчное произношение – образование звука происходит с помощью боковой части языка и щек, т.е. струя воздуха, которую выдыхает ребенок, проходит между щекой и краем языка, тем самым создавая вибрацию щек;
– межзубное произношение, когда ребенок произносит слово, то язык помещает в межзубное пространство;
– лабиодентальные произношение, образование звука происходит между нижней губой и верхними зубами, также наоборот;
– гортанное произношение. Может быть вызвано расщеплением неба, и звукообразование происходит, когда сомкнуты голосовые связки [3];
– назальное произношение, процесс вибрации происходит за счет задней части неба и глотки. Может быть вызвано тем, что у ребенка укороченное мягкое небо;
– глоточное произношение, звук получатся хриплый, по причине того, что воздушная струя проходит через корень языка и задней стенки глотки;
– гнусавое произношение, при данном произношении звук получается хриплый, так как воздушная струя проходит через нос;
– велярное произношение, при данном дефекте корень языка находится близко к небу и когда струя воздуха проходит, то получается вибрация неба, и тем самым звукообразование получается неправильным.
После определения вида, нужно переходить к поэтапной коррекции. С этой целью был составлен и апробирован комплекс коррекционных мероприятий, направленный на коррекцию звуков [р] и [р’].
Данный комплекс включает в себя три этапа: 1) подготовительный; 2) постановка звука; 3) закрепление звука.
На первом этапе проводится артикуляционная гимнастика, с целью, чтобы язык стал более активный и выработать его нужное положение и движение. При выборе упражнений для гимнастики, принималось во внимание, какие органы участвуют в образовании звуков [р] и [р’]. Цель данных упражнения, заключается в том, чтобы выработать правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата, также научить ребенка выполнять простые движение и переходить на более сложные, для того чтобы выработать правильное произношение звуков [р] и [р’]. Проводя артикуляционную гимнастику, соблюдались определенные условия: во-первых, использовать игровые приемы и, заранее проговаривать, что сейчас будем делать; во-вторых, логопед демонстрирует, как правильно выполнять упражнение; в-третьих, на определенной стадии ребенок сам, выполняет упражнения, а логопед контролирует выполнение.
Выполняя упражнения, обращалось внимание на его качество, также для каждого ребенка подбирался индивидуальный комплекс. Например, для первого ребенка, у которого выявили межзубное произношение звука [р], были предложены такие упражнения как: «Грибок», «Гармошка», «Чашечка», «Индюк», «Автомат», «Маляр», «Качели». Эти задания помогают выработать подъем языка, растянуть подъязычную уздечку, уметь держать язык в поднятом состоянии, развивать вибрацию языка, особенно кончик. Данные упражнения давались ребенку сложно, «Грибок» удерживал на счет до четырех, «Гармошка», «Качели», «Маляр» выполнял плавно, мог менять темп от медленного к быстрому, также «Чашечка» была трудна в исполнении, не мог долго удерживать, боковые части языка.
У следующего ребенка, было выявлено, что при произношении происходит замена звука и ему были предложены, такие упражнения как: «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабанщик», «Чашечка». Данные упражнения, помогают научить ребенка поднимать язык, также растянуть подъязычную уздечку, умение удерживать язык. Ребенку эти упражнения были известны, поэтому он справился со всеми, только в упражнении «Качели» была сильно подвижна нижняя челюсть.
Данные упражнения были выбраны, для того чтобы выработать чистоту, точность, плавность, темп, силу при переходе от одного упражнения к другому. Под точностью движения речевых органов, подразумевается правильное выполнения конечного результата, обращая внимание на местоположение и форму органа. Плавность движения заключается в том, что происходит без толчков и без дрожания органов, также движение должно происходить без дополнительных движений других органов. Контроль за скорость движения, контролировался при помощи отстукивания рукой, постепенно ускоряя его, в дальнейшем темп становится произвольным. Конечность устойчивого результата является, то, что выработанное положение задерживается надолго и без изменений, переход с одного движения на другое должно происходить плавно и в быстром темпе.
Гимнастика проводилась по принципу от простого упражнения к сложному, также были паузы между упражнениями, для того чтобы оно выполнялась правильно и запомнилась лучше для ребенка. Вначале упражнения проводились перед зеркалом, затем зеркало убиралось и, в дальнейшем ребенок сам выполнял задания, опираясь на собственные ощущения. Также при выполнении артикуляционной гимнастики использовался принцип наглядности, то есть использовались карточки, на которых был образ называемого упражнения. Проводя гимнастику, соблюдался принцип системности, то есть упражнения проводились путем повторов, но под контролем, чтобы артикуляционный аппарат не утомлялся. Также соблюдался принцип индивидуальности, контролировалась дозировка упражнений и они были индивидуальны для каждого ребенка. Например, для ребенка, у которого было выявлено межзубное произношение, упражнения были направлены на поднятия языка и растягивания подъязычной связки, для другого ребенка задания были направлены на выработку вибрации кончика языка.
Следующий этап, это постановка звука, он является важным, так как на нем мы получаем правильное вибрирование, звучание или даже сразу чистый звук, а далее уже происходит закрепление полученного результата. Для этого этапа используются различные способы. Например: приемы, разработанные А.И. Богомоловой [4]. Постановка происходила с помощью упражнения «Моторчик» используя механическую помощь. Когда ребенок произносил звук [д] упирая кончик языка к верхнему небу, в этот момент под кончик языка подводиться указательный палец, и совершаются колебательные движения из стороны в сторону, получается рокочущий звук. Также можно использовать зонд, на конце которого шарик, если самостоятельно у ребенка не получается, при этом даются указания, чтобы через некоторое время ребенок мог сам выполнять задание, итогом этого становится то, что через несколько дней рука привыкает, и не соскальзывает палец. Язык раскачивался одновременно с пальцем, и создается звук похожий на «дл». Можно сказать ребенку, что язык это молоток и им он забивает гвоздик, молоток должен быть стойкий и бить в указанное место. Добившись вибрации кончика с механической помощью, удлиняя процесс, ребенок продолжал с механической помощью, а потом продолжал без нее и спустя время помощь уже не требуется.
Третий этап – это автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, словах, чистоговорках и фразовой речи. При автоматизации звуков [р] и [р’] в слогах, словах, фразах и речи используются материалы, различные альбомы, карточки. Коррекция начинается с прямых слогов, потом проговаривание обратных слов, и сложные упражнения где находится два звука [р] в слове. Чтобы дети не теряли интерес, упражнения проходят в игровой форме.
Поскольку в процессе автоматизации стояла также задача по формированию словаря, то для достижения использовались различные игровые упражнения, такие как: «Цепочка», «Закончи слово», «Придумай рифму», «Скажи наоборот». Так проделывалась работа по формированию грамматического строя речи, использовались игровые упражнения, такие как: «Составь предложения по картинке», «Пересчитай предметы». Для формирования связной речи применяли упражнения и игры, в которых нужно было инсценировать диалог по лицам.
Благодаря этим материалам, был активизирован словарь детей, произвольный и по отдельным лексическим темам. Задания, направленные на словообразование с заданным звуком, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, также развивали умение составлять рассказ, чтобы он был связный и последовательный. Для этого использовалась такие упражнения, такие как «Что выросло на грядке?», «Расскажи что видишь во дворе» [5; 6; 7]. Таким образом, в процессе коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста, использовалась артикуляционная гимнастика, которая способствовала выработки нужного положения и движения языка. Далее, использовались способы для постановки звуков (автор – А.И. Богомолова), чтобы добиться вибрации. На заключительном этапе была осуществлена автоматизация звука в слогах, словах, чистоговорках и фразовой речи, для этого использовали игровые упражнения, которые способствовали формированию словаря, грамматического строя речи, и связной речи. Данные этапы способствовали получения вибрации и правильного звукопроизношения.
Подводя итог, можно констатировать следующее: соблюдая все необходимые этапы и подобрав актуальные материалы, можно способствовать коррегированию такой проблемы как ротацизм. Звук автоматизируется и входит в самостоятельную речь ребенка.
Источник