Если близкий попал в секту.
Последствия Саентологии
Как было наглядно продемонстрировано делом Уоллершейма, саентологические одитинги могут иметь глубокие деструктивные последствия. После опроса 48 групп Конуэй и Сигельман показали, что среди бывших саентологов наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и тяги к самоубийству. По их оценке, полное выздоровление от последствий Саентологии занимает в среднем 12,5 лет.
Члены секты буквально «по уши» начинены бредовыми и антинаучными взглядами Хаббарда на Вселенную. Они приходят к осознанию себя малочисленной элитной группировкой, осаждаемой со всех сторон гигантским заговором. Саентологи говорят и мыслят на причудливом языке, придуманном Хаббардом (толковые саентологические словари превышают объем в тысячу страниц). Хаббардистов натаскивают на то, чтобы они всегда казались спокойными и веселыми, независимо от того что они действительно ощущают. Большинство из них делаются своего рода наркоманами, неспособными прожить и краткий срок без регулярных одитинговых сессий. Нет такого аспекта личной жизни, в который не вторгалась бы секта, сверяя его с цитатами из Хаббарда (а он успел выразить свое мнение обо всем: от управления бизнесом до воспитания детей).
Саентология программирует своих членов на резкое неприятие психиатрии и психологии, так что даже бывшие члены почти никогда по собственной воле не обращаются за помощью к психиатрам или психологам. Ситуация осложняется тем, что большинство врачей не имеют информации об опыте пребывания в секте и, следовательно, не могут оказать эффективную помощь жертвам психонасилия. Вот и выходит, что большая часть бывших саентологов оказываются в других сектах или группах, отколовшихся от Саентологии, таких, как «Эст» («Форум» или «Опознавательный знак»), «Аватар», «Дианасис», «Консультации по переоценке» или «Айденикс».
Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших саентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Один психиатр пришел к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, который в свою очередь приводил к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» — отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований.
Однажды в центр св.Иринея Лионского пришли две женщины, которые только что ушли из Саентологии (точнее, их оттуда выгнали по саентологическому образцу: когда человек совершенно сходит с ума, его попросту вышвыривают. Говорить о нем запрещается, как и интересоваться его судьбой). Эти женщины были в тяжелейшем психическом состоянии. Они пришли сообщить, что Саентологию основали злые пришельцы из космических миров, чтобы завоевать Землю. При этом обе женщины не могли жить без одитинга и испытывали настоящую наркотическую зависимость от него. Уже выйдя из Саентологии, они продолжали постоянно одитировать друг-друга.
В июне 1992 г. канадский суд признал «Церковь Саентологии» виновной в уголовных преступлениях. Из-за саентологического метода внедрения, ведущие политические партии Германии запретили принимать саентологов в свои ряды. Саентология находится под следствием во Франции и в Испании. В феврале 1992 г. Евросовет принял рекомендацию для стран — членов Европейского Союза субсидировать информационные группы, которые занимается просвещением общественности относительно новых религиозных движений. Пока решения по этой рекомендации принято не было.
Если ваш друг или родственник вовлечен в Саентологию, очень важно не заставлять его насильно изменить свое решение. Лучше отнеситесь к нему дружелюбно и с симпатией, выкажите искреннее желание выслушать его. Если вы покажете ему антисаентологические публикации, он может лишь укрепиться в своем заблуждении, перейти к обороне и утратить желание общаться с вами. Конечно, не стоит кривить душой и скрывать свое отношение к Саентологии, но ни в коем случае нельзя высказывать его напористо или агрессивно. Дайте близкому человеку возможность беспрепятственно выговориться, рассказать о всем том, что он считает своим приобретением. Возможность полностью высказаться для человека важнее всего, так как необходимость выразить идеи часто проясняет мыслительный процесс. Не пытайтесь думать за него. Не перебивайте его и не делайте ехидных замечаний. В дружелюбной атмосфере он сам откроет для себя ряд заложенных в Саентологии противоречий. Если же вы будете его подталкивать к поиску этих противоречий, он может просто перестать вас слушать. Лишь когда вы убедитесь, что ваш близкий не чувствует исходящей от вас угрозы, спросите, хочет ли он ознакомиться с какими-либо антисаентологическими материалами, и только если он согласится, дайте их ему. Ни в коем случае не стоит давать ему антисектантские материалы, не спросив его согласия.
Насильственное «депрограммирование», обычно связанное с похищением жертвы секты, аморально и противозаконно. В случае же с Саентологией оно как правило и неэффективно. Однако существует несколько консультантов, не прибегающих к насильственным методам и имеющих достаточное представление о Саентологии, чтобы помочь жертвам секты переоценить свое членство в ней.
Отрывок из книги Моники Пиньотти «Мои девять жизней в Саентологии»:
На мой взгляд, самое эффективное, что может сделать консультант по выходу при работе с саентологом, это отнестись к нему с искренней заботой. Саентологи, особенно штатные сотрудники, жаждут такого рода сочувствия, и тут нет никакого преувеличения. Если вы просто предоставите человеку информацию, это не сработает, потому что он отмахнется от нее, как ото лживой «воговской прессы». Но доброе внимательное отношение поможет освободиться из умственной тюрьмы с большей вероятностью, чем любое разоблачение культовой группы.
Я знаю это, потому что пробыла там более пяти лет. Главным ключом к освобождению человека является сочувствие. Это верно в отношении всех культов, но особенно в отношении Саентологии, где в верхних эшелонах нет даже намека на подобные чувства. Проявление искренней заботы поможет пробиться через культовое «я» к настоящей личности, а когда эмоциональная связь будет установлена, вы сможете дать факты, и помочь увидеть выход из ловушки.
Фрагмент с форума по Саентологии: Если вы имеете сомнения в Саентологии, то попробуйте просто сделать перерыв в занятиях ей хотя бы на полгода/год. В это время попробуйте пожить жизнью обычных людей (и вы когда-то были такими) почитайте материалы про Хаббарда, но не его самовосхваляющие книги, а независимые исследования про него. Постепенно страх отлучиться от ЦС уменьшится и вы увидете, что это не страшно. Начнете жить заново.
- Видео о Саентологии
- Свидетельства бывших саентологов
- Экспертизы Саентологии
- Суды над Саентологией
НаверхНаписать письмоКарта сайта Копирование разрешается только со ссылкой на источник.
Блог о Саентологии
и сектантстве- Джон Атак «Кусочек синего неба»
- Мои девять жизней в Саентологии
«. если вы пытаетесь общаться с последователями Хаббарда, не ждите от них искренности. Во всяком случае, и история Хаббарда, и история Саентологии доказывают, что Саентология и искренность — вещи несовместимые».
Джозеф Сизар, бывший саентолог
«Я никогда не встречала такой же бездушности, с какой саентологи клеймили меня и моих нынешних коллег «врагами Саентологии». Они никогда не остановятся, пока не уничтожат нас. Вместе с тем, я понимаю, что в процессе одитинга эти люди были лишены всей сущности себя, лишились собственных эмоций, собственных мыслей, собственных надежд и стремлений».
Стэйси Брукс, бывший саентолог
«Я немедленно переехала в гостиницу. Вскоре около трехстам моих соседей отправили анонимное письмо, где помимо других оскорблений писали, что я подрабатываю проституткой, и даже совершала развратные действия с двухлетней девочкой».
Писательница Полет Купер
«. Саентология является гибридом из оккультных ритуалов и психотерапии 50-х годов, сам процесс аудитинга можно рассматривать как модернизированный магический ритуал. Адепты продвигаются через череду все возрастающих в цене инициации в надежде обрести сверхъестественные силы. Практически каждая ступень имеет свои знаки отличия, символы и звания».
Джон Атак, бывший саентолог
«. рационал, который скрывается за иррациональностью Саентологии, — в том, что организация находится в состоянии войны. Тот факт, что она находится в состоянии войны, как раз оправдывает постоянную ложь организации и ее активное неприятие любой, даже самой малейшей критики. Когда в Саентологии говорят о нравственной норме, о том, что нужно подчиняться законам страны, в которых ты живешь, когда они говорят, что в это действительно верят и это практикуют, — они лгут.
Джеральд Армстронг, бывший саентолог
Источник
Как общаться с саентологами
Общение с сектантами на работе
Для религии важно, какой образ человека она насаждает. О воззрении на человека, как на «тетана» уже говорилось, однако еще важнее опасная убежденность в том, что «правоверные» и «владеющие истиной» связаны долгом только со своей религией и при опасных обстоятельствах обязаны стоять за организацию и единоверцев.
На это нужно обращать внимание, прежде всего, тогда, когда саентологические идеи и люди, проникнутые этими идеями, действуют в окружении, чуждом саентологии, будучи, например, сотрудницами учреждений или инструкторами по менеджменту и т.п.
Возможная опасность состоит, например, во влиянии на производственную атмосферу в русле идеологии «подавляющей личности», или «антисаентологов», и в реакции на любую форму критики.
Проблемы вызывают и перенесение основ саентологии на сферу производства, подчиненную соответствующему работнику, и завышенная самооценка саентолога, и связанная с ней вероятная заниженная оценка тех сотрудников, которые не имеют отношения к саентологии или даже настроены против нее; таким сотрудникам могут перекрывать перспективы повышения.
А если для саентолога открывается возможность замещать производственные вакансии, то следует ожидать, что он («для блага предприятия») привлечет в сферу своего влияния лиц, придерживающихся той же ориентации.
Существует возможность и для того, чтобы сторонники соответствующих воззрений (скорее всего без огласки) привлекались в систему повышения квалификации.
В связи с саентологией возникают также размышления о том, не может ли лояльность по отношению к своей группе привести к тому, что конфиденциальная информация (особенно в условиях конкуренции) не будет сохраняться с должной сдержанностью, а используется в интересах организации, фирмы или лица, близких к саентологии.
Еще более весомым представляется аргумент, утверждающий, что история саентологии знает значительное количество примеров того, как ее критики подвергаются действиям, причиняющим им ущерб или вред. В любом случае следует принимать во внимание, что при конкретных обстоятельствах значительную роль играют личные особенности того или иного человека: даже в такой организации, как саентология, иногда находятся люди, которые в конечном итоге ставят лояльность по отношению к личному окружению (коллегам, семье и т.п.) выше, нежели долг перед организацией.
(Далее автор рассматривает саентологов в производственных коллективах и организациях как «подрывные элементы» и дает соответствующие рекомендации для руководства, в том числе не оставлять без внимания проступки и нарушения принятого порядка, не пренебрегать просветительской, разъяснительной работой и помнить о том, что семьям сотрудников, подвергающихся преследованию, также грозит давление).
Семь советов тем семьям, которых затронула саентология
Следствием обращения члена семьи к саентологии нередко бывают глубоко заходящие семейные разногласия. Особенно часто это происходит там, где — а это происходит сплошь и рядом — по саентологическим каналам утекают значительные суммы денег и семья или друг занимают в отношении саентологии критическую позицию.
1. Хорошенько запаситесь сведениями. Для близких людей, как и в случае с другими сектами, самое главное — быстро раздобыть основательные сведения о саентологии и ее различных прикрывающих организациях. Этому может поспособствовать и та книга, которую вы сейчас держите в руках.
2. Зафиксируйте весь ход события. Имеет смысл завести что-то вроде дневника, чтобы собирать информационные заметки, газетные вырезки и т.д., а также фиксировать разговоры, встречи и т.п. Это облегчит для вас разговор с консультантом и сделает консультацию более эффективной.
3. Немедленно свяжитесь с компетентным консультантом! Контакт с консультантом следует установить как можно скорее. В начальной фазе своевременная и правильно направленная информация, полученная у специалиста, может еще многое исправить [4]!
4. Поддерживайте контакт с родственником-сектантом. Члены семьи должны уяснить, что в отношении саентологии невозможно хранить нейтралитет. Тот, кто не изъявляет готовности сотрудничать, мгновенно объявляется «врагом», «подавляющей личностью» или, по меньшей мере, «потенциальным источником проблем». В одном из саентологических документов говорится: «Подводя итог, можно сказать о людях, причиняющих беспокойство, что общее направление относительно них — обрывать все нити общения, так как чем дольше они сохраняются, тем больше трудностей у нас возникает. «.
Тем не менее, советуем: не позволяйте ввести себя в заблуждение. Невзирая на «письмо разрыва» поддерживайте связь с близкими людьми: звоните, поздравляйте с днем рождения, пишите письма. При встречах и иных контактах говорите на нейтральные темы, обо всем хорошем и не задерживайтесь на вопросе саентологии. Говорите об общих интересах и увлечениях, о приятных воспоминаниях детства, о семейных делах, музыке и т.п.
5. Не позволяйте на себя давить. Имитировать заинтересованность или доброжелательность не имеет смысла, поэтому не соглашайтесь на игры, в аудитинг, на посещение саентологических центров или что-нибудь в этом роде. Последующее за этим отстранение от общения будет воспринято как особое недоброжелательство.
6. Никогда не давайте денег. Не берите на себя никаких обязательств, не давайте поручительств и проинструктируйте на этот счет всех родных и друзей. При некоторых обстоятельствах весьма полезно проконсультироваться у юриста и/или нотариуса об имущественных правах и праве наследования, поскольку колоссальная потребность саентологов в деньгах может подвигнуть кого-либо из членов секты, на поступки, затрагивающие имущественные интересы тех, кто с саентологией не связан.
7. Займите ясную и твердую позицию. Не скрывайте своего коренного неприятия саентологической организации. Категорически воздерживайтесь от устных договоренностей. При этом яснее выражайте свое принципиальное решение не порывать с родственником, которое никак не зависит от различия во мнениях. Сотрудничайте с организациями родительской инициативы.
Семь предложений для саентологов, которые больше не хотят оставаться таковыми
Создается впечатление, что подчас легче вступить в секту, нежели оттуда выйти, ибо выход вызывает массу осложнений. Выйти из организации саентологов просто, но для этого требуется определенная решимость. Долг семьи, друзей и знакомых — не только по возможности поддерживать такое решение, но признать и оценить его, так как ошибаться легко. Заслуживает уважения тот, кто сам исправляет последствия своего ошибочного решения.
1. Прекратите играть в эти игры! Не следует соглашаться на «обычную форму» выхода (эта «форма» представляет собой бумагу вроде обходного листа, которую подписывают всевозможные функционеры секты), поскольку это означает (дальнейшее) признание правил саентологических игр и давит на психику.
2. Объявите о своем уходе! Лучше всего напишите письмо и отправьте его как заказное с уведомлением о вручении или по факсу. Одна женщина, например. в свое время написала приблизительно следующее:
«N-ской саентологической организации г. N. Многоуважаемые дамы и господа! Этим заявлением я объявляю недействительными любые подписанные мной в вашей организации бумаги, так как я подписывала их, будучи введенной, в заблуждение. Я отказываюсь от какого-либо вида членства в организации. Прошу исключить любые данные, имеющие ко мне отношение, из всех (саентологических) записей в стране и за рубежом. Отказываюсь от всех нежелательных для меня форм общения: писем, телефонных звонков или попыток установить личный контакт. Я сохраняю квитанции за все выплаченные мною суммы и/или храню все присланные мне счета. Подпись».
Внизу припишите названия организаций, в которые вы посылаете копии, например церковных организаций, полиции, местной газеты и т.п., и тотчас отошлите эти копии. Пометка «копии посланы» с указанием мест показывает саентологам, что они имеют дело не с изолированным индивидуумом, а с человеком, получающим квалифицированную правовую поддержку и готовым вынести любые формы давления на него на суд общественности.
3. Требуйте изъятия своих данных! Каждый человек имеет право на информацию о собранных (о нем) данных, об их исправлении или аннулировании. В случае необходимости следует обратиться в учреждение, отвечающее за соблюдение права на информацию [5].
4. Защищайтесь от дальнейших финансовых потерь! Аннулируйте доверенности, защитите свой счет и кредитную карточку, отзовите последние отчисления.
5. Потребуйте возвращения выплаченных вами денег! Ваши деньги, зачастую выплаченные как предоплата, можно потребовать назад с процентами, прежде всего в случае, если они еще не истрачены по правилам, принятым в саентологии [6].
6. Требуйте соответствующей оплаты за проделанную вами работу! Тот, кто расстается с саентологией, может, как правило, потребовать, чтобы, ему оплатили работу, за последние два года, включая налоговые отчисления и социальное страхование. Нужно только своевременно об этом позаботиться, не откладывая дела надолго.
7. Пригласите компетентного консультанта! Если к вашему делу необходимо подключить юрисконсульта. Расходы в определенных обстоятельствах можно будет возложить на саентологов. В России за консультацией можно обратиться по следующим адресам.
Возможен ли диалог с саентологией?
Размышляя о том, как вести себя с саентологами или иными порождениями хаббардизма, необходимо принимать во внимание тот факт, что эта система не рассчитана на подлинный диалог, поскольку, согласно ее идеологии, все «внешние» — это в лучшем случае «предочищенные», которые неспособны постичь истинное положение вещей и действовать адекватно, или даже просто гуманоиды, то есть всего лишь человекообразные существа.
Следует подумать также и о том, что со стороны этой организации никакого истинного стремления к диалогу не наблюдается и что все попытки диалога в лучшем случае служат саентологам для защиты и саморекламы. С отдельным человеком не будут считаться там, где сама организация — это одновременно и средство спасения, и его цель.
Все это нужно иметь в виду при любых попытках ближе познакомиться с явлением саентологии на основе «определенной открытости, а также вхождения в предмет». При определении сущности общения с саентологами встает вопрос не только о «стремлении к знакомству с предметом на основе научных и обоснованных предпосылок» (к сожалению, это требование соблюдается весьма и весьма редко!), но и о требованиях любви к ближнему или к врагу.
Необходимо помнить и о том, какие последствия для души возникают при некритическом и близком общении с саентологическими организациями в их идеологических и организационных формах. Формулировки, имеющие целью втереться в доверие, в которых христианское понятие примирения переводится как «речь идет о том, чтобы «очистить разрыв БРК» с Богом», не свидетельствуют ни о достойном богословии, ни о сущностном понимании саентологии. Степень вреда, причиняемого необдуманными формулировками типа «во всяком случае христиане и саентологи придерживаются единого мнения о том, что необходимо что-то вроде спасения», может оценить, наверное, лишь тот, кто в своем душепопечительском труде неоднократно сталкивался с людьми, которых саентология травмировала, злоупотребив их доверием.
Как же христианам говорить с саентологами?
Говорить можно и нужно с отдельными верующими и сотрудниками саентологии. Разговор должен идти в первую очередь об основополагающих и не исправляемых самим человеком заблуждениях [7]. Христиане должны выдвигать тезис о том, что Бог противопоставлен человеку, и что человек не в состоянии занять Его место.
Ошибки и злоупотребления, как организации, так и ее основателя можно и должно использовать как примеры. Главными темами во время таких встреч, носящих душеспасительный характер, должны стать покаяние и прощение вместо безоглядного стремления властвовать, благодать вместо упоения своей организацией и заповеди Божий вместо хаббардовской «этики», а также библейское свидетельство о том, что падший, ущербный человек был избран Богом по любви, а не предназначен Им для постоянной борьбы за технологию выживания.
Текст приводится по печатному оригиналу из книги «Капкан безграничной свободы». Сборник статей о Саентологии, Дианетике и Л. Р. Хаббарде. Под ред. А. Л. Дворкина. — М., Издательство Братства Святителя Тихона, 1996. — 160 с.
Примечания и ссылки
1. Из книги: Ф.-В. Хаак, Т. Гандоу. Саентология, Дианетика и другие хаббардизмы. Пер. М. Журинской, 1995. (F.-W. Haack, Th. Gandow, «Scientology, Dianetik und andere Hubbardismen». Munchen, 1993). Текст переведен с небольшими сокращениями; краткое содержание опущенных фрагментов передается в угловых скобках.
2. Значение закавыченных слов см. в «Словаре хаббардизмов».
3. F.-W. Haack. Ratschlaege — Jugendreligionen — Bewegungen und Sekten. Was koennen Betroffene und Verantwortliche tun? Munchen, 1983.
4. См. Приложение 2 — «Куда обратиться?»
5. Это положение Всеобщей декларации прав человека, также отраженное в законодательстве Российской Федерации. В случае нарушения этих прав граждане РФ могут обращаться в суд с иском о защите чести и достоинства, а также в Палату по информационным спорам при президенте РФ для привлечения к ответу газет, опубликовавших порочащие граждан сведения.
6. Такие случаи предусмотрены законодательством Германии. В России добиться этого будет гораздо сложнее.
7. Лат. peccata originis понимается и как «изначальное заблуждение», и как «первородный грех».
Источник