- Статьи
- Как справиться с нечистой силой
- Борис Клин
- Навязчивые мысли (обсессии)
- Навязчивые мысли (обсессии): определение, распространенность
- Типы навязчивых мыслей
- Навязчивые мысли: связь с тревожными расстройствами
- Как избавиться от навязчивых мыслей
- Остановка навязчивых мыслей
- Повышение осведомленности
- Изменение моделей мышления
- Совладание со страхами и тревогами
- Медикаментозное лечение
- Тест: навязчивые мысли (обсесии)
Статьи
Как справиться с нечистой силой
Борис Клин
«Снятие порчи», «Изгнание бесов», «Снятие сглаза» — такими объявлениями пестрят и газеты, и интернет. В 99,9% случаев колдуны и маги, изгоняющие бесов, — обычные аферисты, зарабатывающие деньги на доверчивых согражданах. И все же все религии признают существование нечистой силы. Более того, с ней даже можно успешно бороться, не прибегая к услугам гадалок. Откуда взялись бесы, где живут, чем занимаются и, самое главное, как их обезвредить — это «Известия» выясняли у богословов.
Ищите копыта и петушиные лапы
В иудаизме бесов называют мазиким (нечистая сила). Они бесплотны, но обладают способностью принимать человеческий облик. Однако их все же можно распознать — по копытам на ногах. Правда, есть бесы, предпочитающие петушиные лапы. Отсюда — сказки про избушки на курьих ножках. Бесы, конечно, свои копыта и лапки скрывают, но их можно довольно легко обнаружить.
По словам руководителя департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Боруха Горина, в иудейской традиции есть такой рецепт: нужно взять кошачий послед и сжечь его, а пепел рассыпать возле кровати. Если утром обнаружатся следы петушиных лап — стало быть, бес был рядом.
Бесы бывают женского и мужского пола, а «руководит» ими падший ангел Асмодей. Наиболее злокозненным бесом считается Лилит — властительница ночи. По одной версии она выглядит как длинноволосая женщина, по другой — как птица, похожая на сову. Лилит, как рассказал Борух Горин, очень сильный бес:
— Она сумела околдовать самого царя Соломона, хотя он мог заклинать демонов. Считается, что если мужчина прелюбодействует, то это работа Лилит. По мнению наших мудрецов, на Лилит лежит миссия убивать детей, зачатых во грехе. Да и не только во грехе — ранние смерти детей считаются результатом ее деятельности. А если ребенок смеется в ночь субботы, считается, что Лилит с ним играет.
За болезни отвечает бес Агран. Она летает в сопровождении свиты демонов. Демон по имени Хабала оплетает человека как виноградная лоза, и человек впадает в пьянство. Среди бесов отличают шедим — чертиков и сеерим — косматых дьяволов, пляшущих на глазах у Азазело, считающегося главой сеерим. Азазело обладает козлообразной внешностью.
Есть бесы, которые вселяются в человека, — диббуки. И тогда человек не владеет собой, кричит не своим голосом. Словом, начинает бесноваться.
Относительно природы возникновения демонов есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что их произвел колдовством Асмодей. Согласно другому — жизнь демонам дали Адам и Ева.
Если верить Боруху Горину, число бесов постоянно растет.
— Бесы вечны, они не умирают, их количество постоянно увеличивается, — объясняет Горин. — Новые бесы появляются от рукоблудия, поэтому число демонов назвать невозможно, их мириады.
Разумеется, существуют и способы оградить себя от демонов. Для защиты жилища иудеи прикрепляют к косякам дверей мезузу — капсулу со словами молитвы, написанными на пергаменте. А рядом с кроватью рекомендуется ставить чашу с водой, чтобы утром, проснувшись и еще не встав с постели, омыть кончики пальцев от ночной нечисти. Кстати, иудей должен помыть руки и уходя с кладбища, поскольку там тоже обитают бесы. Есть специальные обереги от Лилит для младенцев.
Экзорцизм (религиозная практика ритуального изгнания дьявола) характерен не для всех направлений иудаизма. Борух Горин пояснил, что хасиды уже давно не заклинают демонов, поскольку считают, что двести лет назад раввин Бал Шем Тов изгнал их с лица земли. А вот сефарды заклинают. Горин отметил, что взгляд на бесов в иудаизме отличается от представлений других монотеистических религий:
— В иудаизме демоны не борются со Всевышним, они лишь выступают слепым орудием его гнева.
По словам Горина, обращения в синагогу людей, считающих себя одержимыми бесами, случаются, но, как правило, это связано с психофизическими заболеваниями, и им нужен не столько раввин, сколько врач. «Мне лично бесноватых видеть не приходилось», — сказал он.
В монастыре игумен поздно вечером проверяет, чем занимаются монахи. Заходит в одну келью и видит, что монах в ложке на свече жарит куриное яйцо. Делать этого нельзя — в монастырях едят в трапезной в определенные часы. Игумен спрашивает: «Ты что делаешь?» Монах: «Ой, прости, отец игумен, бес попутал». В это время из угла раздается голос: «Ничего подобного. Я сам у него учусь».
Этот популярный в православной среде анекдот рассказал «Известиям» профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов.
Православные также признают наличие бесов. Но считается, что они изначально были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу, став злобными существами. Сами бесы невидимы, как инфракрасные лучи:
— В ХIХ веке было такое определение — эфирные тела, — говорит профессор Осипов. — Бес может вселиться в человека, но только Божьим попущением. Причем совсем необязательно, что вселение беса как-то плохо свидетельствует о человеке.
Профессор Осипов выступает против экзорцизма, в православной традиции называемого отчиткой или отчитыванием.
Молитвы об изгнании бесов возникли еще в IV веке, а соответствующий чин (порядок богослужения) составлен был митрополитом Киевским Петром Могилой в XVII веке на основе католических источников.
Но, как говорит Осипов, Русской православной церковью этот чин никогда не использовался. И распространение отчитки в некоторых храмах Алексея Осипова очень беспокоит. Экзорцизм он считает видом прелести — высокого самомнения, невидения своего духовного убожества теми священниками, которые этим занимаются.
— Изгнание бесов — это чудо, его совершал сам Спаситель, апостолы, святые люди, получившие Дары Духа Святого. Сейчас им занимаются отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.
«Я сам его отчитаю!»
Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника) превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больных. Так считает профессор Осипов.
— А если благословение получено?
— Как вы себе представляете получение такого благословения?! Приходит священник к епископу и говорит: «Благословите, владыко, я буду чудеса творить. » Благословение на отчитку духовник никогда не даст по своей инициативе. То есть не епископ призывает священнослужителя к этому, а сам священнослужитель просит. И это свидетельствует о болезненном духовном состоянии просящего.
— Но такие благословения даются?
— Я о таких случаях ничего не знаю. Я слышал, что святейший патриарх как-то сказал, что того, кто будет заниматься отчитками, он «сам отчитает».
По словам Алексея Осипова, даже преподобный Сергий Радонежский, когда к нему привели бесноватого, не проводил отчитки, а собрал монахов на коллективную молитву, и они молились об исцелении больного.
Профессор Осипов обращает внимание на еще одно важное обстоятельство: Христос и святые изгоняли бесов только из тех, на кого указывал Господь, а отнюдь не в массовом порядке, как это пытаются делать сегодня, собирая огромное число людей в храмы на отчитку. Осипов считает, что людям, думающим, что они одержимы бесом, прежде всего следует обращаться к врачам и поменьше забивать себе голову историями о порче и колдовстве. Но если бес действительно вселился, то идти надо не на отчитку, а продолжать вести христианскую жизнь.
Официальная позиция Московского патриархата не столь однозначна, как точка зрения профессора Осипова. Как сказал заведующий службой коммуникаций священник Михаил Прокопенко, среди пастырей Церкви единого мнения относительно чина отчитки нет. Отец Михаил отметил, что, к сожалению, многие люди видят в чине отчитки некий магический ритуал, который позволяет избавиться от действительной или мнимой бесовской одержимости, не обращаясь к полноценной церковной жизни. Он также сообщил, что верующий может уточнить в епархиальном управлении, осведомлен ли архиерей о том, что тот или иной священник практикует чин отчитки, и есть ли у него благословение на это.
«Хоттабыч — джинн верующий»
Согласно исламскому учению, Аллах создал ангелов, людей и джиннов. Джинны были созданы из огня. Как рассказывает заведующий отделом науки Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин, джинны полагали, что должны быть по своему положению выше людей. В итоге джинны разделились на верующих и неверующих. Неверующие — это бесы во главе с дьяволом Иблисом, падшим ангелом, вступившим в борьбу с Всевышним. Джинны могут принимать человеческий облик и будут существовать до конца света. Неверующие джинны пытаются всячески совратить правоверных, отвлечь их от молитвы, заставить забыть свои обязанности перед Всевышним. Они влияют на души. Старика Хоттабыча и джинна из сказки «Волшебная лампа Аладдина», по мнению шейха Фарида, можно отнести к джиннам верующим. Зла за ними не числится.
Живут злые духи в руинах, пустынных местах и в банях, где люди смывают свои грехи. Но они могут вселяться и в человека. Для борьбы с ними, говорит шейх Фарид Асадуллин, мусульманин может прочитать азан — это призыв к молитве.
Звуки азана заставляют сатану покидать верующего. Также исламские богословы рекомендуют мусульманам, испытывающим дискомфорт, считающим, что в них вселился злой дух, читать аят Аль-Курси и суру Аннас.
Есть у мусульман и свои обереги — рукья. Это кожаные мешочки с текстами сур и аятов.
Сеанс исцеления. Быстро. Недорого
Касаясь вопроса о всевозможных бабках-знахарках, снимающих порчу, отец Михаил Прокопенко заявил, что посещение таких людей вообще к православной вере не имеет никакого отношения.
— Какие бы иконы такие люди вокруг себя ни вешали, что бы ни говорили, православному христианину там делать нечего. Это не православие, это какие-то квазинародные оккультные верования. Мне один раз попался на глаза такой «справочник» по снятию порчи, где были перемешаны молитвы с какой-то ахинеей и заклинаниями, — говорит отец Михаил. — Да и какая порча может быть у православного человека, живущего христианской жизнью?! В любом случае ходить к колдунам для православного человека немыслимо! Этому бесы только радуются. Если человек болен, ему следует обращаться к врачам и вести нормальную церковную жизнь.
Диакон Андрей Кураев заявил «Известиям», что его отношение к экзорцизму настороженное:
— В самом чине отчитки ничего плохого нет. Но смущает мода на это. Появилось огромное количество гастролеров, разъезжающих по стране. Они даже афиши развешивают: «Приходите к нам на молебен — получите полное исцеление». Устраивают спектакли. Есть даже один архимандрит, выпускник театрального вуза, такие спектакли устраивает.
Что касается всевозможных сглазов, порчи и ее снятия, то Андрей Кураев считает, что насланные болезни, сглазы и порчи пришли не из церковного языка, а из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок. «Такие истории и ведут к распространению магических ритуалов, — считает диакон Андрей Кураев, — и приводят к подмене почитания настоящих святынь «святыньками».
Оригинал статьи находится на сайте Известия Науки
Источник
Навязчивые мысли (обсессии)
Навязчивые мысли (обсессии): определение, распространенность
Обсессии – это медицинское название нежелательных, непроизвольных мыслей, образов или идей, которые могут стать навязчивыми, расстраивают или тревожат человека; их трудно контролировать или избавиться от них.
Навязчивые мысли часто имеют характер сверхценности.
Если такие мысли связаны с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), депрессией, дисморфическим расстройством, они могут носить постоянный характер. Навязчивые мысли также могут быть связаны с фиксацией и памятью на некоторые события жизни, с нежелательными тревогами или воспоминаниями, посттравматическом стрессовым расстройством, другими тревожными расстройствами, расстройствами пищевого поведения или психозами.
Хотя многие люди имеют негативные или нежелательные мысли того же типа, что и люди с обсессиями, первые из них могут произвольно отбросить их. В норме навязчивые мысли – это «мимолетное раздражение».
Если навязчивые мысли являются проявлением обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), людям сложно их игнорировать, могут уделять им чрезмерное внимание, в результате чего обсессии становятся более частыми и повышают беспокойство. Попытки подавить навязчивые мысли часто приводят к их большей стойкости и интенсификации. В отличие от обычных навязчивых мыслей, с которыми сталкиваются многие люди, навязчивые мысли, связанные с ОКР, могут провоцировать рост тревожности.
Более 85% клинической выборки пациентов с ОКР имеют навязчивые мысли.
Большинство людей, страдающих от навязчивых мыслей, не считают, что у них обсессивно-компульсивное расстройство, поскольку не находят у себя классических симптомов ОКР, таких как, например, мытье рук. Тем не менее, эпидемиологические исследования показывают, что навязчивые мысли являются наиболее распространенным видом ОКР во всем мире.
Навязчивые мысли могут возникнуть в результате определенного события, например травмы, насилия, в том числе сексуального (но не только). У обсессий может быть несколько причин.
Навязчивые мысли появляются как у взрослых, так и у детей, и во всех демографических группах. Люди среднего возраста, поскольку им приходится бороться одновременно со стрессорами среды, а также возрастными кризисами, оказываются более подвержены навязчивым мыслям, как в сопровождении других тревожных расстройств, депрессии, так и без них.
Типы навязчивых мыслей
Любая повторяющаяся тревожная мысль может стать навязчивой. Однако исследователи разделили навязчивые мысли на несколько основных подтипов:
- Мысли о насилии: обсессии, связанные с причинением вреда себе или другим.
- Мысли об отношениях: обсессии, связанные с сомнениями, страхами или совместимостью в (интимных) отношениях, мысли о другом человеке и отношениях с ним в целом.
- Религиозные мысли: обсессии, связанные с моралью, этикой и потенциальным богохульством в религиозном контексте.
- Сексуальные мысли: обсессии, связанные с сексуальной ориентацией или девиантным сексуальным поведением.
- Мысли о заражении: обсессии о заражении микробами, вирусами или болезнями.
- Мысли об ответственности: обсессии о том, влияют ли напрямую определенные действия или бездействие на других и провоцируют ли они какие-либо риски.
- Другие обсессии.
Некоторые из этих обсессий могут начаться как легкое беспокойство. Однако со временем превращаются в тягостные попытки преодолеть их.
Навязчивые мысли: связь с тревожными расстройствами
Существует несколько типов тревожных расстройств, которые проявляются навязчивыми мыслями:
- Наиболее часто навязчивые мысли являются проявлением обсессивно-компульсивного расстройства, при котором обсессии могут иметь форму нежелательных мыслей, образов или импульсов. Они появляются регулярно и чтобы подавить, нейтрализовать или контролировать навязчивые идеи, люди используют навязчивые действия (компульсии).
- Генерализованное тревожное расстройство: чрезмерное беспокойство и тревога в различных ситуациях. Навязчивые мысли могут относиться ко многим сферам жизнедеятельности, включая отношения в семье, профессиональную сферу, здоровье, окружающую среду и т. д.
- Паническое расстройство: периодические панические атаки, страх и навязчивые мысли о том, когда произойдет следующая паническая атака.
- Социальное тревожное расстройство (социофобия): навязчивые мысли связаны с восприятием и суждением других о человеке с обсессиями.
- Специфическая фобия: переживание беспокойства, сосредоточенного перед определенной ситуацией, объектом или вещью. Навязчивые мысли связаны с безопасностью и предполагаемой угрозой ее нарушения.
- Тревожное расстройство разлуки: переживание беспокойства в связи с потерей близких отношений с значимым человеком. Навязчивые мысли связаны с потерей другого человека.
- Агорафобия: переживание сильного страха оказаться в определенных местах или условиях, например, в закрытых помещениях или в больших скоплениях людей. Навязчивые мысли связаны с безопасностью и благополучием, а также со страхом попасть в ловушку или получить физический вред.
Кроме того, навязчивые мысли могут сочетаться с другими психическими расстройствами, такими как депрессия; послеродовая депрессия; расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ; расстройства пищевого поведения. В этом случае навязчивые мысли отчасти санкционируют поведение, связанное с психическим расстройством. Таким образом, человек остается в неизменном цикле когнитивных искажений и пагубного поведения.
Как избавиться от навязчивых мыслей
Остановка навязчивых мыслей
Большинство исследований подтверждает, что попытки остановить негативные мысли не приносят ожидаемого результата, скорее наоборот, усиливают обсессии. Поэтому следует сосредоточиться на переосмыслении своих навязчивых мыслей, изменении когнитивных стратегий, снижении тревожности.
Повышение осведомленности
Мысли и поведение возникают вовсе не случайно. Они являются результатом глубоко укоренившихся паттернов мышления или триггеров, которые могут быть как осознанными, так и нет. Осознание этих триггеров помогает людям лучше управлять своими реакциями. Общие триггеры включают:
- Стресс
- Размышления о событии, которое произошло в прошлом
- Значительные жизненные перемены (окончание учебного заведения, замужество, рождение ребенка)
- Получение плохих новостей (потеря работы, смерть близкого человека)
- Внезапные и неожиданные изменения
Изменение моделей мышления
Большинство навязчивых мыслей коренится в ошибочных моделях мышления. Хотя мысли и могут казаться реалистичными и обоснованными, все мысли всегда субъективны и, соответственно, умозаключения тоже. Наиболее эффективной в их коррекции оказалась когнитивно-поведенческая психотерапия.
Совладание со страхами и тревогами
За каждой навязчивой мыслью скрывается сильный страх. Страхи различаются, но они часто основываются на чувстве потери, покинутости или общей небезопасности. Эти страхи не всегда полностью иррациональны. Часто за ними скрывается некая доля правды, которую человек преувеличивает так, что страх и тревога становятся единственной для него реальностью, требуя полного сосредоточения на угрозе.
Стоит отметить, что страх необходим всем людям как важный компонент выживания; это то, что вынуждает людей быть бдительными и активными в окружающей их среде. Поэтому цель не в том, чтобы уменьшить страх, а в том, чтобы привыкнуть к нему, образно говоря «натренировать мышцу страха». Наиболее успешно с этой задачей справляется экспозиционная психотерапия (предотвращение воздействия и реакции). Обратите внимание, что применяться она должна строго под контролем профессионального психотерапевта или медицинского психолога во избежание непредвиденных негативных эффектов. Считается, что это наиболее эффективный способ уменьшить частоту и интенсивность навязчивых мыслей.
Дополнительно могут применяться психотерапия осознанности и принятия, десенсибилизация, релаксационные методы по рекомендации психотерапевта или медицинского психолога, другие методы.
При этом индивидуальная психотерапия часто направлена на:
- создание благоприятного пространства для переработки психологических травм, жизненных трудностей и стрессоров,
- стабилизацию эмоционального фона, выработку адекватных здоровых эмоциональных реакций,
- выявление индивидуальных триггеров навязчивых мыслей,
- изменение реакций на другие источники стресса (отношения, работа, проблемы с самооценкой, депрессия, тревожные расстройства), которые могут способствовать дезадаптивному мышлению,
- развитие и внедрение более здоровых навыков преодоления трудностей,
- повышение самооценки и построение рабочей модели удержания ее на здоровом уровне;
- изменение и практику нового образа мышления,
- обеспечение благоприятного пространства для переработки прошлых травм
- в более сложных случаях психотерапия будет направлена на лечение других сопутствующих психических расстройств (тревожного расстройства, депрессии, пищевого расстройства, ПТСР и др.).
Методы психотерапии подбираются индивидуально в каждом конкретном случае, учитывая симптоматику, сопутствующие расстройства, индивидуальные особенности человека с обсессиями и рекомендуются на первой психотерапевтической консультации.
Медикаментозное лечение
Фармакологическое лечение может временно снизить симптоматику, однако для достижения долгосрочной ремиссии должна применяться немедикаментозная психотерапия или совокупность этих подходов. Психотерапевт может назначить антидепрессанты, анксиолитики, нейролептики, антипсихотические или другие препараты в зависимости от каждого конкретного случая. Самолечение недопустимо, равно как и назначение лекарств другими специалистами (даже с медицинским образованием) во избежание неучтенных негативных побочных эффектов и усугубления расстройства здоровья.
Тест: навязчивые мысли (обсесии)
Предназначен для того, чтобы оценить являются ли ваши навязчивые мысли обсессиями.
Для начала теста пройдите по ссылке «Тест: Навязчивые мысли (обсессии)»
Не заменяет профессиональную дифференциальную диагностику расстройства психотерапевтом. Служит ознакомительным целям.
Авторы:
Врач высшей категории, психотерапевт, сексолог Виткин М. М.;
К.п.н., психолог, сексолог-консультант Бальций Н. М.
Источник