Как избавится от сектанта

Как противостоять сектантам?

Если на улице к вам подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или предложить горящую путевку в Турцию, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары по изучению Библии. Соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.

Какими нечистыми методами пользуются представители деструктивных сект для вовлечения в свои сети новых членов, рассказал катехизатор Воскресенского собора г. Усть-Каменогорска (Казахстан) Виталий Александрович Явкин.

— Если хочешь стать богатым человеком, нужно основать собственную церковь. Это слова основателя одной из деструктивных сект. Согласны ли Вы с этим утверждением?

— Целиком и полностью согласен. Так как большинство сект — это коммерческие предприятия, нацеленные на получение максимальной прибыли всеми возможными способами. А вербовать доверчивых людей, играя на их лучших чувствах, сейчас проще простого: в обществе царит атмосфера отчуждения. Чем заполнить духовный вакуум? Псевдобеседами о Боге. В извращенной трактовке, разумеется, которая выгодна верхушке этой секты.

Любую секту иначе еще можно назвать деструктивным культом или культовым новообразованием. Эта организация обращается к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование. Эта «вывеска» и привлекает новичков.

На самом же деле большинство сект преследует самые меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением «учителю», принципом утаивания главных задач. Правду знает лишь узкий круг, приближенный к руководству.

— Почему даже далеко не глупые люди зачастую начинают верить в идеи, которые пропагандируют секты? Часто можно услышать о волшебных исцелениях на собраниях, которые проводят проповедники. Хромые начинают ходить, слепые прозревают…

— У каждого человека в определенный период бывают сложные жизненные ситуации. В состоянии психологического стресса многие люди не способны критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, чем пользуются адепты деструктивной организации, и заполняют тот вакуум, который образовался у человека.

Истории людей, попавших в деструктивные секты — это всегда истории горя и печали, борьбы семьи с неизвестным врагом, которая не всегда заканчивается возвращением заблудшего родственника. За короткое время из человека выбивают все, что было «до», и заполняют его, как пустой сосуд, новым содержимым. Сознание человека полностью меняется под воздействием психологических манипуляций. Сектантская зависимость имеет те же черты, признаки и проявления, что и любая другая зависимость — алкогольная или наркотическая.

Опасность сектантства заключается в том, что секта полностью отсекает человека от реальной жизни. Он концентрируется только на религиозном культе. Человек может безразлично относиться к родным и близким, теряет интерес к работе, учебе, семье и повседневной жизни. Таким образом, секта делает людей социально бесполезными, а порой даже социально опасными.

Что касается второй части вопроса, то на собрания приходят с головной болью, а уходят вприпрыжку. Хромые отбрасывают костыли, глухие обретают слух… Пастор помолился, возложил руки, и человек, который страдал ревматизмом, заявляет, что у него не болит ни один сустав. Список этих сказок можно продолжать бесконечно… Но я задаюсь вопросом: если эти пасторы имеют такой дар, почему они не идут в больницы? Если они поднимут на ноги хоть одного умирающего, в их церковь выстроится очередь. Люди сами будут идти за исцелением. За ними не нужно будет ходить по улицам и уговаривать их остановиться на пять минут для духовной беседы.

— Давайте перейдем к самому главному. Какие методы используют сектанты при вербовке в свои общины?

— Варианты привлечения поражают своим количеством и фантазией. Основные из них — это «Атака любовью», когда искусственно создается атмосфера всеобщей любви и заботы. Затем следует «Спасение», когда человеку объясняют, что только в их объединении он найдет спасение от различных катаклизмов и проблем. Следующий метод — это «Исключительность». Нового члена данного культа начинают считать избранным, не таким, как другие. Также используются различные способы манипуляции сознанием.

Читайте также по теме:

  • Как помочь человеку, попавшему в секту — Православная беседа
  • Святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках и иноверцах — Миссионерско-аполгетический проект «К Истине»
  • Веру не рассказывают, а показывают (Взаимоотношения с инославными и сектантами) — иерей Александр Ильяшенко
  • О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма «образованных» людей. Слово «образованных» привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) — Олег Заев
  • О ересях — Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого на Неделю Торжества Православия
  • О сектантах — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • Президент Владимир Путин предложил усилить контроль за тоталитарными сектами — Президент РФ
  • Возможно, нас ожидают большие трудности — профессор Александр Дворкин
  • Гуруистические (младостарческие) группы в Церкви — протоиерей Александр Новопашин
  • Методы и приемы гуруизма и псевдостарчества и их последствия для личности — Центр свщмч. Иринея Лионского
  • Противостояние сектам — это одно из дел любви Церкви к человеку — профессор Александр Дворкин
  • Секты в истории и современности — профессор Александр Дворкин
  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин

Я принес с собой материалы для внутреннего пользования верхушек сект. Эта литература не должна была выйти за пределы сектантских общин. Какими путями эти брошюры попали ко мне, позвольте умолчать. Однако их содержанием я с удовольствием поделюсь.

Вот, например, «Инструкция для проповеди по телефону» одной из сект. Мало того, что раньше представители сект приставали к нам на улицах, теперь они ведут обработку еще и по телефону. Причем они делают это настойчиво и по несколько раз. В этой памятке написаны четкие и конкретные указания, которым должны следовать представители сект с будущими новыми членами, которых они хотят завербовать.

«Расслабьтесь, будьте терпеливы, любезны, говорите медленно и дружелюбно и достаточно громко. Улыбайтесь и жестикулируйте, представляя, что собеседник вас видит. Избегайте ненужных пауз. Слушайте собеседника внимательно и благодарите за то, что он поделился своим мнением. Если вам задали вопрос, повторите его вслух, чтобы напарник помог вам немедленно найти ответ на него в Библии или других книгах».

— Но ведь любой здравомыслящий человек, услышав призыв поговорить о Боге по телефону, тут же положит трубку…

— На этот счет в «Инструкции для проповеди по телефону» есть еще один интересный пункт. «Если включен автоответчик, или человек не хочет говорить, нужно спросить, когда ему можно будет перезвонить, уточнить удобное время, в которое можно будет продолжить беседу». Главный девиз сектантов: Не сдаваться!

В этой же памятке есть образчик карточки, которая заполняется на каждого, кто поддержал такую беседу о Боге и смысле жизни по телефону. В карточке указаны ФИО, телефон, домашний адрес. Кроме этого есть и пункт о проведении денежного сбора с этого человека. Не хотите вы говорить с сектантом сегодня, возможно, завтра захочет поддержать беседу ваш муж, мама или ребенок. Сектанту все равно, кого заманить и обокрасть. Сбор данных ведется постоянно. У сектантов есть картотеки целых районов.

Достаточно заинтересовать хотя бы одну словоохотливую старушку, которая даст полный расклад на всю семью, подъезд, дом и т.д. Таким образом, звоня в ту или иную квартиру, сектанты уже знают, где живет больной ребенок или пьющий муж. И, соответственно, знают, какие темы поднимать, и на какие места давить в первую очередь.

Еще один интересный материал — это Священное Писание, уже переделанное сектантами на свой лад. Настоящее христианское Евангелие трактуется так, как удобно данной конкретной общине. Все неудобные места заменены на удобные. В конце этого издания есть то, чего нет ни в одной священной книге. Это темы для библейских разговоров. Это так называемый сценарий разговора. В православном храме батюшка обычно отвечает на любой вопрос прихожан, поможет им добраться до истины. Здесь же разговоры ведутся только на узкие темы. Неважно, о чем спрашивает человек, важно не отступить от сценария, затуманить мозг человека. Темы для бесед такие: Ад, Армагеддон, Грех, Выкуп за душу. Людей просто запугивают по определенной схеме.

Читайте также:  Папилломы половых органов как избавиться

Также я принес красочный детский журнал, который распространяют в нашем городе представители деструктивных сект. Для этих людей закон просто не писан. Ведь никто не имеет права снабжать вашего ребенка какой-либо религиозной литературой без присутствия рядом родителей. Это четко прописано в законе о религии нашей страны. Если следовать ему, то сначала сектанты должны были спросить у родителей разрешение на то, чтобы ознакомить ребенка с содержанием этого журнала. Подсовывать же религиозную литературу потихоньку запрещено.

«Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы», — это цитата из закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях РК». Где гарантия, что данная организация прошла экспертизу, а не распространяет литературу незаконно?

— Есть ли способы защиты от сектантов?

— Конечно. И их все знают, но, увы, не все применяют. Первое, что заставит сектанта обратиться в бегство, это включенная камера сотового телефона. Вы говорите сектанту, что согласны выслушать все, что он скажет, но при условии, что запишете ваш разговор на видео и передадите его далее в правоохранительные органы. Сектанта это сразу напугает, потому что по закону он может вести свои ознакомительные беседы на Божественные темы только на той территории, где зарегистрирован его «молитвенный дом», либо только в том доме, куда его пригласили сами хозяева. Приставать к вам на улице он не имеет права. Это наказывается законом. И грозит очень большим штрафом.

Сектанты это знают. И потому никогда не начинают своих разговоров напрямую. Сначала они спрашивают о том, что волнует людей в первую очередь. Молодых мам о том, что сложнее воспитать ребенка или прокормить, людей среднего возраста о колебании курса доллара, пенсионеров о жизни после смерти. Далее же беседа, так или иначе, перейдет к теме Бога… Вроде бы, все шито-крыто: беседа началась с нейтральной темы. Но конец будет один и тот же. Человека пригласят в общину, либо напросятся к нему в гости для ознакомления с литературой…

На моей практике был случай, произошедший в нашем городе, когда 70-летний мужчина, член одной из сект, выкупил себе молодую 25-летнюю жену из числа прихожанок этой общины. То есть он положил в кассу секты большой денежный дар, который сломал жизнь другого человека. Вот, пожалуйста, пример того, что сектанты не только лишают людей имущества и материальных ценностей, но еще и калечат судьбы.

Не нужно проходить мимо сектантов с безразличием. С ними нужно бороться. «Закон о религии» в нашей стране работает, и Воскресенский собор в моем лице находится в тесном контакте с правоохранительными органами. Если же нам начнут помогать еще и сами горожане, то благое дело борьбы пойдет гораздо быстрее.

— Какие действия необходимо предпринимать, если есть подозрение, что кто-то из твоего близкого окружения стал жертвой деструктивной секты?

— Сначала нужно выяснить, на самом ли деле человек подвергся влиянию деструктивной секты, или он просто находится в состоянии эмоционального стресса. Длительную работу с пострадавшим должны вести специалисты, которые определят дальнейшую схему действий, так как каждый конкретный случай уникален и требует отдельного изучения.

— Как вывести человека из секты?

— Это очень большая проблема. Человек уходит туда добровольно и покидать новообретенную «семью» он не намерен, потому что счастлив в ней. «Семья» в свою очередь яростно борется за каждого члена, если родственники пытаются спасти его.

В США, например, выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какой коварный обманщик его «учитель», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их.

Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия сообщают попавшему в лапы сектантов всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту, или нет. Казахстан — не Америка. Но в любом случае без помощи специалиста не обойтись.

— Ваши пожелания семейчанам?

— Они все те же. Читать книги, учиться, быть гармонично развитой личностью. И знать законы РК. Если вы познакомитесь законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях в РК», то дадите отпор любому сектанту, который донесет о ваших действиях «верхушке» своей общины. Будьте уверены, это заставит сектантов задуматься и в следующий раз уже обойти ваш район стороной.

Источник

Нехимические зависимости. Секты. Технологии психологического воздействия в сектах

Еще Ф.Ницше, как упоминалось, описал разные виды «опьянения», каждое из которых, по определению, способно привести к формированию зависимости: «. прежде всего опьянение полового возбуждения, эта древнейшая и изначальнейшая форма опьянения. Равным образом опьянение, являющееся следствием всех сильных вожделений, всех сильных аффектов; опьянения празднества, состязания, бравурной пьесы, победы, всех крайних возбуждений; опьянение жестокости, опьянение разрушения, опьянения. (от — автор). метеорологических средств, например весеннее опьянение; наконец, опьянение воли, опьянение перегруженной и вздувшейся воли».

По возможности кратко опишем далее некоторые из известных форм нехимической зависимости.

Деструктивные культы (секты). Секта (культ) — группа лиц, которой свойственны:

  • особый ритуал поклонения Богу или человеку;
  • изоляция от окружающей «злой» культуры;
  • наличие харизматического лидера.
Близкий человек пострадал от секты? Обратитесь к нам, мы поможем вернуть его к полноценной жизни!

В отличие от секты ересь есть лишь ответвление официальной религии (Д.Майерс, 1997). Секты существовали и ранее — когда-то и христиане могли считаться сектантами. ХХ в. знаменателен помимо прочего тем, что появилось множество неокультов (как знать, не вываривается ли в этом котле какая-нибудь религия будущего?). Так, в Бразилии насчитывают до 4100 сект, в США — 3000 сект и около 15 млн адептов (приверженцев веры). В России, как предполагают, существует порядка 6000 деструктивных религиозных организаций и около 300 сект, в деятельность которых в разной степени вовлечено от 3 до 5 млн человек. Мировым центром сектантства являются США, столица сект в России — Москва.

Мы не станем описывать здесь особенности отдельных сект — в этом нет ни возможности, ни тем более необходимости. Остановимся в основном на технологиях психологического воздействия, используемых в разных сектах для «обработки» ее участников, формирования зависимого поведения и других возможных последствий пребывания в сектах. Эти методы многообразны, отчасти известны с древнейших времен, а во многом основаны на современных достижениях индивидуальной и социальной психологии. В отличие от традиционных конфессий и прочих социальных групп, где такие методы (пусть и не все) также применяются, секты используют их в первую очередь с антисоциальными целями (исключительно в интересах узкой группы лиц и в ущерб всем остальным). Вот эти методы.

1. Распространение сектантской литературы, где в краткой, доступной и привлекательной форме излагаются некоторые стороны пропагандируемого вероучения. Главное, суть учения остается большей частью за кадром — человеку показывают «наживку», но не крючок. Литература для посторонних раздается бесплатно. Эта невинная, но коварная уловка, использующая правило взаимного обмена: принесенное в дар невольно рождает чувство ответной благодарности. Кришнаиты в США, взяв на вооружение этот прием, собирали огромные пожертвования от людей, которым перед тем «дарили» цветок.

Американцы, раскусив в конце концов эту данайскую хитрость, стали обходить кришнаитов стороной, опасаясь встречаться с ними лицом к лицу, так как стереотип общения срабатывал помимо воли. Принявшие в дар книжку, скорее всего, не откажутся хотя бы поговорить с миссионером, а может быть, и заглянуть на приветливый «огонек» секты. Другой способ — гигантские тиражи литературы, так или иначе связанной с сектами. Здесь успешно работает иллюзия соответствия статуса и размеров — лучше то, чего больше. Чем больше выбрасывается на прилавки магазинов и бесчисленных книжных развалов сектантской литературы, чем выше ее удельный вес в общей массе книг, тем быстрее люди к этому привыкают и все возрастающую ценность издания сект получают в их глазах. Вербовщики, часто специально обученные, владеют и другими приемами влияния. Это эффект первого впечатления — склонность придавать наибольшее значение своему первому впечатлению о человеке.

Читайте также:  Как избавиться от крема корега

Бывает так, что последующее осознанное отношение к нему отбрасывается как неверное, случайное. Именно поэтому вербовщики выглядят как вполне благополучные, радостные люди, излучающие бодрость, здоровье, уверенность. Применяется знание эффекта Барнума. «. Каждую минуту на свет рождается простофиля», — утверждал Барнум, основатель знаменитого цирка. Именем Барнума названа склонность людей принимать «за чистую монету» благожелательные оценки своей личности, особенно если они преподносятся «под научным, магическим или ритуальным соусом» (Ж.Годфруа, 1992). Действенность указанного эффекта более чем очевидна — астрологическая характерология прочно утвердилась поэтому в массовом сознании. Важную роль играют лесть, похвалы, комплименты.

Это весьма располагает к себе людей, которым желаемое свойственно принимать за действительное, — эффект Хоторна или инграциация. У вербовщиков обычно ловко подвешен язык. Они знают, что красноречие — это косвенный способ убеждения. Доводы красноречия, заметил кто-то, куда сильнее доводов ума. К вербовке стараются привлекать людей с хорошей фактурой — высоких, стройных, видных, выделяющихся своей наружностью. В данном случае «работает» стереотип физической привлекательности — склонность наделять социально желаемыми чертами физически привлекательных людей: что красиво, то и хорошо. Обольстительные женщины, дразнящие доступностью и искусно возбуждающие сексуальность мужчин с интимными проблемами, бывают порой просто незаменимы. Есть секты, где хорошенькие девушки вступают в половую связь с потенциальными адептами.

2. Упомянутые методы влияния используются и в дальнейшем на всем первом этапе вовлечения в секту — обольщении. Это необходимо для того, чтобы создать ее положительный имидж и прочную установку на ее принятие. Далее человек неосознанно будет действовать в соответствии с теорией вознаграждения привлекательности — оценивать поведение сектантов с позиции выгоды последнего для себя и находить различные оправдания такой позиции вопреки фактам.

3. Бомбардировка любовью — демонстрация сектантами трогательного внимания, заботы, нежности, милосердия, готовности помочь и решить все проблемы, с которыми человек не справлялся самостоятельно ранее. Это эффективный психотерапевтический прием, особенно успешный в силу контраста происходящего «спектакля любви» и того, что было «в миру» (равнодушие, черствость, отторжение, жестокость, обвинения и др.).

В итоге возникает и укрепляется ощущение безопасности, исчезают опасения, тревога, страхи, растет самооценка, уверенность в себе, рассеивается чувство одиночества. Очень важно, что все это происходит быстро, иногда после 1–2 посещений секты, как важно и то, что никаких собственных усилий для этого не требуется, — это еще один «счастливый подарок», вводящий в игру правило взаимного обмена. Сектанты из жупела вскоре превращаются в милых, добрых и сердечных людей. В этом превращении есть что-то детское: «любовь» сектантов — это в сущности имитация материнской любви, когда мать любит свое дитя только потому, что оно есть, и любит тем сильнее, чем больше ребенок страдает.

4. Устрашение. Сайентологи (последователи автора «Дианетики» Хаббарда), например, с этой целью «запускают» для обследования внешне вполне научный и респектабельный «Оксфордский тест». Тестирование обычно показывает, что испытуемый имеет столь глубокие проблемы, что самостоятельно с ними не справится и его будущее находится под угрозой. Его спасение возможно, но только если он будет посещать занятия по сайентологии (семинары, тренинги и др.). В сектах с криминальной направленностью выход из них сурово карается: адепты знают, что могут быть дискредитированы и даже уничтожены физически. «Страх — лучший наставник», — говорили древние, и этот наставник занимает в сектах парализующее волю и потому весьма почетное место. Бывает, что, покидая секту, люди боятся свидетельствовать против нее из опасений проклятия, порчи и других приемов вредоносной магии (к примеру, это секта «Роза-Крин»).

5. Сакральность — для большинства рядовых адептов происходящее в секте является непроницаемой тайной, непостижимой загадкой, покрыто мистическим туманом. Искусно нагнетается атмосфера пиетета, благоговения и священного трепета. Феерические «действа» в секте по-детски поражают, удивляют, изумляют, шокируют, блокируя тем самым активность сознания и критического мышления. Соответственно этому повышается внушаемость, человек более не способен что-то противопоставить давлению на него и пассивно, без всякого сопротивления принимает на веру даже очевидные нелепости. Строго говоря, речь идет о непосредственном внедрении в сферу бессознательного индивидуума.

6. Запрет на критику, высказывания несогласия, недовольства и даже сомнения относительно истинности вероучения. Когда человек не имеет возможности свободно высказывать мысли, а запрет интернализуется, он прекращает самостоятельно думать. За соблюдением запрета обычно строго следят. У сайентологов (и не только у них) практикуют и поощряют доносы адептов друг на друга. Предпочитаются доносы в письменной форме. Нарушение запрета влечет наказания, штрафные санкции. Со временем внешние запреты трансформируются во «внутреннего цензора», аналогичного такой защитной психологической стратегии, как репрессия.

7. Манипуляции тщеславием — развитие у членов секты чувства превосходства, исключительности, элитарности, укрепление убеждения в том, что они — самые достойные, богоизбранные люди, лучшая и единственно заслуживающая спасения часть человечества. Тщеславие — едва ли не самая чувствительная струна человеческой души, и совсем не многие способны устоять перед ее соблазнами. «Спаси меня, Бог, от тщеславия, — говорил Р.Шеридан, — от других пороков я избавлюсь сам». И хотя «золотая узда не сделает клячу рысаком» (Сенека), чрезмерное самомнение трудно «вытравить» из человека, потому что оно создает спасительную иллюзию контроля — ложную уверенность в том, что происходящее вокруг находится под его контролем, не угрожает, не вызывает чувства опасности.

8. Формирование образа врага — культивирование чувства враждебности к людям, находящимся вне данной секты. Все они «чужие», враги, противники, грешники, аморальные личности; им нельзя доверять, так как они непременно обманут, они являются источником угрозы для всего мира, секты и каждого ее члена. В конечном итоге всем этим «злодеям» уготована неминуемая и страшная гибель. В секте «Белое братство» считалось, что при (откладываемом не раз) наступлении «конца света» выживут всего лишь 144 тысячи «юсмалиан» (адептов секты). Объединение против общего врага весьма способствует сплочению группы и развитию сознания коллективной безопасности.

Одновременно с этим провоцируется и накапливается агрессия «к другим», и она может в любой нужный лидеру секты момент вылиться наружу. Создание образа врага необходимо и для того, чтобы удержать адептов в секте, — едва ли после этого они покинут ее добровольно. По причине непримиримого антагонизма к посторонним для секты всякие попытки переубедить адептов и показать их заблуждения ровно ничего не дают — самые убедительные доказательства отметаются с порога, а отчуждение, в свою очередь, еще более возрастает. Зная обо всем этом, лидеры сект вполне сознательно пользуются таким наступательным приемом: они, разыгрывая роль жертвы, умышленно провоцируют возмущение, недовольство сектой, презрение и враждебность посторонних к своим последователям. Этот мошеннический трюк еще более укрепляет образ врага и все прочнее цементирует секту, объединяя адептов вокруг своего лидера против общего врага. Трюк, правда, рискованный, иногда он — жест отчаяния.

Особенно ожесточенными являются в России нападки сектантов на православие. Видимо, потому, что только оно и сдерживает сегодня экспансию сектантства, а власть занимает позицию невмешательства, действуя в рамках формального права. Однако и реакция православной церкви не всегда бывает адекватной, то есть является желаемой для лидеров сект. Не в меру ревностные защитники православия отвечают на провокационные вызовы излишне прямолинейно, жестко, в духе нетерпимости, без того, чтобы привлечь к своей работе специально подготовленных психологов и строить ее на основе солидной научной базы.

Печальным итогом такой конфронтации может стать или уже стала ситуация, которая в социальной психологии определяется как зеркальное восприятие — «своя» сторона (группа) представляется светлой и миролюбивой, а другая — темной и агрессивной. Особенно непримиримым является противостояние по столь серьезной проблеме, как духовность. Нравственность — один из важнейших аспектов духовности. Противоборство в этической плоскости называют моральной эксклюзией — одна «партия» считает себя идеальным воплощением нравственности и духовности, другая пытается компрометировать ее как аморальную и бездуховную, сатанинскую и наоборот.

Читайте также:  Как избавиться от показухи ислам

Так, «свидетели Иеговы» без обиняков объявляют православную веру «сатанинской». Складывается, таким образом, более чем серьезное положение: духовные войны исторически всегда предшествовали кровавой драме. Православие по сути своей не может позволить себе агрессивности, политизации, ему не свойственно опускаться до разоблачительства, резких оценок и ожесточен ной полемики — Богу, как говорят, богово, а кесарю — кесарево.

9. Формирование образа лидера секты как харизматической личности, то есть личности, наделенной непререкаемым авторитетом в силу своих исключительных внутренних качеств. Адепты обожествляют своих лидеров, возносят их на недосягаемую для смертных высоту (это поклонение — безусловный признак зависимости). Лидеры сект — гуру, учителя, верховные жрецы, мамы мира, отцы человечества и т. д. Сами лидеры, идентифицируя себя с образом сверхчеловека, большой скромностью отнюдь не отличаются. Виссарион, показывая на распятие Исуса Христа, не раз многозначительно намекал, что это «распят брат мой».

Молодая женщина, которая стала «святой» и приближенной к Виссариону, говорила автору, что «Виссарион и есть сам Исус Христос». Воплощениями Исуса Христа считали себя Мун, Асахара (адепты отождествляли его также с Вишну). Хаббард представлял себя Антихристом и претендовал на мировое господство (в этом он далеко не одинок). Бабаджи уверял, что в его «прошлой жизни» Исус Христос был «его учеником» и т. д. Едва ли не все такие «харизматики» утверждали, что испытывали состояния «озарения», во время которых им «свыше» сообщались послания об их высокой и спасительной для человечества миссии.

Вера в озарение, в возможность надчувственного восприятия и общения с высшими силами — характерная особенность едва ли не всех конфессий. С научной точки зрения речь, несомненно, идет о склонности к экстатическим эпизодам, присущей отдельным людям, но уж никак не многим, как можно подумать, читая откровения лидеров сект. Иными словами, лидеры сект не столь уж редко являются виртуозными «профессионалами уступчивости» — манипуляторами, в совершенстве владеющими разными приемами психологии влияния. Независимо от того, душевнобольны или здоровы, эту «науку» они освоили явно не без помощи своих самоотверженных приверженцев — «короля делает свита». Существует, по-видимому, несколько типов харизматических лидеров сект:

  • циничные дельцы, большей частью многочисленные «миссионеры» из-за рубежа, вышколенные и психологически хорошо подготовленные; их привлекает «бизнес» на «аборигенах» России, и, что весьма вероятно, они преследуют также политические цели;
  • авантюристы и мошенники, в избытке наделенные другими психопатическими качествами личности. Таков, к примеру, Хаббард;
  • параноики и парафреники, одержимые тщеславием и потому отождествляющие себя с богами по законам архаического мышления. Так, Мун идентифицирует себя с Исусом Христом на том основании, что у него, Муна, такая же «волнистая борода», что и у богочеловека;
  • психиатрические пациенты, искренне озабоченные духовной комой общества и стремящиеся по-своему «спасти» людей. Это тип Иванова, основателя секты «ивановцев», ищущих единения с природой.

Вообще говоря, сфера духовности, «приватизированная» конфессиями, была и остается малопривлекательной для осознанного выбора. Трудно возразить поэтому Лихтенбергу, сказавшему: «И я благодарю Бога тысячу раз за то, что он сделал меня атеистом».

Мало кто в состоянии вообще выдержать экзамен на самоидентичность под давлением титулов, званий, богатства, преклонения или высокого положения в социальной иерархии. А многие лидеры сект, к слову сказать, баснословно богаты. Так, стоимость продвижения на последнюю ступень посвящения у сайентологов равна 100–120 тыс. долларов США, немалую часть которых присваивает лидер. А «испытание богатством, — как заметил кто-то не без основания, — куда тяжелее испытания бедностью». О людях же, способных не поддаваться мощному, почти животному влиянию громких имен и тугих кошельков, только и остается, что складывать легенды вроде следующей. Философ, которого хотели унизить и усадили на пиру в дальний угол, воскликнул: «Вот случай, когда не место красит человека, а человек место!» И так всегда: все прекрасное редко, говорил Цицерон.

10. Разрыв социальных связей. Непреложное правило большинства сект состоит в требовании прекратить всякие отношения с близкими, друзьями, родственниками, приятелями, коллегами, то есть со всеми, кто реально способен оказать какое-то нежелательное влияние на адепта. Смысл такой тотальной изоляции совершенно ясен — не допустить в сознание адепта конкурентных мыслей, оценок, представлений. Кроме того, прервав связи с прежним социумом, адепт «сжигает за собой мосты», теряет возможность вернуться обратно. Круг общения в секте, обычно разделенной глухими перегородками, — это небольшая группа лиц, и все они с персеверативным постоянством говорят и делают одно и то же.

Сознание адепта как бы освещено только в одной периферийной точке, в сущности, он целиком погружен в пучину дезорганизованного бессознательного и перед ним практически беззащитен. Секта вообще лишена внешнего уравновешивающего социального и разумного влияния. Вовсе не случайно, что коллективные самоубийства время от времени происходят в сектах, совершенно оторванных от общества и культуры.

Все вместе сектанты отдельной общины собираются на молениях и специальных церемониях, где практикуются недурно и даже отлично срежиссированные методы коллективного воздействия на личность. На вооружение при этом берется принцип социального доказательства, согласно которому действие, мысль, высказывание считаются верными, если они присущи большинству. «Там, где все думают одинаково, никто не думает слишком много», — заметил У.Липпман. А.Бандура, яркий представитель бихевиоризма (психологии поведения), предложил даже метод лечения фобий у детей, основанный на применении указанного принципа.

Если ребенку со страхом, к примеру, собаки показывать детей, безбоязненно играющих с ней, болезненный страх заметно ослабевает или даже исчезает. Чувство боли, между прочим, также притупляется в присутствии людей, которые демонстрируют отсутствие боли в такой же ситуации. Стоит, пожалуй, отдельно сказать о влиянии принципа социального доказательства на оценки индивидуума и вытекающих из этого последствиях.

Существует специальное понятие — «эвристика репрезентативности», описывающее «стратегию» судить о степени вероятности чего-либо «посредством оценки», то есть того, насколько «хорошо» она представляет специфические прототипы или соответствует им; данная стратегия может «заставить» человека пренебречь дополнительной полезной информацией (Д.Майерс, 1997). Поскольку следовать своим и усвоенным чужим оценкам, причем неосознанно, свойственно многим, если не большинству, даже благополучным людям, пренебрегать данным аспектом деятельности сект тем более не следует. Оценка — нечто большее, чем констатация своего мнения, это его защита.

11. Информационная и культурная депривация. Во многих сектах строго запрещают читать, слушать по радио или смотреть по телевидению все, что не соответствует культовым представлениям. Иногда первое, что делает неофит дома, — выбрасывает или сжигает «ненужные, вредные» книги, газеты, убирает и даже ломает телевизор и радиоприемник. Научные взгляды в сектах абсолютно недопустимы. Нельзя обращаться за медицинской помощью, секты — ярые противники научной медицины. Исключается посещение театров, кинотеатров, просветительских лекций, концертов, спортивных состязаний.

Женщина лишена права пользоваться косметикой, нарядами и многим другим, так что теряет сознание своей женской идентичности, становится как бы бесполым существом. Последнее не мешает, однако, лидерам секты использовать привлекательных женщин в качестве наложниц, то есть фактически насиловать их, оказавшихся в полной зависимости. Думать о чем-то своем, что-то планировать, выйти за рамки сиюминутного часто нет ни времени, ни возможности. Совет Д.Карнеги «жить в отсеке сегодняшнего дня» явно пришелся сектам по вкусу. Вообще сознание сектанта постоянно и до предела заполнено тем, что предписывает культ.

Это насильственное вторжение в сознание — индоктринация — по силе своего воздействия на личность не идет, кажется, ни в какое сравнение с гипносуггестией (внушением в гипнотическом состоянии), несопоставимо оно с последней и по длительности влияния. Вырвавшиеся из сект люди (обычно это единицы, судьба остальных остается неизвестной) рассказывают, что воспоминания о жизни в секте непроизвольно возникают на протяжении 4–5 лет, причем такие навязчивые репродукции бывают столь яркими и образными, что порой их трудно разграничить с настоящими галлюцинациями. Примечательно, что воспоминания долго остаются окрашенными в положительные эмоциональные тона, а в памяти всплывают образы объектов зависимости — лидеры секты. При наплыве воспоминаний человек на время чувствует себя как бы перенесшимся назад, в секту, в «жизнь в прошлом». Это особый психогенный, мистический вариант экмнестических обманов восприятия.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей