Как противостоять сектантам?
Если на улице к вам подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или предложить горящую путевку в Турцию, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары по изучению Библии. Соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.
Какими нечистыми методами пользуются представители деструктивных сект для вовлечения в свои сети новых членов, рассказал катехизатор Воскресенского собора г. Усть-Каменогорска (Казахстан) Виталий Александрович Явкин.
— Если хочешь стать богатым человеком, нужно основать собственную церковь. Это слова основателя одной из деструктивных сект. Согласны ли Вы с этим утверждением?
— Целиком и полностью согласен. Так как большинство сект — это коммерческие предприятия, нацеленные на получение максимальной прибыли всеми возможными способами. А вербовать доверчивых людей, играя на их лучших чувствах, сейчас проще простого: в обществе царит атмосфера отчуждения. Чем заполнить духовный вакуум? Псевдобеседами о Боге. В извращенной трактовке, разумеется, которая выгодна верхушке этой секты.
Любую секту иначе еще можно назвать деструктивным культом или культовым новообразованием. Эта организация обращается к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование. Эта «вывеска» и привлекает новичков.
На самом же деле большинство сект преследует самые меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением «учителю», принципом утаивания главных задач. Правду знает лишь узкий круг, приближенный к руководству.
— Почему даже далеко не глупые люди зачастую начинают верить в идеи, которые пропагандируют секты? Часто можно услышать о волшебных исцелениях на собраниях, которые проводят проповедники. Хромые начинают ходить, слепые прозревают…
— У каждого человека в определенный период бывают сложные жизненные ситуации. В состоянии психологического стресса многие люди не способны критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, чем пользуются адепты деструктивной организации, и заполняют тот вакуум, который образовался у человека.
Истории людей, попавших в деструктивные секты — это всегда истории горя и печали, борьбы семьи с неизвестным врагом, которая не всегда заканчивается возвращением заблудшего родственника. За короткое время из человека выбивают все, что было «до», и заполняют его, как пустой сосуд, новым содержимым. Сознание человека полностью меняется под воздействием психологических манипуляций. Сектантская зависимость имеет те же черты, признаки и проявления, что и любая другая зависимость — алкогольная или наркотическая.
Опасность сектантства заключается в том, что секта полностью отсекает человека от реальной жизни. Он концентрируется только на религиозном культе. Человек может безразлично относиться к родным и близким, теряет интерес к работе, учебе, семье и повседневной жизни. Таким образом, секта делает людей социально бесполезными, а порой даже социально опасными.
Что касается второй части вопроса, то на собрания приходят с головной болью, а уходят вприпрыжку. Хромые отбрасывают костыли, глухие обретают слух… Пастор помолился, возложил руки, и человек, который страдал ревматизмом, заявляет, что у него не болит ни один сустав. Список этих сказок можно продолжать бесконечно… Но я задаюсь вопросом: если эти пасторы имеют такой дар, почему они не идут в больницы? Если они поднимут на ноги хоть одного умирающего, в их церковь выстроится очередь. Люди сами будут идти за исцелением. За ними не нужно будет ходить по улицам и уговаривать их остановиться на пять минут для духовной беседы.
— Давайте перейдем к самому главному. Какие методы используют сектанты при вербовке в свои общины?
— Варианты привлечения поражают своим количеством и фантазией. Основные из них — это «Атака любовью», когда искусственно создается атмосфера всеобщей любви и заботы. Затем следует «Спасение», когда человеку объясняют, что только в их объединении он найдет спасение от различных катаклизмов и проблем. Следующий метод — это «Исключительность». Нового члена данного культа начинают считать избранным, не таким, как другие. Также используются различные способы манипуляции сознанием.
Читайте также по теме:
- Как помочь человеку, попавшему в секту — Православная беседа
- Святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках и иноверцах — Миссионерско-аполгетический проект «К Истине»
- Веру не рассказывают, а показывают (Взаимоотношения с инославными и сектантами) — иерей Александр Ильяшенко
- О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма «образованных» людей. Слово «образованных» привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) — Олег Заев
- О ересях — Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого на Неделю Торжества Православия
- О сектантах — святитель Лука Войно-Ясенецкий
- Президент Владимир Путин предложил усилить контроль за тоталитарными сектами — Президент РФ
- Возможно, нас ожидают большие трудности — профессор Александр Дворкин
- Гуруистические (младостарческие) группы в Церкви — протоиерей Александр Новопашин
- Методы и приемы гуруизма и псевдостарчества и их последствия для личности — Центр свщмч. Иринея Лионского
- Противостояние сектам — это одно из дел любви Церкви к человеку — профессор Александр Дворкин
- Секты в истории и современности — профессор Александр Дворкин
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
Я принес с собой материалы для внутреннего пользования верхушек сект. Эта литература не должна была выйти за пределы сектантских общин. Какими путями эти брошюры попали ко мне, позвольте умолчать. Однако их содержанием я с удовольствием поделюсь.
Вот, например, «Инструкция для проповеди по телефону» одной из сект. Мало того, что раньше представители сект приставали к нам на улицах, теперь они ведут обработку еще и по телефону. Причем они делают это настойчиво и по несколько раз. В этой памятке написаны четкие и конкретные указания, которым должны следовать представители сект с будущими новыми членами, которых они хотят завербовать.
«Расслабьтесь, будьте терпеливы, любезны, говорите медленно и дружелюбно и достаточно громко. Улыбайтесь и жестикулируйте, представляя, что собеседник вас видит. Избегайте ненужных пауз. Слушайте собеседника внимательно и благодарите за то, что он поделился своим мнением. Если вам задали вопрос, повторите его вслух, чтобы напарник помог вам немедленно найти ответ на него в Библии или других книгах».
— Но ведь любой здравомыслящий человек, услышав призыв поговорить о Боге по телефону, тут же положит трубку…
— На этот счет в «Инструкции для проповеди по телефону» есть еще один интересный пункт. «Если включен автоответчик, или человек не хочет говорить, нужно спросить, когда ему можно будет перезвонить, уточнить удобное время, в которое можно будет продолжить беседу». Главный девиз сектантов: Не сдаваться!
В этой же памятке есть образчик карточки, которая заполняется на каждого, кто поддержал такую беседу о Боге и смысле жизни по телефону. В карточке указаны ФИО, телефон, домашний адрес. Кроме этого есть и пункт о проведении денежного сбора с этого человека. Не хотите вы говорить с сектантом сегодня, возможно, завтра захочет поддержать беседу ваш муж, мама или ребенок. Сектанту все равно, кого заманить и обокрасть. Сбор данных ведется постоянно. У сектантов есть картотеки целых районов.
Достаточно заинтересовать хотя бы одну словоохотливую старушку, которая даст полный расклад на всю семью, подъезд, дом и т.д. Таким образом, звоня в ту или иную квартиру, сектанты уже знают, где живет больной ребенок или пьющий муж. И, соответственно, знают, какие темы поднимать, и на какие места давить в первую очередь.
Еще один интересный материал — это Священное Писание, уже переделанное сектантами на свой лад. Настоящее христианское Евангелие трактуется так, как удобно данной конкретной общине. Все неудобные места заменены на удобные. В конце этого издания есть то, чего нет ни в одной священной книге. Это темы для библейских разговоров. Это так называемый сценарий разговора. В православном храме батюшка обычно отвечает на любой вопрос прихожан, поможет им добраться до истины. Здесь же разговоры ведутся только на узкие темы. Неважно, о чем спрашивает человек, важно не отступить от сценария, затуманить мозг человека. Темы для бесед такие: Ад, Армагеддон, Грех, Выкуп за душу. Людей просто запугивают по определенной схеме.
Также я принес красочный детский журнал, который распространяют в нашем городе представители деструктивных сект. Для этих людей закон просто не писан. Ведь никто не имеет права снабжать вашего ребенка какой-либо религиозной литературой без присутствия рядом родителей. Это четко прописано в законе о религии нашей страны. Если следовать ему, то сначала сектанты должны были спросить у родителей разрешение на то, чтобы ознакомить ребенка с содержанием этого журнала. Подсовывать же религиозную литературу потихоньку запрещено.
«Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы», — это цитата из закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях РК». Где гарантия, что данная организация прошла экспертизу, а не распространяет литературу незаконно?
— Есть ли способы защиты от сектантов?
— Конечно. И их все знают, но, увы, не все применяют. Первое, что заставит сектанта обратиться в бегство, это включенная камера сотового телефона. Вы говорите сектанту, что согласны выслушать все, что он скажет, но при условии, что запишете ваш разговор на видео и передадите его далее в правоохранительные органы. Сектанта это сразу напугает, потому что по закону он может вести свои ознакомительные беседы на Божественные темы только на той территории, где зарегистрирован его «молитвенный дом», либо только в том доме, куда его пригласили сами хозяева. Приставать к вам на улице он не имеет права. Это наказывается законом. И грозит очень большим штрафом.
Сектанты это знают. И потому никогда не начинают своих разговоров напрямую. Сначала они спрашивают о том, что волнует людей в первую очередь. Молодых мам о том, что сложнее воспитать ребенка или прокормить, людей среднего возраста о колебании курса доллара, пенсионеров о жизни после смерти. Далее же беседа, так или иначе, перейдет к теме Бога… Вроде бы, все шито-крыто: беседа началась с нейтральной темы. Но конец будет один и тот же. Человека пригласят в общину, либо напросятся к нему в гости для ознакомления с литературой…
На моей практике был случай, произошедший в нашем городе, когда 70-летний мужчина, член одной из сект, выкупил себе молодую 25-летнюю жену из числа прихожанок этой общины. То есть он положил в кассу секты большой денежный дар, который сломал жизнь другого человека. Вот, пожалуйста, пример того, что сектанты не только лишают людей имущества и материальных ценностей, но еще и калечат судьбы.
Не нужно проходить мимо сектантов с безразличием. С ними нужно бороться. «Закон о религии» в нашей стране работает, и Воскресенский собор в моем лице находится в тесном контакте с правоохранительными органами. Если же нам начнут помогать еще и сами горожане, то благое дело борьбы пойдет гораздо быстрее.
— Какие действия необходимо предпринимать, если есть подозрение, что кто-то из твоего близкого окружения стал жертвой деструктивной секты?
— Сначала нужно выяснить, на самом ли деле человек подвергся влиянию деструктивной секты, или он просто находится в состоянии эмоционального стресса. Длительную работу с пострадавшим должны вести специалисты, которые определят дальнейшую схему действий, так как каждый конкретный случай уникален и требует отдельного изучения.
— Как вывести человека из секты?
— Это очень большая проблема. Человек уходит туда добровольно и покидать новообретенную «семью» он не намерен, потому что счастлив в ней. «Семья» в свою очередь яростно борется за каждого члена, если родственники пытаются спасти его.
В США, например, выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какой коварный обманщик его «учитель», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их.
Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия сообщают попавшему в лапы сектантов всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту, или нет. Казахстан — не Америка. Но в любом случае без помощи специалиста не обойтись.
— Ваши пожелания семейчанам?
— Они все те же. Читать книги, учиться, быть гармонично развитой личностью. И знать законы РК. Если вы познакомитесь законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях в РК», то дадите отпор любому сектанту, который донесет о ваших действиях «верхушке» своей общины. Будьте уверены, это заставит сектантов задуматься и в следующий раз уже обойти ваш район стороной.
Источник
В капкане. Как помочь попавшим в секту
Как быть, если близкий человек попал в секту? Как ему помочь, о чём стоит говорить, а о чём лучше промолчать? Практические советы от того, кто имеет опыт общения с людьми, попавшими под влияние деструктивных культов. Своими мыслями делится миссионер и апологет из Санкт-Петербурга, специалист в области сектоведения Виталий Питанов.
Любое отпадение от Бога есть страдание и смерть. Но многие люди выбирают этот путь. Почему? На своём многолетнем опыте я пришёл к выводу, что главное оружие против Церкви – это ложь. Вспомните, отцом чего является сатана. Отцом лжи. Секты – это организации, которые базируются на лжи. А сектанты – это люди, у которых нет возможности отделить ложь от истины.
Главные задачи апологета – не только предоставить человеку инструментарий, который поможет ему преодолеть ложь, пленившую его, но и дать альтернативу его взглядам: если вы разрушаете веру человека, но ничего взамен ему не даёте, лучше не занимайтесь апологетикой.
Что же касается результатов апологетической деятельности, помните: Иисус Христос не всех сделал христианами, и не рассчитывайте, что кто-то из нас может превзойти Его.
Своей целью апологеты ставят развенчание мифов о Православной Церкви. Почему это нужно? Я не встречал ни одну секту, которая адекватно оценивала бы, во что мы, православные, верим, наши Таинства и вероучение. Необходимым также является раскрытие православного вероучения и изложение его в доступной форме. Важный момент: если вы богослов, но веры не имеете, ваши пересказы догматики никого не зажгут. Люди чувствуют огонь внутри вас, который либо горит, либо нет. Апологет должен, прежде всего, сам стремиться к непрерывному духовному преображению – через Таинства, молитву, чтение Евангелия. В себе мы несём нечто не от мира сего, нечто, дарованное нам Богом. Всё Православие посвящено тому, чтобы Дух, дарованный нам в крещении, в нас возрастал. И если так происходит, люди это чувствуют. Мы становимся не от мира сего и можем поделиться тем, что в нас есть.
Кроме того, апологету требуется умение провести сравнительный богословский анализ: вы должны знать не только свою веру, но и тараканы в голове у своего оппонента.
Сектанты – это люди искренние, они за свою веру реально готовы страдать, у них есть искреннее желание служить Богу, но идут они по ложному пути, и важно им это показать. Именно поэтому необходимо грамотное и – обязательно – уважительное общение с сектантом. Иначе он просто не захочет вас выслушать.
Понадобится узнать психологию сектанта, понять, почему он вошёл в секту. Это может быть, например, гордыня, когда человек хочет быть причастным к какой-то эзотерической тайне; или он не видел смысла жизни и обрёл его в секте; или же к сектантам его толкнула банальная лень, ведь так заманчива идея о том, что для достижения чего-то в жизни достаточно заняться магией и манипулированием.
С чего начинать беседы с сектантом? Первое – поставить диагноз: путём вопросов разобраться, во что верит человек, почему он считает ложь истиной и что ему это даёт. На этом этапе вы слушаете, не вступая в спор, а просто задаете вопросы, которые помогают вам глубже понять человека. Дальше – зондаж его мнения о Православии, почему он отвергает православную веру и что, по мнению собеседника, в Церкви надо изменить, чтобы он готов был стать православным.
Следующий шаг – найти точки соприкосновения. Помните: христианство надо оценивать по идеалам, которые оно предлагает, а не по людям, которые до этого идеала не дотягивают: человек побеждается идеалами, а не критиканством.
Важно не допустить разрыва отношений с человеком, который попал в секту, иначе вы сможете за него только молиться. Чтобы иметь шанс переубедить его, общаться со столь непростым собеседником нужно неукоснительно вежливо, сколь бы сложным ни был разговор. Сектанту должно быть с вами комфортно, а потому никогда не ведите себя свысока – разговор надо вести «на равных». Нельзя нападать на убеждения своего визави, или же он «закроется» и на этом ваша миссионерская работа закончится.
В беседе с человеком из секты не оперируйте терминами православного богословия – он или не знает о них, или понимает их превратно. Речь апологета должна быть доступной для тех, к кому он обращается. Точно формулируйте свои мысли. Если человек не понимает, о чём вы говорите, он просто от вас уйдёт.
При этом нет нужды изображать из себя всезнайку: не можете дать ответ на какой-то вопрос – признайтесь в этом. Скажите, что изучите тему к следующему разу. Сможете ответить на вопрос себе – сможете ответить и другим. Себе не ответите – и другим не сможете доказать. Что в Православии главное, а что второстепенно? Как в жизни человека проявится то, что Христос – Богочеловек? Для сектанта эти слова ни о чём, но важно, чтобы он понял, как это знание влияет на его жизнь. Поэтому читайте догматику, святых отцов. Не можете ещё на какой-то вопрос ответить – снова читайте.
Избегайте говорить одновременно с собеседником – надо слышать человека и слушать. Не пытайтесь говорить больше, чем он. Некоторые ошибочно считают, что миссионерство – в многословии. А оно – в умении слышать людей и отвечать на реальные вопросы.
Нужно избегать споров, ведь они ничего не доказывают, а лишь порождают вражду. Ваша задача – искать истину, а не пытаться что-то доказать. Никогда не требуйте, чтобы ваш собеседник соглашался, что он был в чём-то не прав.
В сектах людей соблазняют не откровенным злом, а красивой формой, обещанием хороших вещей, но мало кто может отличить ложь от истины.
Сталкиваясь с человеком, попавшим под влияние деструктивного культа, люди зачастую просто собирают информацию о сектах и скидывают ему полученные данные. Вот только действенность такой тактики обычно близка к нулю: во-первых, во многих сектах адептам делают «прививку» от убеждений подобного рода. Например, говорят: «Как гнали первых христиан, так будут гнать и вас». Поэтому не спешите «выдавать компромат», дождитесь момента, когда человек будет готов слушать имеющуюся информацию.
Во-вторых, люди самолюбивы, каждый считает себя самым умным. Поэтому нет смысла просто выдавать тезисы – лучше через систему наводящих вопросов предложите человеку подумать над темой. Плоды таких размышлений он будет воспринимать своими, а не чем-то навязанным извне. А вот готовый, «разжёванный» материал он не примет.
В третьих, важнее не то, что вы говорите, но как. Ведя беседу с сектантами, помните: никакой догматики. Говорите о жизни, о том, что людей волнует – счастье, радость, воспитание детей, семейная жизнь. У сектантов очень утилитарный подход.
Беседы с сектантами – дело очень ответственное, ведь если человека попытались вывести из секты и это сорвалось, то следующим, кто постарается это сделать, будет тяжелее, чем вам. В то же время важно понимать: может быть, Бог не хочет, чтобы человек вышел из секты через вас. Поэтому используйте простой подход – делай, что можешь, а дальше будь что будет.
Виталий Питанов – известный российский сектовед. В конце восьмидесятых годов увлекался духовными поисками, занимался неоиндуизмом и оккультизмом, был главным редактором оккультного журнала «Хранитель». В конце девяностых годов, разочаровавшись в оккультизме и неоиндуизме, порвал с ними. Принял христианство и стал членом Русской Православной Церкви. Вскоре получил благословение заниматься апологетической деятельностью. Несколько лет возглавлял программу «Прозрение» в отделе по делам молодёжи в Санкт-Петербургской епархии. Позже перешёл работать в Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств. Автор ряда книг, статей и радиопередач, посвящённых современному сектантству и оккультизму. Бакалавр теологии. В настоящее время является сотрудником православного апологетического центра «Ставрос».
В основе публикации –
фрагменты доклада Виталия ПИТАНОВА
на обучающем семинаре «Миссия и милосердие»,
опубликованные белорусским православным
информационным порталом «Собор.by»
Источник