Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»
В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.
Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:
- Губы полураскрыты, в улыбке;
- Зубы сжаты или плотно сближены, так, чтобы расстояние между зубами было 1-2 мм;
- Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, а по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит воздух.
В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.
Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:
1. Наиболее распространенные виды искажений это: Искаженное произнесение свистящих звуков или их отсутствие — научное название «сигматизм».
- Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами, при этом появляется шепелявый оттенок ;
- Призубное произнесение – кончик языка упирается в зубы, мешая свободному проходу воздуха. И слышится «т,д». Пример: собака – табака, зубы – дубы.
- Шипящее произнесение – кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом. Слышится мягкий шипящий звук, наподобе «шь». Пример: собака – шябака, зубы – жюбы.
- Губно-зубное произнесение – нижняя губа прикасается к верхним резцм, наподобие звука«ф», получается фыркающий звук. Пример: собака – фабака, зубы – фубы.
- Боковое произнесение – при этом варианте кончик языка или вся половина языка оттягивается вбок, получается шумное, шепелявое звучание,либо кончик языка поднят вверх, а воздух проходит между щекой и боками языка (получается хлюпающий звук типа «льхь».
- Носовое произнесение – при таком дефекте мягкое небо недостаточно прикрывает выход в носовую полость и слышится гнусавый оттенок звука, как при насморке.
2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».
Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.
Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.
В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.
В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.
Из практического опыта:
Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).
Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.
Источник
Улучшение речи после установки ортодонтических систем (брекеты, ретрейнеры и пр.) и зубных протезов
«Улыбайтесь!». Для многих людей эта простая просьба фотографа настоящее испытание, т.к. зубы выглядят не лучшим образом (кривые, несимметричные, или отсутствуют). Раньше подобные сложности можно было исправить только в детстве или уже ждать старости и покупать зубные протезы. К счастью, все изменилось.
Неправильный рост зубов и даже их отсутствие в настоящее время можно исправить при помощи протезов или брекет-систем. Поэтому большое количество взрослых людей в наши дни устанавливают их.
Часто адаптация сопровождается рядом неудобств: нечёткая речь, изменение вкусовых ощущений, усиление слюноотделения, боль и др.. Привыкание к зубным системам процесс достаточно быстрый (от недели до месяца), хотя по мере лечения и активации дуг, периодически появляются новые дискомфортные ощущения.
Причины неудобств, вызванные установкой зубных протезов, брекетов или ретрейнеров, объяснимы. Внедрение новой конструкции является раздражителем для полости рта. Как бы идеально не были установлены ортодонтические аппараты — они для нашего организма инородные. Их конструкция меняет форму и ощущения твёрдого нёба, расположение зубов и челюстей. Язык улавливает эти изменения, его мышцы вынуждены искать новые положения для правильного звукопроизношения. Поэтому первые этапы адаптации иногда сопровождаются нарушениями произношения звуков.
После установки ортодонтических систем и завершения курса лечения можно столкнуться со следующими речевыми трудностями:
- Нарушение произношения звуков;
- Нарушение дикции (невнятная речь);
- Неприятные ощущения во время речи.
Чтобы искоренить эти проблемы, нужно как можно быстрее начать восстановительную работу. С любой из этих речевых проблем вам и вашим близким поможет логопед. Для каждого человека будет разработана индивидуальная программа восстановления речи, которая учитывает именно ваши трудности.
Физический дискомфорт во время речи обусловлен изменением подвижности органов артикуляции. Для устранения этой проблемы логопед подберет и научит вас специальным упражнениям артикуляционной гимнастики. Они увеличат подвижность языка, нёба; помогут принять органам речи «новичка» — протез, брекет-систему или последующий ретрейнер.
Аналогичная работа проводится логопедом по коррекции дикции. «Каша во рту» — неприятный сюрприз, который ожидает многих при установке ортодонтических конструкций. Дискомфорт во рту, нарушение подвижности органов артикуляции – вот её причины. Работа при нарушениях дикции включает в себя: артикуляционную гимнастику и речевые упражнения. Воздействие происходит в щадящем режиме: сначала произносятся отдельные звуки (преимущественно согласные), после слоги. Когда артикуляционный аппарат готов к усложнению речевого материала, начинаем читать вслух спокойным голосом в медленном темпе, чётко проговаривая звуки. Это же правило применимо и для обыденной речи: медленно, тихо, чётко. Если коррекционная работа была начата своевременно, то речевая функция вернётся достаточно быстро. А вы сможете снова легко и свободно разговаривать.
Нарушения произношения – ещё одна из трудностей, которая может встретиться вам после установки зубных аппаратов. Чаще всего страдает произношение шипящих звуков ([ш], [ж], [щ]), свистящих ([с], [з] и их мягких форм, [ц]), сонорных [р], [рь]. Это те звуки, при которых больше всего задействовано мышц, а язык активно работает. Шепелявость и картавость мало кого обрадует. Чтобы восстановить утраченные звуки, логопед начинает работу с подбора и обучения специальным упражнениям для артикуляции, дыхания. Они помогут активизировать мышцы и органы речевого аппарата. Вернув подвижность, можно приступать к постановке звуков. Когда верный звук получился, его произношение необходимо закрепить, начиная с изолированного произношения и слогов, заканчивая текстами и обыденной речью.
Ниже мы приведем несколько историй из жизни людей разного возраста, которые испытывали разные речевые трудности после ортодонтического лечения.
Родители Кати (12 лет) обратились в центр за помощью специалиста. После смены молочных зубов у дочки стали неправильно, криво расти зубы. Чтобы это исправить, они обратились за консультацией в стоматологию. Проведя осмотр, ортодонт предложил решить эту проблему путём установления брекетов. Брекеты выбрали последней модели, сапфировые, их почти незаметно. Несмотря на современность конструкции, они всё равно доставляли неудобство Кате. В первые дни было неприятно и даже больно. После первых изменений расположения зубов, к физическому дискомфорту добавилась шепелявость. Звуки [с], [з], [ш], [ж] Катя начала произносить со свистом. Перед ними встал выбор: терпеть эти мучения или снять брекеты? В принятии решения помогла консультация логопеда. Они решили немного подождать и попробовать занятия. На занятиях с логопедом Катя делала артикуляционную гимнастику, развивала подвижность языка, губ, училась снова правильно говорить. Спустя некоторое время звуки вернулись, а дискомфорт стал ощущаться меньше. Теперь Катя брекеты не носит, имеет красивые зубы и правильную речь. В этом ей помогли специалисты: ортодонт и логопед.
Александрина, 23 года. Никогда не жаловалась на речь до установки ретрейнеров. После ношения брекетов девушке установили ретрейнеры (система, поддерживающая новое положение зубов с внутренней стороны). Через какое-то время окружающие стали говорить, что ее речь как-то изменилась, появилось «присвистывание». Александрина записала себя на видео, сравнила со старыми видеозаписями и услышала, что свистящие звуки действительно произносятся нечетко. За помощью она обратилась к логопеду. Оказалось, что ретрейнеры мешали правильно ставить язык при произношении звуков [с], [з], [ц], немного царапали его, поэтому неосознанно девушка стала отодвигать язык подальше, что привело к нарушению правильного произношения звуков. Логопед помог разобраться с этой проблемой и через месяц нормальная речь восстановилась.
Но бывает, что установить брекеты надо, а из-за неправильного положения языка их носить не удается. Такая история случилась с Еленой (54 года). Из-за неправильного прикуса появилась боль в челюстном суставе. Ортодонт сделал брекеты, а через месяц они сломались. Такая история повторялась трижды! Стали разбираться и оказалось, что при глотании язык женщины упирается в верхние зубы и выталкивает брекет-системы. А учитывая, что за день человек глотает не один раз, конструкция не выдерживала и ломалась. Логопед подобрала для Елены специальные упражнения и проблема была решена.
Природа человека устроена так, чтобы любое изменение – это стресс. Чтобы к нему адаптироваться нужны силы, иногда специальные навыки. Если вы хотите иметь красивые зубы или вернуть утраченные зубы, не стоит пугаться брекет-систем, протезов. В наше время рядом всегда есть специалисты: ортодонт, который подберёт подходящую систему, и логопед, который поможет адаптироваться к новым конструкциям во рту, вспомнить или научиться, как правильно говорить.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник
Шепелявость – что это и как исправить
В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения – шепелявости. Разберемся, что же это такое — «шепелявость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.
Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ, научное название – сигматизм шипящих звуков.
Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 – 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» – глухой, а « ж» – звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.
Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус , особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют :
- Пропуски звука ш, ж – шапка – апка, жук -ук ;
- Замены ш, ж на звуки с ,з – шапка-сапка, жук – зук.
Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.
Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:
- Губно-зубной — при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
- Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
- Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
- Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
- Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
- Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.
Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.
Шепелявость у взрослых
У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки .
Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.
Источник