Как избавиться от шепелявости при неправильном прикусе

Улучшение речи после установки ортодонтических систем (брекеты, ретрейнеры и пр.) и зубных протезов

«Улыбайтесь!». Для многих людей эта простая просьба фотографа настоящее испытание, т.к. зубы выглядят не лучшим образом (кривые, несимметричные, или отсутствуют). Раньше подобные сложности можно было исправить только в детстве или уже ждать старости и покупать зубные протезы. К счастью, все изменилось.

Неправильный рост зубов и даже их отсутствие в настоящее время можно исправить при помощи протезов или брекет-систем. Поэтому большое количество взрослых людей в наши дни устанавливают их.

Часто адаптация сопровождается рядом неудобств: нечёткая речь, изменение вкусовых ощущений, усиление слюноотделения, боль и др.. Привыкание к зубным системам процесс достаточно быстрый (от недели до месяца), хотя по мере лечения и активации дуг, периодически появляются новые дискомфортные ощущения.

Причины неудобств, вызванные установкой зубных протезов, брекетов или ретрейнеров, объяснимы. Внедрение новой конструкции является раздражителем для полости рта. Как бы идеально не были установлены ортодонтические аппараты — они для нашего организма инородные. Их конструкция меняет форму и ощущения твёрдого нёба, расположение зубов и челюстей. Язык улавливает эти изменения, его мышцы вынуждены искать новые положения для правильного звукопроизношения. Поэтому первые этапы адаптации иногда сопровождаются нарушениями произношения звуков.

После установки ортодонтических систем и завершения курса лечения можно столкнуться со следующими речевыми трудностями:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Нарушение дикции (невнятная речь);
  • Неприятные ощущения во время речи.

Чтобы искоренить эти проблемы, нужно как можно быстрее начать восстановительную работу. С любой из этих речевых проблем вам и вашим близким поможет логопед. Для каждого человека будет разработана индивидуальная программа восстановления речи, которая учитывает именно ваши трудности.

Физический дискомфорт во время речи обусловлен изменением подвижности органов артикуляции. Для устранения этой проблемы логопед подберет и научит вас специальным упражнениям артикуляционной гимнастики. Они увеличат подвижность языка, нёба; помогут принять органам речи «новичка» — протез, брекет-систему или последующий ретрейнер.

Аналогичная работа проводится логопедом по коррекции дикции. «Каша во рту» — неприятный сюрприз, который ожидает многих при установке ортодонтических конструкций. Дискомфорт во рту, нарушение подвижности органов артикуляции – вот её причины. Работа при нарушениях дикции включает в себя: артикуляционную гимнастику и речевые упражнения. Воздействие происходит в щадящем режиме: сначала произносятся отдельные звуки (преимущественно согласные), после слоги. Когда артикуляционный аппарат готов к усложнению речевого материала, начинаем читать вслух спокойным голосом в медленном темпе, чётко проговаривая звуки. Это же правило применимо и для обыденной речи: медленно, тихо, чётко. Если коррекционная работа была начата своевременно, то речевая функция вернётся достаточно быстро. А вы сможете снова легко и свободно разговаривать.

Нарушения произношения – ещё одна из трудностей, которая может встретиться вам после установки зубных аппаратов. Чаще всего страдает произношение шипящих звуков ([ш], [ж], [щ]), свистящих ([с], [з] и их мягких форм, [ц]), сонорных [р], [рь]. Это те звуки, при которых больше всего задействовано мышц, а язык активно работает. Шепелявость и картавость мало кого обрадует. Чтобы восстановить утраченные звуки, логопед начинает работу с подбора и обучения специальным упражнениям для артикуляции, дыхания. Они помогут активизировать мышцы и органы речевого аппарата. Вернув подвижность, можно приступать к постановке звуков. Когда верный звук получился, его произношение необходимо закрепить, начиная с изолированного произношения и слогов, заканчивая текстами и обыденной речью.

Ниже мы приведем несколько историй из жизни людей разного возраста, которые испытывали разные речевые трудности после ортодонтического лечения.

Читайте также:  Баклажаны паутинный клещ борьба народными средствами

Родители Кати (12 лет) обратились в центр за помощью специалиста. После смены молочных зубов у дочки стали неправильно, криво расти зубы. Чтобы это исправить, они обратились за консультацией в стоматологию. Проведя осмотр, ортодонт предложил решить эту проблему путём установления брекетов. Брекеты выбрали последней модели, сапфировые, их почти незаметно. Несмотря на современность конструкции, они всё равно доставляли неудобство Кате. В первые дни было неприятно и даже больно. После первых изменений расположения зубов, к физическому дискомфорту добавилась шепелявость. Звуки [с], [з], [ш], [ж] Катя начала произносить со свистом. Перед ними встал выбор: терпеть эти мучения или снять брекеты? В принятии решения помогла консультация логопеда. Они решили немного подождать и попробовать занятия. На занятиях с логопедом Катя делала артикуляционную гимнастику, развивала подвижность языка, губ, училась снова правильно говорить. Спустя некоторое время звуки вернулись, а дискомфорт стал ощущаться меньше. Теперь Катя брекеты не носит, имеет красивые зубы и правильную речь. В этом ей помогли специалисты: ортодонт и логопед.

Александрина, 23 года. Никогда не жаловалась на речь до установки ретрейнеров. После ношения брекетов девушке установили ретрейнеры (система, поддерживающая новое положение зубов с внутренней стороны). Через какое-то время окружающие стали говорить, что ее речь как-то изменилась, появилось «присвистывание». Александрина записала себя на видео, сравнила со старыми видеозаписями и услышала, что свистящие звуки действительно произносятся нечетко. За помощью она обратилась к логопеду. Оказалось, что ретрейнеры мешали правильно ставить язык при произношении звуков [с], [з], [ц], немного царапали его, поэтому неосознанно девушка стала отодвигать язык подальше, что привело к нарушению правильного произношения звуков. Логопед помог разобраться с этой проблемой и через месяц нормальная речь восстановилась.

Но бывает, что установить брекеты надо, а из-за неправильного положения языка их носить не удается. Такая история случилась с Еленой (54 года). Из-за неправильного прикуса появилась боль в челюстном суставе. Ортодонт сделал брекеты, а через месяц они сломались. Такая история повторялась трижды! Стали разбираться и оказалось, что при глотании язык женщины упирается в верхние зубы и выталкивает брекет-системы. А учитывая, что за день человек глотает не один раз, конструкция не выдерживала и ломалась. Логопед подобрала для Елены специальные упражнения и проблема была решена.

Природа человека устроена так, чтобы любое изменение – это стресс. Чтобы к нему адаптироваться нужны силы, иногда специальные навыки. Если вы хотите иметь красивые зубы или вернуть утраченные зубы, не стоит пугаться брекет-систем, протезов. В наше время рядом всегда есть специалисты: ортодонт, который подберёт подходящую систему, и логопед, который поможет адаптироваться к новым конструкциям во рту, вспомнить или научиться, как правильно говорить.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Шепелявость у взрослых — есть ли решение для тех, кто старше 20?

Термин «шепелявость» — это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

Читайте также:  Признаки энцефалита при укусе клеща через сколько

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» — «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» — «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» — «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» — «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» — «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» — «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» — «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

Читайте также:  Чем вытравить муравьев дома

19 лет: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей