Как избавиться от шока после аварии

Как пережить поставарийный синдром

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

— Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.

Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…

И уже за руль нового автомобиля.

Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

Разноголосица

Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:
— Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель».

Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся.

Андрей, водитель «тойоты»:
— Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.

Читайте также:  Как избавиться от лишней слизи

И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.

Катя, 25 лет:
— Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу. Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить. Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться. Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

Лариса Пономаренко, пешеход:
— Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

Источник

Как избавиться от шока после аварии

Для большинства водителей самой страшной трагедией всей жизни является ДТП. Да это и для обычного человека является настоящим кошмаром. После небольшого столкновения водитель никак не может прийти в себя, а что тогда говорить о ДТП, повлекших человеческие жертвы или тяжёлые травмы. Хочется обо всём забыть, но, к сожалению, это невозможно, так как память периодически возвращается к трагическим событиям. В таком случае лучшим лекарством будет только время и рекомендации психологов, как побороть страх перед поездками после аварии, изложенные в этой статье.

Каждый человек индивидуален и по-своему эмоционален. Один стойко переносит стресс, а другой кидается в крайности и начинает заниматься самобичеванием, изводить себя. Это особенности психики каждого человека.

Также, каждый водитель по-своему распоряжается личным автомобилем, участвовавшим в ДТП. Для одних единственным средством избавления от неприятных воспоминаний является продажа авто. Другую категорию людей ДТП, как таковое, дисциплинирует, и заставляет всерьёз задуматься о более безопасной манере езды.

В народе ходит суеверное мнение, что если автомобиль хотя бы раз побывал в аварии, то от такого автомобиля лучше избавиться, так как этот автомобиль будет постоянно попадать в дорожно-транспортные происшествия. Люди, верующие в сверхъестественное, тут же стараются как можно быстрее продать такой автомобиль.

Идеальный выход побороть страх перед поездками после аварии – это попытаться восстановить всю аварию в мельчайших подробностях, и события, которые происходили после ДТП. Попытка избавиться от воспоминаний, прогоняя от себя эти мысли, только ухудшит состояние и вызовет нарушение сна.

Также, чтобы избавиться от стресса и страха, можно мысленно прокрутить всю аварию, но представить, что в последний момент неведомая сила предотвратила беду. Такой тренинг помогает выйти водителю из депрессии и избавиться от преследуемых страхов перед поездками.

Для начала нужно определить, что вызывает страх у водителя перед следующими поездками после произошедшей аварии.

Если это связано с собственной неуверенностью в умении справляться с управлением авто, то помогут дополнительные занятия с опытным инструктором.
Если вас пугает манера вождения других участников движения, то необходимо просто надеяться на судьбу. От неё, как известно, не уйдёшь.

Некоторые водители после ДТП полностью отказываются от экстремальной манеры вождения. Некоторые водители после аварии боятся садиться за руль автомобиля. Это происходит из-за пережитого шока. Чтобы побороть такой страх перед поездками, необходимо некоторое время поездить в компании с близким вам человеком по прежним маршрутам, а когда будете чувствовать себя более уверенно в автомобильном потоке, то можете совершать самостоятельные поездки.

Очень часто после аварии человек, с одной стороны, испытывает страх перед поездками, а с другой – большое желание снова сесть за руль.

Определить причину страха поможет психолог. Необходимо выяснить, реально ли вы боитесь снова попасть в ДТП, или это эмоции, которые приводят к дрожи в коленках.
Также необходимо определиться, почему во время движения вы впадаете в панику или входите в стопорное состояние. Причин может быть две: неуверенность во время вождения или серьёзный страх за свою жизнь.
Часто, после ДТП многие испытывают неуверенность в технике своего вождения, а также задумываются о том, чтобы и вовсе отказаться от управления автомобилем.

Человеку свойственно сомневаться. Так вот, чтобы определиться со своими желаниями и мотивами, по которым возникают неуверенность и сомнения, необходимо взвесить все «за» и «против».

Вполне естественно, что после ДТП усиливается страх перед поездками, что вы, или другой участник движения не справится с управлением, и тем самым нависнет угроза вашей жизни и ваших близких.
Но есть аргументы, говорящие «за» восстановление вашего вождения: удобство при перемещении; возможность ездить на отдых вместе с семьёй в любое время; соответствие определённому статусу и др. Согласитесь, что страхов гораздо меньше, чем список возможностей, которые открываются при возвращении за руль.

Чтобы окончательно побороть преследующие после аварии страхи перед поездками:

Попробуйте снова сесть за руль. Вспомните, как это было в первый раз, когда вы начали обучение в автошколе.
В присутствии близкого человека или психолога сядьте за руль, запустите двигатель, проделайте манипуляции, которые вы обычно проделывали перед тем, как тронуться с места. Теперь оцените своё состояние и свои ощущения. Поговорите о своих страхах и беспокойствах с сидящим рядом. Такую процедуру восстановления проводите несколько дней, пока не поймёте, что не испытываете панических ощущений перед поездкой.
Теперь попробуем проехать в безлюдном месте. Оцениваем свои ощущения, делимся с кем-либо своими переживаниями на данном этапе.
Теперь необходимо проехаться несколько раз по привычным для вас маршрутам. Для начала выбирайте маршруты с наименьшей интенсивностью движения. В последующем выбирайте участки с более интенсивным движением. При обкатке очень важно, чтобы вас сопровождал человек, который вас поддержит.
Чтобы приступить к заключительному этапу борьбы со страхом после аварии, необходимо в гордом одиночестве проделать всё то, что вы проделывали с помощником. Теперь можно одному выезжать на городские дороги. Следует отметить, что период преодоления страхов лучше перенести, если рядом с вами опытный водитель, например, инструктор авто-школы. Такие занятия можно проводить до тех пор, пока к вам не вернётся прежняя уверенность.

Читайте также:  Клещи которые есть у каждого человека

Побороть страх перед поездками после аварии можно и посредством техники ассоциаций.

Дело в том, что подсознание человека в момент сильного стресса запоминает различные мелочи: звуки, предметы, ситуации, запахи и т.п. Когда человек сталкивается с элементами, которые присутствовали в критический момент, подсознание «напоминает» о ситуации, и человек заново переживает непреодолимый страх. Чтобы этого не случилось, можно «запрограммировать» некоторые автомобильные предметы на положительные эмоции. Когда вы привыкнете к этим предметам в домашних условиях, следует перенести это всё в ваш автомобиль. Такие предметы будут «излучать» только положительные эмоции, а страхи после пережитой аварии пройдут.

В заключение хочется дать совет — не корите себя за содеянное, а извлеките урок из этой сложной ситуации. Чтобы побороть все страхи после аварии, и вернуться к нормальной жизни и поездкам – обратитесь к специалисту.

Источник

Последний фейерверк: что происходит с телом, когда мы умираем

Когда пациент приближается к смерти, в его теле происходят изменения. Они касаются дыхания, кровообращения, сознания. Мы подробно объясняем, что происходит: если понять смерть, возможно, мы будем меньше ее бояться.

Автор статьи — в прошлом сотрудник паллиативной службы, которая курирует умирающих на дому. Он был поражен тем, как спокойно многие люди смотрят в лицо собственной смерти.

Когда начинается умирание? В какой момент человек начинает свой путь к смерти?

Умирание начинается задолго до того, как мы появимся на свет. Оно закладывается еще в утробе, в скоплении клеток, из которого формируется будущий ребёнок. Некоторые клетки лишние, и они должны освободить место для новых. Только так смогут появиться органы ребенка. Именно за счет этого почек только две, а пальцев на руке — только десять. В геноме каждой клетки уже заложены программы, которые действуют как своеобразная «катапульта». Она включается в тот момент, когда клетка становится ненужной или опасной для организма. В этом случае клетка добровольно уничтожает саму себя.

Становление человека — это процесс, в котором участвуют как жизнь, так и смерть. По словам доктора паллиативной медицины Жана-Доменико Боразио, смерть — это «необходимое условие для того, чтобы мы в принципе могли появиться на свет как жизнеспособные организмы».

«Что нам известно доподлинно, так это то, что человек не умирает внезапно, в одночасье» –
Жан-Доменико Боразио, врач паллиативной помощи

Смерть вездесуща — но, появившись на свет, мы забываем об этом.
И, если всё хорошо, то смерть снова появится в нашей жизни только через несколько десятков лет. Нередко это будет заболевание, которое нельзя вылечить: рак, болезнь сердца или заболевание почек, из-за которого они больше не могут очищать кровь. И вот тогда начинается процесс умирания.

«Что нам известно доподлинно, так это то, что человек не умирает внезапно, в одночасье. Органы человеческого тела прекращают функционировать постепенно, не все одновременно, а затем в какой-то момент их работа прекращается» — рассказывает доктор Боразио.
В результате цепной реакции перестают работать печень, почки, лёгкие и сердце.

Заболевания бывают самые различные, однако в конце жизни всё всегда идёт по одной и той же схеме: сердце прекращает биться, останавливается дыхание и в последнюю очередь угасает сознание.
При этом очень трудно разделить работу сердца и головного мозга. Если сердце перестает качать кровь, насыщенную кислородом, клетки мозга начинают гибнуть уже через несколько секунд. А через несколько минут наступает смерть мозга: на ЭЭГ в этот момент будет видна прямая линия вместо привычных кривых и зубцов. Перестают работать и рефлексы, которыми управляют глубинные отделы мозга, ответственные за дыхание, глотание и сознание. Таким образом, когда сердце останавливается, вслед за ним прекращает свою работу и головной мозг.

Бывает и наоборот. В головном мозге находятся центры, которые регулируют все жизненно важные функции: кровяное давление, работу сердца, дыхание. Если произойдет повреждение этих центров — дыхание прекратится, сердечный ритм нарушится. Часто такое повреждение наступает, когда в результате автокатастрофы или несчастного случая резко повышается внутричерепное давление. Кости черепа твёрдые, поэтому при сильном ударе мягкие ткани мозга выдавливаются в единственное естественное отверстие, которое есть в черепе, — большое затылочное отверстие. Через него полость черепа сообщается с позвоночным каналом (спинной мозг переходит в ствол головного мозга). Если ствол мозга пережат или повреждён, человек умирает.

Однозначных признаков нет, но есть общие закономерности

Последние годы, месяцы и дни жизни умирающие проживают по-разному.
«Процесс умирания очень индивидуален», — рассказывает Лукас Радбрух, президент Немецкого общества паллиативной медицины и профессор Университетской клиники Бонна.
Часто он длится месяцы и даже годы.
Медики разделяют умирание на три стадии: в начале наступает «терминальная» стадия, которая продолжается один-два года. В это время постепенно снижается функционирование отдельных внутренних органов, умирающий всё чаще испытывает усталость. Затем следует «предфинальная» стадия, которая может длиться несколько недель или месяцев. В это время появляются такие симптомы, как одышка и боль. И, наконец, «финальная» стадия — последние дни. Больной перестаёт есть и пить и медленно угасает.
«Важно помнить, что такое разделение умирания на этапы — не более чем условность» — отмечает Радбрух. Оно важно для обеспечения лечения и ухода, но не даёт точной картины, «не помогает определить, когда больной умрёт».

Читайте также:  Веточки каких деревьев можно давать крысам

«Раньше считалось, что о приближении смерти свидетельствует бледность кожи в области носогубного треугольника» — говорит Радбрух. Но это тоже ненадёжный признак.
Сейчас исследования, которые позволяют точно определить время смерти, находятся на начальной стадии. Некоторые ученые исследуют пробы крови на наличие маркеров, при помощи которых можно будет рассчитать оставшуюся продолжительность жизни. По словам Радбруха, лучше всего спросить лечащего врача: удивилась бы она, если бы узнала, что больной умер этой ночью или на будущих выходных? Если врач скажет, что не удивлена, — значит, пора готовиться к смерти.

Часть 2. Предсмертный хрип

Несмотря на то, что умирание — процесс строго индивидуальный, есть определённые физические изменения, общие для большинства пациентов (Palliative Care Review: Plonk&Arnold, 2005).
По мере приближения к смерти схожих черт всё больше, хотя причина смерти может быть разной. Умирающие обессилены, дышат с трудом и испытывают боль. Дыхание меняется: сначала оно становится неглубоким, затем — прерывистым, однако через некоторое время умирающий снова может сделать глубокий вдох.

Врачи предполагают, что к этому моменту центры мозга, отвечающие за дыхание, уже поражены. Они с опозданием реагируют на наличие в крови углекислого газа, позволяя ему накопиться в большом количестве. В некоторых случаях при дыхании возникают шумы, один из них раньше носил название «предсмертного хрипа». Из-за невозможности отхаркивания и откашливания в глотке и бронхах скапливается секрет, который влияет на прохождение воздушного потока при дыхании.

Предсмертные хрипы — это нередко ужасный звук, однако нет никаких данных о том, что умирающий в этот момент страдает. То же самое касается повышения уровня углекислого газа в крови — предполагается, что это оказывает скорее успокаивающее и усыпляющее действие. Предсмертный хрип (как следует из названия) свидетельствует о том, что смерть близка (American Journal of Hospice and Palliative Medicine: Morita et al, 1998). Когда остаётся совсем немного времени, хрипы могут стать неконтролируемыми.

Кроме того, в последние дни и часы перед смертью наблюдаются изменения в кровообращении. Организм пытается доставить то небольшое количество кислорода, которое сердце ещё в состоянии прокачать с кровью, к жизненно важным органам. «Пульс слабеет и часто едва прощупывается, руки холодеют, а губы могут посинеть, — объясняет Лукас Радбрух. — Это стрессовая реакция». В некоторых случаях сердце начинает биться быстрее, а давление падает, может даже появиться небольшая лихорадка.

Когда сознание меркнет

Радбрух говорит: «Кто-то до последнего вздоха остаётся в сознании. Другой может испытывать беспокойство и даже галлюцинации. А третий просто тихо угасает».

Причин для таких изменений достаточно. С одной стороны, вследствие неравномерного притока крови и кислорода нарушается метаболизм головного мозга. С другой стороны, некоторые органы перестают работать, и из-за этого в крови накапливаются токсичные вещества. Например, мочевина, которая выводится через почки, может в больших концентрациях повреждать нервные клетки. (Но и от этого умирающий не страдает. Забытье, вызванное высокой концентрацией мочевины в крови, схоже с наркозом — человеку не больно, даже приятно.)

Кроме мочевины, в крови умирающего в большом количестве накапливаются кетоновые тела, которые тоже воздействуют на сознание человека. Они вырабатываются из жира и в условиях дефицита энергии используются организмом как заменитель глюкозы, необходимой для питания головного мозга и мышц. Именно это и происходит при умирании: человек перестает есть, но не испытывает чувства голода (JAMA: McCann et al., 1994).

Умирая, многие пациенты тихо угасают или, напротив, возбуждены и что-то взволнованно шепчут. Может сложиться впечатление, что они уже покинули этот мир, однако несмотря на это, «мы должны относиться к умирающим так, как будто они всё понимают», — подчеркивает Лукас Радбрух. «Нам точно не известно, как много они способны воспринять».

Многие пациенты продолжали воспринимать происходящее даже после остановки сердца. Об этом свидетельствуют результаты крупного исследования. Учёные опросили 140 человек из Великобритании, Австрии и США, переживших остановку сердца. Девять процентов опрошенных сообщили, что испытали околосмертные переживания: чувствовали страх, видели свет или членов семьи.

Двое из опрошенных помнили процесс собственного реанимирования. Один из них рассказывал о том, что наблюдал за действиями врачей сверху, из угла комнаты. Он помнит, что врачи включили дефибриллятор и пытались «запустить» сердце, заставить его снова биться в нужном ритме. И это совпадало с тем, что происходило в действительности. Интересно, что больной пришёл в сознание только через несколько минут после остановки сердца.

Когда сердце останавливается и перестаёт снабжать головной мозг кислородом, нервные клетки гибнут не сразу. Напротив, их активность резко возрастает. Об этом сообщают учёные, которые исследовали электрическую активность мозга у лабораторных крыс (мозг крысы во многом схож с мозгом человека). Через несколько минут после того, как у грызунов переставало биться сердце, можно было наблюдать всплеск электрической активности — исключительно сильный. «Это может объяснить, почему воспоминания больных, переживших клиническую смерть, настолько реальные и точные», — пишет один из авторов исследования, анестезиолог Джордж Машур (George Mashour) из Медицинской школы при Мичиганском университете.

Когда останавливается сердце, в головном мозге происходит настоящий «фейерверк». Нервные клетки выбрасывают колоссальное количество норадреналина, который воздействует на лобные доли мозга и обостряет внимание. Также происходит выброс серотонина, поэтому возможны галлюцинации и мистические озарения. И в самый последний момент из среднего мозга поступает дофамин. Он отвечает за чувство удовлетворения, дарит ощущение тепла и радости. Возможно, даже счастья.

Оригинал интервью — на ZEIT ONLINE.

Благодарим волонтёра фонда «Вера» Вениамина Сапожникова за перевод этой статьи.

Как поддержать пациентов хосписов?

Поддержать пациентов хосписов очень легко. Можно подписаться на ежемесячные пожертвования (поставив галочку напротив «Хочу жертвовать ежемесячно») или совершить разовое пожертвование:

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей