Придумать технологию за 11 дней и изменить швейную индустрию: история машинки Зингера
Как конструктор Исаак Зингер продвигал своё изобретение в 19-м веке и из-за чего ему пришлось покинуть свой бренд.
Исаак Зингер родился в США в 1811 году в семье немецких мигрантов. С самого начала мальчик не отличался ни дисциплиной, ни хорошей учебой. В 12 лет он сбежал из дома к старшему брату, который жил в Рочестере, и устроился работать помощником механика.
Но юный Зингер не мог долго заниматься одним делом. Вскоре он присоединился к бродячей театральной труппе, возомнив себя артистом. Только в 20 лет молодой человек решил, что пора осесть, и вернулся в Бостон, чтобы устроится работать на завод.
На этот раз тяга к творчеству выражалась в том, что Зингер экспериментировал с изобретениями, предлагая одно новшество за другим. Через несколько лет ему улыбнулась удача, и он получил свой первый патент за машинку для бурения земли. Спустя десять лет Зингер придумал прибор для разрезания дерева и металла и даже наладил его выпуск. Но фабрика была разрушена в результате взрыва.
Это случилось почти 10 лет спустя. Тогда, получив свой первый патент, Зингер поспешил его продать. На вырученные $2000 он не нашел ничего лучше как организовать театральную труппу и уехать на гастроли. Турне продолжалось около пяти лет и не принесло Зингеру ни славы, ни денег. Тогда было решено вернуться в Нью-Йорк, тем более что ему нужно было обеспечивать жену и восьмерых детей.
Лучше всего у него получалось инженерное дело, поэтому он снова устроился в механический отдел, только на этот раз в мастерскую по ремонту швейных машин. Получив небольшой опыт, он встретился с конструктором Орсоном Фелпсом, который предложил Зингеру посмотреть свой вариант домашней швейной машинки. До этого подобного рода техника была громоздкой и неудобной.
Новое изобретение заинтересовало амбициозного молодого человека, однако оно имело один большой недостаток. Из-за того что иголка двигалась по кругу, нитки постоянно путались. Зингер попросил несколько дней, чтобы доработать прибор. Никто не верил, что после десятилетних попыток кому-то удастся за такой короткий срок усовершенствовать машинку, но у Зингера это получилось.
Ровно через 11 дней он представил домашнюю швейную машинку, главным отличием которой стала игла, расположенная вертикально и ходящая не по кругу, а вверх-вниз, что сразу же решило проблему запутанных ниток. Кроме того, у устройства появилась прижимная лапка для ткани, столик, на котором лежала ткань, а позже — ножная педаль. Новая швейная машинка совершала 900 швов в минуту. Все последующие модели когда-либо и кем-либо разработанные, основаны именно на этих изобретениях Зингера.
Он произвёл революцию в индустрии и запатентовал находку в 1851 году под номером 8294 как первую домашнюю швейную машину. Но Зингер был не просто конструктор, но и предприниматель, поэтому он сразу же захотел получить прибыль от своего творения. Первый же собранный прибор он выставил на продажу, назначив цену в $100.
Однако начинающий бизнесмен просчитался — для домохозяек это была слишком высокая цена, а производители вообще не заинтересовались его открытием. Для фабрик по-прежнему гораздо выгоднее было нанимать портних, которые шили вручную, чем закупать технику и обучать персонал ей пользоваться.
Зингер учёл эти обстоятельства и решил вложить все свои средства и знания в грамотное продвижение изобретения. Целевой аудиторией были женщины, поэтому работать нужно было в первую очередь на них. Если прибор понравится им, они смогут убедить мужчин купить себе швейную машину. Предприниматель распечатал рекламные буклеты, которые стал раздавать в храмах после службы и в театрах вместе с программками.
Основной посыл был объяснить женщинам, насколько домашняя швейная машина способна упростить им жизнь и убыстрить процесс создания новых нарядов.
Зингеру одному из первых пришла в голову идея приглашать демонстрировать товар на выставках и ярмарках не опытных мужчин-продавцов, как это было принято, а молодых красивых девушек, которые привлекали внимание и заманивали посетителей к стенду.
С точки зрения маркетинга его ходы имели результат. И, как настоящий инженер, Зингер продолжал дорабатывать своё изобретение. Во-первых, он усовершенствовал конструкцию, повысив её надежность. Во-вторых, он сделал так, что машину можно было починить в домашних условиях.
Для того времени это был революционный прорыв, так как обычно после поломки технику было принято выбрасывать или сдавать в ремонтную мастерскую, откуда её нужно было долго ждать, и стоило это недешево. Со швейными машинками Зингера дела обстояли иначе — запчасти можно было заказать в магазине, а починить — самостоятельно дома, следуя инструкции.
Но главное, что предложил предприниматель, — покупку в рассрочку. Покупатель брал машинку в магазине напрокат и ежемесячно вносил плату за её пользование. Если прибор не нравился, покупку можно было сдать. Если клиент оставлял машинку и пользовался ей многие месяцы, то когда ежемесячные выплаты достигали стоимости техники, она переходила в собственность покупателя. Это предложение сильно повысило спрос на товар.
Главной задачей Зингера стало появление швейной машинки в каждом доме. Для этого он делал рекламу товара с позиции престижности — каждая уважающая себя хозяйка должна шить не вручную, а использовать его технику.
В 1854 году Зингер вместе со своим адвокатом Эдвардом Кларком основал компанию I.M. Singer&Co со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
Ещё одной успешной идеей стало введение на первом построенном заводе поточного конвейера, который в дальнейшем использовал в своём производстве Генри Форд. Новые принципы работы привели к тому, что через семь лет цена за швейную машинку была снижена, и уже любая американская семья могла позволить себе эту покупку.
Но успех не прошёл незамеченным для конкурентов. Изобретатель Элиас Хоу, обладатель патента на иголку с ушком, которую использовал Зингер в машинке, подал на него в суд. Несмотря на все аргументы предпринимателя, суд встал на сторону Хоу и обязал Зингера выплатить $15 тысяч компенсации и взять его в долю от каждой проданной машинки.
Бывшие конкуренты объединили усилия, нашли инвесторов и скупили патенты более мелких производителей, тем самым установив монополию. Через некоторое время Зингер избавился и от партнёра, выплатив ему отступные.
Уже через семь лет после основания компания Singer выпускала около 3000 машинок в год. В 1858 году бренду принадлежало уже четыре завода. Компаньоны получали от продаж 530% чистой прибыли и считались крупнейшими производителями домашних швейных машинок в мире.
На международный рынок швейные машинки Singer попали сразу после основания — в 1855 году, тогда же изобретение выиграло первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Уже в 1861 году продажи в Европе опередили американские. Через два года компания была преобразована в Singer Manufacturing Company, её уставной капитал составил $550 тысяч. В 1867 году был открыт первый завод за пределами Америки — в шотландском Глазго.
С молодых лет за Зингером закрепилась слава дамского угодника. Неудивительно, что он часто оказывался втянутым в любовные скандалы. Одна такая история для предпринимателя закончилась печально — он был вынужден продать свою долю в компании партнёрам и сбежать из Америки во Францию.
В начале 1860-х годов бизнесмен приобрёл огромное поместье в 115 комнат в Англии, где приложил все силы, чтобы выдать замуж своих дочерей за местных аристократов. Так внучка предпринимателя стала кузиной Уинстона Черчиля. В Англии он не только владел огромным особняком, но и исполнил давнюю мечту — открыл в поместье свой театр, который назвал «Вигвам».
Зингер стал одним из богатейших людей мира и перевернул индустрию швейного дела. К 1874 году половина всех произведённых швейных машинок в мире принадлежала бренду Singer. Через год Зингер умер, оставив, по разным данным, наследство от $13 до 22 млн своим 24 детям, рождённым от разных женщин, со многими из которых он даже не состоял в браке. Его потомки ничем не прославились, кроме как длительными судебными тяжбами за миллионы Зингера.
В год смерти Зингера компания пришла к тому, что ежегодно выпускала около 200 тысяч швейных машин. Через четыре года компания создала одну из самых популярных моделей — №15, которая до сих пор производится на некоторых фабриках в Китае и в Индии.
На этой модели швейной машины можно было работать с разными тканями — от шёлка до брезента. Она была самой быстрой и бесшумной, а иголки, которые были использованы при производстве, — те же, что и в современных домашних швейных машинах.
Конец 19-го века ознаменовался появлением логотипов, так и Singer в 1880 году зарегистрировала торговую марку Red S Girl — стилизованную букву S.
Несмотря на успех и признание, компания по-прежнему стремилась к инновациям с целью опередить конкурентов. Так в 1889 году Singer выпустила первую электрическую швейную машину, что резко увеличило продажи бренда до 1,35 млн штук в год.
К началу 20-го века в мире насчитывалось около 20 млн швейных машинок, выпущенных за все годы существования бренда. В 1908 году компания переехала в первый небоскрёб в Нью-Йорке на Бродвее. Долгое время это было самым высоким зданием в мире, компания располагалась в нём в течение следующих 50 лет. К началу Первой мировой войны Singer выпускал 3 млн машинок в год.
Изобретение ценилось во всём мире и собирало лестные отзывы от самых влиятельных людей. Например, индийский лидер Махатма Ганди считал, что «швейные машинки Singer — одно из немногих полезных изобретений человечества».
Компания долго оставалась лидером в производстве швейных машинок, пока в середине 20-го века не появились более дешёвые японские аналоги. Руководство незамедлительно отреагировало на это тем, что перенесло производство за границу США и сконцентрировалось на выпуске более дешёвых моделей, которые стали продаваться не только в специализированных магазинах, но и в обычных супермаркетах.
К столетнему юбилею Singer оборот компании оценивался почти в $308 млн, а к началу 1970-х он достиг отметки в $2 млрд. В 1975 году бренд выпустил первую электронную бытовую швейную машинку, а ещё через три года — с сенсорной панелью.
Тем не менее, спрос на технику стремительно падал. Причина была банальна — женщины перестали шить, предпочитая покупать готовые вещи в магазинах. Компания перенесла производство в Латинскую Америку и Азию, где труд был более дешёвым и по-прежнему было востребовано домашнее шитьё. Так Singer продержалась почти до конца 20 века.
Кризис 1998 года ударил по компании, и она была признана банкротом. Однако руководство обратилось за защитой в Нью-Йоркский суд по 11-й статье, которая позволяет разорившейся корпорации провести реорганизацию и продолжить заниматься деятельностью. Сейчас Singer по-прежнему работает, выпуская промышленное оборудование, и занимается космической отраслью.
В России бренд Singer появился ещё в 1860-х годах, куда его завёз немецкий дистрибьютер Георг Нейдлингер. Главный склад швейных машинок находился в Гамбурге, но в России у бизнесмена было около 65 дилерских точек. Русские газеты писали, что царь Александр III приказал сшить 250 тысяч походных палаток для своей армии на швейных машинках Singer.
В конце 19 века была основана «Мануфактурная компания Зингер». Товар пользовался высоким спросом, поэтому уже в начале 20-го века в Подольске появился завод, который выпускал машинки с логотипом «Зингеръ».
За десять лет производства с конвейера сошло около 600 тысяч единиц техники, которая распространялась не только в России, но и отправлялась на Балканы, в Турцию, в Азию. Качество машинок было на том же уровне, что и в Америке, поэтому вскоре производство получило право именоваться «Поставщиком двора Его Императорского Величества».
В честь открытия представительства в России было решено возвести здание компании на Невском проспекте в Санкт-Петербурге напротив Казанского собора. Изначально планировалось, что оно будет состоять из 11 этажей, однако в этом случае оно заслонило бы купола собора, поэтому архитектор уменьшил размер здания до шести этажей с башней-куполом. Огромный глобус венчал конструкцию, олицетворяя весь мир, где продавались товары компании Singer.
Первая мировая война внесла свои коррективы — производство швейных машин резко сократилось, а один из корпусов на фабрике в Подольске так и не был запущен, его сразу переориентировали под выпуск снарядов.
Здание на Невском было отдано под размещение в нём редакции, типографии и книжного магазина. После Революции подольский завод был национализирован и стал выпускать швейные машинки под маркой «Госшвеймашина», а в 1931 году — «ПМЗ». Считается, что в Советском Союзе это был один из немногих брендов иностранного происхождения, допущенный на рынок.
Источник
ШВЕЙНАЯ МАШИНКА ЗИНГЕР/СИНГЕР — МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Вме отлично.где бы инструкцию найти.не наматывает шпулька
Бред! Были машинки Зингер, через Z. Почему то не могу отправить фото машинки Zinger
Копипастеры хуевы. Напиши саой рассказ, опубликуй его здесь , на Пикабу.Попробуй, ТС!
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Остин Генри Лейард — британский путешественник и авантюрист, который обнаружил легендарную Ниневию и открывший знаменитую библиотеку Ашшурбанипала (записки этого реального Индианы Джонса можно прочитать на английском здесь). В 1851 году во время очередного путешествия по Ираку он начинает раскопки в 150 км от Багдада в районе таинственного комплекса курганов, который местные арабы называют Наффар (место на карте). Лейард обнаруживает там поселение, а также глиняные таблички с надписями сделанными клинописью. Клинопись была знакома исследователям. Её использовали древние семитские народы, такие как вавилоняне и ассирийцы. Но обнаруженные в данном поселение надписи записывали вовсе не семитский язык. Это был не просто не известный язык. Никто так и не смог установить родственные связи этого языка ни с одним из известных языков. До сих пор.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Тот самый Объект CBS4561. Обожженная табличка из светло-коричневой глины. Высота — 18,75; ширина — 12,75. Содержит три колонны клинописного текста на шумерском языке. Датируется 1900-1600 гг. до н.э.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а, может, и — вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
То есть это не священный текст ошибается (он не может ошибаться «по определению»), а читатель сам дурак — не так понял.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
. ., пожиратель зерна, здесь не живет.
Птица на высотах не… свое. .,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
В Дильмуне бог Энки придается любовным утехам с Нинсикиль (один из эпитетов Нинхурсаг, дословно — Госпожа чистоты или Госпожа девственница). Лично мне тут вспоминаются исламские гурии — вечные девственницы. Нинхурсаг рожает от Энки три поколения богов. При чём рожают в Дильмуне быстро и безболезненно, как по маслу. И это не моя метафора, буквально в тексте мифа так говорится:
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Заметьте как поэтично описан половой акт: обнял, поцеловал и сразу кончил. Всё.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Кроме любовных утех и рождения детей Нинхурсаг сажает в божественном саду восемь растений. Энки, по-видимому, хочет отведать растения, выращенные Нинхурсаг. Его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги и дает их своему господину. Энки съедает их без остатка. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть, после чего она покидает общество богов. Один за другим органы Энки начинают отказывать. Заметьте, как и в Библии проблемы со здоровьем начинаются из-за съеденных запретных растений. Затем Нинхурсаг все таки возвращается к мужу и садится рядом с ним.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Нинхурсаг спрашивает, какие части тела у него болят. Энки их называет, а Нинхурсаг производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит. Happy End.
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Lilit (Лилит — первая жена Адама, согласно кабалистической традиции), Джон Кольер, 1892.
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
А могут и не быть.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Во-первых, в месопотамском искусстве существует давняя традиция изображать фигуры, обращенные к центральному растению, здесь — финиковой пальме. Кроме того, рога сидящего справа указывают на божественный статус в соответствии с давними иконографическими традициями. Фигура слева, вероятно, является прихожанином, а вовсе не женщиной, как предполагал Фрейденбург. Что касается змеи, то она вполне может быть изображением бога-змея (такого как Нира) или, возможно, более общим символом возрождения и плодородия.
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Источник