Как избавиться от сибилянтов

Содержание
  1. Сибилянты и методы их устранения
  2. Причины их появления
  3. Методы устранения
  4. И снова сибилянты (шипящие).
  5. Вопрос к знатокам. Борьба с сибилянтами.
  6. Сибилянты
  7. Тема: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  8. Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  9. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  10. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  11. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  12. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  13. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  14. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  15. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  16. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  17. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  18. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  19. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  20. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  21. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  22. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  23. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  24. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  25. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  26. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы
  27. Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Сибилянты и методы их устранения

12 декабря , 2017

Сибилянты — это свистящие согласные, захватываемые микрофоном при записи вокала. В зависимости от помещения, качества оборудования, произношения человека и расстояния к устройству, такие буквы как С, З, Ц могут выражаться резко и остро, что усложняет разборчивость исполнителя при прослушивании слушателем.

Характерная интенсивность сибилянтов в разговоре, означает изменения формы и положения языка, в результате чего появляется большое количество свистящих, которые по-своему контрастируют на разных языках. В музыкальной сфере сибилянтами называют ярко выраженные режущие высокочастотные звуки.

Причины их появления

Причинами могут выступать: произношение исполнителя/диктора, некачественный (неподходящий) микрофон, отсутствие поп-фильтра или близкое расстояние к устройствам накопления.

Методы устранения

При работе над проектом миксинг-инженер может применять компрессию или специализированные процессоры и плагины, для сдавливания режущей частотной области. В современных DAW секвенсорах присутствуют встроенные деэссеры (DeEssers) в задачу которых входит устранение сибилянтов. Из популярных можно выделить такие VST плагины: Fabfilter Pro-DS, Waves Sibilance, Eiosis e²Deesser, Accusonus De-Esser, Softube Weiss Deess и другие.

Также возможно ручное подавление выступающих согласных путем прорисовывания кривой автоматизации и коррекции их с помощью эквалайзера.

При возникновении сибилянтов в наушниках, рекомендуется заменить их на более качественные, и проконсультироваться с врачом во избежание нарушения слуха. В некоторых драйверах звуковых карт существуют специальные настройки для подавления частотной области в районе от 7000 Гц до 15000 Гц (что не устраняет их в проекте, при работе с музыкой, но улучшает качество воспринимаемого звука).

Источник

И снова сибилянты (шипящие).

Цитата
КАКОЙ ЭЛЕМЕНТ ТРАКТА отвечает за данный эффект в бОльшей степени ! CD ? Усилок ? Колонки ? Провода ? 😉 Или может просто некачественно записанные диски ?
Цитата
На 90 % процентов виновата запись,т.е. работа звукоинженера,особенно современные записи,которые
делаются под домашние кинотеатры.
Цитата
На 90 % процентов виновата

Акустика. Чаще всего акустика. Изредка источник. Усилитель на последнем месте в списке подозреваемых, даже после проводов ). Проверено многократными сменами компонентов в разных сочетаниях.

[small]Отредактировано: 06-08-2005, 20:12[/small]

Цитата
, КАКОЙ ЭЛЕМЕНТ ТРАКТА отвечает за данный эффект в бОльшей степени

Динамик АС, воспроизводящий 5-6кГц.
Ну и настройка АС, выделяющая эту область.

Цитата
90% — вина усилителя,
по 5 % — ЦАП и акустика.
Цитата
Акустика. Чаще всего акустика. Изредка источник. Усилитель на последнем месте в списке подозреваемых, даже после проводов ). Проверено многократными сменами компонентов в разных сочетаниях
Цитата
давайте еще транспорт обвиним:)))))))))))))

За сибилянты в основном ответственна акустика — среднечастотник. Это совсем не обязсательно при кривизне АЧХ, но если есть возможность посмотреть на кумулятивный спектр, то скорее всего это выявится. Усилитель не взвизгивает обычно, просто звучание плохого транзисторника на высоких имеет характерный песок.
Влияние комплектующих фильтра заметно меньше, но конденсаторы Солен, могут немного звенеть. Но это влияет меньше.
Характерно, что сибилянты не заметны на системах с низким «разрешением».

[small]Отредактировано: 07-08-2005, 16:24[/small]

Источник

Вопрос к знатокам. Борьба с сибилянтами.

Цитата
у Queen сибилянты есть даже на самом минимальном уровне громкостив целом только на запись альбома я бы грешить не стал.

Это можно проверить, послушав этот же альбом, но в другом издании (только фирменном). Моё мнение — дело тут именно в конкретной записи.

Цитата
Звучание системы в целом чрезмерно яркое.

Есть такое дело.
Кстати, я неплохо знаком со звучанием Arcаm CD23T, и могу сказать, что в аудиосистеме, где стояли АС с неметаллическими твитерами проблем с сибилянтами не возникало, при прослушивании качественно записанных альбомов. Допускаю, что отчасти тут могла быть ещё и заслуга усилителей.
Вообще, мне ещё не встречались определённо сибилянтирующие ПКД в ценовом диапазоне от 100 до 3000 у.е. По-моему, ПКД воспроизводит фонограмму в том виде, как она записана, привнося в дело сибилянтирования минимальный вклад. А вот дальше, происходит усиление сибилянтирующего исходника в связке АС+усилитель. Мне очевидно, что максимальный уровень сибилянтов тут может быть «достигнут» при использовании АС с металлическими твитерами в паре с полупроводниковым усилителем.

[small]Отредактировано: 28-01-2010, 14:53[/small]

——-У меня JBL с титановыми ВЧ — никакой резкости и жесткости, по крайней мере с лампой.

Жблы слушать невозможно (

——— У Пинк Флойда вообще нет. И вот что странно — у Queen сибилянты есть даже на самом минимальном уровне громкости

Ну вы сравнили . Пинкфлоиды всегда тщательно вылизанные , а квины даже на дисках двда — обычный дискотечный звук . Но мы их все равно любим )

———Что мешает прослушать тракты в наушниках? Я проверяю так, если меня достают сибилянты

Очень правильная мысль . Берете зены 580 и понимаете — насколько далека ваша акустика от верности .

Цитата
Что мешает прослушать тракты в наушниках? Я проверяю так, если меня достают сибилянты

Очень правильная мысль . Берете зены 580 и понимаете — насколько далека ваша акустика от верности .

——-Речь не о сравнении звучания наушников и колонок.

так и я не о том ) Можно и ушки цыкающие взять ( Потому и уточнил модель правильную )

Цитата
Жблы слушать невозможно (

Титан и алюминий имеют одинаковые скоростные параметры.

Цитата
максимальный уровень сибилянтов тут может быть «достигнут» при использовании АС с металлическими твитерами в паре с полупроводниковым усилителем.

———-Да ну?! Вы нормальных Джибиэль не слышали.

не слышал . нету таких:))

—————максимальный уровень сибилянтов тут может быть «достигнут» при использовании АС с металлическими твитерами в паре с полупроводниковым усилителем.
А мне вот совершенно очевидно, что этой парой достигается и полное отсутствие подчеркивания сибилянтов.

Расскажите плз и поподробней — как может усь подавить длительное блуждание ) звуковой волны по металдиффузору ? Как ?

Источник

Сибилянты

Что-то сдохло в датском королевстве.
Итак, призрак сибилянтов мучает меня.
Пользуюсь в основном 2 головами: Эмпайр 2000-3 и старичком Голдринг-600. Старичек сибилянтов не выдает, хотя ВЧ отыгрывает хорошо. Но — он старичек, он отыгрывает в принципе по-другому.
Эмпайр с новой пфанштилевской сферической иглой играет вроде и хорошо, но на доброй половине записей что-то не так. Искажения есть, при чем на пристойных с точки зрения других систем, пластах. Особенно слышно на вокале — звук «с» какой-то явно подгулявший, а к остальному придраться сложно. Также, на некоторых новодельных записях с жЫрным басом, ВЧ при синхронном звучании с этим самым басом, как бы сказать, разваливаются в кашу, точнее, сопли.
Напоминаю, все не столь заметно и режет слух, чтобы хвататься за голову — как бы слегонца, но факт.

Что может быть не так? На что обратить внимание? Что подкрутить, подрегулировать, попробовать? Другую головку/вставку попробую позже, хотелось бы общей теории и занимательной практики.

Цитата
Особенно слышно на вокале — звук «с» какой-то явно подгулявший,
Цитата
Сама голова не может выдавать таких сильных искажений, если она правильно установлена (в особенности по ВТА), не изношена и прижим не слишком маленький
Цитата
В 90% случаев — виновата запись

Нет, я же написал — на других системах звучит хорошо

Цитата
Сама голова не может выдавать таких сильных искажений

Искажения как раз слабые, можно спокойно плюнуть и получать удовольствие от музыки, но. они есть

Источник

Тема: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Опции темы

Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Наконец-то дошли руки придать законченный вид достаточно давно приобретенной с рук собранной плате ЦАП LYNX D47V3.

Плата смонтирована в корпус, к ней подключены Flamenco и Foxtrot. Блок выпрямителей сделал сам, схема близка к авторской (пять отдельных выпрямителей, на плате БП гальванически не связанных, на цифровых питаниях интегральные стабилизаторы). Трансформаторы подключены через помехоподавляющий фильтр. Экранирующие обмотки трансформаторов присоединены к корпусу.

После сборки снял спектр синуса 1 кГц 0 дБ. Результаты не сохранил, но там не увидел ничего интересного — искажения намерялись меньше, чем у моей звуковой карты при прямом соединении входа и выхода, хотя и больше, чем приведены в описании разработчика. Заметно выше остальных торчит 2 гармоника, но и ее уровень, насколько помню, менее 0,005%. Вроде ничего такого, что может заметно портить звук. Проверка выхода 100 МГц осциллографом в отсутствие сигнала возбуда не выявила.

При всем этом ЦАП очень заметно подчеркивает сибилянты. Отдельные произведения вообще не могу слушать.

1. Какие именно искажения могут служить причиной подчеркивания сибилянтов?

2. Какими измерениями их можно достоверно выявить?

3. Способы устранения.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Попробуйте отсоединить. Причина, конечно, вряд ли в этом, но я бы экраны отключил.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Любые нелинейные, в т.ч. «сложные», которые напрямую спектралабом не меряются.

Нет таких измерений, к сожалению (( Даже если гармоники объективно низкие это еще не гарантирует отсутствия описанных вами проблем звучания.

Учиться делать цапы ))

Ну и тут конечно еще сильно зависит от того, каков остальной тракт. Возможно и такое, что цап просто начинает «показывать» его косяки.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

В последний раз слушалось в следующем тракте:

Источник сигнала — компьютер (подключение по USB через модуль Flamenco http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=42288)

Указанные усилитель и акустика в подчеркивании сибилянтов ранее не замечены.

Пробовал подключать к телевизору по оптическому кабелю. Звук в целом несколько менее детальный, но подчеркивание сибилянтов сохраняется.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Влияние разных ОУ на звук можно заметить. И по замерам весьма вероятно увидеть какую-то разницу. А вот с электролитами разница есть а по замерам ничего.

Я бы посмотрел что в питании преобразователей и попробовал заменить всё на Elna Cerafine. Это при условии что с ЦАП все в порядке, нет подвозбуда и с ПХ все ОК. FP или OsCon там ужасно на мой взгляд звучат, как раз с таким эффектом.

Мерять 1к синусом это простите развод от маркетологов — «смотрите как чисто, идеальный звук». Но увы, ничего о звучании не скажет. Разве что совсем грубые ошибки или неполадки обнаружит.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Влияние разных ОУ на звук можно заметить. И по замерам весьма вероятно увидеть какую-то разницу. А вот с электролитами разница есть а по замерам ничего.

Я бы посмотрел что в питании преобразователей и попробовал заменить всё на Elna Cerafine. Это при условии что с ЦАП все в порядке, нет подвозбуда и с ПХ все ОК. FP или OsCon там ужасно на мой взгляд звучат, как раз с таким эффектом.

Со слов человека, продавшего плату:
«Сейчас в питании SM5865CM установлены 6SEPC1500M ESR 10mΩ»

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

ИМХО,через USB кабель лезут ВЧ помехи, которые вызывают в аналоговых цепях интермодуляцию. Бороться этим трудно. Нужно уделить особое внимание подключению к сети всех элементов тракта. Использовать синфазные фильтры. Заземлить компьютер (если есть заземление). Использовать экранированные сетевые провода с заземлением оплётки. Обеспечить минимальную ёмкость между корпусом цапа и USB разъёмом, а так же между корпусом цапа и USB транспортом, включая шлейф, например поместить их в коробку (не металлическую) Экранировка только увеличивает ёмкость. Применять гальваноразвязку.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Слушал D47 — такая же проблема. Если низ еще более менее, то верх — вырви ухо. Слушал через спдиф.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Интермодуляция.
Подать 18+19 кГц с пиковой амплитудой в полную шкалу и смотреть боковые лепестки.

Убрать косяки по линейности на ВЧ.

Но не исключено, что все проще. Зачем вообще нужно вводить помехи в тракт посредством

?
Кстати, наличие экранирующих обмоток — это какие-то специальные трансы?

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

1. Какие именно искажения могут служить причиной подчеркивания сибилянтов?

2. Какими измерениями их можно достоверно выявить?

3. Способы устранения.

1. Полагаю, что это динамические нелинейности.
2. Обратитесь к Буквареву, у него есть инструмент, выделяющий все виды нелинейности, он прогонит ваш записанный файл, посмотрите на уровень мусора.
3. Выкинуть этот дак. На каком этапе возникает грязь определить будет сложно, скорее всего выхлоп, но может и что другое.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Flamenco имеет штатную гальваноразвязку. Смонтирован на достаточном удалении (минимум 1 см) от металлических деталей корпуса. Цифровые шлейфы не экранированы.

По питанию цапы установлен помехоподавляющий фильтр. Корпус фильтра к корпусу цапы не подключен.

Сеть дома двухпроводная без заземляющего провода.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Очень заметные сибилянты бывают, если забыл где-то в питании ОУ керамику припаять на один из полюсов, или она треснута, или электролит с вывернутой ножкой попался или даже из-за ошибки в трассировке и не правильном подключении развязок к земле. Иными словами из-за сильной асимметрии в двухполярном питании аналоговых цепей могут быть явно-выраженные сибилянты. Но это лишь один из вариантов. И лучше бы к выходу ЦАПа подключить наушники, чтобы исключить усилитель и его проблемы (включая чувствительность к межземельным токам, которой у него не может не быть судя по фоткам).

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Из характерных особенностей измерения этого дака — широкая юбка фазового шума. Мой пост со спектром на этой странице — http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12:22570-149
На моем опыте ее уровень и ширина прямо коррелирует с чистотой верха.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Это очень вряд-ли. Видимая на обычном звуковом спектре юбка не имеет отношения к фазовому шуму, при условии, что клок в ЦАП хоть сколько-то нормальный. По сути, если ЦАП тактируется от кварца (не от ПЛЛ) практически невозможно ожидать встретить на спектре артефакты ФШ, тем более на столь низкой частоте в 1 кГц (ну разве что этот 1 кГц — это сигнал с аналогового звукового генератора).
«Юбка»-же зависит от массы факторов — как то: от вида оконной функции, размера FFT, частоты дискретизации АЦП и т.п.

Более того, если все вышеупомянутые факторы учтены, есть еще колебания ширины юбки от несовпадения частот АЦП и ЦАП (причем достаточно ничтожного разбега частот).
На эту тему смотрите ответ Аудиоманьяку в старом сообщении и картинку иллюстрирующую механизм.
Еще есть забавная картинка в сообщении 4082 — там юбка разных клоков в сравнении с юбкой тестового тона (т.е. юбкой нулевого ФШ).

Так что тема с ФШ-юбкой наглядная, но увы, неблагодарная.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Вот спектры одного и того же дака, но с разными выхлопами — http://forum.vegalab.ru/showthread.p. =1#post1755748
Звук первого варианта как у D47. Грязный верх — сибилянты. Женский голос — жесть. Второй вариант почище, самый чистый из трех — последний, на одном оу.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Я мерял Д47, намерял 0.00016% искажений. Врядли в этом дело.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Статические нелинейные и линейные искажения до определенного уровня практически не деградируют звук, тем более, что в борьбе с этим недугом уже здорово преуспели.
А вот на динамическую нелинейность откровенно забили.
Причем видится два ее вида — «нелинейная линейность» и «линейная нелинейность» . Пример первой это варикапность pn переходов, пример второй — тепловая реактивная модуляция АХ и тепловые обратные связи. И то и другое будет вызывать не нелинейность в виде гармоник, а фазовый шум, который если и будет виден на амплитудном спектре, то в виде юбок у основания гармоник. А вообще инструмент Букварева все это показывает, причем на любом сигнале (скажем на белом шуме).

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Ну не буем о том, что на форму юбки может влиять даже время от включения АЦП/ЦАП, например за счет прогрева кварцев (от температуры зависит разбег частот). Условимся считать, что все ОК.

Вы фактически указали мне на неполноту ответа. Это можно увидеть в ветке по ссылке, но вероятно нужно оговорить отдельно.
Видимая на спектре форма юбки может определятся не только ФШ, видом оконной функции и тем насколько «между бинами FFT» оказывается тестовая частота.

Если картинку развернуть по частотной оси до видимости отдельных бинов, программы обычно начинают рисовать спектр как он есть, а не как усреднение максимальных значений соседних бинов. Если применять большие значения FFT, то очень часто то, что выглядит как широкая юбка распадется на много мелких близкорасположенных пиков.
Обычно эти пики ходят парами симметрично относительно центральной частоты. Природа таких пиков — периодический джиттер клока, т.е. банальные наводки либо на питание клока, либо на саму линию (впрочем возможны варианты).
Понятно, что в зависимости от массы факторов (сетевые наводки, наводки ЗЧ по питанию, особенности разводки/организации земли, наводки на мегагерцах от подвозбуда аналоговой части и т.д. и т.п.) «юбка» может выглядеть по разному.
Также понятно, что причину подобных эволюций «юбки» вполне правильно называть фазовым шумом/джиттером.
Но также вроде как понятно, что товарищ Оккам едва ли стал бы привлекать для объяснения подобных явлений конструкты вроде «каждый каскад с ОООС ..«

Возвращаясь к сабжу. Можно проверить, но рискну предположить, что в типовом спектре сабжа юбка довольно ровненькая и гладенькая, что косвенно указывает как раз на традиционный механизм ее формирования.

Re: Подчеркивание сибилянтов в звучании ЦАПы

Любопытные картинки. Нашел спектры в RMAA трех этапов —

— первоначальный спектр;
— без выходного буфера на ОУ;
— плюс без ОУ в I/U.

Видна эволюция «юбки». Похоже, что каждый каскад с ОООС частично переносит амплитудные проблемы во временнУю плоскость, создавая фазовый шум.

А эти три картинки с каким интервалом во времени делались? Часы/дни/месяцы/годы?

Источник

Читайте также:  Как избавиться от горловой картавости
Оцените статью
Избавляемся от вредителей