Как избавиться от сквернословия православие

Православная Жизнь

Грех сквернословия: так ли он прост? Легко ли от него избавиться? Настоятель Васильевского храма пос. Стожковское г. Шахтёрск протоиерей Андрей Чайкин считает, что это серьёзная духовная проблема, и предлагает выход из положения.

Чтобы с чем-то бороться, начинать что-то в жизни исправлять, нужно иметь желание это сделать. Поэтому, пока не будет жажды изменить себя, ничего не получится. Также нужно уяснить, что такое грех сквернословия. О нём много написано у святых отцов, и пастыри Церкви часто касаются этой темы. Выделю четыре пункта.

Первое. Сквернословие — это та болезнь, при которой мы, прежде всего, оскверняем сами себя. Часто оно предполагает отсутствие у человека словарного запаса и, конечно же, культуры поведения.

Второе. Сквернословя, мы оскверняем не только себя, но и свою и свою мать и даже Богородицу, нашу Пречистую Матерь, — именно поэтому матерные слова и получили такое название.

Третье. Употребляя мат, человек призывает в свою жизнь демонические силы. Многие историки и лингвисты утверждают, что матерная ругань появилась из языческих ритуалов, в которых использовались фаллические символы. Именно поэтому она и называется скверной, или сквернословием. Целью использования её было призывание нечистых духов.

Четвёртое. Словом можем себя оправдать и им же можем себя погубить. Сквернословие закрывает нам дорогу в Царствие Божие, становится теми оковами, которые связывают нас по рукам и ногам и не дают двигаться в сторону спасения. Мы оскорбляем Богородицу, оскорбляем образ и подобие Божие. Язык наш — это то орудие, которым мы либо славим Бога, либо противимся Ему.

Как бороться с этим грехом? В первую очередь нужно желание его преодолеть. Оно должно подкрепляться спасительными таинствами, которые есть в Церкви. Прежде всего, это исповедь. Нужно прийти к священнику, исповедоваться в этом грехе, получить благословение на то, чтобы с ним сражаться, и в помощь себе причаститься Святых Христовых Таин, если священник допустит. Там, где есть животворящая сила Духа Святаго, погибает всё нечистое. Это первоочередные наши шаги.

Второе. Святые отцы, и в частности святитель Иоанн Златоуст, говорят о том, что за своим языком нужно следить, и чтобы не сквернословить, не злословить, нужно стараться говорить как можно медленнее. Важно обдумывать каждое своё слово, и чем внимательнее мы будем это делать, тем меньше будет у нас возможностей употреблять ругань для связки слов. Это касается не только мата, но и всех слов-паразитов, которыми порой изобилует наша речь. Медленная вдумчивая речь всегда отличала людей благообразных. Сложно представить святого, который тараторил бы и болтал. Все известные подвижники отличались глубокомыслием. Прежде чем что-то сказать, они обдумывали, не ранят ли их слова человека, и каждое их слово было как драгоценность, обретало особую силу и целительные для души свойства.

Для того чтобы бороться со сквернословием, нужно иметь стыд. Ругающийся человек подобен эксгибиционисту. Как эти люди показывают всем свои срамные части тела, так и сквернослов, ругаясь, показывает всю мерзость его обнаженной души, нечистоту и страсти, бушующие в нём. Сквернословие, по словам святого апостола Павла и Иоанна Златоуста, приравнивается к греху блуда. Совершая блуд, человек использует для потакания страстям своё тело, а сквернословие — это блуд нашей души. Поэтому оно и стоит в одном ряду с развратом и прелюбодеянием.

Нужно понимать, что перед Богом не бывает грехов маленьких и больших. Об этом говорят многие святые отцы. Каждый грех — это мерзость. Самое страшное в так называемых «маленьких грехах» — это привычка. Мы до такой степени к ним привыкаем, что зачастую даже не обращаем внимания на то, что делаем. Не осознаём, что грешим.

Многие считают сквернословие мелочью, но оно, как мы уже говорили, приравнивается к блуду. Блуд — один из смертных грехов. Эти страсти и пороки отличает то, что с ними очень сложно бороться. Именно поэтому преодоление сквернословия становится неподъёмной глыбой для того, кто хочет идти духовным путём. А ведь на вид эта глыба представляется маленьким камешком! Так что грех этот очень каверзный.

Сквернословие тяжело преодолеть ещё и потому, что оно обычно идёт об руку с гневом. Ещё раз вспомним совет Иоанна Златоуста стараться говорить медленно и обдуманно — он не случаен. Гнев — это импульс, взрыв эмоций, когда человек себя не контролирует. Христианину нужно учиться сдерживать себя. Когда мы говорим медленно, продумываем слова, то в этом процессе отвлекаемся, подавляем нежелательные эмоции.

Читайте также:  Как часто надо мыть домашнюю крысу

Как перестроить себя? Ведь, когда накрывает волна гнева, легко наступить на те же грабли и снова впасть в грех сквернословия. Можно ли измениться? — можно. Но только вместе с Богом. Без Его помощи невозможно спастись. Когда чувствуем, что накрывает гнев или раздражение, надо стараться читать Иисусову молитву — об этом тоже говорят святые отцы. Нужно переключиться на другую волну — на волну прославления Бога. И Господь в этот момент даст силы, чтобы вовремя остановиться и не наговорить лишнего.

Есть и простые способы. Многие священники рекомендуют не только тем, кто ругается матом, но и людям, которым тяжело донести свои мысли другим и чья речь полна слов-паразитов, стараться как можно больше читать. Я поддерживаю эту идею. Нужно читать как можно больше, причём не только православную литературу. Чем чаще человек берётся за художественное литературное произведение, тем лучше. Тогда он невольно пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор. Сопоставив себя с некоторыми героями, обращая внимание на их речь и поступки, он может корректировать своё поведение.

Сквернословие несёт в себе ещё одну опасность. Ругающийся человек заражает вокруг себя других людей, и прежде всего тех, кто наиболее беззащитен — детей. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6) — сказал Христос.

Есть сквернословы, которые умеют «красиво» облекать свои мысли в матерную ругань и гордятся этим, считая себя чуть ли не художниками слова. Это всё равно, как если бы раб похвалялся своими кандалами. Да, эти люди считают себя свободными, но всё равно они рабы — рабы тех демонических сил, в руки которых себя отдали.

Словом мы освящаемся. Когда священник читает молитву на освящение воды или плодов, они меняют свои свойства. Сквернословящий человек тоже меняет свой внутренний мир, свою душу — но только в худшую сторону. В наших силах сделать так, чтобы благодаря нашим словам мир освящался, а не облекался во всё большее зло.

Источник

Почему нецензурная брань неприемлема и отвратительна

Мнения пастырей

Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?

Иллюстрация Дмитрия Петрова

Это грех Хама

– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах. Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив. Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться?

Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово “мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить.

Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить.

Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему

Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости.

Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.

Читайте также:  Чем обрабатывать вишню от черной тли

Нецензурная брань – это молитва к сатане

– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани.

Правда, меня заставляет проявлять некоторую осторожность по отношению к нецензурным словам то, что к ним иногда прибегал старец Павел (Груздев). Видимо, тут решающим является то, что творится внутри человека. У него, конечно же, внутри был мир. Эти слова он, возможно, подхватил в лагерях, но они у него не шли как выражение злобы. Может, кому-то они были полезны как способ смирения.

Но это отдельный случай. Мы не можем примерять на себя опыт старцев. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам. Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами. Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.

Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром

– Мне нецензурная брань отвратительна. Я уже рассказывал, что вырос в армейской среде, где бранятся практически все. Потому и для меня матерщина когда-то была естественна. И только потом, два десятилетия спустя, мне удалось избавиться от этого темного морока. Но сколько труда пришлось для этого приложить!

За годы служения у Престола я на собственном опыте убедился, что через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром. Ругаются практически все, может, кроме верующих. Люди сроднились с матом и даже не замечают, как темное начало обуздало их душу. Об этом и мой рассказ «Язык мой – друг мой?», опубликованный на сайте «Православие.ru».

Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»!

Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.

Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа.

Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»!

После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало.

Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?!

Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером.

События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций

– Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают. Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются. Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.

Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать

Вот когда мы ругаемся «в сердцах», это уже как сердечная молитва, только не к Богу обращенная, а к злым силам, и воздействие ее на душу соответствующее: пускаем в душу бесов, и они там всё загаживают, разрушают и опустошают. А мы это чувствуем после припадков гнева. Бороться с этим злом надо, взращивая в душе страх Божий и мысль о Его вездесущии. Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать. Тогда и дети наши, видя перед собой добрый пример, ему последуют.

Читайте также:  Хрустит шея как избавиться от привычки

И надо, чтобы заработали законы, запрещающие сквернословие, ведь смогли же у нас достаточно быстро искоренить курение в общественных местах. Надо всем благоразумным людям желать и содействовать укреплению государственной власти и органов правопорядка. Совершенно очевидна взаимосвязь и последовательность событий: «мирные» демонстрации – переворот – грязь на улицах, цигарка в зубах и матерщина. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м дали тому наглядную иллюстрацию.

Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве

– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль. И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования. И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда. Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).

Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога

Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом. Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека.

Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем. Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному.

Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше.

Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия

Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения.

Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей