- Как избавиться от навязчивых мыслей и сомнений (вас-вас)
- Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей. Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и с помощью Аллаха дадим практические советы для их устранения.
- Сомнения во время посещения уборной
- Сомнения во время совершения омовения
- Сомнения во время совершения обязательного намаза
- Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?
- Сомнения в вере
- Васвас (сомнение). Как с ним бороться?
- 1. Васависы, касающиеся Имана.
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- 2. Васависы, касающиеся действительности омовения.
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- 3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- 4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
- Методы борьбы с такими сомнениями:
Как избавиться от навязчивых мыслей и сомнений (вас-вас)
Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей. Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и с помощью Аллаха дадим практические советы для их устранения.
Сомнения во время посещения уборной
Посещение уборной для многих людей не столь лёгкое дело, поскольку из опасений за чистоту тела и одежды каждое посещение для них чуть ли не как купание и стирка. Чувство, будто брызги мочи попали на ноги или одежду, не покидает их, и они начинают мыть ноги или застирывать нижнее бельё или подол одежды. И делают они это с каждым разом всё дольше и больше.
В книгах по фикху (мусульманское право), в разделе посещения уборной пишется, что не стоит придавать значения чувству попадания брызг на тело или одежду, если их не видно невооружённым глазом. Кроме того, богословы советуют тем, кто страдает навязчивыми сомнениями во время посещения уборной, после справления нужды побрызгать одежду чистой водой, чтобы на выходе, увидев какие-то брызги, не принять их за брызги мочи. Вот таким нехитрым образом можно справиться с этим видом сомнений.
Сомнения во время совершения омовения
Порой можно заметить, как молодые люди совершают омовение, громко читая азкары, и моют части тела не по три раза, как велит сунна, а десятки раз! То им кажется, что они не омыли орган, то не домыли до конца, то нарушили очерёдность обмывания частей тела (в шафиитском мазхабе соблюдение очерёдности обмывания частей тела – обязательно) и т. п. На совершение омовения, которое можно совершить за одну минуту, у них уходит порядка 10–15 минут, а порой даже больше получаса!
Когда сатане не удаётся заставить человека не совершать поклонения Аллаху, он пытается помешать человеку наущениями и сомнениями, доводя его до такого состояния, что в итоге тот оставляет это дело. Для наущений и вселения сомнений в совершающих омовение существует конкретный бес, которого зовут Валяхан.
И если сомнениям в других видах поклонения подвержены зачастую неграмотные в религии люди, то от участи сомнений во время совершения омовения не спасены даже начинающие мутаалимы (кто только-только начал изучать религиозные науки). Поскольку, если заглянуть в книги по фикху, можно обнаружить: когда есть сомнения относительно того, помыл ли часть тела вообще или помыл ли её полностью, – нужно снова помыть эту часть тела. Если во время совершения омовения возникли сомнения относительно намерения, было ли оно сделано или нет, – нужно начать совершение омовения сначала. А если сомнения возникли уже после завершения омовения (после того как помыл вторую ногу), то, будь они относительно намерения или же относительно части тела, например, руки – помыл её или нет, – им не нужно придавать никакого значения!
Стоит также отметить, что намерение делается сердцем, мысленно, и этого для действительности намерения вполне достаточно, а проговаривать его языком – желательно.
Сомнения во время совершения обязательного намаза
Ещё одним распространённым случаем являются сомнения во время совершения намаза: громко читают суру «аль-Фатиха» (алхам) и «Тшаххуд» (ат-тахийят), повторяют прочитанное по нескольку раз, забывают количество совершённых ракаатов (циклы намаза), снова и снова вступают в намаз, сомневаясь в намерении, и т. п. И если, совершая намаз в джамаате за имамом, им как-то с горем пополам удаётся это сделать, то самостоятельное чтение молитвы для таких людей чуть ли не пытка.
Неудивительно, что сомнения в намазе посещают довольно большое число людей, ведь намаз – самый важный столп Ислама, без соблюдения которого невозможно представить вообще саму религию. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил молитвы столбу, опоре, сказав: «Намаз – это опора религии» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-акваливаль-афаль»», № 18889).
الصلاة عماد الدين
В другом хадисе говорится: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба, – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).
إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر
Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять молитву. Зная важность и значимость молитвы, сатана и пытается всячески помешать исполнять её.
Здесь тоже, если заглянуть в книги по фикху, можно найти следующие нормы: если у человека во время совершения намаза возникло сомнение относительно намерения – было ли оно у него или нет, – молитву необходимо начать заново. Если молящийся засомневался, прочитал ли он суру «аль-Фатиха» или совершил ли какую-нибудь составную часть молитвы (рукн), например поясной поклон (руку’), – он должен вернуться к чтению «аль-Фатихи» или, в нашем примере, к поясному поклону и продолжить молитву оттуда. Если молящийся сомневается, совершил он 2 ракаата или 3, он должен решить, что совершил только 2, и продолжить молитву до нужного количества ракаатов. Если сомнения возникнут уже после завершения молитвы (после первого саляма) – на них вообще не нужно обращать внимания.
Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?
Однако здесь нужно понимать, что эти нормы предназначены для здоровых (в правильном значении этого слова) людей, для тех, кто не страдает наущениями, навязчивыми сомнениями при каждом совершении омовения или намаза.
Самый эффективный способ для устранения этих сомнения – равнодушие к ним: нужно просто не обращать на них внимания. Допустим, засомневались, до конца ли помыли руку, – не мойте её снова, вместо этого продолжите омовение дальше. Чем больше верующий будет поддаваться таким сомнениям, тем сильнее и чаще они у него будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по-другому и не назовёшь, – просто не придавать ей значения.
Например, во время омовения вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у вас возникли сомнения: всю ли правую руку вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение: помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!
Аналогично поступайте и в отношении намаза. Если вы будете следовать этому совету, вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!
Сомнения в вере
Порой подобные мысли возникают у многих людей, в том числе и у мусульман. Таких сомнений не бывает лишь у пророков (мир им) и у избранных рабов Всевышнего – духовных наставников (шейхов, устазов) и т. д.
Первое, о чём хочется сказать: навязчивые мысли, возникающие сами по себе, без нарочного осмысливания и размышления об Аллахе, не запретны, за это человек не впадает в грех. А целенаправленные домыслы об Аллахе, какой Он физически, представление какого-нибудь образа и т. п. – грешны и могут привести в неверие (куфр).
Стоит отметить, что такие мысли, как правило, посещают лишь тех мусульман, чья вера не крепка и не подкреплена логическими и религиозными доводами, которые приводятся богословами, о существовании Господа, Творца всего, что нас окружает, а также доводами, полученными путём сравнения того, что сказано в Коране, с последними научными открытиями. К счастью, на сегодняшний день в исламских магазинах, да и в Интернете, можно найти подобную литературу.
Человеку, у которого имеются подобного характера навязчивые мысли, следует больше общаться с соблюдающими мусульманами, богословами, посещать различные собрания, на которых говорят на религиозные темы (меджлисы) и т. п. При возникновении сомнения в отношении Аллаха, Его атрибутов и т. п. не держать это в себе, не пытаться самостоятельно прийти к чему-то, а спрашивать у богословов!
Совершать молитву в коллективе (джамаат-намаз), не спешить сразу же вставать после намаза и заниматься своими делами, а читать все желательные мольбы (азкары) и просить Всевышнего укрепить свой иман.
Побольше читать Коран, желательно ежедневно, утром и вечером, особенно следующие суры: «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас» (последние три суры Корана), аят «аль-Курси» (255-й аят суры «аль-Бакара»).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Васвас (сомнение). Как с ним бороться?
Васвас (мн. васавис) – сомнение, возникающее в результате наущения (внушения, науськивания) сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают различных видов, и воздействуют они на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков.
Следует отметить, что не каждый человек подвергается сомнению (васвасу), и некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие. Поскольку это наущение шайтана, человеку не следует беспокоиться и нужно научиться игнорировать подобное. В хадисе Посланник Аллаха ﷺ утешил нас, сообщив, что Аллах ﷻ не считает человека ответственным за сомнения (васависы), которые его тревожат, до тех пор пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух («Сахих аль-Бухари», хадис №2528, передал Абу Хурайра).
Сатана навязывает человеку сомнение (васвас), чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху ﷻ . Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных сомнений (васависов).
1. Васависы, касающиеся Имана.
Иногда сатана досаждает человеку различными сомнениями в вере (имане). Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе ﷻ и Его Пророке ﷺ , или у него появляются негативные мысли об Исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об Исламе?» И так далее.
Хотя, на первый взгляд, все это может показаться серьёзным проступком, на самом деле, это признак веры (имана). В сборнике «Сахих Муслим» записано, что однажды группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк ﷺ спросил у них: «Правда? У вас действительно появляются такие мысли?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак Имана» («Сахих Муслим», хадис 357).
Когда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак имана», – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьём сердце есть вера (иман), будет испытывать такие сомнения.
Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример. Вор не будет пытаться грабить дом, в котором нет ничего ценного, а только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности. Аналогичным образом и сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и мире вечном (Ахират). Сатана будет вкладывать сомнение (васвас) только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар – вера (иман), и он постарается сделать всё возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным из-за этих сомнений (васвас), нужно благодарить Аллаха ﷻ за благословение веры (имана).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте их. Богословы сообщили, что излечение подобных сомнений (васвас) – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них внимания и следует заняться поминанием Господа (зикром) и возданием Ему хвалы (шукром).
– Произнесите три последние суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас») и воздержитесь от грехов. Возьмите в привычку произносить три суры Корана ежедневно после утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов запретного (харам), всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют нашу веру (иман) и дают сатане возможность взять верх над человеком.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения (васвас), беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры (имана), что в действительности является хорошим знаком, и следование указанному совету поможет укрепить веру.
2. Васависы, касающиеся действительности омовения.
Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения, или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще? При таких сомнениях (васвас) можно увидеть, как он моет определённую часть тела в омовении снова и снова. Это наущения шайтана, чтобы человек растратил время и воду.
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорирование. Тот, кому досаждают такие сомнения (васвас), должен немедленно проигнорировать их.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Произнесите: «Ля иляhа илляллаh». Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы человек, страдающий от сомнений (васвас) в омовении, произносил: «Ля иляhа илляллаh», ведь сатана покидает человека, занятого поминанием Аллаха ﷻ (зикром).
– Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность – нужно чётко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трёх раз.
3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.
Иногда человеку досаждают сомнения в том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех пор пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нём, ему следует игнорировать такие сомнения (васвас), и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только сильнее – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он всё время нечист, что в итоге приведёт к тому, что он перестанет совершать намаз и другие богослужения (ибадат), считая себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает всё, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха ﷻ .
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). Человек должен сказать себе, что он не видел и физически не ощущал нечистоту, а значит, сомнения во внимание принимать не может.
Несколько сподвижников сказали Пророку ﷺ , что они не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.
– Прочтите предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, полагая при этом, что недостаточно очистился. Это тоже сомнение (васвас), введённое сатаной, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т.е. в туалете).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). После того как подмылись трижды и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.
– Прочтите мысленно (про себя) «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Знайте, что подмываться разрешается не более семи раз. Факихи постановили – подмываться более семи раз во время истинджи запрещено. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае сомнения (васвас) разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.
– Взбрызнуть водой подмытое после омовения место. Если человек подвержен сомнениям насчёт недержания мочи, ему нужно взбрызнуть водой подмытое после омовения место и считать, что влажность — из-за чистой воды, а не из-за мочи.
Источник: духовно-просветительская газета «Ас-салам»
Источник