Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс закладывается еще во время внутриутробного развития. Малыш не может «не хотеть» или «лениться» сосать. Если он этого не делает, значит, есть проблема, и нужно немедленно обратиться к врачу.
Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.
Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:
Гипоксия (внутриутробная или родовая)
Травма продолговатого мозга, полученная во время родов
Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов
Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры
Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ
Обострение какого-либо соматического заболевания
Если обнаружено отсутствие рефлекса, вы должны сразу же обратиться к врачу — детскому неврологу и невропатологу. Неспособность ребенка сосать грудь или бутылочку со смесью влечет за собой опасность, что он будет голодать или недоедать. Малыш не сможет в необходимой мере развиваться (как физически, так и психически). Принимать какие-либо меры самостоятельно недопустимо, вы можете навредить ребенку. Если рефлекс отсутствует полностью, кроха обязательно должен находиться под наблюдением специалистов, которые смогут оперативно отреагировать на возможное ухудшение состояния новорожденного. Врач назначит правильное лечение, которое зависит от причины проблемы.
Несмотря на всю серьезность этой ситуации, не стоит отчаиваться. В некоторых случаях плохой сосательный рефлекс можно разработать. Доктор может назначить специальный массаж лица, который нужно будет делать ребенку перед кормлением, и использование пустышки. Также педиатр поможет с разработкой правильного графика кормления и определит объем докармливания (когда малыш плохо сосет, это необходимо). Ребенка со слабым сосательным рефлексом обычно дополнительно кормят из ложечки смесью или сцеженным грудным молоком. Едят такие крохи совсем маленькими порциями, поэтому докорм производится часто.
Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.
Источник
Дневник Тусика
Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.
Вс Окт 04, 2009 23:43
Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.
Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).
Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.
Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.
Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны » источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя » (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают » активную и пассивную » формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма — болезнь, отказ от еды, жалобы.
Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.
Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?
Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.
Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!
Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата — снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.
Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании
Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
• — Трещины, ссадины, травмы сосков;
• — Лактостаз, мастит
• — Недостаток или избыток молока;
• — Маленький набор в весе;
• — Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
• — Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
• — Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.
Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало — цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.
Если ребенка успокаивает пустышка — он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.
Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.
Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»
Источник
Сосательный рефлекс ребенка: как удовлетворить?
Младенец рождается с сильным желанием приложиться к груди. Совершая сосательные движения, он насыщается и успокаивается.
Естественное вскармливание подразумевает кормление по требованию. Малютка получает грудь по первому зову и сосет столько, сколько пожелает. Кому-то достаточно 20 минут, кто-то лежит у мамы под боком целый час. Чем младше ребенок, тем больше у него необходимость сосать. К 6-7 месяцам этот рефлекс потихонечку начинает угасать. Но если потребность не удовлетворить или утолить только частично, ребенок будет искать дополнительный источник удовольствия: посасывать краешек одеяла, пальцы, игрушки. Дети постарше тянут в рот карандаши, грызут рукава одежды… А ведь профилактика так проста!
Грудь и не только
Преимуществ у грудного вскармливания огромное множество. Это и детское здоровье (как физическое, так и психологическое), и удобство (у тебя всегда готово теплое и полезное питание), и решение многих проблем (у груди кроха утешается, легко и быстро засыпает). Но ребенку нужно время для того, чтобы запастись впрок твоей вкусной любовью. 3, 6, 9, 12 месяцев кормления недостаточно. Кроме того, и новорожденного, и годовалого следует держать у груди так долго, как ему необходимо. Только так можно утолить сосательный рефлекс.
Но что делать, если мама не может кормить своим молоком и дает ребенку смесь? Специалисты считают, что в этом случае необходимо давать малышу пустышку.
Кормление из бутылочки длится недолго, едва ли этого времени хватает крохе, чтобы насладиться сосанием. Деткам-искусственникам пустышка будет очень кстати.
Время от времени предлагай ее, но старайся не использовать, когда ребенок плачет. Сперва обними, прижми к себе, скажи слова утешения и только потом можешь дать сосочку. Аккуратно вынимай ее, когда маленький чем-то увлечен или спит.
Потребность в сосании резко обостряется в период прорезывания зубов, во время болезни (особенно при высокой температуре). Все дело в магическом эффекте: монотонный ритм вводит карапуза в некое состояние медитации и блаженства, он даже боли почти не ощущает. Нервная система расслабляется, в мозг поступают приятные импульсы.
Если мамы нет рядом, кроха пытается успокоить себя самостоятельно, сосет кулачок, пальчик. Но не хотелось бы, чтобы эта привычка закрепилась, правда?
Предложи младенцу игрушку-платочек с узелками по краям из слюнопоглощающего материала, прорезыватель. Подойдет тряпичный зайчик (можно пожевать его ушки), резиновая уточка — любой предмет, который удобно засунуть в ротик, но при этом без риска подавиться. Только не превращай такую игрушку в постоянного спутника.
Когда у ребенка исчезнут болезненные симптомы, уйдет и необходимость что-то постоянно держать во рту.
В первые недели жизни, когда все умения маленького ограничиваются только сосанием, потребность в нем огромна. Но постепенно кроха обретает новые навыки, расширяет свою палитру чувств и ощущений. Теперь ему доставляет удовольствие не только сосание, но и ползание, ходьба, различные игры, объятия, раскачивание на качелях… Естественно, что важность сосания снижается. Но бывает, что кроха вдруг ни с того ни с сего начинает все тянуть в рот. Попытка отучить его приводит к прямо противоположному результату.
Причиной внезапно возникшей потребности в сосании, по мнению психологов и невропатологов, является стресс или же дефицит внимания родителей. Кроха таким образом жалеет себя и утешает.
Малышу очень нужна любовь мамы и папы, ему жизненно необходимо ощущать вашу поддержку — тогда не будет причин самому себя утешать.
Источник