- Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма
- Как избавиться от стимов ребенка
- Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
- Визуальный
- Звуковой
- Тактильный
- Вестибулярный
- Вкусовой
- Обонятельный
- Стимы при аутизме
- Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
- Визуальный
- Звуковой
- Тактильный
- Вестибулярный
- Вкусовой
- Обонятельный
Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма
Переводчик/редактор: Марина Матвеева
Стимы есть у каждого.Я тереблю волосы, когда разговариваю с друзьями.Возможно, вы кусаете ногти, когда нервничаете или вам скучно.Может быть, вы постукиваете пальцами или карандашом по столу, когда думаете.Я знала человека, который любил жевать палочки корицы, и замечала, как кто-то необычно двигает глазами.
Некоторых людей я могу узнать издали по их характерным движениям. Каждый из нас знает кого-нибудь, у кого есть раздражающий стим – к примеру, хрустеть костяшками каждые пять минут или повторять одну и ту же фразу снова и снова; или социально неприемлемый стим – например, ковырять в носу или кусать самого себя.
Что такое стим
Стим – это сокращение от слова «самостимуляция». Она бывает связана с различными нарушениями, например, слепоглухотой или умственной отсталостью, но чаще всего – с аутизмом. Невропатолог моего сына называет это «аутистической стереопатией». Также иногда это называется «стереотипией».
Согласно DSM-5 (Руководству по диагностике и статистике психических расстройств), самостимуляция входит в критерии диагностики расстройств аутистического спектра: «Стереотипная или повторяющаяся речь, движения или использование предметов… в совокупности, симптомы ограничивают и препятствуют повседневной деятельности.» В этом и есть отличие аутистической самостимуляции от обычной: когда самостимуляция мешает повседневным делам или обучению, это часто является признаком аутизма.
Неправильный вопрос
«Как остановить стим?» Обычно это первое, о чем спрашивают родители, когда обнаруживают самостимуляцию у маленького ребенка. И это неправильный вопрос.
Прежде всего, никто не может отказаться от самостимулирующего поведения полностью, поскольку каждый человек это делает! Во-вторых, даже если один стим можно устранить, его заменит другой – и новый стим может оказаться менее приемлем, чем прежний.
И самое главное – если вы будете препятствовать самостимуляции, ваш ребенок может только сильнее отдалиться и лишиться возможности развивать нужные способы взаимодействия.
Правильный вопрос
«Почему мой ребенок так себя ведет?» Стремление понять мотивы поведения – всегда прекрасный шаг. Существует несколько гипотез и известных причин самостимуляции:
1. Избыточная стимуляция
Самостимуляция помогает блокировать избыточную сенсорную информацию.
2. Недостаточная стимуляция
Самостимуляция может восполнить потребность в сенсорных ощущениях.
3. Ослабление боли
Повторяющиеся удары головой или телом, на самом деле, уменьшают чувство боли. Одна из гипотез состоит в том, что самостимуляция приводит к выработке бета-эндорфинов, что имеет обезболивающий эффект или вызывает чувство удовольствия.
4. Управление эмоциями
Как положительные, так и отрицательные эмоции могут вызвать приступ самостимуляции. Все мы знакомы с физической реакцией на радость или возбуждение – скажем, прыжки или размахивание руками. В свою очередь, раздражение или гнев могут усиливать стим до такой степени, что он становится разрушительным.
5. Саморегуляция
Некоторые стимы служат для успокоения или комфорта. Многие младенцы приучаются сосать палец, чтобы расслабиться.
Недавно я читала блог, где мать спрашивала, почему ее сын закрывает руками уши во сне. Он научился закрывать уши, когда окружающие звуки становились слишком громкими, и это его успокаивало. Поэтому он начал закрывать уши в любой ситуации, когда нужно было успокоиться, особенно перед сном.
Почему бывает необходимо уменьшить самостимуляцию
Самостимуляция может стать помехой в учебе, личных отношениях и социальных ситуациях. Некоторые виды самостимуляции наносят вред самому человеку и могут привести к инфекциям или необходимости хирургического вмешательства.
Также самостимуляция может быть признаком длительных проблем со здоровьем, например, мигрени. Человек с нарушением не всегда способен выразить это словами.
Как уменьшить самостимуляцию
Вот некоторые идеи, как улучшить навыки формирования отношений и одновременно сократить время, которое тратится на самостимуляцию:
1. Проведите медицинское обследование, чтобы исключить физические причины самостимуляции, такие, как ушные инфекции, хроническую боль, мигрень или отслоение сетчатки.
2. Организуйте сенсорное и эмоциональное окружение так, чтобы обеспечить ребенку максимальный личный комфорт.
3. Активные физические упражнения снижают потребность в самостимуляции, возможно, потому что, как и самостимуляция, связаны с выделением бета-эндорфинов.
4. Продолжайте взаимодействовать с ребенком во время самостимуляции. Джеймс Макдональд в своей книге “Communicating Partners” («Партнеры по общению») высказывает мысль, что аутисты склонны воспринимать мир через ощущение и действие, в то время как большинство нейротипичных людей воспринимают мир через мысль и язык.
Когда различия выяснены, самостимулирующее поведение становится более понятным. Макдональд рекомендует занятия с очередностью действий, чтобы увлечь ребенка, не пытаясь остановить самостимуляцию. Занятие постепенно станет все более комфортным и привлекательным для ребенка, что естественным образом уменьшит самостимуляцию.
5. Создайте позитивную ассоциацию между самостимуляцией и формированием отношений. Один из способов продуктивно использовать самостимуляцию в обучающем процессе – разрешить ее в качестве награды и поощрения после периода игры или работы.
Как пишет Джулия Мур пишет в своей книге “Playing, Laughing and Learning With Children On The Autism Spectrum” («Играем, смеемся и учимся с детьми аутистического спектра»), если выделить определенное время для самостимуляции, это позволит ребенку быть самим собой. Это даст ему ощущение комфорта, что увеличит возможность взаимодействий и, на самом деле, сократит количество часов, проводимых за самостимуляцией.
6. Присоединитесь к стиму! Некоторые программы терапии, включая Son-Rise и Floortime предлагают присоединиться к самостимулирующему поведению и, тем самым, инициировать взаимодействие. Если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается вперед-назад, сядьте рядом и раскачивайтесь тоже.
Любимый стим моего сына – поднять руку перед собой и разговаривать с ней, словно глядя в зеркало. Его очень веселит, когда я делаю это вместе с ним!
Стэнли Гринспэн, автор книги “Engaging Autism” («На ты с аутизмом») и создатель методики Floortime, поясняет: «У некоторых детей это пробуждает интерес – теперь у них есть партнер, сообщник, так сказать – тогда возникает взаимное внимание и чувство общности.
…присоединитесь к занятию ребенка, чтобы установить контакт, а затем начните использовать жесты, и тогда ребенку, чтобы получить то, что он хочет, придется сознательно жестикулировать в ответ и, может быть, использовать какие-то слова…
общий принцип заключается в том, чтобы предложить ребенку занятие, которое дает те же ощущения, что и самостимуляция, но при этом развивает регуляцию, вовлеченность и взаимодействие.
Для работы над регуляцией начните с простейших сенсорных ощущений. На первом этапе начните с какого-то основного ощущения, но старайтесь разнообразить его, чтобы расширить сенсорный мир ребенка.» Другими словами, чтобы уменьшить самостимуляцию, предложите замену, которая будет более привлекательна, чем стим!
А какой у вас стим? Уверена, он у вас есть. Поделитесь в комментариях и расскажите, как ваш стим помогает вам в повседневной жизни.
Источник
Как избавиться от стимов ребенка
Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).
В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.
В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.
Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.
То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).
Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.
ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:
- визуального (зрительного);
- аудиторного (звукового/слухового);
- тактильного (этот вид связан с прикосновениями и ощущениями от них);
- вестибулярного (данный тип связан с ощущением равновесия);
- обонятельного;
- вкусового.
Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.
Визуальный
Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:
- безотрывный долгий взгляд на источник света, фотографию и прочие статичные изображения, на вращающиеся вентиляторы либо другие предметы однообразно движущиеся;
- частое длительное моргание либо вращение глазами;
- повторяющееся прищуривание глаз;
- размахивание руками либо повторяющиеся движения пальцев перед глазами;
- эпизоды «отсутствующего взгляда», когда со стороны кажется, что малыш смотрит «в никуда».
Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).
Звуковой
Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:
- громкое щелканье пальцами;
- повторяющиеся нажатия на уши ладонями;
- ритмичное постукивание ногами или руками по поверхностям предметов;
- ритмичное повторение определенных звуков либо просто долгое «мычание» на одной ноте.
Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.
Тактильный
Среди признаков тактильного стимминга:
- Сжимание и разжимание кулаков;
- навязчивые потирания, почесывания и расцарапывания кожи.
Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.
Вестибулярный
Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.
Вкусовой
Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.
Обонятельный
У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.
Источник
Стимы при аутизме
Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).
В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.
В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.
Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.
То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).
Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.
ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:
- визуального (зрительного);
- аудиторного (звукового/слухового);
- тактильного (этот вид связан с прикосновениями и ощущениями от них);
- вестибулярного (данный тип связан с ощущением равновесия);
- обонятельного;
- вкусового.
Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.
Визуальный
Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:
- безотрывный долгий взгляд на источник света, фотографию и прочие статичные изображения, на вращающиеся вентиляторы либо другие предметы однообразно движущиеся;
- частое длительное моргание либо вращение глазами;
- повторяющееся прищуривание глаз;
- размахивание руками либо повторяющиеся движения пальцев перед глазами;
- эпизоды «отсутствующего взгляда», когда со стороны кажется, что малыш смотрит «в никуда».
Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).
Звуковой
Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:
- громкое щелканье пальцами;
- повторяющиеся нажатия на уши ладонями;
- ритмичное постукивание ногами или руками по поверхностям предметов;
- ритмичное повторение определенных звуков либо просто долгое «мычание» на одной ноте.
Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.
Тактильный
Среди признаков тактильного стимминга:
- Сжимание и разжимание кулаков;
- навязчивые потирания, почесывания и расцарапывания кожи.
Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.
Вестибулярный
Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.
Вкусовой
Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.
Обонятельный
У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.
Источник