Как избавится от страха подростку

Как избавится от страха подростку

Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).

Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:

  • оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
  • формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
  • вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
  • организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
  • обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
  • исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
  • участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
  • оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
  • учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
  • специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
  • взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.

НАШ ДЕВИЗ:

Завтра обязательно наступит.

Ночь пройдет и будет солнечный денек.

Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,

В мире этом ты не одинок!

МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!

Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!

Часы приема по предварительной записи:

8 (8182) 20-18- 37

понедельник – пятница: 9.00-16.00

Источник

Помочь ребенку самореализоваться: боремся с подростковыми страхами

Алена Ковалева

Чувство страха — неотъемлемая часть базовых эмоций человека. В подростковом возрасте, в период самоопределения и поиска себя, эти эмоции играют особую роль. «А что, если меня не поймут одноклассники?», «Боюсь быть неуспешным в глазах других, что делать?», «Что скажут родители, если я получу плохую оценку?». Как помочь подростку преодолеть страхи, превратить их в полезный ресурс и обрести уверенность? Рассказываем об этом по следам встречи экспертов федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR со слушателями «Родительского университета: PRO-Родители» ГК «Просвещение».

Реальные «гремлины»

В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности.

Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.

Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков:

  1. Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
  2. Страх расстроить других людей;
  3. Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
  4. Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.

Чем «страшны» страхи

Как отмечает наставник-психолог Александра Зёлко, если страхам не противостоять, они могут нанести вред не только психологическому, но и физическому благополучию ребенка. Здоровье неразрывно связано с эмоциональной сферой, и стресс от постоянной тревоги будет его истощать. Кроме того, страхи часто являются причиной низкой самооценки, которая проявляется в нежелании быть инициативным, стремлении уклониться от трудностей и ответственности. От самоощущения и уверенности ребенка зависит его будущее. Если он не уверен в себе, опасается людей и стремится их избегать, это отрицательно скажется на его дальнейшей жизни. Поэтому важно работать не с проявлениями низкой самооценки, а с ее причинами: изучать техники управления страхом или обратиться к психологу.

Как отмечают наставники, один из самых важных моментов в жизни любого человека — самореализация. В ней есть такие составляющие, как мечта, осознанность и действие. При полном раскрытии потенциала личности человек ощущает гармонию и счастье, он находится в состоянии баланса. Если подросток не умеет мечтать, он рискует повторить чужой путь и не пройти свой. Помочь ребенку избавиться от страхов, поверить в свои силы и не бояться ответственных решений — задача наставников, которыми могут выступать его собственные родители.

Читайте также:  Как избавиться от приступа кашля при трахеите

Учимся наставничеству

Чтобы быть наставником, необходимо усвоить и глубоко разделять главный принцип: действуем направляя, а не требуя.

Для родителей при погружении в наставничество одним из самых сложных является вопрос о том, сколько свободы дать детям. С одной стороны, взрослым хочется уберечь ребенка от всех опасностей, но с другой стороны, подросткам необходимо давать право принимать собственные решения.

Выбор — это всегда ответственность и автономия, и задача наставника — помочь ребенку им научиться.

Наставник-коуч Лидия Орлова на собственном опыте узнала, каково это — быть ментором для своего сына. Некоторое время ей приходилось играть две роли — независимого специалиста и мамы, и порой было сложно соблюсти баланс. Орлова делится несколькими приемами, которые помогут родителям на этом пути.

«Сначала вопросы, потом совет»

Наставнику важно помнить, что прежде чем посоветовать или рассказать о своем опыте, нужно выяснить позицию собеседника. Есть несколько вопросов, которые следует задавать ребенку, чтобы научить его делать выбор осознанно и самостоятельно:

— Что ты можешь сделать?
— Какими способами подойти к решений проблемы?
— Что уже срабатывало в прошлом?
— Какие есть альтернативы?
— Кто бы тебе с этим мог помочь?
— Где бы ты мог получить информацию?

Только в завершение разговора родитель-наставник задает ребенку вопрос: «У меня есть опыт в этом деле. Тебе поможет, если я поделюсь им?». Если предлагать свой совет незамедлительно, теряется весь смысл наставничества — учить ребенка делать осознанный выбор. Иногда подросток уже принял решение и выбрал конкретный путь, и не исключено, что ему не нужен совет. В этом случае остается позволить ребенку самому принимать решение, но при этом обозначить, что его всегда готовы поддержать.

Как отметила Орлова, родители могут пренебрегать этим правилом и говорить с ребенком в ультимативной форме, поскольку уверены, как следует поступить. В итоге подросток может лишиться права на собственный выбор.

«Выбираем принцип поведения»

Когда ребенок оказывается в заблуждении, его что-то угнетает или вызывает страх, задача родителя-наставника — указать на два варианта выхода из положения. Первый вариант — когда человек начинает рефлексию со слов «Потому что. ». Второй — со слов «Для того, чтобы. ».

Часто дети сталкиваются со следующими тупиковыми ситуациями:

  • завалил экзамен;
  • не поступил в вуз;
  • не взяли на работу;
  • не поехал отдыхать.

Первые две наиболее распространены. Ребенок опасается многого — оценки родителей, комментариев учителей, друзей и одноклассников, боится вообще двигаться дальше. От взрослых в этом случае требуется понять, как на самом деле ребенок оценивает ситуацию и чего от нее ожидает.

Как показывает практика, подросткам, рассуждающим о сложностях даже гипотетически, очень трудно выбрать между вариантом «потому что» и вариантом «для того, чтобы», а следовательно — двумя моделями поведения.

Первый — принцип основания (в чем причина?). Происходит реакция: «я сделал что-то не то, у меня не получилось, кто виноват». При этом внимание подростка обращено в прошлое. Второй — принцип целесообразности (для чего? для какой цели?). Происходит продуктивное действие: подросток пытается осознать, как выйти из сложившейся ситуации. Это говорит о том, что он готов смотреть в будущее.

При работе с трудностями наставник обращает внимание подростка на то, ситуация уже произошла и теперь его задача — понять, что делать дальше. Важно переключить внимание подростка на поиск возможных вариантов решения и движения вперед.

«Продумываем план Б»

В некоторых случаях хорошей идеей будет продумать вместе с ребенком план Б. Например, он не поступил в вуз. Одно дело — когда он слышит слова о том, что «это не страшно», другое дело — когда сам знает, что именно будет делать дальше.

Как рассказала Орлова, когда детям предлагают рассмотреть эту гипотетическую ситуацию, они начинают предлагать рациональные варианты. Из самых популярных ответов: непоступление даст возможность лучше подготовиться в следующем году, потому что не будет школы и можно сосредоточиться только на нужных предметах; появится возможность устроиться на работу.

При проигрывании плана B подростки начинают размышлять о возможностях и действиях, которые до этого не представляли. Это придает им уверенность: даже если что-то не получится или пойдет не так, у них есть запасной план действий и есть ощущение родительской поддержки.

Для отработки этой технологии существует специальное упражнение: «Обозначь тупиковую ситуацию и напиши аргументы: «Для того, чтобы. ». Правда, как советуют специалисты, прежде чем предлагать упражнения ребенку, родителям следует самим их выполнить, чтобы в дальнейшем служить для детей примером.

«Что же там, за дверью?»

В практике Орлова задает ребятам и такой вопрос: что бы вы почувствовали и было бы вам страшно, если бы вы зашли в комнату без света? Так наставник наводит детей на размышления о собственных страхах. Если человек осознает свои тревоги, он знает, как их можно обойти. Тогда заходить в «темную комнату» — в неизвестность — уже не так страшно.

Есть несколько приемов, которые помогают распознавать страхи.

Во-первых, «развернуть» страх и спросить, от чего он защищает. Не исключено, что за тревогой ребенка лежит скрытая потребность или ценность. Во-вторых, подружиться со страхом. Можно представить, будто вы разговариваете с каким-то существом, которое хочет вас обезопасить и уберечь.В-третьих, сказать страху: «Спасибо, что бережешь меня. Мне больше не нужна опека в этом вопросе».

Читайте также:  Как избавиться от клопов или вывести клопов

Советы наставникам

Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:

  1. Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности.
  2. Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
  3. Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
  4. Учитесь управлять своими эмоциями. Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
  5. Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях.
  6. Принимайте точку зрения ребенка. Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность.
  7. Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
  8. Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.

Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Источник

Социофобия: как перестать бояться людей

Рассказываю, что такое социофобия, каковы ее симптомы и какие существуют способы справиться с проблемой.

Содержание:

Что такое социофобия

Социофобия – это сильный страх или дискомфорт, связанный с общением или пребыванием на людях. Чаще всего тревогу вызывают непривычные ситуации, нахождение в центре внимания или оценка другими людьми (сдача экзамена, чтение доклада).

Пример: Никита учится на третьем курсе университета. Сегодня первый день нового семестра. Перед каникулами группе задали сделать презентацию. Никита понимает, что это обычное домашнее задание, но необходимость выступать перед сокурсниками вызывает у него страх. Еще со школы он боится говорить на публике. Не важно, сколько слушателей в аудитории, – у него все равно начинает дрожать голос, он краснеет, а после выступления мучается от стыда. До защиты курсовой еще несколько месяцев, но мысли об этом уже вызывают тревогу.

Некоторые люди застенчивы – они смущаются при встрече с незнакомцами или при приеме на новую работу. При социофобии страх перед окружающими настолько силен, что приводит к избеганию общения. Он может появляться задолго до планируемого события, и человек готов пойти на многое, чтобы не попасть в мучительную для себя ситуацию. Причина социальной фобии — иррациональный страх негативной оценки со стороны окружающих. Человек не перестает бояться, даже если понимает, что для этого нет никаких объективных оснований. Те, кто страдают от социальной тревожности, часто считают страх перед людьми чертой своего характера, которую нельзя изменить. В действительности это не так. От социофобии можно избавиться. В этой статье мы поговорим о симптомах, причинах и способах преодоления данного недуга.

Социальная тревожность встречается примерно у каждого десятого человека, но не все, кого эта проблема касается, боятся одного и того же. Одни люди страдают из-за сомнений в своей привлекательности, другие опасаются показаться окружающим глупыми или слишком нервными. Одних страшит любое общение, а для других представляют проблему только некоторые ситуации, такие как общение с противоположным полом или начальством. Самый распространенный социальный страх — боязнь публичных выступлений.

Ситуации, часто вызывающие дискомфорт у людей с социофобией:

  • встречи с новыми людьми;
  • общение с представителями противоположного пола;
  • выступления на сцене;
  • нахождение в центре внимания;
  • критика или поддразнивание со стороны окружающих;
  • свидания;
  • звонки по телефону;
  • выполнение работы под наблюдением;
  • неформальное общение с малознакомыми людьми;
  • общение с представителями власти и людьми с высоким социальным статусом;
  • ответы перед классом;
  • пользование туалетом в общественных местах;
  • экзамены;
  • посещения кафе и ресторанов;
  • выступления на собраниях;
  • посещение праздников и собраний.

Симптомы социофобии

Некоторое волнение в присутствии окружающих еще не означает, что у человека социофобия. Многие люди застенчивы, но это не слишком мешает им в жизни. При социофобии из-за страха страдают важные жизненные сферы: работа и личные отношения. Легкое беспокойство перед докладом или выступлением на сцене абсолютно нормально, однако при социофобии не поддающийся контролю страх может появляться за недели до выступления или быть настолько сильным, что человек теряет способность говорить и адекватно действовать.

Эмоциональные симптомы:

  • постоянное беспокойство в ситуациях повседневного общения;
  • сильный страх перед незнакомыми людьми;
  • тревога, возникающая задолго (за несколько дней, недель или месяцев) до публичного мероприятия; чувство дискомфорта в ситуациях наблюдения или оценки со стороны окружающих;
  • опасение сделать на людях что-то неловкое;
  • страх, что окружающие заметят волнение.

Физические симптомы:

  • покраснение;
  • учащенное дыхание;
  • дрожь (в том числе дрожь в голосе);
  • сердцебиение;
  • приливы жара, потливость;
  • головокружение или слабость.
  • желудочно-кишечные расстройства;

Симптомы, проявляющиеся в поведении:

  • избегание ситуаций, связанных с общением, что негативно сказывается на успехах в работе и/или личной жизни;
  • стремление не выделяться в обществе, чтобы окружающие не заметили смущения;
  • потребность в сопровождении при посещении общественных мест;
  • употребление алкоголя «для храбрости».

Преодоление социальной тревожности

Релаксация

Когда человек нервничает, в теле происходят физиологические изменения, прежде всего учащается дыхание. Гипервентиляция нарушает баланс кислорода и углекислого газа, что приводит к появлению других симптомов тревоги – головокружению, усиленному сердцебиению, напряжению в мышцах. Упражнения на расслабление — эффективное средство преодоления страха. Это могут быть различные приемы из йоги, медитативные техники или прогрессивная мышечная релаксация. Регулярная практика таких упражнений помогает научиться контролировать ненужное волнение.

Читайте также:  Как самому избавиться от зуба

Вот небольшое дыхательное упражнение, которое можно выполнять для быстрого расслабления, когда это нужно:

  • сядьте ровно с прямой спиной, расслабьте плечи. Положите одну руку на грудь, а другую на область желудка;
  • сделайте медленный и ровный вдох через нос в течение 4 секунд. Рука, лежащая на животе, должна подняться, а рука на груди – незначительно сдвинуться с места;
  • задержите дыхание на 2 секунды;
  • сделайте как можно более полный выдох через рот в течение 6 секунд. Во время выдоха рука на животе должна сдвинуться, а рука на груди – только немного изменить положение;
  • продолжайте вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Придерживайтесь такой схемы: вдох через нос – 4 секунды, задержка – 2 секунды, выдох через рот – 6 секунд.

Работа с мышлением

Негативные установки

У людей с социофобией часто обнаруживаются усиливающие беспокойство негативные установки. Они могут проявляться в форме таких мыслей как:

  • «Я выгляжу как дурак».
  • «У меня будет дрожать голос, и я опозорюсь».
  • «Я не знаю, что говорить. Все решат, что я скучная».
  • «Все считают меня глупым».

Чтобы снизить социальную тревожность, нужно выявить и отказаться от подобных убеждений (самостоятельно или в процессе работы с психологом). Для этого сначала следует понять, какие идеи лежат в основе страха. Например, если человеку предстоит сделать отчет о работе в группе коллег, у него может появиться мысль: «Я не справлюсь, и все узнают о моей некомпетентности». Эту идею следует записать и затем проанализировать с точки зрения логики. Человек действительно не в состоянии справиться с отчетом? Будет ли возможное волнение во время доклада свидетельствовать о некомпетентности? После анализа нужно выработать новое, более позитивное и реалистичное отношение к предстоящему событию. Принятие нового убеждения наверняка уменьшит беспокойство.

Мыслительные ошибки

Всем нам в той или иной степени свойственно совершать мыслительные ошибки. Вот некоторые из них:

Чтение мыслей – предположение, что человек «знает», что о нем думают окружающие. Люди с социофобией, часто полагают, что окружающие оценивают их негативно.

Предсказание судьбы – человек «знает», что произойдет в той или иной ситуации. Обычно он уверен, что случится нечто очень плохое, и начинает беспокоиться еще до наступления событий.

Катастрофизация – преувеличение реальной значимости явлений. «Если все заметят, что я покраснел, это будет ужасно!».

Персонализация – человек думает, что окружающие обращают внимание исключительно на его недостатки, или что все происходящее имеет отношение лично к нему. Например, если ему отказали в просьбе, он считает, что это произошло из-за его дурных качеств, а не из-за того, что собеседника не мог пойти ему навстречу по объективным причинам.

«Как перестать думать о том, что все вокруг на меня смотрят?»

Людям, страдающим от социофобии, свойственно постоянно думать о том, какое впечатление они производят на окружающих, или о возникающих в теле симптомах страха. Эти размышления только усиливают волнение. Если перестать концентрироваться на себе, то тревога уменьшится. Вот как это сделать:

  • смотрите на других людей и окружающую обстановку;
  • внимательно слушайте собеседников вместо постоянного прокручивания в голове своих опасений;
  • не берите на себя всю ответственность за разговор. Паузы в диалоге – это нормально. Они позволяют собеседнику подхватить инициативу.

Посмотреть страху в лицо

Эффективное средство против с социальной тревожности — встреча с пугающими ситуациями. Избегание приносит облегчение в краткосрочной перспективе, однако мешает получению нужного опыта. Чем чаще человек уклоняется от какого-либо действия, тем больший страх оно вызывает со временем. Кроме того, избегающее поведение мешает достигать важные цели. Например, отказ от ответов на занятиях снижает успеваемость и ухудшает профессиональные перспективы в будущем.

Действуйте постепенно

Преодоление социофобии может казаться неразрешимой задачей, однако любое дело выполнимо, если разбить его на небольшие шаги. Если человек чувствует дискомфорт при встрече с незнакомыми людьми, можно начать с выхода в свет в сопровождении друга или подруги. В один из следующих выходов, когда пребывание среди новых людей станет более привычным, можно перейти к следующему шагу – небольшой беседе с кем-либо из присутствующих и т. д.

Важно:

  • не нужно стремиться побороть самый сильный страх за один присест – не торопитесь;
  • наберитесь терпения – для преодоления недуга требуется время;
  • освойте техники релаксации и разберитесь с негативными установками, лежащими в основе страха.

Если методов самопомощи недостаточно

Не существует единственного метода преодоления социофобии, который бы подошел всем без исключения. Некоторым людям хватит перечисленных советов для решения проблемы, а кому-то этих методов окажется недостаточно. В этом случае можно обратиться за консультацией к психологу. В настоящее время существуют эффективные программы работы с социофобией, которые позволяют решить проблему раз и навсегда. Обращение к психологу поможет уменьшить тревогу и освоить новые способы поведения.

Обычно программа состоит из следующих этапов:

  • выявление негативных установок и выработка новых, более реалистичных взглядов на социальные ситуации;
  • освоение методов самоуспокоения для уменьшения симптомов тревоги;
  • постепенное обучение более успешным навыкам общения и разрешения конфликтов.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей