- «Беременные» и материнские страхи: как перестать бояться
- Понижаем уровень тревожности во время беременности. Советы психолога.
- Страх перемен в жизни
- Страх беременности
- Страх родов
- Страх, что не справится с ролью матери
- Страх за здоровье ребенка
- Как избавиться от страха стать матерью
- Инструментарий
- Программы обучения
- Скоро
- Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога
- Пример консультации
- Некоторые препятствующие и дефицитарные бессознательные факторы, которые влияют на течение беременности, и возможность психокорекционной работы
- Примеры развития бессознательных негативных установок
- Страх как симптом и как эмоциональный опыт
- Пример работы психолога с негативным биологическим фактором во время беременности
- Литература
«Беременные» и материнские страхи: как перестать бояться
Понижаем уровень тревожности во время беременности. Советы психолога.
Анетта Орлова кандидат социологических наук, практикующий психолог, автор книг по психологии, радиоведущая
Перечень страхов и сила их проявления зависят от воспитания, уровня тревожности и от сложившегося образа «идеальной матери». Как с ними справиться, расскажет психолог Анетта Орлова.
Требования девушки к себе как к матери зачастую основываются на образе ее собственной матери. Причем если мама отлично справлялась со своей ролью, то она воспринимается как жесткий критик и хочется во всем соответствовать ей: «Вдруг я не справлюсь, не смогу быть такой же достойной, как моя мама?». Под формулировкой «быть как мама» каждая представительница прекрасного пола понимает нечто свое: воспитать достойного человека, обеспечить ребенку безбедную жизнь. В свою очередь, уверенность нашей героини в себе нередко зависит от оценки родителей: «Ты ужасная хозяйка, как с тобой муж жить будет?», «Приводи детей к нам, мы их накормим!». Как вы понимаете, при наличии высоких требований и низкой самооценки, волнения женщины, скорее всего, будут нешуточными. Если же мама была не очень внимательная, то девушке хочется во всем компенсировать своему ребенку тот дискомфорт, с которым она столкнулась в своем детстве. В обоих случаях возможны перегибы. Девушка так хочет быть хорошей мамой, что забывает о себе как о женщине, как о жене и любовнице.
Страх перемен в жизни
Каждый ответственный человек понимает, что с появлением ребенка жизнь неизбежно начинает меняться. Одни последовательно готовятся к этим переменам и ищут компромиссы: «Исполнится сыну 5 лет, и мы вместе с ним отправимся в поход! А пока будем смотреть семейные фильмы о приключениях». Другие до последнего момента живут на всю катушку, а потом почти хирургическим путем устраняют лишнее: «Пора переходить на другую должность, беречь свои силы для беременности, да и в будущем ребенку нужна мать, а не маркетолог».
Особо нерешительные женщины откладывают беременность до лучших времен: «Когда-нибудь мне надоест путешествовать и кататься на горных лыжах, когда-нибудь меня переведут в другой отдел и у меня появится больше свободного времени. Вот тогда я и стану мамой!». В итоге один запрос сменяется другим, в жизни женщины появляются новые проблемы и задачи, у нее формируется все более серьезное отношение к материнству: «Прежде чем думать о ребенке, нужно столько вопросов решить!».
Иногда люди настолько привыкают к пространству, которое они заботливо создали (подчеркиваю: пространство для самого себя и тех, кто делает их жизнь комфортной), что боятся вносить какие-либо изменения в свою жизнь. Сейчас это связано еще и с тем, что идет откровенная реклама гедонистического отношения к жизни, где успешность напрямую связана с количеством потребленных благ и удовольствий, где главное: как можно меньше работать и жертвовать своими интересами. Отговорки и оправдания могут быть самыми витиеватыми, например, «я с не справлюсь», «наш образ жизни будет вредить ребенку» и т.д. Есть вероятность, что за такими волнениями скрывается нежелание женщины жертвовать своими интересами, пускать в свою жизнь человека, требующего, к тому же, особого внимания.
Страх беременности
«Беременность — это не болезнь», — неустанно повторяют гинекологи. Любопытно, что после этих слов они протягивают женщине внушительную папку — медицинскую карту будущей матери, а также направления к ряду узких специалистов. «Через неделю ждем с результатами. И, кстати, поздравляем!» — говорит врач немного шокированной пациентке. Дальше начинается суета: забрать полагающиеся всем беременным витамины из аптеки, посетить окулиста, стоматолога, эндокринолога, сдать кровь, дождаться анализов и с исчерканными листочками вернуться в заветный кабинет. Так и получается, что беременность хоть и не является болезнью, наблюдения требует серьезного. Понимание этого факта, в свою очередь, заставляет женщин переживать: «Вдруг что-то пойдет не так?». Обсудить всевозможные варианты развития обычно удается прямо у кабинета гинеколога, ожидая очереди в кругу женщин с такими же проблемами (то есть с невероятным счастьем в животике). Они волнуются, строят догадки, делятся своим опытом и историями из телевизора. Если наша героиня отличается тревожностью, то все услышанное она спешит примерить на себя и на прием заходит с полным набором страхов. Знакомый гинеколог рассказала мне: «Однажды беременная спросила, можно ли ей купаться в ванной, дескать, не захлебнется ли малыш? Немало сил я потратила, чтобы объяснить ей — матка не пьет воду».
Страхи, которые испытывают представительницы прекрасного пола, естественны и понятны, все-таки в животик не заглянуть. Приходится полагаться на интуицию, а она у тревожных женщин иногда настолько активная, что может быть перебор предчувствий.
Здесь важно понимать, что женщина едва ли сможет все просчитать и предотвратить любые проблемы. Так что имеет смысл беспокоиться только о том, что под силу контролировать нам, а не природе. На этапе подготовки к беременности лучше сдать все необходимые анализы и, если потребуется, пролечиться. Попить необходимые витамины или насладиться правильным питанием, чтобы с первого дня будущий малыш получал все необходимые вещества. А во время беременности нашей героине следует соблюдать режим дня и рекомендации врача, гулять на свежем воздухе и кушать полезные продукты. К счастью, в подавляющем большинстве случаев страхи, связанные с ходом беременности, проходят во втором триместре. Когда начинает расти животик, чувствуются движения малыша, женщине становится легче отгонять дурные мысли. Тем более, на смену приходят другие страхи.
Страх родов
Переживания по поводу родов в жизни среднестатистической женщины появляются задолго до сокровенного дня, а возможно, и до наступления беременности. Дело в том, что представление девушки об этом загадочном процессе формируется из рассказов более опытных подруг или воспоминаний собственной матери, из ярких сцен кинофильмов и историй, прочитанных в Интернете.
«Я не беременна еще, но в будущем хочу ребенка. Вот только рожать очень боюсь. Слышала, что в процессе родов можно умереть! К тому же я очень чувствительная: когда у меня кровь из пальца берут, могу в обморок упасть. Не представляю, как перенесу роды, к тому же меня пугает физическая боль».
«Я перед родами уговаривала врача сделать мне кесарево, уж больно страшно было. Но она, к счастью, не поддалась уговорам. Не так все страшно, как мне говорили! Если решусь подарить сыну сестричку, рожать буду сама. Мне понравилось».
Хочу обратить ваше особое внимание на комментарии, посвященные добровольному кесареву сечению. Дело в том, что за последние 20 лет количество необязательных операций возросло с 3,6% до 5,5%, при этом чаще через кесарево сечение стали проходить обеспеченные женщины (статистика западных социологов). Конечно, изменение образа жизни современных женщин влечет за собой некоторые проблемы со здоровьем и, как следствие, увеличение числа проводимых операций. Однако нередко женщины отказываются рожать самостоятельно, потому что больно, сложно, опасно.
Женщинам, испытывающим подобные переживания, стоит обратиться за помощью к психологам или записаться на курсы подготовки будущих родителей. Знакомство с процессом родов и с особенностями послеродового периода, обучение различным техникам преодоления боли во время схваток, а также позитивное общение с «одногруппницами» помогут успокоить страх перед таинственным и неизведанным.
Стоит отметить, что страх родов порой помогает женщине защитить себя, если она на определенном этапе своей жизни не готова к материнству. Нередко она и сама верит в то, что не решается на беременность только из-за неизбежной боли. Чтобы выявить истинные причины этого страха, психологи проводят интересные тесты. Просят своих клиенток нарисовать две картинки: себя в процессе родов и себя же с маленьким ребенком на руках. Порой женщины, которые заявляли о страхе естественных родов, первую картинку рисуют в теплых, радужных тонах, четко выводят все линии, а вторую — мрачными, тусклыми красками, плохо прорисовывают ребенка на руках матери. Такие творения сообщают специалисту, что клиентка боится не родов, а ответственности, неизвестности, материнства.
Страх, что не справится с ролью матери
Задолго до появления малыша на свет, женщина начинает готовиться к новой роли. В результате у нашей героини формулируется четкий перечень требований к себе, появляется план развития ребенка на ближайшие 100 лет, а также строгие установки на жизнь семьи. Но на практике, как вы понимаете, все немного сложнее, чем в теории. Однако некоторые мамочки продолжают стремиться к идеальному образу без поправок на реальность: каждый новый день они воспринимают как очередной экзамен на соответствие требованиям и очень боятся его провалить.
По мере того как растет ребенок, у нашей героини появляются новые критерии для оценки, а значит и новые переживания. Если малыш позже остальных начинает держать голову, ползать, ходить, говорить — она плохая мать. Если кроха хуже других справляется с детскими головоломками, изготовлением поделок, а позже с чтением и письмом — она плохая мать. Вот лишь несколько историй:
«Я плохая мать. Я не люблю, а иногда даже ненавижу своего сына. Ему 8 лет. Я очень переживаю за него, целую, обнимаю, но каждый день он совершает ошибки, которые приводят меня в бешенство. Суть в том, что он все делает так, как не надо, как мне не хотелось бы. У него нет мечты, он неопрятен, небережлив, невнимателен. Я не знаю, что мне делать. Вроде отругаю его, а потом реву от злости на себя, от жалости к сыну».
«Тяжело признавать свои ошибки, но я, кажется, плохая мать. Когда малыш выводит меня из себя, не могу сдержаться — кричу, хотя знаю, что нельзя. Мне не хватает терпения, чувство вины стало моим постоянным спутником».
Как видите, переживания женщин в первую очередь связаны с тем, что они испытывают чувство вины перед ребенком, и здесь, скорее всего, проблема просто в излишне завышенных требованиях к самой себе и к роли матери в целом. Важно понимать, что материнский перфекционизм приводит к раздражению и вызывает постоянное чувство вины, в чем едва ли нуждается ребенок.
Страх за здоровье ребенка
Переживания о здоровье ребенка зарождаются еще во время беременности и проходят через всю жизнь любящей матери. Кажется, что пройдет определенный этап и уйдут вместе с ними все страхи, но по мере того как растет малыш, появляются новые опасности, а значит и поводы для волнения. Так, сначала тревогу матери вызывает частый плач новорожденного ребенка: «Вдруг у него что-то болит, а сказать этого он не может?». Интересно, что спокойный, продолжительный сон в этом случае не успокаивает молодую мамочку, а напротив, вызывает у нее очередную порцию переживаний. «Что-то не так», — думает женщина и спешит с проверкой в спальню. Когда малыш становится самостоятельным, тревожная мама начинает переживать, не ударится ли непоседа об угол стола, не проглотит ли таблетки, не засунет ли пальчики в розетку. В это время малыш все чаще видит испуганный взгляд матери и постоянно слышит от нее слово «осторожно», как результат — в душе маленького человечка также зарождается тревога. Следующим непростым этапом становится детский сад, поскольку в стенах этого заведения о малыше заботится чужой человек, а далее — школа и переходный возраст, когда ребенок остается без присмотра взрослых на полной опасностей улице. Стоит отметить, что сегодня все более активным становится страх преступления против ребенка или несчастного случая с его участием, потому как об этом с завидной периодичностью сообщают СМИ.
Отмечу, что родители, страдающие излишней тревожностью, нередко воспитывают слабых, неуверенных деток. Это, как вы понимаете, не помогает ребенку в жизни, которая не меняет своих требований и условий. Кстати, недавно специалисты из Великобритании провели испытания для деток — нужно было висеть на шведской стенке, приседать и держать груз на вытянутой руке. Интересно, что 10 лет назад проводились такие же эксперименты. Сравнив результаты, эксперты заключили, что современные детки слабее своих старших товарищей: «Малыши перестали лазить по деревьям и канатам, они не получают удовольствия от покорения дворовых вершин, вместо этого ребята сидят дома за своими компьютерами». Естественно, чрезмерная опека сказывается не только на физических способностях ребенка, внутренними ограничениями наполняются все сферы его жизни, а страх становится настоящим диктатором. Так, моя клиентка отказалась от выигранной путевки на Бали из-за того, что боится летать. «Я никогда не летала на самолетах, мама всегда покупала билеты на поезд, дескать, в небе может случиться все что угодно», — вспоминает она.
Таким образом, тревожной мамочке по возможности лучше контролировать свои страшные мысли ради малыша. Необходимо продумать, как разнообразить свою жизнь, чтобы не было 100% концентрации на ребенке. Например, обратить внимание на отношения с супругом, поставьте амбициозные цели на работе, займитесь йогой и попытайтесь познать себя. В том случае, если переключиться не получается, имеет смысл обратиться к психологу, специалист подберет необходимые методики и поможет в борьбе со страхами.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Как избавиться от страха стать матерью
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Женские сексуальные расстройства: деликатное решение интимных проблем
Семейное психологическое консультирование: системный подход
Технология продвижения своих услуг инструментами арт-маркетинга
Скоро
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога
Автор
Рассмотрим некоторые актуальные практические темы и проблемы в связи с психотерапевтической поддержкой женщин, которые боятся (осознанно или неосознанно) будущей беременности. И испытывают страхи в период беременности. В своих размышлениях мы можем опираться на биопсихосоциальный подход к проблеме. Зачатие, беременность и роды — это важнейший процесс, затрагивающий многие стороны жизни женщины как человека. Очевидно, что затрагивается и огромная сфера социальных и культурных институтов, и область межличностных отношений, и область персонального биологического и эмоционального опыта. Это не только социально ответственное действие, но и биологический процесс, в котором присутствует тема жизни и смерти. Мы должны еще брать в расчет и тему времени. Процесс ожидания исхода беременности занимает 9 месяцев, и естественные темы страха перед неопределенным будущим актуализируются в теме беременности.
Социальные и личностные темы во всех областях жизни затрагивают не только актуальную ситуацию, но и будущее (рождение и воспитание детей) и прошлое (опыт семьи или опыт группы в исторической перспективе). Страхи перед будущей беременностью могут находить себе место и иметь источники в любой (биологической, социальной, личностной) из этих областей. Часто страхи, связанные с беременностью, имеют некоторую общую основу со страхами более общего типа, именно — со страхами перед сексуальностью. Что открывает многочисленные перспективы и необходимость для психологической работы. Страхи в области сексуальности, в свою очередь, могут быть связаны с детскими моральными и физическими травмами (в области сексуального развития), с неприятным опытом сексуальных отношений, с опытом, связанным с дефлорацией (по психологическим или физиологическим причинам такой опыт может стать крайне травматичным) если партнер не был опытным и не смог нормально провести дефлорацию. Наиболее частая причина страха перед сексом — опыт физического насилия, что всегда связано с сильным стрессом и социальной дезориентацией.
С точки зрения биопсихосоциального подхода, прежде всего, страхи перед будущей беременностью основаны на социальных предубеждениях и требованиях, которые есть в окружении женщины. Вторую группу составят убеждения и персональные установки, которые имеют место в истории семьи и в окружении женщины, в событиях ее биографии. Большую роль играют невротические персональные установки и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Но может быть обнаружена и биологическая составляющая. Иногда страхи и опасения могут влиять не только на планирование беременности, но и на течение беременности. В некоторых случаях страхи, особенно иррациональные или бессознательные, могут влиять на психогенную бездетность или провоцировать синдром утраты беременности на ранних сроках. Все случаи страхов рассматриваются нами с точки зрения практической психологии. Мы отдаем себе отчет, что беременность и вынашивание — это сложный физиологический процесс, в котором психосоматические связи играют весьма малую роль. Но в области практической психологии есть большое поле работы именно с косвенными психологическими ресурсами и страхами, которые связаны с успехом или не успехом беременности.
Тактики работы практического психолога выбираются в зависимости от области, в которой актуализируется страх. Чаще всего необходимо затрагивать не сам симптом (страх перед беременностью), а большие области семейной истории, отношения в родительской семье, отношения в актуальной супружеской паре, персональные личностные установки человека… Такая работа психолога создает благоприятный фон для развеивания страха.
Рассмотрим отдельно биологический уровень. Существует два особых типа проблем страхов, связанных с психо-соматическими темами и будущей беременностью.
Первый тип – «психогенная бездетность» или «психогенное бесплодие». Если в течение года супружеской паре не удается завести ребенка, мужчине и женщине специалисты в области репродуктивной функции советуют обратиться к специалистам (это гинеколог и андролог). Если не обнаружено заметной физической причины, мешающей наступлению беременности, то допускается вероятность психогенного (психологического) бесплодия. С этой точки зрения психологическое бесплодие рассматривается как результат осознанного или неосознаваемого нежелания женщины иметь ребёнка. То есть это бесплодие, которое связано с переживаемым женщиной не столько физиологическим, сколько личностным (психическим) стрессом, и такое предположение есть повод направить женщину к психологу. В популярной литературе этот термин используется достаточно широко, однако термин «Психогенная бездетность» не строгий в академическом отношении. По сути дела, термин отражает ситуации, известные в практической психологии. Депрессивные переживания (не клинического уровня) способствуют стрессу и препятствуют зачатию, даже при обычной практике сексуальной жизни в семье. Занятия с психологом, направленные на общие темы, связанные с эмоциональной жизнью, приводят (иногда) к удивительным не специфическим соматическим результатам (например, восстановлению репродуктивной функции). Предположительно, депрессивные мысли и подавление части эмоций, которые прорабатывает с клиенткой психолог, могли через косвенные психосоматические связи влиять на физиологию репродуктивного цикла. К этой же области относятся те случаи, когда пациентки обращаются по поводу невозможности зачатия ребенка, на фоне умеренно выраженной патологии. И занятия с психологом, в которых стабилизируется общая сфера эмоциональной регуляции и прорабатываются старые травмы, бывают полезны. То есть, те случаи, когда, по данным специалистов, соматический фон удовлетворителен («конечно, есть проблемы, но беременность возможна!» – говорят врачи), но зачатия не происходит.
Второй тип обращений имеет место по поводу проблем периода беременности. Это привычные выкидыши, сильные интоксикации, сложные соматические состояния во время беременности. Или выкидыши происходят в первые 2 недели беременности.
Выраженные соматические проблемы на ранних стадиях беременности, раннее прерывание беременности, привычные выкидыши обусловлены в значительной степени внутренними (соматическими) факторами, но часто эти факторы усилены за счет сознательных или бессознательных установок пациенток. То есть, за счет психогенной обусловленности. Опыт психокоррекционной работы показывает, что при формировании правильных бессознательных (а зачастую и рациональных) установок удается мобилизовать защитные силы организма, и патологическое влияние соматических неблагоприятных факторов снижается.
Наиболее частые психические механизмы, которые нуждаются в коррекции:
- опасения в связи с актуальным изменением картины своего тела и своей телесной само-ориентации;
- бессознательное избегание беременности как социально неблагоприятного фактора;
- страхи по поводу предполагаемого изменения образа жизни, часто на основе детского негативного опыта, полученного в семье;
- негативные семейные сценарии относительно беременности, родов и воспитания маленьких детей;
- иррациональный страх не справиться с ребенком (иррациональный страх перед будущим ребенком);
- страх родить «неправильного» ребенка;
- страх быть плохой матерью;
- болезненная картина отношений в будущей семье, часто на основе собственного детского опыта;
- страхи по поводу самого процесса родов (страх боли, страх смертельного исхода);
- неосознаваемое чувство вины перед матерью, основанное на детском опыте;
- бессознательные воспоминания о собственной «родовой травме»;
- фантазии о разрушении и о боли, которую испытывала мать беременной или во время родов;
- страх (излишнее беспокойство) по поводу будущего ребенка, который приводит к избыточному контролю над собственным телом и, как следствие, к бессознательным иррациональным «негативным» командам собственному организму;
- «неадекватная» символическая (в сюжетно организованных образах) картина процесса зачатия, беременности и родов, на бессознательном уровне, которая самопрограммирует выкидыши или «не зачатие»;
- ПТСР в отношении детского опыта, связанного с развитием сексуальности (часто -переживание стыда или страха);
- и многое другое.
Для примера — список страхов, который был озвучен на одном из семинаров учебной группы по перинатальной психологии:
- Страх, что будет ребенок с дефектом (физический дефект или проблемы психического развития).
- Страх задушить ребенка во время родов, узкий таз, лучше уж кесарево сечениие.
- Страшно собственное телесное изменение и возможность потолстеть или потерять свою красоту
- Боюсь, что не проснется материнский инстинкт и я буду плохой матерью.
- Страшно, что не смогу совмещать учебу, работу, беременность и воспитание ребенка, так как нет поддержки со стороны родителей.
- Страх вести себя неадекватно во время процесса родов и тем самым навредить ребенку.
- Боюсь, что не справлюсь с ролью и функцией матери.
- Боюсь токсикоза, который был при прошлой беременности.
- Боюсь сойти с ума, так как слышала о психозах беременных или послеродовых.
- Страх, что в роддоме подменят ребенка.
- Страх что ребенок будет с синдромом Дауна, если после 38 лет беременность.
- Страх получить инфекцию при переливании крови.
- Страх перед медицинскими манипуляциями.
- Стыдно, что ты раскорякой и что приведут студентов смотреть.
- Страх некомпетентности врачей.
- Страх что муж разлюбит и не заберет из роддома или бросит с маленьким ребенком.
- Страх в целом перед изменениями обстоятельств и условий жизни.
Мы видим в этом списке, что страхи могут относиться и к области физического здоровья, и к области собственных психических установок, и к области межличностных отношений.
Все эти весьма разнообразные темы могут быть обсуждены в процессе подготовки женщины к беременности и стать основанием для личностного роста и развития позитивных межличностных отношений в семье. Работа психолога может проводиться в индивидуальной или в групповой форме. Практика показывает, что нельзя отдать предпочтения однозначно психодинамическим, экзистенциально-гуманистическим или когнитивно-поведенческим методам, важен сам факт проработки косвенных стрессовых факторов и тем из личностной или социальной области. Иными словами, подходят любые методы, которые поддерживают диалоговый формат, ориентированы на феноменологию и дают возможность провести краткосрочное проблемно ориентированное консультирование.
Мы понимаем, что консультирование во время беременности или непосредственно в период планирования беременности относится к области кризисного консультирования или проблемно центрированного консультирования, вследствие ограниченности времени и особого биологического состояния клиента.
Поэтому мы можем предлагать на практике клиенткам именно краткосрочные проблемно ориентированные методы. Второе практическое соображение относится к специфике временной, социальной и биологической неопределённости всех процессов, связанных с беременностью. Так как сам факт биологической беременности относится к области опасных для жизни событий, включающих элемент реальной неопределённости и в отношении самого течения беременности, и в отношении результатов, необходимо признавать естественный и реалистический факт наличия у женщины тревоги перед будущим. Конечно, несколько естественных психофизиологических механизмов, связанных с репродуктивной функцией, и множество культурных и социальных алгоритмов совместно «работают» так, чтобы женщины отвлекались от негативных мыслей. Но мы учитываем этот факт при выборе стратегии консультирования, в том числе отдавая предпочтение ясным и простым по форме стратегиям проблемно центрированного консультирования. Избыточные психоаналитические и психодинамические изыскания могут создать парадоксальные смысловые ситуации.
Мне бы хотелось напомнить, что человек естественным образом опасается будущего. Страх перед неопределенностью предстоящей жизни компенсируется планированием, оптимизмом, верой в поддержку со стороны людей, верой в обычаи и даже верой в суеверия. Потому что даже в ситуации «здоровых страхов» тревога перед будущим, особенно если есть реальная опасность, заставляет человека проецировать алгоритмы из прошлого. И часто искать опоры в символах и обычаях для того, чтобы избежать тревоги. Беременность и предстоящее появление на свет нового маленького человека — это ситуация с высоким уровнем неопределенности. Поэтому слишком настойчивое исследование прошлого может иногда запутать клиентку.
Далее мы предложим читателю заглянуть в мастерскую практического психолога. Мы попробуем обсудить, не претендуя на полноту, некоторые практические темы, которые часто встречаются в консультировании беременных.
Пример консультации
Оле 28 лет. Она боится беременности и всячески избегает этой темы в своей жизни. Родители и муж уговаривают ее. Оля сообщает, что боится некомпетентности врачей и приводит примеры неудачных исходов при родах. Ошибки врачей, которые сильно вредили здоровью и ребенка и матери.
На первой консультации психолог предложила обратиться к области социальной компетентности. Оля обсудила с психологом, что могла бы пообщаться с теми, кто уже прошел через роды, выбрать более надежного врача. Навести справки про компетенцию врача. Выяснить, что именно в своем организме она считает опасным, по поводу чего нужно вмешательство доктора и его особая компетентность.
Однако клиентка сосредоточенно говорила о возможности ошибки: «Что если доктор провел много успешных операций, именно на моем случае может не хватить компетенции…». Психолог сделал попытку исследовать идеальный образ «компетентного доктора» и сформулировать признаки компетентности, а потом найти реального человека, который максимально подходил бы к этим признакам. Но эти размышления только частично ослабили беспокойство клиентки. Обращение к внешним референциям, как оказалось, не дало ей достаточно опоры.
На второй консультации психолог предложила сосредоточиться на личностных установках клиентки.
Фрагмент сессии:
Клиентка: «Я боюсь некомпетентности врачей».
Терапевт: «Да от врачей много зависит. И мы знаем, что они стараются помогать…».
Клиентка: «Очень трудно выбрать компетентного врача, когда я думаю об этом, все сжимается в теле…».
Терапевт: «У вас есть опыт неприятных столкновений с врачами?».
Клиентка: «Нет. Я не болею. Но в детве мама часто водила меня в поликлинику на обследования и всегда говорила, что нужны очень компетентные врачи. Что бабушка болела и умерла, потому что врачи были не компетентные».
Терапевт: «Да, это должно было быть сильное впечатление для ребенка. А бабушка долго болела?».
Клиентка: «Да. Она тяжело болела, и мама очень беспокоилась за нее. Не могла смириться с тем, что бабушка слегла. Искала хороших врачей… а бабушка предпочитала лечиться в самой обычной больнице…».
Терапевт: «А как вы помните, в детстве в вашей семье были позитивные истории, когда человек болел и выздоровел?».
Клиентка: «Да мама говорила о своей сестре, моей тете, что у нее крепкое здоровье».
Терапевт: «Вот я подумала, что вы, размышляя о беременности, совсем исключаете себя саму. Много внимания даёте врачам, и совсем мало — себе самой. Как будто бы вас совсем почти и нет в фокусе вашего внимания. Если думать о сестре мамы, то мама сказала, что у сестры, вашей тети, «крепкое здоровье». То есть она умеет болеть и выздоравливать».
Клиентка: «Да. Она обращается к врачам, но не часто».
Терапевт: «Я подумала, что она как то сотрудничает с врачами и те ей помогают».
Клиентка: «Да, она, конечно, когда заболеет ходит к врачу»».
Терапевт: «А вот что-то в ваших размышлениях меня беспокоит. Как будто бы есть только те специалисты, кто снаружи от вас. А вас самой как будто бы и нет совсем. Как человека. Как того, кто имеет свое тело и свою способность поддерживать свою биологическую жизнь…».
Клиентка (заинтересованно): «В каком смысле?».
Терапевт: «А как вы думаете, беременность и роды – это естественное человеческое состояние? Или болезнь?»
Клиентка (задумчиво): «Ну… болезнь.. нет, все-таки это естественный процесс! И то, и другое… могут быть осложнения…».
Терапевт: «Давайте я предложу вам так фокусироваться: вы сами имеете свое тело и свою уникальную способность жить, и справляться с физическими стрессами, и врачи вам помогают пройти путь беременности. Ваш вклад в этот процесс основной… и врачи тоже делают свое дело…».
Клиентка: «Мне нравится эта мысль. Я понимаю сейчас, что в детстве мама все время говорила о некомпетентных врачах, потому что переживала из-за смерти бабушки. И ведь правда, это от меня самой зависит, как жить и как помогать себе самой».
Терапевт: «Да это более справедливо. Можно делать много хороших вещей, чтобы беречь свое здоровье и чтобы благополучно проходить через сложные моменты жизни. И врачи помогают, но их функция вспомогательная».
Клиентка: «Мне нравится идея взять ответственность за свою жизнь. Это что-то, что мама не давала мне сделать в моем детстве… Она всегда забирала у меня инициативу и давала понять, что сама по себе я никогда не справлюсь со своей жизнью… а я сейчас все-таки взрослая…».
В этом фрагменте разговора психолога с клиентом мы видим, что именно на личностном уровне Ольга смогла обнаружить тот источник беспокойства, который создавал для нее трудности. Поэтому, хотя « тематический запрос» был сформулирован на социальном уровне (компетенция врачей), решение вопроса лежало на личностном уровне…
Некоторые препятствующие и дефицитарные бессознательные факторы, которые влияют на течение беременности, и возможность психокорекционной работы
Можно выделить препятствующие и дефицитарные факторы, которые влияют на появление бессознательных негативных установок, которые препятствуют благоприятному течению беременности. Препятствующие факторы – это интенсивные аутоагрессивные установки, которые появляются как результат опыта, связанный с негативными ожиданиями, вытесненный в бессознательное негативный опыт прошлых беременностей, закрепленное поведение, например, «привычка» к выкидышам. Такого рода проблемы решаются с помощью рациональных методов, с включением элементов эмоциональной коррекции. Прояснение скрытых мотивов существенно улучшает эмоциональное состояние пациентки и способствует стабильности ее физического состояния.
Дефицитарные компоненты, препятствующие нормальному зачатию и вынашиванию, относятся к области символического описания самого процесса вынашивания и родов. Организм женщины на психическом плане оказывается не готов к изменениям, связанным с беременностью, и «протестует» против изменения, как против болезни или оказывается слишком «инфантильным», чтобы принять новый опыт. Направление работы в этой области – создание (внедрение) бессознательных символических установок на «правильное по алгоритму переживание процесса беременности и родов. Эта работа может проводиться методами гештальта с использованием символов, методов активного управляемого воображения и недирективного гипноза. В этих случаях создаются (конструируются) новые образцы символического поведения. Новый символический опыт часто может быть предложен в кооперации с проработкой символических следов старого травматического опыта. Отдельную группу проблем у тех, кто обращается за психологической помощью по поводу беременности, составляют проблемы системного характера, в которых на первом плане – иммунные механизмы. Тем не менее, новейшие достижения в области психоиммунологии свидетельствуют, что при создании целенаправленных символических бессознательных установок на изменения функционирования биология организма дает позитивные сдвиги.
Примеры развития бессознательных негативных установок
Случай 1. Женщина в браке, стабильная семья, имеет сына 8 лет. Категорически боится (не хочет) заводить нового ребенка. Муж настаивает. Материальные условия позволяют. Что-то мешает принять позитивное решение. В ходе терапевтического исследования выясняется удивительная связь ранее принятых решений и нынешней ситуации. До свадьбы женщина (ей было 18 лет) была влюблена в НЕГО. ОН уехал в другую страну, женился. Она познакомилась с хорошим человеком и вышла замуж. Поддерживали иногда переписку. Встретились как-то во время туристической поездки и оказалось, что стали совсем чужими… В основании страха обнаружилась незавершенная история старой любви. Отъезд был так стремителен, что не успела отгоревать по несостоявшемуся. Убеждение, которое было в фоне ее размышлений о беременности: «Вдруг решусь уехать к НЕМУ? С одним ребенком еще могу эмигрировать, а с двумя точно не справлюсь…». Женщина с удивлением обнаружила, что не могла забеременеть, так как предала бы детскую давно забытую влюбленность к другому человеку.
Случай 2. Женщина 26 лет избегает брака и беременности. Однако говорит, что хочет ребенка. Потому что хочет чувствовать себя женщиной. Мы обнаружили в ее случае влияние детского опыта на поведение взрослого человека. Девочка в 11 лет прочитала, тайно от взрослых, роман Эрнеста Хэмингуэя «Прощай, оружие!», сюжет о войне, о духовных исканиях героя и о любви. Ее, естественно, среди прочих событий интересовала любовная линия и судьба героини. В финале истории, по воле автора, молодая женщина умирает после родов. Так неудачно сложилось, что в тот же период она прочитала философскую новеллу Леонид Леонова «Evgenia Ivanovna» . Это не совсем детское чтение, так как в этих двух книгах главная героиня, которая символически отражает важные для автора темы, переживает беременность и умирает от послеродовой горячки. Девочка запомнила эти сюжеты. Так как чтение было тайным, она не могла обсудить тему с родителями из-за стыда. Став взрослой, девочка старательно избегала отношений с мужчинами и опасалась беременности. С навязчивостью предохраняясь. Так как внушила себе идею, что умрет во время родов. Рациональные увещевания родственников и подруг не помогали избавиться от навязчивого убеждения.
Случай 3. Семейный сценарий, который намекал на то, что появление беременности ухудшит жизненную ситуацию: Бездетные сестры мамы жили хорошо, мама жила бедно, « потому что все отдала детям».
Случай 4. Женщина 26 лет не хотела даже думать о сексуальных отношениях и тем более беременности. Родственники активно предлагали ей «подарить им внука или внучку»; сюжетом ее страха оказалась агрессия к своей матери и отрицание себя как женщины (нежелание быть женщиной).
Страх как симптом и как эмоциональный опыт
Важная компетенция психолога состоит в том, чтобы различать, в каких случаях тема страха перед беременностью и, шире, страхов в области репродуктивной функции отражает реальные темы и обстоятельства жизненной ситуации женщины и ее семьи, а в каких ситуациях тематический разговор на тему страхов (в этой жизненно важной области человеческого опыта) является симптомом, который, в свою очередь отвлекает от истинного (внешнего или внутреннего) источника стресса (и естественного источника интереса человека). Социальная и биологическая значимость темы легко подвигает людей к тому, чтобы сознательно или бессознательно маскировать темой «страх беременности» другие важные темы. Во втором случае избыточное и наивное внимание психолога к тематическому запросу «боюсь беременности», то есть к сюжетам, предложенным со стороны клиента, только затягивает получение эффективной помощи и запутывает клиентку или клиента.
Часть первая, страхи «естественные»
Как мы упоминали в начале этого эссе, будущее всегда связано с неопределённостью. Беременность и рождение нового человека — это всегда путь в будущее, о котором женщина может только догадываться. Потому и она сама, и ее окружение имеет основание для реальных беспокойств. Которые никак не стоит считать симптомами. Для того, чтобы уменьшить влияние такого естественного переживания страха перед будущим, необходимо создать благоприятную внешнюю среду (поддержку) и максимально полно информировать человека о предстоящих ему жизненных обстоятельствах. Возбуждение и беспокойство при новизне, опасения в связи с неизвестным будущим, волнение и ожидание, опасения женщины перед новым социальным статусом и перед новым физическим состоянием. Большая информированность и планирование помогает справиться с частью таких страхов. Та часть страха, которая связана с реальной неопределённостью будущего, преодолевается на духовном уровне, с помощью любви и надежды.
Часть вторая. Страхи беременных как симптомы
Страхи инфантильные (фантазийные, иррациональные). По форме эти страхи похожи на детские персонажи страхов, «страшные истории», персонажи снов-ужастиков. Психический механизм таких страхов заключается в том, что из-за сильного психического или физиологического регресса человеку в сновидениях или сновидных фантазиях является нечто иррациональное. Примером реализации инфантильного страха может служить фильм «Ребенок Розмари» (женщина рождает ребенка-дьявола). Сновидения или иррациональные фантазии часто повторяют образы и опыт детских травм или иррациональную символическую переработку травматического эмоционального опыта. Есть указания на иррациональные следы травмы собственного рождения. Тактика психолога построена на признании сильного эмоционального стресса или регрессии. Рекомендуется использовать методы арт-терапии или методы работы с символикой сновидения.
Страхи социальные. Напряжение, вызванное социальным давлением и страх этого стресса. Страх обвинения, осуждения или отвержения. Иногда страх вызван опытом, когда имел место «малый Стокгольмский синдром», или эффект социального обвинения человека, который оказался в сложной ситуации. Часто источник такого страха мы обнаружим в опыте семейных сценариев, в которых беременность вела к болезни, к смерти или ухудшению качества жизни. Тактика психолога состоит в том, чтоб идентифицировать источники информации и выявить реальные послания, которые человек получает из своего ближайшего окружения. Часто полезным бывает построение генограммы и прояснение посланий, полученных из истории своей семьи.
Страхи действовать. Страх действовать (нарциссические страхи). Человек не справляется с действиями, которые вызывают беспокойство, но с которыми люди обычно справляются. Боюсь выступать перед собранием, действовать, сопровождающая эмоция – стыд и опасения социальной атаки. Женщина может опасаться беременности (стыдно если не замужем) или, наоборот, из гордости скрывать реальные опасения.
Экзистенциальные страхи. Это страх смерти, одиночества, отверженности, потери смысла. Многие авторы считают, что это естественная и важная часть человеческого самопонимания. Однако если такой экзистенциальный страх сильно связывается по сюжету с темами, которые относятся к области репродуктивной функции, психолог может предположить, что это не свободные размышления о жизни, а некоторый вариант обсессивно-компульсивного синдрома. В этом случае психолог дает свое внимание темам личных кризисов или жизненных обстоятельств и конфликтов, депрессии, которые могут создавать фон беспокойства и тревоги. Настойчивая «экзистенциальная» тема может указывать на скрытую личностную тему, которая обычно не выходит на первый план.
Травма и ее след. По своему психическому механизму этот симптом ближе всего к «условному рефлексу»: человек попал однажды в неприятную ситуацию, не смог найти хорошего решения этой ситуации и теперь, во всех похожих случаях, у него поднимаются те же чувства, что и раньше. Это может быть воспоминания о неудачном течении предшествующей беременности или родов, об операциях. Или другие неприятные ассоциации. Психолог предлагает найти ресурс и вернуться к старой ситуации, выразить чувства и пробудить возможность быть активным, защитить себя или получить поддержку. После такой проработки старой ситуации, как правило, симптом ослабляется.
ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессия. Внимание к теме беременности, опасения или избыточная тематическая загруженность это жизненно важной темы может быть связана с тем, что человек сейчас переживает депрессию после травмирующего события, после утраты или после травмы. Беспокойство, которое осталось как след стрессового события, остается в глубине души человека и прорывается в области, которые не связаны сюжетно непосредственно с тем источником, который то самое беспокойство вызвал. Тактика работы психолога в том, чтобы найти события в прошлом, от которого остался такой тревожный след. Это может быть незавершённое действие. Стрессовое событие (конфликт), забыто, человек о нем не думает, но след остался и проявляется в форме симптомов. Человек не жалуется на утрату, или на прошлый стресс. И даже не сообщает о своей тревоге. «Травму совсем не помню, тогда не волновалась. А сейчас все как-то не так идет в жизни…». Но психолог замечает, что в реакциях человека есть напряжение. Его симптом вызван тем, что есть в фоне его жизни общая дезадаптация и тревога, которая создает повод к беспокойствам по актуальным ситуациям. Общая тревожность распространяется и на тему возможной беременности. Обычно после тщательной проработки утраты или старого конфликта симптом развеивается.
Особенности личности (патология характера). Фиксации некоторых форм контакта с людьми, оставшиеся от раннего детского возраста. «Боюсь близости», «боюсь поглощения», «боюсь отвержения», «боюсь новых людей»… Беременность и отношение к ней могут быть поняты как сюжет общей стратегии в отношениях. Тактика терапевта состоит в том, чтобы максимально проработать детский опыт человека. И помочь создать новые формы контакта с окружающим миром, выработать новые защитные и регуляторные механизмы психической адаптации. Психологу не стоит рассчитывать на быстрые результаты такой работы.
Неврозы. Тревога вызвана внутриличностным конфликтом. Борьба мотивов. Форма поведения носит символический характер и косвенно указывает на дефициты потребностей. Беременность (будущая) может значить что-то в системе отношений с близкими или с социумом. В том числе «психогенное бесплодие» часто понимается на практике как симптом невроза. Тактика терапевта – прояснение смысла и значения всех сил и тенденций, которые действуют во внутриличностном конфликте. Психолог старается разворачивать актуальный конфликт в его полноценной эмоциональной форме.
Психические заболевания, нарушение деятельности ЦНС разного типа. Эти нарушения проявляются как сильная тревога и дезориентация работы психики, симптомы: галлюцинации, навязчивости, иррациональные страхи. Тревога мучительно переживается женщиной, но причина тревоги ей не понятна. Поэтому эта тревога иногда может проецироваться в форму ожиданий или размышлений по темам, которые связаны с беременностью. Помощь заключается в том, чтобы организовать медицинское лечение заболевания. Сюжет, связанный с беременностью, не стоит делать предметом обсуждения с психологом.
Вывод
Если психолог наблюдает во время консультации проявление одной из форм страха как симптома, он задумывается о том, как он может распознать глубинную причину тревоги и беспокойства и выбрать подходящую тактику для своей работы. То есть, работать с фоном, а не с симптомом.
Пример работы психолога с негативным биологическим фактором во время беременности
Приведем иллюстрацию биопсихосоциального подхода к консультированию. Эта тема возникла на семинаре как дополнительная, потому что семинар был посвящен теме страхов перед будущей беременностью. Однако тема страха перед беременностью часто ассоциируется со страхом перед будущими неприятными физическими перспективами периода беременности, в том числе токсикоза беременных. Поэтому полезно предложить некоторые простые идеи, которые могут помочь как рекомендации для консультирования беременных женщин с токсикозом.
Общие положения и основания, которые помогают выбрать тактику работы с опытом токсикоза:
Биологический уровень. Очевидно, что беременность есть особое биологическое состояние. Отличное от «обычного». Оно временное. Оно законное, планомерное и полезное. Оно отличается по субьективным самоощущениям от прежнего, обычного. Это состояние биологически очень эффективное. Негативный аспект – «токсикоз». Сопровождающий (иногда) особое состояние.
Личностный психический уровень. Женщина регистрирует изменение своего физического и психического состояния. И может это изменение интерпретировать, по своему усмотрению, как «позитивное изменение», или как «что-то, что отличается от обычного и потому опасно». Именно этот момент выбора позиции и является областью вмешательства со стороны психолога.
Социальный уровень. Женщина хочет быть «как все», она может скрывать свою беременность до времени и стараться быть обычным членом общества. Общество говорит, что «если токсикоз, значит ты беременна». И общество ждет от женщины некоторого специального поведения.
Область возможного вмешательства терапевта. Мы предполагаем, что некоторые женщины старается ради себя и ради общества чувствовать себя «как всегда», то есть здоровой (биология) и сильной (социальный статус). И действительно часто атакуют саму себя за то, что чувствуют себя «по-другому». Эта атака может за счет самовнушения действительно перейти на биологическое состояние. «Я давлю себя реального и побуждаю себя чувствовать себя не так как есть а так, как нужно!». Если женщина склонна к самовнушению, то она может (исхитриться) заставить свою биологию так сложно настроиться, что реальный процесс один, а вызвать другой, который имитирует «здоровье привычное». В итоге биологический уровень регуляции сбивается и создается прецедент психического напряжения (стресса) и это дает дополнительный повод к развитию токсикоза. Будем реалистичными. Я как психолог была бы слишком самонадеянным человеком, если бы сводила все биологические проблемы к психологическим. Но я позволю себе обратить внимание на такой факт, как способность организма человека к саморегуляции и самовосстановлению. С этой точки зрения снижение психологического (личностного) компонента стресса улучшает шансы организма как физического (биологического) целого на успешную и эффективную саморегуляцию.
Поэтому рекомендуется предложить человеку: «Скажи «до свидания» старому состоянию «здоровья», проживи позитивный и полезный кризис, признай, что происходит полезное изменение и скажи «здравствуй» своему новому временному био-личностному состоянию». В котором у тебя по новому работает и вся биология, и психика регулируется новым способом, и походка будет новой, и отношения с людьми тоже новыми и непривычными для вас».
Образец текста сессии, которая была проведена по поводу токсикоза:
Клиентка: «Я все время плохо себя чувствую во время беременности».
Терапевт: «Да, понимаю, вы, наверное, устали от своего физического состояния».
Клиентка: «Да. Это очень тяжело».
Терапевт: «Ваши близкие понимают это».
Клиентка: «Они говорят – ты беременная, это обычное дело…»
Терапевт: «Да… это не очень комфортно, когда тебя не хотят понимать и сочувствовать».
Клиентка: «Они сочувствуют, но думают, что раз все равно ничего нельзя поделать, лучше не обращать внимания».
Терапевт: «А как вы быстро заметили, что ваше физическое состояние изменилось во время беременности?»
Клиентка: «О, я надеялась, что все пройдет как-то легче. У меня было много хороших планов, а сейчас я не могу надолго выйти из дома. Я очень расстроена, что мой организм меня так подводит!».
Терапевт: «Понимаю. Это реально неприятная история».
Клиентка (смотрит на терапевта): «Вы реально меня понимаете, правда! Это такое разочарование! Все так и говорили вокруг, что беременность чудесное состояние. А вот такая неприятность! Я совсем этого не ожидала!».
Терапевт: «А знаете, я вам предложу одну идею, которая помогала нескольким моим собеседницам. Она, конечно, чисто психологическая, но вдруг она вам понравится?»
Клиентка: «Ну расскажите».
Терапевт (задумчиво и настойчиво): «Понимаете, некоторые женщины не совсем реалистически относятся к тому, что при беременности все в теле меняется. Новый гормональный фон, новые телесные ощущения, новые биологические и новые психические процессы. Они помнят себя такими, какими они были «до того» и понимают себя саму не как новое состояние, а как что то «неправильное», то, что надо исправить… как что то неправильное, стараются даже дать своему организму команду: «Сделай как раньше!». И если они умеют хорошо сами себя контролировать, то их организм выполняет их команду! С большими сложностями он настраивается так, что гормональная жизнь новая, а за счет сложных преобразований активность всего тела и активность мозга такая же, как была раньше. Потому что им кажется страшным и опасным признать изменения. Это гигантская работа. И кажется, что токсикоз частично есть ее результат. Организм выполняет сложную работу, устает и запутывается. Но дело в том, что состояние беременности — полезное и нормальное. Только другое. Например, меньше скорость психических процессов, меньше скорость принятия решений, зато больше биологическая выносливость и рассудительность. И многое другое. А после родов все возвращается на привычные рельсы. Миллионы лет эволюции сформировали очень надежный биологический механизм. Потому предлагаю простую идею. Вы сегодня на ночь дайте сами себе команду: «Я проснусь утром и приму свое новое тело, новую физиологию, новые мысли и новую походку. Поприветствую мир новым способом».
Клиентка (задумчиво): «Вы правы… мне точно казалось, что я просто обязана жить так же как и раньше, чтобы я могла уважать саму себя. Я даже проверяла, могу ли я так же быстро решать задачки, как и раньше… мне нравится идея «новой эффективной формы…» я попробую».
В этом примере психолог предлагает сформировать установку, которая поможет клиентке более реалистично отнестись к своей новой ситуации, объединить свои психические и биологические ресурсы. Психолог может рассчитывать, что после формирования такой установки, как минимум, будет снижено психогенное влияние на процесс биологической жизни. Что помогает, как правило, человеку справиться со стрессом.
Для сведения, мы упомянем с благодарностью опыт работы врача-гипнотерапевта из Новосибирска Сергея Романовича Баянова. Он предлагает для психологической проработки ситуации с токсикозом использовать директивное внушение, которое начинается с формулы: «Ваш мозг состоит из клеток, в каждой клетке есть процессы возбуждения и торможения, которые балансируются между собой. Подобно тому, как мы сейчас балансируем эти процессы, мы можем через влияние этих клеток балансировать физические процессы в организме. Повысить его функциональность…». Завершается длинная формула, которую мы сейчас не имеем возможности воспроизвести, предложением клиентке расширить свой кругозор, отказаться от самокопания и обо всем важном в эмоциональной жизни говорить с доктором. И развивать для себя новые области интересов и занятий.
В этом внушении гипнотерапевт затрагивает важнейшие темы, которые мы считаем принципиально важными для простой и ясно направленной помощи беременным. Это предложение физическому организму найти наилучшую форму эффективной саморегуляции (биологический уровень) и предложение человеку как личности (психический и социальный уровень) направить свою активность вовне, избегая аутоагрессии (самокопания) и получая поддержку извне.
Вывод
Если психолог наблюдает во время консультации женщины проявление одной из тех форм страха, который является симптомом, то он обращает свое внимание не на сам сюжет страха. Этот тезис непривычен для психологов, которые ориентированы на «работу по запросу». Однако в этом случае психолог обратит свое внимание на тот психобиологический процесс, который поддерживает тревогу. А тревога, в свою очередь, поддерживает симптом. Областью внимания психолога становится именно фоновый, косвенный для женщины и ее окружения сюжет ее социальных, межличностных или культурно-нормативных конфликтов или ее внутренних конфликтов и следов старых стрессов. Для психолога есть несколько признаков того, что жалоба «хочу забеременеть но не могу», или «хочу забеременеть, но боюсь» является симптомом. Это настойчивость высказывания, неизменяемость идеи, сильный стресс, связанный с ее продвижением. В этих случаях, несмотря на вполне рациональное и социально понятное заявление вроде «боюсь беременности», мы считаем, что причина тревоги и беспокойства лежит совсем в другой области. Причиной такой устойчивой мысли является скрытый из поля внимания самого пациента напряженный сюжет его жизни. Например, молодая дама говорит о страхе перед возможной беременностью, а по сути дела, она переживает тревогу из-за незавершенной работы утраты. Мы можем найти такие сюжеты, если используем биопсихосоциальный подход.
Вот небольшой отрывок из консультации. Клиентка говорит, что не доверяет врачам и потому боится забеременеть. На социальном уровне консультант предлагает клиентке больше собрать информации о врачах и выбрать подходящего специалиста. Однако это решение не полностью помогает снизить тревогу. Клиентка почти иррационально продолжает размышлять о том, что никак не сможет найти такого специалиста, которому она могла бы полностью доверить свою жизнь. В этом настойчивом размышлении было что то иррациональное, не реалистическое. Терапевт переходит в ходе консультации на исследование сюжетов личностного уровня и обращает внимание на удивительный чисто личностный стиль коммуникации. Он замечает, что клиентка все время говорит о помощи со стороны врачей и совсем не берет в расчет свою собственную силу жизни и свою собственную возможность активности. Как будто бы вся ее жизнь находится в чужих руках. Терапевт поддерживает с клиенткой тему «верить в себя и свои силы, и получать помощь врача». То есть, суммировать свои усилия и усилия врача. Оказалось, что это привычное утверждение про то, что «помощи надо ждать от других», было не свободным размышлением о жизни, а симптомом. С детства пациентку приучали, что «только доктор может спасти, если заболеешь». Идея «выздоравливания» не была признана в семье, родственники при любом недомогании ориентировались на поиск «самых лучших докторов». Эта тактика поиска качественной врачебной помощи была, без сомнения, эффективной. Но чисто психологически девочка привыкла к парадоксальной мысли, что если не будет рядом самого лучшего доктора, она пропадет… и как результат, она привыкла пугаться себя самой и своего организма.
Беседа с психологом помогла идентифицировать и развеять этот детский невротический сценарий. И получить новую эффективную установку. Клиентка приняла решение, что она может суммировать свою веру в собственную биологию и получать помощь и поддержку врачей. «Я успешно рожу и врачи мне помогут!» — такие мысли помогли ей противостоять страху перед неопределённостью будущего и тем самым развеять страх перед беременностью.
Таким образом, консультант не просто работает « с запросом» про тему беременности. А исследует фон личностной и социально групповой, который составляет опору жизни клиента. Опираясь на биопсихосоциальные контексты жизни человека. И понимая, что человек имеет комплексный опыт в разных областях, которые в сумме организуют его жизнь.
Литература
Динора Пайз «Бессознательное использование женщинами своего тела»;
Ролло Мей «Проблема тревоги»;
Харм Сименс «Практическое руководство для гештальт-терапевтов».
Источник