Как избавится от суждений

Содержание
  1. 10. КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СУЖДЕНИЯ?
  2. Читайте также
  3. Я чувствую, что страстно хочу отбросить ревность, суждения, жадность, злость, все пороки. И все же я неосознанно цепляюсь за те части моей личности, которые мне нравится удовлетворять, — мою страсть, моего клоуна, моего цыгана, искателя приключений. Почему я так боюсь, что просто быть наблюдателем б
  4. Опасные суждения
  5. Главное — отказаться от мучного
  6. Как отказаться от вредных продуктов
  7. Необходимо отказаться от вредных привычек: курения, пьянства, наркотиков, половых излишеств
  8. ВОЗДЕРЖИСЬ ОТ СУЖДЕНИЯ В дебрях самосовершенствования
  9. 15. СТАНДАРТЫ СУЖДЕНИЯ
  10. Эдгар Кейси: «Отказаться от еды на двенадцать часов»
  11. Пример суждения
  12. Как вылечить привычку к вынесению оценочных суждений?
  13. Или Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни
  14. Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?
  15. В кабинете психотерапевта.
  16. Людвик Витгенштейн
  17. Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?

10. КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СУЖДЕНИЯ?

10. КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СУЖДЕНИЯ?

1. Суждение, наряду с другими средствами сохранения иллюзий, понято миром абсолютно неверно. Фактически, оно спутано с мудростью и подменяет собою истину. В обычном, мирском употреблении этого слова каждый индивидуум способен судить «хорошо» и «плохо», и его образование направлено на укрепление первого и сведения к минимуму последнего. Однако существует изрядная путаница в самой сути этих категорий. То, что «хорошо» в суждении одного, окажется «плохим» в суждении другого. Более того, даже один и тот же индивидуум по поводу одного и того же события может продемонстрировать «хорошее» суждение в одно время и «плохое» — в другое. Нельзя научить сколь бы то ни было последовательным критериям в определении этих категорий. В любой момент учащийся может не согласиться с мнением о них будущего учителя, да и сам учитель может быть весьма непоследователен в своих убеждениях. «Хорошее» суждение в этом смысле не означает ничего. Равно как и «плохое» суждение.

2. Для Божьего учителя чрезвычайно важно осознать не то, что он судить не должен, а то, что он судить не может. Отказываясь от суждения, он просто–напросто отказывается от того, чего у него не было. Он отказывается от иллюзии или, вернее, у него появляется иллюзия отказа от нее. А на самом деле он просто становится честнее. Признавая, что суждение всегда было невозможным для него, он более не делает к нему попыток. Это не жертва. Напротив, он ставит себя в положение, когда суждение скорее осуществится через него, нежели им самим. Подобное суждение ни «хорошо», ни «плохо». Это единственно возможное суждение: «Сын Божий невиновен, и греха не существует».

3. Целью нашего учебного плана, в отличие от цели мирского обучения, является признание того, что суждение в его обычном смысле невозможно. Это не мнение, а факт. Чтобы судить праведно, некто должен быть в курсе непостижимо широкого диапазона вещей как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Ему необходимо заранее оценить, как скажутся его суждения на всём и на всех, имеющих к тому отношение. Он должен быть уверен, что в его восприятии нет искажения, что его суд всецело справедлив по отношению ко всем сейчас или же в будущем. Кому это под силу? Кто, разве что в чудовищной фантазии, станет претендовать на это?

4. Припомни, сколько раз ты полагал, будто располагаешь всеми «фактами», необходимыми для твоего суждения, и сколько раз ты был неправ. Разве же не знаком кому–либо подобный опыт? Разве тебе, твердо уверенному в правоте своей, известно, сколько раз ты был неправ? Зачем же принимать решение на столь спорном основании? Мудрость не есть суждение, мудрость — это отказ от него. Тогда отважься на одно последнее суждение. Вот оно: есть Некто с тобою рядом и совершенен Его суд. Ему известны все факты прошлого, и настоящего, и будущего. Он знает как отражается Его суждение на всех и вся. Он абсолютно справедлив ко всем, ибо в Его восприятии нет искажения.

5. Поэтому оставь свой суд не с сожалением, но со вздохом благодарности. Ведь ты освободился от столь непосильной ноши, что мог под ее бременем упасть. А была она иллюзией. Не более. Теперь учитель Божий может подняться необремененный и налегке продолжить путь. Но польза для него не только в этом. Исчезло чувство озабоченности. Он отдал его вместе со своим суждением. Он поручил себя Тому, Чьему суду он предпочел довериться вместо своего собственного. И ныне он не делает ошибок. Наставник его уверен. Куда учитель Божий приходил судить, там ныне он благословляет. Туда, где нынче он смеется, он прежде приходил рыдать.

6. Оставить суд не трудно. Куда труднее продолжать его. божий учитель с радостью отказывается от суждения, как только понимает ему цену. Вся неприязнь к себе есть результат суждения. Вся боль, которую он видит, есть результат его суда. Всё одиночество, чувство утраты и ускользающего времени, и возрастающая безнадежность, глубокое отчаяние, боязнь смерти — всё это результат суждения. Теперь учитель Божий знает, что ничего подобного быть не должно. Ни в чем подобном истины нет ни на йоту. Ибо он отказался от причины подобных чувств и они, всегда бывшие лишь результатом его ошибочного выбора, отпали от него. Учитель Божий, сей шаг несет тебе покой. Так ли уж трудно желать лишь этого и ничего иного?

Читайте также:  Если кошка поймала клеща

Читайте также

Я чувствую, что страстно хочу отбросить ревность, суждения, жадность, злость, все пороки. И все же я неосознанно цепляюсь за те части моей личности, которые мне нравится удовлетворять, — мою страсть, моего клоуна, моего цыгана, искателя приключений. Почему я так боюсь, что просто быть наблюдателем б

Я чувствую, что страстно хочу отбросить ревность, суждения, жадность, злость, все пороки. И все же я неосознанно цепляюсь за те части моей личности, которые мне нравится удовлетворять, — мою страсть, моего клоуна, моего цыгана, искателя приключений. Почему я так боюсь, что

Опасные суждения

Опасные суждения Любая наша мысль представляет собой энергию; поэтому, когда кто-то о вас думает, этот человек в этот момент посылает вам частичку своей энергии. Чужие мысли могут повлиять на состояние вашей энергетики, на настроение и силу, особенно если вы не имеете

Главное — отказаться от мучного

Главное — отказаться от мучного В последнее время среди людей особенно большим успехом пользовались диеты по доктору Аткинсу, по группе крови, кремлевская диета, японская диета и т.д.Голливудские звезды, российские знаменитости, обычные люди со страниц газет и журналов

Как отказаться от вредных продуктов

Как отказаться от вредных продуктов Личный пример. Как я питался раньше? Я ел все — мясо, пельмени, вареники, пирожки, мороженое, любил частенько заглядывать в «Макдоналдс», перекусить сочным биг-маком или биг-тейстом, заесть это дело жареной картошкой и запить колой,

Необходимо отказаться от вредных привычек: курения, пьянства, наркотиков, половых излишеств

Необходимо отказаться от вредных привычек: курения, пьянства, наркотиков, половых излишеств Всемирная организация здравоохранения объявила, что в 2004 году больных СПИДом стало больше на 4 900 000 человек, а из них 310 000 человек уже умерло.Также известно, что каждые 6,5 секунды

ВОЗДЕРЖИСЬ ОТ СУЖДЕНИЯ В дебрях самосовершенствования

ВОЗДЕРЖИСЬ ОТ СУЖДЕНИЯ В дебрях самосовершенствования Люди уже очень давно интересуются возможностью изменить себя. Но мы можем спросить: возможно ли это или же это всего лишь замкнутый круг? В умах многих присутствует мысль: «Я должен улучшить себя», и это очень важно. В

15. СТАНДАРТЫ СУЖДЕНИЯ

15. СТАНДАРТЫ СУЖДЕНИЯ Когда искатель истины приходит к выводу, что оккультная наука дает объяснение жизни, удовлетворяющее требованиям его разума и что Путь Посвящения и есть Идеал, способный удовлетворить его душу, то каким должен быть его следующий шаг? Перед ним

Эдгар Кейси: «Отказаться от еды на двенадцать часов»

Эдгар Кейси: «Отказаться от еды на двенадцать часов» Эдгар Кейси – американский ясновидящий, экстрасенс и врачеватель. Он был автором около 26 тысяч предсказаний на самые различные темы. Поскольку подавляющее их число было сделано им в состоянии сна (картинки из будущего

Пример суждения

Пример суждения Одним из великих представителей хорарной астрологии, применивший свое искусство в политике, был Вильям Лилли (1602-1681), автор «Christian Astrology» — первого значительного астрологического учебника на английском языке. Он считался неофициальным «придворным

Источник

Как вылечить привычку к вынесению оценочных суждений?

Есть такое понятие в психологии, философии — «симптомальное чтение». Что это такое? Как избавиться от привычки к оценочным суждениям? Почему оценочные суждения это плохо? Разбираемся в этой статье.

В философии ХХ столетия в своё время появился новый термин — «симптомальное чтение». Что же это такое? Симптомальное чтение – это такой взгляд на мир, когда смотрящий предполагает (причём всегда!) вот что: «Всё, что угодно, что я вижу и слышу — не есть то, что оно есть, а лишь симптом чего-то другого». Надела короткую юбку – хочет быть изнасилованной. Завела второго ребёнка — боится выходить на работу. Сидит, скрестив ноги? Чувствует себя неуверенно. Учат иностранный язык? Собираются эмигрировать. Ну и прочая отвратительная белиберда, которую многие почему-то считают «психологией» и за которой, кстати, идут на психфак.

Или Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни

Человек, смотрящий на мир через инструмент «симптомального чтения», всегда «подозревает». Он всегда должен что-то «открыть», «обнаружить», «расследовать» как некий эксперт. Именно бум жанра «детектив» (случившийся как раз в ХХ веке) хорошо объясняет – что же это такое — симптомальное чтение как стиль жизни.

Симптомальное чтение – это взгляд частного детектива на особняк и его обитателей — место, где случилось убийство.

Некоторые симптомальные наблюдения за жизнью верны. (Никакой феномен не является абсолютным Злом, пока он не приобретает дурную тотальность). То же произошло и с симптомальным чтением. То, что уместно думать и делать для инспектора полиции в доме, откуда только что вынесли труп, неуместно для гражданина Имярек, раскрывшего рот, просто с целью сказать что-то умное.

Интеллектуальная мода «рассматривать всё как симптом чего-то другого», распространилась, как пожар, буквально на все дискурсы, уже не говоря о психологии с её главной рок-звездой — Зигмундом Фрейдом.

Читайте также:  Как избавиться от угрей просянок

Все, кто что-либо делает или говорит, теперь мгновенно стали — подозреваемыми. Как говорила Иоанна Хмелевская: «Мы все под подозрением». Права была пани Иоанна.

Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?

Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».

Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».

  • Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»
  • Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».
  • Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».

В кабинете психотерапевта.

В кабинете психотерапевта не до таких анекдотов. Там происходят вещи поинтереснее. Там привычка с симптомальному видению, чтению и пересказу событий жизни отнимает у клиента и психолога — время, нервы и деньги, сводя работу по исцелению на нет.

Когда начинаешь работать психологом, оказывается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений. Никто не умеет рисовать картину просто. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения.

Опытный психолог всегда предупреждает своего клиента: когда я прошу вас рассказать историю, мне не нужны ваши ОБЪЯСНЕНИЯ. Мне нужны ваши ОПИСАНИЯ.

В этом как раз психологи ну просто дословно повторяют реально когда-то сказанные философом Людвиком Витгенштейном слова:

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»

Людвик Витгенштейн

Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом. Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия.

Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе – и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.

С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась к старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.

Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!» опубликовано econet.ru .

Автор Елена Назаренко

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?

Автор: Мария Жукова

Иногда мы встречаем в психологической и эзотерической литературе, в описаниях духовных практик призыв отказаться от оценочных суждений. Давайте попробуем разобраться, возможно ли это и зададимся вопросом — зачем?

Чтобы понимать, возможно ли отказаться от оценочного суждения, поговорим о том, чем отличается оценочное суждение от объективного наблюдения? За объективным наблюдением лежат факты реальности: «Вещи лежат в разных концах комнаты». Отражается ли в оценочном суждении реальность – да, но не только, а иногда и не столько реальность, сколько наши с вами взгляды на реальность: «Вещи были неаккуратно скомканы и разбросаны по комнате» или «В артистическом беспорядке вещи накрывали каждую поверхность в комнате». Оценку мы даем через призму собственного опыта, воспитания, окружения, своего представления о том, что хорошо и плохо, о том, что является добром или злом, как правильно и как неправильно.

Приведу пример. Мы прочитали книгу, которая произвела на нас впечатление. Наш приятель спрашивает, интересна ли была эта книга – наш ответ «да»– является суждением, классификацией по принципу интересно/неинтересно. Мы говорим, что эта книга произвела на нас очень большое впечатление и таким образом мы ранжируем этот роман в соответствии со своей системой ценностей, мы заглянем в рейтинг «лучшие книги столетия» и поставим свою оценку 10 и 9 десятых и даже эти цифры станут оценочным суждением – приписыванием числового значения.

Итак, оценочное суждение — это такое высказывание, в котором выражается наше субъективное, эмоциональное мнение и отношение к какому-то явлению или человеку, или действию. Мы выносим оценочные суждения каждый день. Мы классифицируем, ранжируем, сравниваем. Делая покупки, читая книги, знакомясь с людьми, мы так или иначе оцениваем все то, что доступно нашим органам чувств. Именно на базе оценочных суждений мы принимаем решения, ставим цели и ведем себя тем или иным образом. Обращу внимание на то, что мы даем оценку не только явлениям, но и мыслям, чувствам, поступкам других людей, которые имеют возможно абсолютно противоположный набор убеждений и ценностных установок.

Читайте также:  Звездная болезнь как избавиться

Тогда возникает вопрос: а о чем же собственно идет речь, когда нас призывают воздержаться от оценочных суждений или говорят о том, что оценочные суждения ограничивают нас? Ведь мы имеем право на собственное мнение и оценку, на чувства относительно какого-либо происшествия и человека? Имеем и даже можем эту оценку высказать. Однако здесь и начинаются сложности. Очень важным становится то, как мы свое мнение высказываем, какие именно слова используем.

Давайте остановимся на значении слова «судить».

Судить — думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять

Второе значение слова судить — осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.

Есть еще и третье — судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными.

Давайте рассмотрим три суждения относительно какой-либо ситуации, которая вас взволновала, и вы хотите высказаться:

  • Первое суждение: возможно, в это ситуации я бы поступил по-другому.
  • Второе суждение: каждый нормальный человек в этой ситуации должен поступить именно так.
  • Третье суждение: я бы тех, кто так в этой ситуации поступает, штрафовал или вообще сажал в тюрьму.

Почувствуете разницу – в первом случае идет рассуждение и размышления, человек говорит только о себе. Во втором случае есть обобщение (это слово каждый), приписывание оценки и объявление нормой, того, что говорящий считает нормой, точный рецепт того как надо поступать (это слово должен), без учета особенностей ситуации и человека. В третьем суждении человек и вовсе присваивает себе функцию судьи, не обладая всей полнотой информации (а перед судом вообще-то проводится огромная работа по сбору информации) и на основании субъективной частной оценки, по сути, выносит приговор человеку или группе людей.

Как вы думаете, велик ли шанс построить удовлетворительные отношения с людьми, оперируя вторым и третьим типом суждений? Попробуйте прислушаться к своим чувствам, когда я напишу следующие суждения:

Каждый вменяемый мужчина должен иметь чистый доход не менее 300 тысяч рублей в месяц.

По-настоящему красивая женщина не может носить одежду больше 42 размера.

Семья, в которой нет детей — неполноценна.

Странные они многодетные. Считаю, что в семье, у которой больше двух детей, с головой у родителей не все в порядке.

Ну ведь ни одна нормальная мать не будет кормить своего ребенка покупными пельменями.

Я бы наркоманов убивал. Все они бездельники живут на наши деньги.

И мое любимое: люди, которые используют оценочные суждения, никогда не смогут саморазвиваться и достичь благости.

Все эти примеры я взяла из открытых интернет-источников и в каждом из этих суждений есть несколько маркеров, которые превращают их в разрушительные, критические, обвинительные и, в конечном счете, токсичные суждения, которые совсем не способствуют контакту. Эти маркеры обобщение, категоричное утверждение, морализаторство, объективация.

О маркерах, которые превращают оценочное суждение в токсичное и разрушительное мы и поговорим. Итак, от чего стоит отказаться, высказывая суждения:

1. От обобщений. Обобщение, если оно осуществляется правильно – необходимый приём познания, при котором сравнивается ряд предметов, явлений и вскрываются черты, одинаково свойственные им всем. Обобщая, мы придаем единичному значение общего и при этом делаем выводы. Но если у нас нет аргументов и доказательств, то мы огульно переносим черты отдельной личности на всех людей по каким-то признакам с ним схожими: пол, возраст, нация, страна. Все блондинки глупы, все ирландцы алкоголики. Вечно из-за тебя одни неприятности. Ты никогда меня не слушаешь. Обобщения можно узнать по таким словам-маркерам как всегда, никогда, все, любые, каждый и.т.д.

2. От категоричных утверждений в речи. Должен, необходимо, следует, обязан. Эти обороты уместны в должностной инструкции. Они обозначают обязательность выполнения требований рабочей дисциплины, безопасности. Если такие утверждения обращены к вам не в рамках ваших обязанностей, вы вправе усомниться в их уместности: Порядочный человек должен заниматься благотворительностью, возможно уместнее так: Мне близки по духу люди, которые занимаются благотворительностью.

3 . От морализаторства. Пристрастие к нотациям и нравоучениям, стремление «учить жить». Вы узнаете моралиста, когда он начнет апеллировать к неким «общечеловеческим ценностям». Яркий пример морализаторства – старших нужно уважать.

4. От объективизации . Иногда мы проецируем вовне некоторые наши внутренние ощущения. Переход от ощущения («Мне душно») к объективному утверждению («Здесь душно») — не что иное, как переход от субъективного ощущения к объективному утверждению. Почему объективация в оценочных суждениях, скажем так, неполезна, потому что она нивелирует чувства и ощущения других людей, которым, например, в этот самый момент вполне хватает воздуха.

Таким образом, чтобы вас услышали, стоит избегать категоричности, обобщений, морализаторства и говорить только о своих чувствах. Оценивать не человека, а событие. Кажется, что это легко, однако способность просто описать факт и свои чувства по отношению к произошедшему, а не выносить суждения о себе или других людях, о ситуациях и поступках, не вешать ярлыки и не давать оценки: плохо или хорошо, требует определенной работы над собой.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей