Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»
В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.
Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:
- Губы полураскрыты, в улыбке;
- Зубы сжаты или плотно сближены, так, чтобы расстояние между зубами было 1-2 мм;
- Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, а по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит воздух.
В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.
Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:
1. Наиболее распространенные виды искажений это: Искаженное произнесение свистящих звуков или их отсутствие — научное название «сигматизм».
- Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами, при этом появляется шепелявый оттенок ;
- Призубное произнесение – кончик языка упирается в зубы, мешая свободному проходу воздуха. И слышится «т,д». Пример: собака – табака, зубы – дубы.
- Шипящее произнесение – кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом. Слышится мягкий шипящий звук, наподобе «шь». Пример: собака – шябака, зубы – жюбы.
- Губно-зубное произнесение – нижняя губа прикасается к верхним резцм, наподобие звука«ф», получается фыркающий звук. Пример: собака – фабака, зубы – фубы.
- Боковое произнесение – при этом варианте кончик языка или вся половина языка оттягивается вбок, получается шумное, шепелявое звучание,либо кончик языка поднят вверх, а воздух проходит между щекой и боками языка (получается хлюпающий звук типа «льхь».
- Носовое произнесение – при таком дефекте мягкое небо недостаточно прикрывает выход в носовую полость и слышится гнусавый оттенок звука, как при насморке.
2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».
Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.
Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.
В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.
В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.
Из практического опыта:
Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).
Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.
Источник
Исправление свистящего «с»
Чтобы исправить свистящее «с», необходимо натренировать кончик языка. Подъем и опускание слегка высунутого между зубами кончика лопатообразного языка; выполнение тех же движений внутри рта; проталкивание вперед между сомкнутыми зубами истонченного кончика языка — подобные упражнения позволят постепенно подчинить его .движения нашей воле и освоить верную артикуляционную установку. Однако свист может остаться при правильном положении кончика языка (если будет излишне сужено щелевое пространство между альвеолами и языком).
В этом случае, управляя движениями языка, нужно либо:
1. Сознательно слегка отдалять переднюю часть спинки языка от зубов и альвеол — свистящее «с» должно стать при этом нормальным, так как чрезмерное сужение между языком и зубами, вызвавшее возникновение свиста, расширится, и причина дефекта будет тем самым устранена.
2. В момент произнесения звука еле заметно выдвинуть вперед нижнюю челюсть, чем мы тоже слегка увеличиваем расстояние между языком и зубами.
Можно попробовать добиться правильного произнесения свистящего «с» и используя опосредованное воздействие на работу произносительного аппарата.
Попробуйте, вдыхая и произнося на выдохе «с», представить себе, что вы «полощите» этим звуком горло. Голова при этом слегка откинута назад. Вначале ваш звук может остаться на зубах. Но, как известно, представление рождает движение. Если вы будете точнее представлять себе, что вам необходимо прополоскать горло, то постепенно произносимый звук (ведь именно он для нас сейчас является целебной влагой для полоскания) несколько сместится назад.
В результате наклона назад головы смещается немного по направлению к затылку тело языка. Щелевое сужение между передней частью спинки языка и зубами расширяется, свист исчезает. Во время выполнения упражнения можно делать легкие движения головой, помогающие «прополоскать» горло, которые мы делаем во время процедуры в жизни.
Произносимый звук «с» становится «пульверизатором» или «ингалятором», орошающим ваше горло, выдох идет в обычном направлении и воздушная звучащая струя выходит, как всегда, изо рта наружу. Но учащийся представляет себе, что струя пульверизатора направлена внутрь рта, и короткие, сильные, но приятные струи распыляется в глубине ротовой полости, доставая до задней стенки глотки. Воздействие этого упражнения на работу артикулярных органов такое же, как и в предыдущем случае.
Или вообразите себе, что вам в ухо, как бывает во время купания, попала вода. Вы вытряхиваете ее, помогая себе движениями головы и похлопывая слегка ладонью по ушной раковине. Одновременно произносите звук «с». Он-то и есть та «влага», которая вас беспокоит и устранить которую вы стараетесь. Свое внимание концентрируется в области слухового отверстия: следует представить, что произносимый звук будто бы возникает возле, ушной раковины, а не у передних зубов. В этом случае звук «с» укрупняется и перестает быть свистящим.
Эти упражнения помогают постепенно ощутить незначительную, но необходимую для верного произнесения согласного оттяжку языка от передних зубов. В результате многократного выполнения упражнений, воздействующих на работу произносительного аппарата опосредованно, учащийся со временем при помощи мышечного чувства поймет, при каком положении языка исчезает в звуке нежелательный присвист.
Иногда в период сознательного усвоения верной артикуляционной конструкции бывает полезно воспользоваться следующим приспособлением:
В начальный момент произнесения согласного «с» максимально прижмите язык к зубам, затем, не прекращая произнесения звука, постепенно все дальше оттягивайте язык от зубов. Звук «с» при этом пройдет три стадии: сначала будет свистящее «с», затем оно станет нормальным, а потом — или тупым, или слегка шипящим. Этот прием помогает студенту быстрее отыскать необходимое положение языка, характерное для правильного произнесения звука «с».
«Пропадающее» «с» будет рассмотрено ниже, после раздела «дыхание при дефектном «с», к изложению которого мы приступаем.
Дыхание при дефектном «с»
Однако не только работа органов артикуляции обеспечивает точное или искаженное произношение согласных звуков. Научные исследования показали, что звук будет восприниматься как полноценный только в том случае, если:
1. Он будет иметь определенную длительность звучания.
Звук «с» будет восприниматься нами как правильный только в том случае, если слух уловит обязательные акустические признаки данного согласного — входящие в его состав самые высокие частоты. По данным книги профессора А. Митринович-Маджеевской, существует тесная взаимосвязь между «длительностью» раздражителя и «ощущением его высоты». Сокращение длительности его приводит к тому, что звуковые признаки данного раздражителя воспринимаются нами как нарушенные.
Уменьшение временного отрезка, характерного для нормального «с» (длительность правильного «с» в обычной речи равна 0,1 сек), приводит к тому, что звук квалифицируется нами как «тупое» «с». Сокращение временного звучания данного звука обычно вызывается плохой работой дыхательного аппарата.
2. Скорость воздушной струи, преодолевающей артикуляционное препятствие, не будет значительно отклоняться от необходимой. Недостаточная активность дыхательного аппарата является причиной, в результате которой может возникнуть не только «тупое» «с», но и свистящее.
Если скорость выдыхаемой струи воздуха мала, то при огибании воздушной струей верхних резцов могут возникнуть дополнительные присвисты, иногда более интенсивные, чем сам звук «с» (по данным книги Фанта «Акустическая теория речеобразования». М.,1964, с.239). На практике мы видим, что действительно при свистящем «с» выдыхаемая струя очень слабая и скорость движения воздуха крайне незначительная.
«Пропадающее» «с»
Недостаточное количество воздуха и отсутствие необходимой скорости воздушного потока, обеспечиваемые дыхательным аппаратом, могут не только исказить звук «с» (сделать его «тупым» или «свистящим»), но и привести к его исчезновению. Слушатель не будет воспринимать этот «полуживой звук», «с» не будет иметь необходимой слышимости из-за слабости, а также потому, что его могут заглушить более сильные соседние звуки, особенно гласные.
Исчезновение звука «с» чаще заметно во время публичных выступлений, когда резко возрастает сила гласных и не возрастает соответственно интенсивность согласных звуков (для этого необходим специальный тренаж).
Таким образом, приходам к выводу, что в потоке живой речи звук «с» будет восприниматься слушателями как верный, бездефектный только в том случае, если дыхательный аппарат задаст звукообразующей струе должную скорость и обеспечит звуку «с» необходимую протяженность.
Источник
Как избавится от свистящей с
Свистящее дыхание обычно легко обнаружить, но, к сожалению, врачи часто склонны относить его на счет «астмы». Поэтому дифференциальная диагностика причин свистящего дыхания представляет собой важную клиническую задачу.
1. Обструкция верхних дыхательных путей часто ошибочно принимается за проявление астмы. Обычно стридор описывают как звук, слышимый на вдохе, однако он может появляться и преимущественно на выдохе. Следует исключить возможность аспирации инородного тела; это особенно важно у больных с угнетением психической деятельности. Эндотрахеаль-ная интубация также может привести к обструкции дыхательных путей, например, при перераздутии манжетки или если конец эндотрахеальной трубки упирается в стенку главного бронха.
2. Появление свистящего дыхания в результате аспирации является следствием обструкции просвета бронха крупного калибра либо раздражения дыхательных путей аспирированным материалом. Свистящее дыхание может появиться через некоторое время после аспирации; примером является синдром аспирации кислого желудочного содержимого.
3. Предрасполагающими к эмболии легочной артерии факторами считаются: продолжительное пребывание больного в постели, хирургическое вмешательство, перенесенное не более 3 нед назад, травма, застойная сердечная недостаточность, злокачественные новообразования, а также использование лекарственных препаратов, повышающих свертываемость.
4. К препаратам, вызывающим бронхоспазм, относятся: бета-адреноблокаторы, например анаприлин и ацебуталол; нестероидные противовоспалительные препараты, например ацетилсалициловая кислота, напроксен, индо-метацин, zomepirac. Бронхоспазм может также быть вызван аллергической реакцией на лекарственные препараты.
5. Острый приступ бронхоспазма у больных с бронхиальной астмой может быть спровоцирован острым инфекционным заболеванием дыхательных путей. Наличие кашля не исключает астмы; гиперинфляция грудной клетки часто сопутствует астме.
6. Нормальный артерио-альвеолярный градиент [Р(А-а)O2] примерно равен 0,3 х (возраст в годах) мм рт. ст., при дыхании атмосферным воздухом на уровне моря.
7. Термин «искусственная астма» применяется в тех случаях, когда бронхоспазм вызван самим больным, при этом в анамнезе может и не быть указаний на психические расстройства. В этом случае не удается обнаружить объективных данных, свидетельствующих о каком-либо заболевании.
8. Острый приступ астмы может быть спровоцирован легочной инфекцией. На необходимость антибактериальной терапии у больных с острым приступом астмы может указывать инфильтрат на рентгенограмме грудной клетки, бактерии в мазке мокроты, окрашенном по Граму, повышенное содержание лейкоцитов в крови; в то же время повышение содержания лейкоцитов встречается у больных с приступом бронхиальной астмы и в отсутствие инфекции.
9. Оценить уровень давления в левом предсердии можно путем измерения легочного капиллярного давления заклинивания с помощью введенного в легочную артерию катетера. Несмотря на то что методика измерения этого давления относительно несложна, интерпретация уровня абсолютного давления заполнения обычно затрудняется отсутствием информации о давлении снаружи желудочка, а именно плеврального давления. Эти проблемы стоят особенно остро во время приступов бронхиальной астмы из-за широких колебаний плеврального давления вследствие нарушенной вентиляции. В настоящее время не имеется простого решения проблем, возникающих при интерпретации Ркз. Тем не менее давление наполнения левого предсердия свыше 12 мм рт. ст. принято считать «высоким».
Источник