- Как избавиться от гордыни – советы психолога
- Что такое гордыня
- Гордость и гордыня
- Причины развития гордыни
- Как избавиться
- Гордыня: избавляемся правильно и навсегда
- Но в чем причина гордыни?
- Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви
- 1. За советом – к Библии
- 2. «Это не я»
- 3. Математический метод борьбы с гордостью
- 4. Унижение или смирение?
- 5. Наказание за грех
- 6. Не стесняйся плакать
- 7. Единственный Целитель
Как избавиться от гордыни – советы психолога
Гордость полезна и необходима человеку. Она позволяет следовать убеждениям, сохранять внутренний баланс, поддерживать самоуважение, не давать себя унижать, учит ценить себя. Но что делать, если гордость переросла в гордыню – коктейль гордости, эгоизма, высокомерия и зазнайства. Верующие люди считают ее смертным грехом. Психология же скажет, что гордыня мешает личностному развитию, построению отношений, продвижению по карьерной лестнице. За гордыню людям всегда приходится дорого платить. Одиночество – один из вариантов платы.
Что такое гордыня
Изучение гордыни находится на стыке психологии, философии и этики. Гордыня – противоположность смирению. Горделивый человек не способен идти на компромиссы, уступки, жертвовать чем-то (иногда самим собой).
Гордиться заслуженными успехами не зазорно, но вот постоянно в тему и нет вставлять свое «Я» – не хорошо. Горделивый человек на все смотрит с презрением. И на самом-то деле он самого себя не уважает, хотя и позиционирует чуть ли не как творца всего мира.
Гордыня – это приписывание себе больших заслуг и достоинств, переоценка себя на фоне принижения достоинства других людей. Горделивый человек считает, что только он достоин внимания, похвалы, восхищения. Из-за своих убеждений, что внутренний мир других людей не заслуживает внимания, а с людьми можно и нужно обращаться как с вещами, носитель гордыни получает ненависть окружения и гонение.
Чем еще опасна гордыня:
- Человек забывает о том, что он не совершенен, что неудачи случаются у всех, и не всегда обстоятельства складываются так, как мы хотим.
- Чем больше питается и развивается гордыня, тем меньше человек ведет внутренний диалог и тем больше обвиняет саму вселенную, не видит своей вины в причинах неудач.
- После этого нередко начинается процесс саморазрушения личности, ухода от реальности, да и сами переживания, негативные эмоции оказывают разрушающее влияние на организм.
- Гордыня не позволяет идти на уступки, провоцирует конфликты. В итоге от человека отворачиваются друзья и любимые, но сам гордец не понимает, что это он предал все ради своей гордыни.
- Если гордыня соединится с жестокостью, то перед нами предстанет тиран.
Гордость и гордыня
Гордость – результат преодоления трудностей, работы над собой, осознанных действий, подтверждение ценности человека. Гордость хочется демонстрировать – и это нормально. Потому героев почитают перед аудиторией, снимают про них репортажи. Если гордиться есть чем, то делать это нужно. Это приятные и полезные эмоции.
Что интересно: для возникновения гордости нужно обязательно идентифицировать себя с поводом гордости. Мы можем восхищаться поступками других людей, но только если это близкий нам человек, мы испытаем чувство гордости за него и свою причастность к этому человеку. По этому принципу можно гордиться другом, семьей, страной.
Чем в итоге отличается гордыня от гордости:
- Гордость – моральное чувство. Оно включает в себя самодостаточность, чувство собственного достоинства, личностную независимость. В то же время это осознание соответствия поступков ценностям и убеждениям. Гордость можно испытывать за себя или за другого человека.
- Гордость побуждает и мотивирует к новым свершениям и саморазвитию. Она заставляет человека верить в собственные силы, видеть свои возможности и потенциал, стремиться к лучшему.
- Гордыня же может быть только в отношении самого человека, его Эго. Притом не обязательно эта личность действительно имеет причины гордиться собой. Гордыня может базироваться на одном эгоизме и нездоровом чувстве собственного достоинства (значимости). Гордыня замедляет личностное развитие, отделяет человека от общества.
Горделивые люди склонны к зависти. Они часто претендуют на чужое место, независимо от того, что совершенно не соответствует ему. У обладателя гордыни всегда завышенные требования, он всегда недоволен и ждет большего. Ибо искренне полагает, что его прекрасная личность заслуживает всего лучшего и постоянно чего-то нового. Такие люди заочно считают мир плохим, стараются каждого человека поставить на свое место (как это видит гордец).
Причины развития гордыни
К сожалению, нормальная и полезная гордость способна перерастать в гордыню – беспочвенную и преувеличенную гордость и ряд других аморальных качеств. Но гордыня и столь надменное отношение к миру не обязательно вытекает из адекватной гордости.
- Корни могут уходить в неуверенность человека, обиды, злость, комплексы. Тогда гордыня – вариант гиперкомпенсации.
- Еще одна возможная причина: человек презирает других из-за своего социального статуса, притом идущего из семьи (родители добились, а сам гордец вообще ничего не сделал, но раздул свое Эго).
Как избавиться
Чтобы побороть гордыню, нужно воспитывать в себе смирение – осознание того, что нет предела совершенству, признание своей неидеальности и способность соответствовать обстоятельствам.
Это не философия рабства или культивирование отказа от своих интересов. Хотя, к сожалению, так многие люди и понимают термин смирение, отождествляя его с терпением. На самом деле это определенная мудрость, смирение с тем, что никто не идеален: ни мы сами, ни мир в целом. Это смирение с тем, что не все подвластно человеку: нам не дано изменить устройство мира и сознание человечества в широком смысле этого слова. Существуют некоторые объективные вещи, законы, а также субъективные мнения других людей. С этим нужно считаться, то есть мириться, учитывать и корректировать свое поведение в рамках этой концепции.
Из чего невольно напрашивается второй элемент избавления от гордыни: избавление от эгоцентризма и нездорового эгоизма, развитие адекватного отношения к людям. Притом речь идет не об альтруизме, а именно о золотой середине, когда вы что-то делаете на благо одновременно себя и общества.
Кроме как с помощью самоконтроля свое мышление и поведение не изменить.
- Прежде всего, поставьте главную цель: ради чего вы хотите избавиться от гордыни. «Просто потому что это грех и плохо» не подойдет. Распишите на бумаге, чего вас гордыня лишила, а что вы можете приобрести (какие способности, статусы, каких людей), избавившись от нее. Выделите главную цель, например, «избавившись от гордыни, я налажу отношения с любимым человеком, так как я хочу быть с ним».
- Далее важно научиться обращаться к людям за советами и интересоваться их мнением. Первое упражнение: попросить составить ваш портрет. Раз вы гордец, то вам пока это задание на самостоятельное выполнение лучше не давать. А вот люди со стороны честно и, скорее всего, адекватно распишут ваши достоинства и недостатки. Примите этот портрет без всяких споров.
- Дальше план индивидуален: что написано в отрицательном ключе – убираем, что в положительном – возвращаем, развиваем, прививаем.
- Научитесь общаться с людьми. Регулярно спрашивайте их мнение и прислушивайтесь к речам других людей. Вы должны понять, что каждый человек – индивидуальная и интересная личность со своими правами и убеждениями. Хорошее упражнение – просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением. Можно обсуждать с друзьями, а можно пересказывать сюжет от лица разных героев.
- Практика и только практика. Каждый день выполняйте что-то, что ниже вашего достоинства (как вам кажется). Только, пожалуйста, не впадайте в крайности, не нужно настоящих унижений. Ваше цель переработать гордыню в гордость, а не убить совсем чувство самоценности.
- Не бойтесь добрых слов и благодарности. Их в вашем лексиконе должно стать больше, нежели упреков и критики. Вместе с этим развивайте позитивное мышление.
Гордыня – это червь, вызывающий процессы гниения в человеческой душе. Искоренить ее можно, но сделать это непросто, а без помощи вовсе не обойтись. Признать свое несовершенство и попросить о помощи – первый, но самый важный шаг. Если вы смогли сказать «Я страдаю гордыней и тем несовершенен», то вас уже нельзя категорично назвать горделивым человеком.
Главное – не отвергайте эту помощь. Те люди, что согласились помочь, заслуживают вдовое больше приятных слов, ведь терпеть гордеца не просто. Для этого нужно видеть положительный потенциал. И если его кто-то разглядел, то вы имеете все шансы на успех, если и сами разглядите свой истинный потенциал.
Источник
Гордыня: избавляемся правильно и навсегда
Каждый обладает чувствами. С помощью эмоций он выражает свое отношение к миру. Но иногда некоторые черты характера гипертрофируются и проявляются слишком сильно, мешая жить и выстраивать отношения с другими людьми . Например, гордыня, которая считается в православии смертным грехом.
Гордыня – это чувство, когда человек необоснованно считает себя лучше других.
Он неадекватно оценивает собственные достижения, хвалится ими и принижает других. В разговоре такой человек постоянно употребляет «я», «мое». Он делит мир на «я» и «все остальные». Притом другая часть мира – никчемные люди, которые не заслуживают внимания. Горделивый человек становится рабом своих принципов. Он не прощает другим ошибки, злопамятен, не признает таланты других, самоутверждается на чужих достижениях и не умеет учиться на собственных ошибках.
Проверьте себя: просто напишите список всех своих достижений. А потом поставьте плюсики напротив тех, которые есть и у других людей.
Есть еще понятие гордости, очень созвучное с гордыней. Но гордость – это положительное качество, отражение здоровой самооценки. Принятие своих достоинств и уважение к ним. Гордиться собой при значимых событиях и достижении успеха – это нормально. А вот гордыня – это уже нездоровое проявление гордости, которое проявляется не в определенные моменты в жизни, а сопровождает человека всю жизнь , отталкивая от него окружающих.
Гордыня заставляет человека неуважительно относиться к людям, унижать их. Иногда горделивые люди остаются в своем мире, отгораживаясь от всех. Они крайне обидчивы, мнительны, уязвимы. Поэтому часто ссорятся и терпят неудачи.
Глубоко внутри такие люди очень несчастны и одиноки.
Также гордыня мешает двигаться вперед, потому что ему кажется, что он находится на высоте и уже всего достиг. Он упивается собственным успехом, опираясь на иллюзии. В большинстве случаев человек из себя на самом деле ничего не представляет.
Но в чем причина гордыни?
Как ни странно, она рождается из неуверенности в себе. Человек боится, что он недостаточно хорош, и с ним никто не будет общаться. Поэтому начинает себя нахваливать, возвышать себя за счет других. Одним словом, такие люди самоутверждаются за счет других. Но гордыня неизменно толкает в пропасть одиночества.
Поэтому, находя у себя признаки гордыни, многие хотят от нее избавиться.
Чтобы бороться с пороком, обычному человеку достаточно признать его в себе. Затем понять, что у каждого на планете есть свое предназначение. Поэтому важно осознать себя, помогать другим, заниматься благотворительностью. Не стоит расходовать всю жизнь на удовлетворение лишь своих физических потребностей. Необходимо развиваться духовно, а для этого нужны другие люди и взаимопомощь. Человек так устроен, что ему необходимо отдавать.
Если человек не замечает за собой никаких недостатков и не задумывается о собственном развитии и совершенствовании, то ему ничего и никто не поможет. Он сможет измениться только, если сам захочет и обнаружит у себя признаки гордыни. Осознание наличия этого – первый шаг к его истреблению.
Источник
Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви
Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.
Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.
А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…
1. За советом – к Библии
Преподобный Ефрем Сирин
Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. Преподобный Ефрем Сирин в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:
«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).
«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).
«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).
«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).
«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).
«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).
К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.
2. «Это не я»
Святитель Николай Сербский
Строго говоря, нам нечем гордиться. Святитель Николай Сербский еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:
«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:
«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».
3. Математический метод борьбы с гордостью
«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и советует поступить:
«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».
4. Унижение или смирение?
Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?
Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:
«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? «Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все — плохо, где все – дисгармония?»
Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю «смиренна», речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: «Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь». Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».
Преподобный Иоанн Лествичник
Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:
«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».
Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.
5. Наказание за грех
Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:
«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».
Святитель Феофан Затворник
Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.
Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…
6. Не стесняйся плакать
Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?
Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.
Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.
«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».
7. Единственный Целитель
Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.
«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», — подчеркивает отец Кирилл.
Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».
Источник