Как избавиться от своей тени

Содержание
  1. Не пытайся убежать от своей Тени: куда нас тянет перфекционизм и почему пора с ним покончить
  2. «Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда», — пишет в работе «Признание собственной Тени» ученик Юнга Р.А. Джонсон. По его мнению, стремясь к светлой стороне, общество отбрасывает свою темную сторону, «и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости».
  3. Самый простой способ определить, какую Тень тщательно прячет подсознание, — обратить внимание на ярлыки, которые человек навешивает на других: «сноб», «несознательный», «расист» и т. д.
  4. В массовой культуре проекцию наших светлых теней легко отыскать в образах супергероев, тайно живущих среди нас и владеющих определенными сверхчеловеческими способностями.
  5. Лоренц полемизирует с Зигмундом Фрейдом, который в некоторых своих работах высказывал мысль о том, что агрессия — это проявление инстинкта смерти, Танатоса. Лоренц же связывает агрессию именно с Эросом, относящимся к жизнеутверждающим инстинктам: выживанию, продолжению рода, борьбе за ресурсы.
  6. И даже если мы не находим сил работать со своей пресловутой «зоной комфорта», «мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным», иначе, считает Лоренц, новая мировая война неизбежна.
  7. Признавая свое право на ошибку, мы неизбежно становимся более терпимыми к ошибкам других. Принимая свое несовершенство, мы создаем пространство для несовершенства другого.
  8. Я и моя Тень. Стоит ли избавляться от своей тёмной стороны?
  9. Специально для девочек: представьте, что ваши эмоциональные состояния – это ваш гардероб.
  10. Если не подавлять, то не нужно будет контролировать.
  11. Есть несколько уровней бессознательного, где хранится всё то, что по-настоящему нами движет:

Не пытайся убежать от своей Тени: куда нас тянет перфекционизм и почему пора с ним покончить

Стремление к идеальной морали и красоте сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Свои надежды на появление совершенного человека культивировали Античность и эпоха Возрождения, и даже наш прагматичный век высоких технологий не оставляет надежды создать идеального человека. Решению этой задачи посвящены статьи глянцевых журналов и современных философов, исповедующих трансгуманизм и ожидающих пришествия постчеловека. Одержимость совершенством превратила наши лучшие прогрессивные идеи в товары и услуги, которых всегда недостаточно для достижения идеала. Не пора ли остановить эту гонку и принять несовершенство себя и других? Об этом рассуждает культуролог Янина Пруденко.

Как показывает история, концепт сверхчеловека не единожды дискредитировал себя, а стремление к совершенству всегда оборачивалось исключением из общества всех тех, кто не подходил под слишком неустойчивые критерии прекрасного. Желая быть безупречными, мы неистово прячем качества, которые родители, учителя, партнеры, общество маркировали для нас как отрицательные — жадность, лень, похоть, зависть, нетерпимость, агрессию — за масками и образами идеального человека, проживающего наиболее полную и счастливую жизнь в лентах фейсбука и инстаграма.

Карл Юнг описал один из архетипов — Тень, который представляет собой совокупность всех наших установок, черт характера, маркируемых как ущербные и вытесненные на этом основании в бессознательное. Причина появления Тени — не что иное, как стремление человечества к своей светлой, лучшей стороне. Подавляя в себе качества, которые общество определяет как не соответствующие идеалу, мы стараемся показывать только свои положительные стороны.

«Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг в работе «Борьба с Тенью». Но зачем вытаскивать на свет божий свою Тень, если даже Юнг говорил о том, что худшие Тени человечества в ужасающих масштабах отразились в персоне Гитлера?

Ответ очень прост: чтобы обрести целостность. Именно ее, целостность, предлагает Юнг и его ученики в качестве идеала современного мира.

«Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда», — пишет в работе «Признание собственной Тени» ученик Юнга Р.А. Джонсон. По его мнению, стремясь к светлой стороне, общество отбрасывает свою темную сторону, «и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости».

Другой ученик Юнга Э. Нойманн в работе «Глубинная психология и новая этика» утверждал, что необходима «новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии». Сторонники аналитической психологии считают, что на сокрытие своей Тени человек тратит огромный ресурс, который высвобождается в случае проявления своего теневого аспекта, обращения на него внимания.

Но как освободить свою Тень? Для начала было бы неплохо понять, что она собой представляет. Юнг считал, что наши теневые аспекты проявляются из бессознательного в момент проекции, когда мы переносим свое внутреннее состояние на внешний мир.

Самый простой способ определить, какую Тень тщательно прячет подсознание, — обратить внимание на ярлыки, которые человек навешивает на других: «сноб», «несознательный», «расист» и т. д.

Суть этого процесса не в том, чтобы принять свою «теневую» несознательность и обрести противоположное, «светлое» качество — сознательность, а в том, чтобы дать себе право быть и сознательным, и несознательным одновременно. «Быть сознательным» — невыполнимое требование: всегда найдется человек или группа людей, с точки зрения которых вы ведете себя несознательно. Вспомните любого человека, которым вы восхищаетесь, — могу поспорить, что в его/ее биографии, образе мышления, поступках найдутся «темные пятна», которые вы сочтете недостаточно «светлыми».

Джонсон в упоминаемом ранее труде утверждал, что «мы наносим ущерб другому человеку, перекладывая на него нашу „черноту“ или свет (потому что заставлять кого-то играть роль героя для нас — это такая же тяжесть)». Достаточно привести в пример многих духовных гуру ХХ—XXI веков, за которыми тянется шлейф сексуальных скандалов и обвинений в присвоении денег доверчивой паствы или даже в убийствах собственных жен.

Читайте также:  Борьба с землеройкой борьба с кротами

Американка Дебби Форд, интерпретатор и популяризатор концепта Тени Юнга, превратила теорию швейцарского психиатра в суперуспешный проект: она издала ряд бестселлеров, разработала программу тренингов по интеграции своей Тени, участвовала в популярных американских шоу, в том числе и в «Шоу Опры Уинфри». Форд рассматривала не только «темные тени», но и «свет» (в работах Юнга и его учеников тоже присутствует это понятие, но трактуется оно несколько иначе: «свет» соответствует Эго, сознательной части психики), «светлую противоположность тени», или «светлую тень». По ее мнению, светлая тень — это всё то, что восхищает нас в людях, становится предметом нашей белой зависти; это наш скрытый потенциал, который мы не реализовываем, поскольку считаем себя недостаточно красивыми, сексуальными, умными, коммуникабельными, творческими, спортивными и т. д.

В массовой культуре проекцию наших светлых теней легко отыскать в образах супергероев, тайно живущих среди нас и владеющих определенными сверхчеловеческими способностями.

В футуристических сюжетах подобными совершенными качествами мы наделяем искусственных людей — репликантов и искусственный интеллект.

В фильме I Am Mother (2019) как нельзя лучше отражено разочарование человечества в самом себе. По сюжету воспитание совершенного человека будущего доверено искусственному интеллекту, который с упорством Святой инквизиции сжигает все «отбракованные экземпляры». В сиквеле «Бегущего по лезвию» (2017) репликанты представляют собой идеал античной калокагатии — существ прекрасных внутренне и внешне. Моральные качества и физические способности офицера KD6-3:7 и Саппера Мортона (см. также короткометражный приквел «2048: Некуда бежать») вызывают в нас куда больше восхищения и симпатии, чем люди, живущие в 2048 году, но не особо отличающиеся от наших современников. Люди будущего предстают либо в образах злых гениев и типичных чиновников (см. короткометражный приквел «2036: Возрождение Nexus»), либо в образе white trash — деклассированных людей, демонстрирующих свое пренебрежение репликантам на том основании, что те являются «мешком с костями», то есть ненастоящими людьми.

Итак, светлые тени в момент проекции могут вызывать не только белую зависть, но такие же эмоции, как и темные тени — раздражение, нетерпимость, ненависть и агрессию. Для демистификации этих табуированных эмоций, которые не принято ассоциировать с цивилизованным обществом, предлагаю обратиться к науке, изучающей поведение животных, в том числе людей, — этологии. Один из ее отцов-основателей Конрад Лоренц в своей работе «Агрессия: (так называемое зло)» проследил причины возникновения агрессии и инструменты, с помощью которых мы (животные и люди) ее усмиряем.

Лоренц полемизирует с Зигмундом Фрейдом, который в некоторых своих работах высказывал мысль о том, что агрессия — это проявление инстинкта смерти, Танатоса. Лоренц же связывает агрессию именно с Эросом, относящимся к жизнеутверждающим инстинктам: выживанию, продолжению рода, борьбе за ресурсы.

Также, анализируя большое количество проведенных экспериментов, Лоренц утверждает, что агрессия — явление преимущественно внутривидовое. Он приводит пример: выслеживая свою жертву, хищник испытывает вовсе не агрессию, а предвкушение насыщения, как и человек не испытывает агрессию к индейке, которую он собирается съесть на ужин.

Для того чтобы преодолеть агрессию, направить ее, как выражается Лоренц, «в безопасное русло» и избежать кровопролития, то есть сохранить свой вид, природа изобрела прекрасный механизм — ритуал. Советский и российский этолог Виктор Дольник в своей популярной книге «Непослушное дитя биосферы» приводит пример ритуала у самцов джейранов, которые меряются ростом, чтобы выяснить свой иерархический ранг, не калеча друг друга (что можно сравнить с демонстрацией странами своей военной мощи). Долгое время и в обществе людей ритуалы позволяли (и позволяют во многих странах и сообществах и сегодня) сохранять «плохой мир».

Однако, как отмечает Лоренц, человечество не просто представляет собой единый гомогенный вид, но искусственно создает внутривидовое разделение. «Темная сторона псевдовидообразования состоит в том, что оно подвергает нас опасности не считать людьми представителей других псевдовидов» — такой вывод делает из своих наблюдений Лоренц, который принадлежал к Национал-социалистической немецкой рабочей партии, воевал в рядах германской армии в годы Второй мировой войны, а после ее окончания скитался несколько лет по советским лагерям для военнопленных. Он подчеркивает, что в основе любого ритуала лежит всего лишь привычка и «животный страх ее нарушить».

Читайте также:  Тысячелистник от паутинного клеща

И даже если мы не находим сил работать со своей пресловутой «зоной комфорта», «мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным», иначе, считает Лоренц, новая мировая война неизбежна.

Рекомендация Лоренца выглядела бы убедительной, если бы он дал определение понятию «ответственный разум», а также объяснил работу механизма «подавления», который, по его мнению, помогает избегать внутривидовых человеческих конфликтов. Не имея ответов на эти запросы, позволю себе всё же не согласиться с этологом. Довольно легко в начале ХХI века представить (или подсмотреть) сценарий, главный герой которого, видя несостоятельность общества и руководствуясь самыми благими намерениями, возьмет на себя роль «ответственного разума», изобретающего эти самые механизмы «подавления». Ведь и Гитлер, как писал Юнг в «Борьбе с Тенью», «намеревался создать международный порядок определенного рода», и этого порядка жаждали тысячи людей, поддерживающие своего лидера.

Тени «становятся опасными для нас лишь в том случае, когда не находят выхода», — утверждает в своей книге «Темная сторона охотников за светом» Дебби Форд. Возможно, не подавление, о котором пишет Лоренц, а признание и востребование своих теневых аспектов — один из первых шагов к избавлению от чувства ущербности, обусловливающего наш перфекционизм, который имеет слишком высокую цену как для нас самих лично, так и для общества и окружающего мира?

Признавая свое право на ошибку, мы неизбежно становимся более терпимыми к ошибкам других. Принимая свое несовершенство, мы создаем пространство для несовершенства другого.

«Во вспышке, которая выглядит со стороны как „серый“ компромисс, происходит синтез ослепительного бриллианта», — писал юнгианец Джонсон в «Признании собственной Тени». Но можно ли представить себе в современном мире человека, который обрел целостность, приняв теневые аспекты своей личности, и превратил свои вытесненные в подсознание несовершенства в творчество? Возможно, их следует искать не в святых ашрамах на Востоке, а в ленте новостей? Среди них и Индия Мур, трансгендерная девушка, талантливая актриса и модель, пережившая в подростковом возрасте насилие и гомофобию родителей, и Грета Тунберг, юная экоактивистка, не скрывающая свои особенности, связанные с ее психическими расстройствами, и считающая их своим даром, который дает ей силы быть последовательной в своих убеждениях. В своих многочисленных выступлениях Мур призывает перейти к небинарности восприятия Другого, поскольку в ее жизни бинарность, в которую она никогда не вписывалась, всегда приводила к жестокости.

Сегодня представители человеческого вида, десятилетиями и веками считавшиеся маргиналами и не имеющие возможность попасть на верхушку вертикали власти, переворачивают ее или, скорее, опрокидывают. Но каким образом? Без насилия и доминирования, без перераспределения ресурсов и административных должностей, но неся благую весть о несовершенстве несовершенным людям, стремящимся к идеалу сверхчеловека.

Источник

Я и моя Тень. Стоит ли избавляться от своей тёмной стороны?

Частые запросы к психологу – как избавиться от страхов, лени, инертности, от жестокости и желания контролировать близких? Но чем больше вы стараетесь подавить свои «тёмные» стороны, тем сильнее они проявляются в вашей жизни, предостерегает психолог и писатель Светлана Патрушева.

«Я и моя Тень» – звучит словно название очередного фильма по Стивену Кингу. Но если подумать, это же название и история практически каждой женщины, каждого человека. Персона – эта та наша часть, про которую мы с гордостью говорим «Я!» Мы демонстрируем, показываем её всему миру. Она именно такая, какой мама, папа, социум, учителя хотели: Отличница, Хорошая девочка, Умница, Хозяюшка, Принцесса, Супергерл.

Вот только абсолютно нежизнеспособная, дохленькая, без огонька, без сил, желаний и энергии чаще всего.

Она живет по правилам, очень старается и постепенно превращается в очень усталую тётку, замученную собственным внутренним конфликтом.

Ведь вытесненная в бессознательное компенсирующая Тень никуда не делась.

Она проявляет себя во внезапных вспышках лени, обжорства, развратности, жадности, склочности, злости, замаскированной раздражением. Ну, в самом деле, не пристало Принцессе злиться, а вот выражать своё недовольство мелкими придирками – вполне возможно. Да ещё много чего есть в Тени. Это всё, что запрещали девочке родители, а потом женщина – сама себе.

Один из примеров, когда очень хорошая, умная и красивая девочка, уезжая из дома, первый раз попробовав алкоголь в восемнадцать, в девятнадцать уже пьёт водку и неумеренно встречается с мужчинами – выгуливая свою Тень. Потом понимает, что так жить нельзя и снова возвращается в Персону, выходит замуж, очень старается быть хорошей женой, подавляет свои теневые желания и сама не знает почему, изменяет приличному мужу с первым попавшимся – здравствуй, Тень! Потом опять – в Персону и бить себя по голове за разврат и прочее… Ну и периодически по непонятной причине впадает в депрессию и орёт на дочку, помогая уже ей раздвоиться. Вот так и происходит реализация внутреннего конфликта и передача его следующему поколению.

Читайте также:  Как избавится от навязчивой любви

Частые запросы ко мне как к психологу – как убрать страх, лень, жестокость, избыточную самостоятельность, контроль, помогите избавиться от этого.

Если честно, это никак убрать. Это часть вашей личности – это Тень , поздоровайтесь с ней.

Она появилась, когда произошло разделение на хорошо и плохо. Когда ваши папа и мама сказали: если ты будешь есть кашу – мы будем тебя любить, а если ты будешь плакать, злиться, пачкаться, не слушаться, пререкаться, иметь свое мнение, жадничать, обижаться, плеваться, драться, спорить, целоваться с мальчиками, жить как хочешь (добавьте свое), то мы не будем тебя любить. (Что означает «не живи», потому что для маленького ребенка «пустячная угроза», что мама не будет его любить, равносильна смерти от голода и одиночества). Особенно хорошо маленький человечек разделяется на части, если его наказывать физически. То есть, бить. Прямой посыл – такой, как есть, ты жить не достоин. Ты не хорош!

И сейчас во взрослом состоянии вы пытаетесь обрести ту самую пресловутую целостность, выполняя правила, заповеданные Ведами, славянской общиной, медитируя, или не кушая мясо, или ходя в церковь, но, по сути, вы продолжаете разделение себя.

Вы знаете, что обижаться на родителей не хорошо, и загоняете это чувство так глубоко, что самой не видно. Из стремления не испортить карму вы очень стараетесь не осуждать окружающих, но осуждаете себя.

Иногда у вас бывают срывы в Тень : вы кричите на детей, мужа, весь мир затягивает серая пелена. И вы не можете контролировать спонтанные проявления всего того, что вам НЕЛЬЗЯ!

Вас снова двое: Я и моя Тень.

Специально для девочек: представьте, что ваши эмоциональные состояния – это ваш гардероб.

Платья, костюмы, купальник, шуба. И мама говорила, что вам нужно быть доброй. Всегда. Бальное платье – всегда. Понимаете, к чему я клоню? Попробуйте на пляже позагорать или забраться в гору. Неудобно. А вот тот самый купальник, для пляжа, про который вам говорили – «фу, все видно» – самое оно.

Ваша Тень – это объём, тот самый объём, который делает вас живой, разной, спонтанной, искренней, способной на близость.

Чем больше вы стараетесь от чего-то избавиться, тем больше вы этим становитесь. Незаметно для себя, но заметно для окружающих.

Если не подавлять, то не нужно будет контролировать.

Вопрос в нахождении применения теневых качеств и проявления их в меру, уместно. Как в хозяйстве, пока кухонная утварь, грязная и непонятная, лежит в углу, она мешает. Как только найдешь применение этой скалочке – то и избавляться не нужно.

Именно тогда появляется та самая целостность, принятие себя и мира.

Это основное направление моей работы – трансформация внутреннего конфликта в целостность и принятие себя.

Свобода. Быть собой – то, чего многим хочется, но непонятно как. Это иметь право, данное самим собой самому себе, – право реализовывать и хотеть то, что хочется сердцем. Не болевым телом или социально подавленным эго. Следовать своим истинным желаниям, быть спонтанной, адекватной жизни и себе. Реализовывать своё предназначение, которое не надо искать. Это то, чего по-настоящему хотите вы. То, отчего радуется ваше сердце.

Есть несколько уровней бессознательного, где хранится всё то, что по-настоящему нами движет:

1) Уровень тела – то, что помогает справляться с управлением, первичные базовые эмоции, реакции, направленные на удовлетворение потребностей и защиту границ и жизни. Это уровень, практически не управляемый, среднестатистически, но случаи контроля есть. Замедление процессов старения, выздоровление, изменение реакций.

2) Уровень среднего бессознательного – родительские и социальные программы, установки, усвоенные и забытые, комплексы, страхи, предпочтения, запреты, имеют влияние на сознательные выборы, жизненные сценарии. Все психологические «проблемы» обитают здесь. Их невозможно разрешить без принятия ответственности за свою эмоциональную и ментальную сферу.

3) Коллективное бессознательное – то, что называется всемирной базой данных, архетипические состояния, трансцендентные переживания, системные программы – родовые, всего человечества, «абсолют», «мировая душа» – они отображаются чаще всего в мифах и сказках. Ноосфера у Вернадского, Хроники Акаши, коллективное бессознательное у Юнга. Определяет все сущее, но вступить во взаимодействие, пока средний уровень бессознательного не освоен, нереально. Существуют определенные законы развития и взаимодействия. Появляется цельность, единовременность, видение знаков и синхроний, порядков и иерархий.

Начинать нужно постепенно, с малого, с понимания того, о чём с вами говорит ваше тело.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей