Как избавиться от таких букв

Как быстро избавиться от южнорусского «ГЭ»

На неделе, что называется, «зацепились языками» со старинным воронежским приятелем. Поделился с ним личным опытом. Возможно этот опыт пригодится и еще кому-то.

На неделе, что называется, «зацепились языками» со старинным воронежским приятелем. Поделился с ним личным опытом. Возможно этот опыт пригодится и еще кому-то.

Один из характерных элементов южнорусского диалекта (или наречия) — фрикативное образование фонемы «Г». Что «режет слух» обладателей среднерусского (или литературного) наречия, проще говоря – в Москве. У них то «Г» — взрывной.

Как и многие, кто родился в Воронеже, до определенного времени «гэ»-кал, что вызывало улыбку сверстников из столицы. Что происходило с уровнем самооценки в ответ на эти улыбки – промочу. И так понятно.

Пыталась отучить от сего произношения еще в мои школьные годы сестра мамы, которая с мужем перебралась в Москву практически сразу после вуза, но как-то безуспешно.

Оказалось, что слышать и делать – не одно и тоже, особенно, когда не знаешь, как именно надо делать. Сестра мамы – не филолог, строитель. И у нее с мужем после «погружения» в языковую среду – получилось и без теоретических обоснований, а у меня – не шло.

Заметны различия в произношении и когда этот звук в начале или в середине слова, но наиболее ощутимо – в конце слова или перед глухой согласной.

У москвичей в этом случае «Г» превращается в «К», а у меня превращался в «Х».

Ни в коем случае не претендую на научность и даже на околонаучность, тем более – на полноту. У общего правила есть исключения. Например, в слове «Бог» последний звук должен произноситься именно как «х». Но это исключение известно многим, правда, оно не единственное. Кому интересно – интернет в помощь. Можете начать с того, что есть три вида «Г»: взрывной, фрикативный, фарингальный.

Первым моим высшим учебным заведением стал Воронежский государственный педагогический институт. Факультет – русского языка и литературы.

Студенты, преподаватели, декан, ректор – низкий поклон всем, а некоторым низкий поклон многократный. За многое.

А в части этого самого «ГЭ» — за предмет на 1-м курсе «Введение в языкознание».

Потому что именно в одноименном учебнике было проиллюстрировано отличия «Г» взрывного, фрикативного и фарингального. И все оказалось очень просто.

2-3 недели самоконтроля – и стало получаться. Наверное, и сейчас, спустя многие годы, может и у меня «проскочить» южнороссийское, но скорее как исключение, а не правило.

Итак, вернемся к иллюстрации и простоте.

Взрывной «Г» — при его образовании задняя часть языка касается мягкого нёба, как и при образовании звука «К». Именно поэтому взрывной «г» оглушается (превращается) в конце слова в «к».

Фрикативный «Г» — при его образовании задняя часть языка не касается мягкого нёба, остается небольшой промежуток, щель (поэтому такой «г» и называет еще «щелевым») как и при образовании звука «Х». В этом случае «г» оглушается (превращается) в конце слова в «х».

Читайте также:  Как избавиться от клопов 100 процентов

Фарингальный «Г» — при его образовании щель ну очень большая, звук практически гортанный, например, как у Михаила Сергеевича Горбачева.

Если хотите произносить «Г» именно взрывной, а не какой-то иной, касайтесь задней частью языка неба. Как именно это должно происходить – потренируйтесь на многократном произнесении звука «К», а затем – чередование. На мой взгляд, наиболее удобное для последнего – произнесение сокращенного наименования единицы веса «КГ».

Источник

Дисграфия у взрослых: причины и лечение


Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.

Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.

Почему у взрослых возникает дисграфия?

Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.

Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:

  • травмы головы;
  • нейрохирургические операции;
  • разрастание опухолей мозга;
  • инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
  • воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
  • инсульты;
  • травмы при родах;
  • соответствующие социальные условия;
  • недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.
Читайте также:  Можно ли избавиться от плывуна

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Дата публикации: 13.03.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Как избавиться от слов-паразитов и обходить на автопилоте тавтологии и штампы? 7 советов Саида Ильясова

Часто ли вы сталкиваетесь с раздражающими ошибками в речи своего собеседника? В неформальном общении, в деловой или дружеской переписке громоздкие и нелепые конструкции, слова-паразиты, речевые штампы могут за несколько минут испортить впечатление и завести в тупик любой диалог.

Порой даже грамотный человек попадает в противоречивые речевые ситуации и сомневается в выборе слова.
Как обходить коварные ошибочные конструкции, которые загрязняют и затуманивают смысл сказанного? Делимся советами Саида Ильясова – автора книги «Русский язык. Твоя ГРАМОТНОСТЬ в твоих руках от @gramotarus».

3 слова, которые демонстрируют вашу грамотность

  1. Оплатить за проезд или оплатить проезд?

Правильно: «оплатить проезд» и «заплатить за проезд».

  1. До скольки // или до скольких ты работаешь?

Правильно: До скольких ты работаешь? К скольким нам лучше подойти? До которого часа вы открыты?

Правильно: «их» или «его».

5 «безымянных вещей», у которых есть названия

  1. МюзлЕ – пробочка, которая удерживает пробку от шампанского. Происходит от французского museler – «надевать намордник».
  2. ФлоЭма – длинные белые волокна на внутренней стороне банана. И да, они съедобные!
  3. ТрЕнчик – кожаная петля на ремне или ремешке часов, которая служит для закрепления его кончика.
  4. БирдЕкель – картонная подставка под стакан пива для защиты стола от царапин. Дословно с немецкого – «пивная крышка».
  5. ЭглЕт – металлический или пластмассовый наконечник шнурков. Слово произошло от французского aiguillette – «иголочка, остриё».

5 слов, в которых пишут лишние буквы

Часто ошибочно пишут «прийдет». Такой вариант написания появился из-за присутствия Й в инфинитиве глагола – прийти. Между собой эти формы глагола путать нельзя.

Многие пишут «терракт», но это ошибка. Слово «теракт» образовано путем сокращения словосочетания «террористический акт». По правилам русского языка при сокращении остается только одна из удвоенных согласных.

Вариант «цуккини» очень популярен. Слово заимствовано из итальянского языка, где оно пишется с удвоенной согласной: zucchini. Но в словарях русского языка зафиксировано написание с одной К.

Читайте также:  Как избавится от прыща который не созрел

Здесь частенько можно заметить лишнюю Т. Вероятно, по аналогии со словами, в конце которых есть суффикс «ант». В слове «интриган» суффикс другой – «ан». Суффикс включает в слово определённое значение, в данном случае – «лица, склонного к тому, что называют исходным словом» (интриган, политикан, грубиян, критикан).

Это слово раньше было прилагательным, а в прилагательных пишется одно Н. Написание при переходе в другую часть речи сохранилось.

2 слова, которые демонстрируют тактичность

  1. Садитесь или присаживайтесь?

Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «присесть» –согнув колени, опуститься, сесть на короткое время или в недостаточно удобной, спокойной позе (присесть на краешке стула, присесть перед отъездом). Толкование указывает на неполноту действия.

«Сесть» – принять сидячее положение, сесть на стул, сесть за стол. Таким образом, предлагая гостю присесть, мы намекаем ему на то, что он может сесть, но ненадолго.

Правильно: Садитесь, пожалуйста!

  1. Извините или извиняюсь?

Если вы хотите быть не только вежливым, но и говорить в соответствии с литературной нормой, то от слова «извиняюсь» придется отказаться.

«Извиняюсь» – просторечное выражение. В его составе присутствует постфикс «сь», который имеет возвратное значение.

Т.е. когда человек говорит «извиняюсь», он не выражает просьбу простить его, а обращается к собеседнику, не ожидая от него никакой реакции.

2 ошибки, которыми можно огорчить именинника

  1. С какой буквы начинать писать слова поздравления «С днём рождения»?

Считается, что слово «день» пишется с большой буквы в тех случаях, когда оно означает важный для всех праздник, зафиксированный в календаре за определённой датой. Таким образом, личные и не особо значимые праздники пишутся с маленькой буквы.

Правильно: С днём рождения, дорогой друг!

Сегодня в нашем университете день открытых дверей.

  1. Поговорим об окончаниях. Итак, что празднуем?

Правильно: Мой день (чего?) рождения.

Употребление варианта «моё день рождение» неприемлемо!

3 различия, которые ставят в тупик

  1. Маслины и оливки

Знаете ли вы, что маслины и оливки – это плоды одного дерева, в мире их называют зелеными или черными оливками. В России, однако, тёмные оливки, достигшие полной зрелости, называют маслинами.

  1. Бандероль и посылка

Бандероль – это малогабаритное почтовое отправление, вес которого не превышает двух килограммов. Срок их доставки более короткий, чем у посылок. Посылкой же можно отправить крупные вещи весом до 20 килограммов.

  1. Балкон и лоджия

Балкон – это навесная площадка, выступающая за пределы стены дома и открытая с нескольких сторон.

Лоджия – это встроенная в помещение площадка, которая с трех сторон ограждена стенами здания, с одной стороны открыта. Теперь вы понимаете, что лоджия – это не застеклённый балкон?

2 слова, которые вас удивят

  1. Навынос или на вынос?

Написание зависит от части речи, которая употребляется, а также от смысла, который вкладывается.

Пишем «навынос», если заказываем кофе/еду навынос. Здесь «навынос» – наречие.

Но не стоит путать наречие с сочетанием с предлогом «на» и существительным «вынос». В таком случае пишем раздельно!

На вынос основного блюда они смотрели заворожённо.

  1. Под шафе или подшофе?

Слово «подшофе» всегда пишется слитно и означает состояние лёгкого опьянения, что иначе называется «навеселе».

Происхождение этого слова связывают с французским словом echauffe – «разгорячённый, возбуждённый». Считается, что это слово пришло в русский язык не литературным путём, а через речь гувернёров и гувернанток – тех самых, что воспитывали русских недорослей.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей