Как избавиться от тщеславия дмитрий смирнов
Сегодня, когда мы служили службу Сочельника Крещения Господня, говорили о том, что Христос для того преклонил небеса, сошёл на землю, родился в пещере как Младенец, чтобы в Себе Самом соединить божество и человечество. Вочеловечение Христа – это для нас непостижимая вещь, потому что Бог – вечный, безначальный, бессмертный Дух. Ни один Ангел не может видеть Бога, потому что природа Божества по сравнению со всеми другими природами являет собою гораздо более тонкую субстанцию. Поэтому, говоря философским языком, Бог трансцендентен всему живому, Он сам Творец. Мы не можем представить такую картину, что сидит гончар, на гончарном круге лепит горшки, а горшок ему говорит: «Слушай, ты вот тут вот поправь» или «Ручка у тебя какая-то маленькая, пальцу неудобно, сделай пошире». Горшок, как пенёк, может сидеть на том круге и молчать и ждать, что с ним сделают. Потому что горшок даже не видит самого гончара. А Бог как гончар этого гончарного изделия совершенный, Он не может сделать ошибку. Человек по своей гордости и бесконечной глупости всё время критикует Бога: «не так, не правильно». А некоторые вообще: «Ну где же ваш Бог?» А где ваш? Потому что человек – бесконечно тупое, падшее существо, которое не в состоянии понять эту тайну Божию, для чего Господь пришёл. А Он пришёл спасти. Христос однажды сказал Своим ученикам: Я есмь лоза, а вы – ветви (Ин. 15, 5). Он хочет, чтобы приросли люди через веру к виноградной лозе, ко Христу. И тогда что произойдёт? Как происходит со всеми прививками – сок от лозы потечёт в капиллярах других ветвей, и они наполнятся этим соком, который есть благодать Божия. И в человеке начинается жизнь Христова, благодати Божией. Эта виноградная лоза благодать Божию разносит по человеческому естеству. Какие есть источники благодати Божией? Один из них – слово Божие.
Сегодня у одной женщины спрашивают: «Ты Евангелие давно читала?». Застеснялась и молчит. Это о чём говорит? Что она не понимает, зачем это нужно. А читать ей трудно. Искать знакомые буквы – это ещё можно, а прочесть, да ещё понять, что это такое: вышел сеятель сеять (Мф. 13, 3), что это значит, что за этим стоит – это уже труд. А трудиться никто не хочет, особенно умом, поэтому так много людей которые работают лопатами. И как мало людей, которые работают головой! И совсем мало людей, которые работают сердцем. Это вообще штучный товар. Я так думаю, что на каждый храм наберётся не больше трёх человек. Но это, конечно, и есть золото Церкви. Всё остальное – руда. Я тут смотрел телевизор, показывали, как мишки ездят на велосипедах в цирке – не каждый человек так прокатится. Так ловко! Ножки короткие, а так мило ездят, без ошибок, да ещё по кругу. Это совсем не просто – баланс держать. То есть медведя можно научить ездить на велосипеде. Конечно, лопату ему сложней держать, но какое-нибудь приспособление можно устроить. А вот трудиться сердцем – это нужно ещё понять, что это значит. Большинство людей не понимают. Я как человек, который вынужден иметь дело с сотнями людей, вижу, что основная масса людей умирают от тщеславия. Святые отцы называли тщеславие бурей, которая началась уже в гавани. Человек может что-то такое делать и хорошее, и приятное, и правильное, но тщеславие всё губит. А что такое тщеславие? А человек не может не рассказывать о своих детях, не может не рассказывать о том что он сделал. Он всё время хвалится. Всё время начинает исповедь с того, какой он хороший. Но исповедь – это же не доска почёта. Я понимаю, все советские люди, все сами себя вешают на доску почёта, все говорят: «а я», «а я», «а мы».
Тут есть у меня одна подруга, которая за одну исповедь – я однажды насчитал – 24 раза сказала «я». После этого нужно уже удавиться, потому что никакой воспитательный процесс невозможен. Потому что Христос сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). А она совершенно наоборот, всё «я», «я». А потом ещё говорит: «Я, к сожалению, всё время осуждаю». Понятно, это твоя жизнь. Раз ты так прекрасна, значит все остальные-то ужасны. Так для красного словца можно сказать: «я осуждаю», но себя-то осудить невозможно. Почему? «Да я всё правильно делаю!» И так некоторые и говорят (не некоторые, а большинство): «Ну как тут не осуждать!» Ну как тут не зарезать! Ну как тут не удавить! Ну как тут не обокрасть! Ну как тут не обматерить! Человек сам себя объясняет, почему он так поступил. Но это совершенно неинтересно. Интересно, когда человек управляет своим сердцем и направляет его туда, где бы хотел видеть это сердце – к Богу. И человек ходит в церковь, сосисочку не кушает в Сочельник и считает, что это он сделал что-то великое – откусил и положил, остальное не стал есть. Какой страшный подвиг! Александр Невский просто! 28 панфиловцев! Не докушал сосиску, остановился в такой страшном грехе невозможном! Нет больше греха, чем сосиска, сделанная из тухлятины, которую наша пищевая промышленность с помощью рекламы тебе навязывает, чтоб ты её съел. А лучше бы ещё, чтоб детям ты её вкрутил, чтоб они привыкли, чтоб они её любили. Называют разными хорошими словами: это «Докторская» – съел и выздоровел. Слава Богу, что не подох. И вот в этом мы и барахтаемся. И думаем, христианство состоит из колбаски, из того, как мы боремся за правду, ещё из чего-то. А первое упражнение христианина должно заключаться в том, что он научиться молчать.
А мы, наоборот, когда нужно нам говорить, молчим. Например, наш ребёночек или внучок безобразно ведёт себя в храме. Надо его остановить, вывести из храма, сказать: «В храм больше не войдёшь, потому что ты неприлично себя ведёшь». И так раз 16, пока не усвоит. А если капризничает, сказать: «Иди домой». Всё, пусть орёт там. Раз, два. На третий он поймёт. Дети – очень умные существа. Как специалист говорю, что гораздо умнее взрослых и в сорок раз умнее бабушек. Потому что у бабушки уже всё давно кончилось, ничему путному они научить не могут. Потому что бабушка не может сдерживаться ни в чём – ни в телефонном разговоре, ни в том, чтоб не учить родителей при детях, ни в том, чтоб не ругаться со своим дедушкой. Ей уже 80 лет, а она всё учит, учит, учит – не может остановиться. Она задыхается от собственного тщеславия. Почему? Она не христианка. «А я, – говорит – крещёная». Ну и Гитлер крещёный, и Сталин крещёный, и Ленин крещёный, и Берия крещёный. Вообще, крещёных у нас в стране – пруд пруди. И все крещёные. И что? И Иуда крещёный. Не знали? Как миленький. Все крещёные. И мы крещёные. Но нужно-то не быть крещёным. Вот то, что происходит на Украине – это что, некрещёные всё делают? Крещёные. Некоторые по два раза.
Так что вникнуть мы можем – и это то, что от нас Господь ждёт – только через то, чтобы понять Евангелие. Потому что Евангелие написано Самим Богом, пусть Он и пользовался руками апостолов. И через Евангелие мы можем понять, что Он от нас хочет. И это мы никак не обойдём.
Поэтому нынче праздник торжества соединения Божества, Которым всё создано, и человечества. Из тех людей, которые пошли за Ним. Куда? В «Пятёрочку»? Чтоб выбрать сосиски себе повкусней, помолочней? Нет, пошли на Голгофу. Все ученики Христовы за редким исключением умерли за Христа. И теперь сравните свой подвиг – полсосиски за спасение души. Это просто смех, это издевательство. Настоящий христианин и днём, и ночью, и утром, и вечером готов умереть за Христа и лишиться всего. Некоторые стонут: «Ой, мне уже 30 лет, а у меня нет семьи» А что ты с ней будешь делать? Чему ты дурочка, будешь учить своих детей? Ты же ничего не понимаешь. Ты же вся умираешь от тщеславия, тебе же главное – чтоб ни одной морщинки не было на чулке. Потому что с нераскрашенной мордой ты даже не можешь выйти на улицу. Тебя это заботит. А что скажут? А что подумают? А как они воспримут? И самое потешное – как ты выглядишь? Будь ты последняя скотина, уже умершая от тщеславия полудохлая, курица лежалая, но главное – как ты выглядишь. «Ой, как тебе хорошо!» Главное – выглядеть. А то ,что у тебя внутри и чем это внутреннее пахнет – это просто страшно. Но все усилия – по поводу внешнего. А Христос говорит: «Очистите внутренние скляницы вашей души» (см. Мф. 23, 36). То, что внутри. Бог что, смотрит на то, как ты оде, как ты выглядишь? Что они скажут? Кто «они»? Как фамилия? Сколько лет? Какой ИНН? Где адрес? Нет, «а вот она скажет». Что за забота? Забота очень простая – мозги перевёрнуты совсем. Не у одного-двоих, у подавляющего большинства. И это большинство подавляет всё. Подавляет семьи, подавляет детей, не даёт им жить, оно убивает всё вокруг. Везде ложь, обман, халтура, враньё бессовестнейшее. Просто бессовестнейшее. Некоторые даже уже не могут отличить правду от лжи, настолько привыкли врать во всём и думают, это ничего. Придумали даже всякие хитрости: ложь во спасение. Ах! Замечательно. Ну и ври дальше. Молчать надо и никого ничему не учить. Почему? Сам дурак. Вот с этого начинается христианство.
Источник
Как избавиться от тщеславия дмитрий смирнов
В этой замечательной книге, именуемой Древний патерик, есть две главы, они идут прямо подряд, я из них решил тоже прочитать те, которые для нашей души крайне необходимы. Глава восьмая «О том, что ничего не должно делать напоказ». Тот, кто делает напоказ, он, как говорит Господь, уже получил свою награду (см. Мф. 6, 2), и ничего, кроме вреда, это деланье напоказ не приносит.
«Некоторые братия и монахи хвалили авве Антонию одного монаха. Антоний сравнениями испытывал, перенесет ли уничижение, и увидев, что не переносит презрения, сказал ему: ты подобен селу, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками». То есть снаружи всё так красивенько, есть даже выражение у русских – потёмкинские деревни, когда сзади всё разграблено. Когда напоказ человек что-то делает, он похож на этот географический объект. Он выглядит так, а на самом деле всё наоборот. «Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском, что они более всякого зла ненавидели славу пред человеками. Почему авва Арсений редко показывался кому-либо; а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них, как меч». То есть он своими словами, не льстя им, говорил очень прямые и, как бы сейчас сказали, жёсткие вещи. Люди немножко обижались, но, по крайней мере, потом своими оценками не говорили, как он замечателен, как он велик, как он мудр и так далее.
«Авва Исаия сказал: великий и важный подвиг – победить тщеславие и преуспеть в разум Божий. Ибо впадший в руки злой сей страсти, тщеславия, очуждается мира и сердце его ожесточается к святым людям, и в довершение зла он впадает в высокоумие, а таковая гордость есть мать всех зол. Ты же, верный раб Христов! держи в сокровенности делание свое, и остерегайся, со скорбию сердца, как бы из человекоугодия не погубить мзды твоего делания. Ибо делающий на показ людям уже «воспринимает мзду свою» (Мф. 6, 2), как сказал Господь» В другом месте, может быть, даже и здесь, мы подобное выражение найдём: тщеславие – это как буря, которую корабль потерпел уже в бухте. Вроде уже приплыл на тихое место, осталось бросить якорь, на шлюпках перевезти товар, и вдруг буря. Тщеславие – когда человек что-то делает напоказ, то он лишается всякой награды и получает одно только разорение. Так и Господь этому учит, и все святые отцы, которые достигли этого состояния святости.
«Любящий прославляться от людей, не может быть без зависти; а имеющий зависть не может приобрести смиренномудрия; а таковый предал душу свою врагам своим: они вовлекают ее во всякое зло, и погубляют ее». Видите, какое многоступенчатое падение. Тот, кто любит восхваление от ближнего, тщеславие, тот не может быть без зависти. Все наши дети очень ярко заражены завистью. На зависти зиждется и мода: «Мне надо то, что есть у неё», причём во что бы то ни стало. Даже родная мать не является здесь ничем авторитетным. Если мама идёт навстречу, то она поощряет. Уже когда дочь приходит в класс, у неё такое же, как у всех. Это закрепляется. «Хочу, потому что завидую». Совершенно не аргумент. По крайне мере он совершенно противоположен спасению души. Главные губители души своих детей – это родители. Ну и, конечно, очень многие бабушки – большинство, потому что они всегда на стороне внучков. Потому что они любят их без памяти, а память очень здесь нужна. Поэтому нет ни ума, ни памяти. Есть только поощрение в самых страшных грехах. Первый грех в нашей вселенной – это зависть. Первым Люцифер позавидовал и был низвержен с неба. «Я хочу» – это первое, что содеяла Ева в раю. Чем это кончилось и для неё, и для всех нас? Она же наша праматерь. Вся тварь с тех пор мучается. Не только люди, но и все животные, звери, насекомые. Это из-за того, что у неё было «хочу».
«Брат спросил авву Матоя: если я уйду жить в какое-либо место, то как посоветуешь мне жить там? – Старец отвечает ему: в каком бы месте ни жил ты, не старайся выказывать свое имя тем, что – вот я не хожу в собрание, или не ем вечери любви. Это приобретет тебе пустую славу, а впоследствии будет беспокоить тебя; ибо мирские люди, где слышат об этом, туда и бегут». Что такое мирской человек? Это человек, который ничего не понимает в духовной жизни, а питается слухами. «Вот там живёт такой старец, надо к нему поехать, чего-нибудь спросить». Потом приезжают: «Ой, я с таким старцем говорил!» Отчего он так рассказывает всё? Тщеславие: «Я ездил, говорил, он мне уделил 18 минут и т.д.» – «А что ты спросил?» – «Ой, я даже не помню». «Пустые люди мирские будут тебя беспокоить» – это речь о тех монахах, которые ушли в пустыню ради Христа.
«Еще сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой». Бриллиантовые слова. Каждый тщеславный человек всё время всех учит, особенно пожилой. Особенно, который не воспитал своих детей в вере. Особенно тот, который не научил своих внуков даже молитве «Отче наш», который не научил своих правнуков даже брать благословение. Особенно те, которые даже не водят своих правнуков в церковь. Потому что они не идут. Но других учат в церкви: «Ты приложись к кресту». Так и хочется сказать: «Кто тебя поставил здесь кого-то учить?» Ты хочешь приложиться? Иди приложись. Хочешь к этому, хочешь, к тому. Хочешь, вообще не прикладывайся. Что случится от того, что ты приложился ко кресту или не приложился? «Кому не дано учить, а тот учит, тот оскорбляет величие Божие», – говорил старец Силуан Афонский. У нас – пожалуйста, учителей полно. Всё учить бы. Учи детей своих.
«Еще сказал: люди совершенны только на словах, а делают очень мало». Это мы. Настолько мало и настолько детские упражнения – котлетку не ест. Трёхлетний ребёнок может не есть котлетку. Это что, пост? Это, конечно, пост – для трёхлетних и до семи лет детей. Уже с семи лет надо что-то из взрослого брать. В семь лет человек может уже читать и писать. Очень многие святые угодники уже в семь лет в церкви Апостол читали. Сейчас любого вытяни из толпы и скажи: «На, почитай Апостол. Ладно, не надо читать. Найди Апостол сегодняшнего дня, который нынче читали в церкви на Божественной литургии». Учить не надо, надо быть скромней. Это очень важно. Пусть ты будешь не учёный, но по устроению сердца приблизишься ко Христу. Трудно избавиться от собственного тщеславия. Не выказывать себе, не изображать из себя, что ты что-то знаешь. Конечно, ты что-то знаешь. Каждый человек что-то знает. Вот человек десять лет проходит в церковь, он что-то узнает, даже что-то настоящее. Может быть, что ещё лучше, чему-то научится, тем самым приблизится к Богу. Христианство – это не знание, это искусство. Христианство – это умение. Допустим, ударили тебя в правую щёку, а ты научился подставить другую. Вот это реальное дело. Если ты просто знаешь, что надо подставить другую, то это тебе ни два, ни полтора. Наоборот, биен будешь больше. Почему? Знал, как надо и не делал. Уж лучше бы не знал. Биен бил бы меньше. Вот как интересно.
«Авва Амун Раифский говорил авве Сисою: когда я читаю Писание, то помысл внушает мне искать изящного слова, дабы я мог что-либо сказать пред людьми. – Нет нужды стараться об этом, сказал ему старец; но лучше в чистоте ума приобретай себе то, о чем надобно помышлять и говорить». То есть думай не о том, как покрасивей сказать, о чём прочитал, а думай о себе, что нужно помышлять и говорить. Ну просто что ни слово, то бриллиант. Представьте себе, видите сколько тут? Вся книга набита изречениями великих христиан. Сейчас у нас на всём земном шаре человек пять таких. Можете представить, какая скудность?
И женщины есть. Специально выбрал, дорогие мои девочки: «Святая Синклитикия сказала: как открытое сокровище оскудевает, так и добродетель, узнаваемая и разглашаемая, помрачается; как тает воск от огня, так и душа от похвал разсеивается и теряет свою силу». Куда она, эта сила, уходит? В тщеславие. Очень вредное дело. Скитские подвижники, если кто видел их дела, то они считали их уже не добродетелью, а грехом. Так же и с постом. Если кто узнает, как ты постишься, даже если ты ешь два сухаря за день и запиваешь водой, даже не чистой, а наливаешь в первый день поста и заканчиваешь перед Светлой седмицей, то это уже считается не постом, а грехом. Это повод для тщеславия.
«Старец сказал: человекоугодие истребляет всю сочность человека, и делает его сухим». Имеется в виду, как дерево. «Старец сказал: или беги, удаляясь от людей; или шути с людьми и миром, делая из себя юродивого». Для чего? Чтобы не было тщеславия.
И ещё из главы девятой главы «О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать». Упаси Бог. Это один из страшных грехов, которым все мы заражены, только в разной степени. Некоторые даже исповедь свою превратили в постоянное осуждение: «А вот мой муж, а вот мой зять, а вот моя дочь, а вот батюшка из того храма». Что проще – своих детей не научила «Отче наш», возьми из детского дома, вырасти из него батюшку. Будет самый лучший на свете. Эта родила, воспитала, стал священником. Плохенький, ну хоть какой. А ты кого? Никого? Тогда молчи хотя бы. А то: «Этот такой, этот сякой». Как в Писании сказано: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает (Рим. 14, 4).
«Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. – Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник. Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл – осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, – не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего». Потому что каким судом судишь, будут судить и тебя, и от тебя пух и перья полетят.
«Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести». Это тоже очень важный момент, чтобы совесть была спокойна. Если человек осуждает ближнего, то у него не может быть спокойная совесть. При условии, если только она жива. Если совесть умерла, то он осуждает всех подряд с утра до вечера. Это уже человек с сожжённой совестью. Если совесть жива, то она говорит: «Что же ты осуждаешь? Ты ведь ещё хуже делаешь». «Брат спросил авву Пимена: что мне делать? – сидя в келье, я прихожу в уныние. – Старец говорит ему: никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай, – и Бог дарует тебе спокойствие, и сидение твое будет невозмущенно». Объясню, почему приходит в уныние. Потому что если человек уничижает кого-то, осуждает, оговаривает, сплетничает о ком-то, благодать Святаго Духа, даже в очень маленьком и скудном количестве, сразу от человека отходит. Ему становится сначала грустно, потом тоскливо, а потом уныло. И всё, он становится тощий. Всё, что он делал до этого – может быть правило прочитал со вниманием, Писание почитал, кто-то постучался за солью, он не сказал, что ему некогда, вынес ему соль. Всё насмарку. Из-за одного только осуждения. Ещё добавлю: если осуждать, сразу нападают блудные помыслы. Некоторые, даже девицы и девственники, думают: «Ну что на меня нападают блудные помыслы?» Из-за осуждения. Как осудил, сразу блуд, хуже, чем от вина. Поэтому надо бояться осуждения. Тогда и сердечко твоё останется в покое.
«Сказал старец: не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, так же как и он, преступаешь закон. Ибо Сказавший – «не прелюбы сотвори» (Мф. 5, 27), сказал также: «не суди» (Мф. 7, 1)». Можно было бы сказать, что это гениально, но это от Духа Святаго, гений тут ни при чём. Это такое духоносное сердце и опыт. Много десятилетий потребовалось, чтобы до этого дойти. Тот, кто записывал, тоже мудрейший человек. Нужно ведь ещё отличить. «Один из отцев, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я – завтра». Он невольно согрешил, и был в его словах оттенок осуждения. Почему он сказал: «Я – завтра»? Есть закон духовной жизни – если ты видишь сучок в глазу брата твоего, завтра из твоего глаза будут вынимать бревно того же сорта, какой был сучок, потому что увидеть грех можно только тот, который есть в тебе.
«Старец сказал: если кто согрешит когда пред тобою, – не осуждай его, но считай себя грешником более его». Чтобы считать себя грешником более его, нужно это увидеть. Это может увидеть только человек смиренномудрый, потому что первая ступень блаженства – это нищета духовная. Святые отцы говорили, что нищета духовная – это когда человек видит себя не только хуже всех семи с половиной миллиардов людей, которые населяют планету, но и хуже всякой твари. Он это должен видеть, сравнивать. Потом он сравнивать перестанет, потому что это бесполезно. Когда увидишь, что каждый грешник лучше тебя, тогда всё будет с устроением души правильно. Приобрёл смиренномудрие – приближаешься к блаженству. Господь всем нам и на земле хочет дать счастье. Он назвал это блаженством в Нагорной проповеди, когда беседовал с тысячами людей, которые пришли к Нему. Большинство, конечно, не поняли, но от этого истина не перестаёт быть истиной.
Источник