Как избавиться от тщеславия осипов

А.И. Осипов о мнимо добрых делах

Вопросы профессору А.И. Осипову на встрече с общественностью Вологодской епархии. 1999 г.

В одной из Ваших статей есть такая фраза: «. так называемые добрые дела». Еще у Игнатия Брянчанинова есть выражение: «. мнимо добрые дела». Что Вы скажете об этом?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Фарисей, помните, чем хвалился? — Добрыми делами. И, по единогласному мнению святых отцов, это его хвастовство своими делами было осуждено. Кажется, делал добрые дела, а подвергся осуждению. Другой факт: великие святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Вот удивительно! Они были очень внимательны к себе, анализировали и заметили, что у нас настолько перемешано добро и зло, что даже если я совершаю, кажется, доброе дело, во мне возникает то тщеславие, то расчет, то гордыня, т.е. проще — в бочку меда добавляется ложка дегтя. добрые дела, которые совершаются, Католическая церковь учит, что добрые дела совершаются ради приобретения заслуг, т.е. когда я совершаю добрые дела, я приношу милостыню Богу, приобретаю какую-то заслугу перед Богом.

Такое понимание добрых дел растит тщеславие в человеке, гордыню и постепенно превращает его в «святого сатану», в фарисея, в тех, кто распял Христа. Самые святые распяли Христа!

Вспомните — первосвященники, священники, книжники, т.е. богословы. Они были безупречны в своей религии, в своем отношении к закону Божиему. И они видели эту безупречность, они видели себя праведными. И это было страшнейшей раной их души, потому что добрые дела при неправильном к ним отношении превращаются в орудие гордыни и делают человека диаволом. Они привели к зависти к Христу. Они привели к распятию самой истины самих мнимо добродетельных людей.

Эти мнимо добродетельные дела или, как говорил свт. Игнатий Брянчанинов, — «добренькие дела» — тогда становятся таковыми, когда человек видит, что он что-то делает: «Я не фунт изюма, я не как прочие человеки». Вот что такое мнимые добрые дела.

Каково христианское отношение к добрым делам? Должны мы их делать? Да, должны, но при этом, во-первых, с такой мыслью: да, мы должны насколько можем исполнить заповеди Божии, но только глупый, безумный или слепец не видит при этом, что в каждом этом исполнении заповедей у меня полно того, что не должно быть: ложка дегтя в бочке меда.

Значит, мы должны, с одной стороны, всячески понуждать себя к доброделанию, с другой стороны, должны видеть, что, к сожалению, ко всему, что мы делаем доброго, увы, примешивается что-то недолжное.

Вот это недолжное и должно являться побуждением к покаянию.

Источник

Всё, что делается из тщеславия, не приносит доброго плода. Объясняет Алексей Осипов

Любая благотворительность, любая социальная деятельность должна отвечать только на один вопрос — как это может послужить спасению тех, кому мы помогаем? Не повредит ли это спасению? Об этом предупреждает православный богослов, профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Нельзя заниматься помощью безотносительно этой цели. Когда мы, к примеру, строим дом, мы приобретаем что-либо с той лишь целью, насколько это нужно для строящегося дома.

Спасение — это как строительство дома. В своей деятельности мы должны постоянно ориентироваться на это: пригодится ли это для строительства дома? Это полезно или нет? Не разорит ли это нас?

У аввы Дорофея есть замечательные слова:

«Безумен тот, кто строит дом другому, разоряя свой собственный».

Это идея имеет огромнейшее значение. Я активно занимаюсь социальной деятельностью… Какая там молитва? Отстаньте! Какая христианская жизнь? Некогда мне поститься. Я кручусь, как белка в колесе. Я весь в работе.

А Христос сказал:

«Душа не больше ли пищи, и тело одежды».

Что человек отдаст за душу свою? Нет такой ценности.

Очень часто мы искажаем христианскую благотворительность. Каким образом? Пытаемся оказывать помощь другим, полностью разоряя свою душу.

Суть благотворительной или социальной деятельности состоит не в том, чтобы накормить, напоить, обеспечить… Это всего лишь средства. И они хороши только тогда, когда сопряжены с делом спасения.

Читайте также:  Как вытащить голову клеща если она оторвалась

Человек, который оставляет свою душу и вовлекается в сплошную суету, никакого добра принести не может. Почему не может? Он ведь строит дома, больницы, школы… Разве это не милостыня? Разве это не любовь?

Ещё раз отмечу, если человек не думает о своей душе, живёт язычником, но благотворит направо и налево, то добра он принести не может.

Чем спасается человек? Заслугами или чистотой души своей? Заслуги — это то, на чём зиждется западное христианство. Заслуги и наказания.

А Евангелие нам говорит:

Разбойник, который висел рядом со Христом, никаких заслуг не имел. Одни только преступления и больше ничего. Не заслугами спасается человек. А — богоподобием, чистотой сердца.

Исаак Сирин произносит потрясающие слова:

«Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, а рождающемуся от них смирению».

И если не будет смирения, напрасны все труды и все добродетели.

Апостол Павел пишет:

«Не увенчивается тот, кто незаконно страдает».

То есть незаконно делает.

У Варсанофия Великого есть замечательное наблюдение:

«Труд без смирения суетен и не вменяется ни во что».

Добродетели и труды, не сопряженные с исполнением заповедей, не направленные на внутреннее очищение души, обязательно приводят человека к высокоумию, то есть тщеславию и гордыни.

Человек считает себя праведником, а на самом деле исполнен всеми страстями человеческими. Душа, как мешочек, наполнена гадостями, которым нет числа.

Оказывается, сами дела могут оказаться мерзкими, когда они совершаются совсем не по духовным причинам. Не ради Христа.

Дух творит себе формы. Каково духовное состояние человека, таковы будут и последствия. Одно и то же дело, совершаемое двумя людьми, может совершаться с разными целями.

Если человек делает дело ради Бога и со смирением, то и плоды будут спасительны для тех, кому он это делает. Или, напротив, человек занимается этой же деятельностью с другой мотивацией, по мирским мотивам, особенно из тщеславия и гордыни, чтобы потом доску на стену повесить со своей фамилией. Такой плод не будет добрым.

Ещё, пожалуй, заявлю о себе всему миру, приглашу все камеры и всех корреспондентов, чтобы они видели, до чего же я хорош.

Всё, что делается из тщеславия, не приносит доброго плода ни самому делателю, ни другим людям. Это будет отравлением души. Если мой источник отравлен, неужели это принесёт пользу тем, кто будет из него пить?

Кажется, оба делают одно и то же. Но каков дух — таковы и плоды.

Поэтому важно сопрягать любой труд со смирением. С пониманием того, что только Бог даёт мне возможность что-либо сделать. Я — только инструмент. Мы — только делатели, праведные или неправедные.

Если нет ключа добра, смирения и любви, никакое доброе дело не может быть добрым.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Источник

А.И. Осипов о мнимо добрых делах

Вопросы профессору А.И. Осипову на встрече с общественностью Вологодской епархии. 1999 г.

В одной из Ваших статей есть такая фраза: «. так называемые добрые дела». Еще у Игнатия Брянчанинова есть выражение: «. мнимо добрые дела». Что Вы скажете об этом?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Фарисей, помните, чем хвалился? — Добрыми делами. И, по единогласному мнению святых отцов, это его хвастовство своими делами было осуждено. Кажется, делал добрые дела, а подвергся осуждению. Другой факт: великие святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Вот удивительно! Они были очень внимательны к себе, анализировали и заметили, что у нас настолько перемешано добро и зло, что даже если я совершаю, кажется, доброе дело, во мне возникает то тщеславие, то расчет, то гордыня, т.е. проще — в бочку меда добавляется ложка дегтя. добрые дела, которые совершаются, Католическая церковь учит, что добрые дела совершаются ради приобретения заслуг, т.е. когда я совершаю добрые дела, я приношу милостыню Богу, приобретаю какую-то заслугу перед Богом.

Такое понимание добрых дел растит тщеславие в человеке, гордыню и постепенно превращает его в «святого сатану», в фарисея, в тех, кто распял Христа. Самые святые распяли Христа!

Вспомните — первосвященники, священники, книжники, т.е. богословы. Они были безупречны в своей религии, в своем отношении к закону Божиему. И они видели эту безупречность, они видели себя праведными. И это было страшнейшей раной их души, потому что добрые дела при неправильном к ним отношении превращаются в орудие гордыни и делают человека диаволом. Они привели к зависти к Христу. Они привели к распятию самой истины самих мнимо добродетельных людей.

Читайте также:  Как избавить животных от клещей домашними средствами

Эти мнимо добродетельные дела или, как говорил свт. Игнатий Брянчанинов, — «добренькие дела» — тогда становятся таковыми, когда человек видит, что он что-то делает: «Я не фунт изюма, я не как прочие человеки». Вот что такое мнимые добрые дела.

Каково христианское отношение к добрым делам? Должны мы их делать? Да, должны, но при этом, во-первых, с такой мыслью: да, мы должны насколько можем исполнить заповеди Божии, но только глупый, безумный или слепец не видит при этом, что в каждом этом исполнении заповедей у меня полно того, что не должно быть: ложка дегтя в бочке меда.

Значит, мы должны, с одной стороны, всячески понуждать себя к доброделанию, с другой стороны, должны видеть, что, к сожалению, ко всему, что мы делаем доброго, увы, примешивается что-то недолжное.

Вот это недолжное и должно являться побуждением к покаянию.

Источник

Как избавиться от тщеславия осипов

И тропари сия, глас 7:

Пастырю добрый, душу Твою положивый о нас, сведый сокровенная, содеянная мною, Едине Блаже, упаси мя разумом заблуждшаго, и исхити мя от волка, Агнче Божий, и помилуй мя.
Отягчен сном уныния, помрачаюся прелестию греховною: но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысленныя, Христе Боже, просвещение души моея, и спаси мя.

Мглою греховною и сластьми житейскими сплетаем ум окаянныя души моея,
страсти различныя раждает, и в помысл умиления не приходит.

Но ущедри, Спасе, смирение мое, и даждь ми помысл умиления, да и аз спасаем прежде конца воззову благоутробию Твоему: Господи Христе Спасе мой,
отчаяннаго спаси мя и недостойнаго.

Яко впадый в разбойники, и уязвен, тако и аз впадох во многии грехи,
и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз: токмо к Тебе,
милосердому душ Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко блудный сын приидох и аз, Щедре: приими мя, Отче,
возвращающася, яко единаго от наемник Твоих, Боже, и помилуй мя.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Избави, Богородице, от обдержащих нас грехов: яко иного упования вернии не имамы, разве Тебе, и от Тебе рождшагося Господа.

Господи, помилуй (40 раз).
Затем 8 земных поклонов с молитвой:
Боже, милостив ми буди, и прости мя блуднаго за имя Твое Святое.

Молитва 1, святого Василия Великого

Паки запят бых окаянный умом и лукавым обычаем, работая греху.
Паки князь тьмы и страстных сладостей родитель, пленена мя сотвори, и якоже раба смиреннаго, того хотением, и желанием плотским работати принуждает мя.

И что сотворю, Господи мой, и Избавителю, и Заступниче уповающим на Тя,
аще не к Тебе паки возвращуся и постеню, и милости испрошу о содеянных мною;
но боюся и трепещу, да не како всегда исповедаяся, и отступити злых обещаваяся,

и на кийждо час согрешая: и не воздав молитвы моея Тебе Богу моему,
долготерпение Твое воздвигну к негодованию.

И кто стерпит гнева Твоего, Господи; ведый убо множество щедрот Твоих, и пучину человеколюбия Твоего, паки возверзаю себе на милость Твою, и взываю Ти:

еже согреших, прости. Помилуй мя падшаго, даждь ми руку помощи, в тине сластей погруженному. Не остави, Господи, создание Твое растлитися беззаконьми моими и грехи моими:

но обычным Твоим милосердием и благостию принуждаем, избави от кала и скверны телесныя и страстных помышлений, оскверняющих всегда душу мою окаянную:

се бо, Господи, якоже зриши, несть в ней места чиста, но вся проказися, и все тело объят язва.
Сам убо, Человеколюбче, врачу душ и телес и милости источниче,
очисти ту слез моих течением, сих изливая на мя обильно:

излей на мя человеколюбие Твое, и даждь ми исцеление и очищение,
и исцели сокрушение мое, и не отврати лица Твоего от мене,

да не якоже вещь, пояст мя отчаяния огнь: но якоже рекл еси, неложный Боже,
яко велия радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся,

сие сотвори и на мне грешнем, и не затвори ушию благоутробия Твоего,
в молитве покаяния моего; но отверзи их, и яко кадило исправи ту пред Тобою:

веси бо немощь естества Создателю, и удобь поползновение юности, и тяжесть тела, и презираеши грехи, и покаяние приемлеши призывающих Тя истиною.

Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Как мне избавиться от стеснительности

Источник

Как бороться с вредными привычками и страстями? Объясняют богослов Осипов, священник Смирнов и Паисий Святогорец

Нет среди нас ни одного человека, который бы не имел вредные привычки или всяческие страсти (осуждение, гневливость, объедание, сквернословие, лицемерие лживость и прочее). Что может помочь нам в этой борьбе рассказали богослов Алексей Осипов, священнослужитель Димитрий Смирнов и монах Паисий Святогорец.

Алексей Ильич Осипов, богослов, профессор Московской духовной Академии:

Что нужно для спасения человека? Кто первым вошёл в рай? Тот, кто висел по правую руку от Христа. Разве он освободился от своих страстей? Ни от одной. Он был разбойник.

Господь помогает нам в борьбе со своими страстями только в том случае, когда я, действительно, осознаю, что я грешный человек, и смиряюсь: «Господи, помилуй!» Без этого невозможно освободиться от страстей.

Мы так слабы, что если избавить меня от какой-либо страсти, то у меня сразу же нос кверху. Поэтому дело не в самих страстях и освобождении от них, а в той степени смирения, с которой я осознаю себя, каюсь, смиряюсь и обращаюсь к Богу за прощением. Только при соблюдении этих условий возможно освободиться от страстей.

Иначе нельзя. Опасно. Так как из грешника такой человек превращается в сущего дьявола. То есть горделивого человека.

Поймите, что не на том мы сосредотачиваем своё внимание. Наша задача борьба со страстями и смирение. И по мере уже нашего смирения в нас может происходить процесс очищения.

Если не происходит смирения, а я вдруг достигаю состояния бесстрастия. Вы понимаете, в кого я превращаюсь? Или не понимаете. Будда говорил: «Я сам всего достиг. Я сам достиг нирвану. Я это Он». Мне кажется, что уж лучше в страстях погрязнуть, чем возомнить о себе такое.

Великий Варсонофий сказал:

«Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен; он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения.

Димитрий Смирнов, священнослужитель, церковный и общественный деятель:

Мне часто говорят: «Я сильно молюсь, но не помогает». Странная фраза «сильная молитва». Это где такие приборы можно купить, чтобы силу молитвы измерять? Молитва ценится по результату. Если человек, даже не встав утром с кровати, сказал горе сей: «Поднимись и ввергнись в море». И это произошло. Значит, эта молитва была угодна Богу. Молитва ценится только по результату.

Сама по себе молитва ничего сделать не в силах. У людей магическое представление о молитве, как о неком ритуале. А если человек обращается к Богу, а Бог, который творит чудеса (собственно он один такой), услышал человека и исполнил его просьбу. Вот и всё.

Рассуждать о силе молитвы так же глупо, как рассуждать о силе Божьей. Бог бесконечно силён. Он даже может нарушать физические законы: по воде ходить или благословлять других на это, как Марию Египетскую, например.

А если просить Бога избавить от чревоугодия или осуждения, или сквернословия, или блуда… И если у человека серьёзные намерения, то он по-маленечку будет побеждать эту страсть с помощью благодати Божьей. Ни силой, ни волей, ни силой воли. Силу воли нужно использовать на неустанность молитвы.

Паисий Святогорец, монах, житель Афона:

Сначала, человеку нужно понять, что эта привычка для него вредна. Потом ему нужно захотеть с ней бороться. Чтобы победить дурную привычку за раз, нужно иметь большую силу воли. Нужно быть очень внимательным, для того чтобы не приобрести дурной привычки. Ведь потом от вас потребуется огромное смирение и проявление большой силы воли, чтобы от них избавиться.

Я убежден, что если человек, подвизаясь, дальше снова спотыкается и перемен не происходит, то причиной этому является его эгоизм, себялюбие и своекорыстие. Такой человек не достаточно смирен и в нём мало любви, что создаёт препятствие для божественного вмешательства. Он сам не даёт Богу оказать помощь. Например, если Бог поможет такому человеку избавиться какой-то страсти, то он запишет это свой счёт и возгордится. Ведь он решит, будто сам победил свою страсть, и Бог тут ни причём.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей