Как перестать волноваться по поводу «ребенка-тугодума»?
На мой взгляд, одной из проблем в воспитании современных детей является чрезмерное стремление родителей сделать ребенка успешным с детства, чуть ли не с пеленок. Развивающие центры пять раз в неделю, три иностранных языка сразу, читать и считать в три года, в шесть лет осилить «Мастера и Маргариту», а еще лучше – «Преступление и наказание». А если ребенок, не дай Бог, не может выполнить эту программу, у родителей начинается паника, в воздухе свистит ремень, ребенка ведут к психологу с просьбой «помогите мне сделать из моего тугодума гения из поколения индиго». Но, давайте, все-таки не станем пороть педагогическую горячку, давайте поговорим о так называемых детях – «тугодумах» по-взрослому.
Первое. Давайте сначала разберемся, какого ребенка считать тугодумом? Того, кто медленно все делает, или того, кто учится на «три», или того, кто одновременно все делает и медленно и на «три»? Мы с вами понимаем, что можно все делать медленно, но за то на «четыре и пять». Того, кто учится на «три»? Не факт, что этот ребенок – тугодум! Он может быть весьма активным по жизни, только вот учиться ему не интересно, а поведение оставляет желать лучшего. Но, это повод для разговора уже в другой статье. Таким образом, выходит, классический «тугодум» – это ребенок 5-12 лет, который и делает все медленно и, при этом, на «три». С этим мы разобрались.
Второе. Почему некоторые считают, что медлительность ребенка – это сразу его порок? Ведь не зря есть народная мудрость: «семь раз отмерь – один раз отрежь!». А еще «Поспешай – не торопясь!». Между прочим, Наполеон был человеком молниеносным, а вот разгромивший его Кутузов, всю жизнь засыпал на ходу. И ничего, это не помешало ему спасти Россию. Так что, неторопливость, по моему мнению – сама по себе вовсе не беда. Это лишь признак наличие у ребенка темперамента флегматика или меланхолика. И не более того. Если он в целом все делает правильно и уровень развития его интеллекта соответствует средним показателям по группе детского сада или класса в школе, поводов для паники просто нет. Пусть он не станет чемпионом по карате или не будет выигрывать олимпиады, но зато во взрослой жизни именно благодаря своей неспешности и обстоятельности он может оказаться идеальным исполнителем, а затем и начальником. А вот те, кто спешил жить в детстве и юности, могут оказаться задвинуты на обочину жизни в сорок-пятьдесят.
Третье. Отсюда, давайте разберемся: почему кто-то диктует нам, что яркая успешность должна быть прямо с раннего детства? На самом деле, значительное число выдающихся людей стали таковыми только уже во взрослом состоянии. А в школе были обычными середняками. Тот же Уинстон Черчилль в школе считался почти умственно отсталым, учился еле-еле на «три», но это не помешало ему ни стать премьером, ни спасти Англию от бесноватого Гитлера. Так что, давайте не путать успешность и подготовку ребенка к успешности. Безусловно, школа – это трамплин в жизнь. Но мы же не требуем от спортсмена, чтобы он крутил свои сальто над трамплином и на него же и приземлялся: голову разобьет! И мы нередко видим, когда отличник в школе влачит жалкую жизнь после нее, а троечник – становится его начальником. Не зря говорят: «Тише едешь – дальше будешь!». И между прочим – дольше! Вот и не нужно требовать, чтобы все дети были отличниками. Есть твердая «четверка» по большинству предметов – вот и хорошо!
Таким образом, давайте не будем переживать за скорость передвижения ребенка в пространстве и число мыслительных операций ребенка в минуту. Если они медленны, но зато точны, это по-своему прекрасно. И не нужно торопить ребенка чересчур: можно просто сломать у него психики, развить в нем невроз или комплекс неполноценности.
Единственное, с чем нельзя мириться родителям, так это с враньем ребенка, его грубостью и с тройками в дневнике! Ведь все это – показатель уже вовсе не медленной скорости ребенка по жизни, а следующих вещей (исключая умственную и речевую отсталость ребенка):
— отсутствия у родителей должного контроля за своим ребенком, низким интересом к его школьным делам, равнодушием к нему;
— нехваткой личного общения родителей и ребенка, их совместной деятельность;
— чрезмерной избалованностью ребенка, которая препятствует у него выработке силы воли и постановки жизненных целей;
Очевидно, что во всем этом, скорость в поведении ребенка не имеет никакого значения: важно личное участие родителей в жизни и воспитании своего чада. И именно недоработки самих родителей, а вовсе не пресловутое «тугодумие» — истинные причины возможной дальнейшей проблемности ребенка. Так что, давайте оценивать не саму скорость процесса обучения ребенка, а его итоговые результаты. И чье тугодумие тут важнее – ребенка или его нерадивых родителей, еще большой вопрос. Если же родители желают повысить скорость быстродействия своего ребенка, они должны делать все вместе с ним. И не только в делах учебы, но и общения и игры.
С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.
Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.
Источник
Умственная отсталость легкой степени: причины, симптомы, лечение и прогноз
Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.
Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.
Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.
Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.
Классификация УО
Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:
- легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
- умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
- глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.
Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):
- легкая – 69–65;
- умеренная –64–60;
- тяжёлая – 59–50.
Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.
Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.
Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.
Причины появления
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
- наследственные заболевания (хромосомные и генные);
- внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
- употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
- недоношенность плода;
- проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
- отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
- невыясненная этиология.
Признаки УО легкой степени
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:
- Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
- Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
- Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
- Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
- Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
- Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Особенности детского слабоумия
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
- добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
- озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Диагностика
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Профилактика и лечение
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
Коррекция
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
- мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
- зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
- устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
- внимание, самоконтроль;
- функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
- понятие неправильного поведения;
- слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.
Жизнь с умственной отсталостью
Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.
Кристальная честность – отличительная черта такого человека. При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений.
Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.
Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.
На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.
Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.
Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.
Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.
Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.
Источник