- Васвас (сомнение). Как с ним бороться?
- 1. Васависы, касающиеся Имана.
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- 2. Васависы, касающиеся действительности омовения.
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- 3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- 4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
- Методы борьбы с такими сомнениями:
- Как избавиться от наущений сатаны (васвасов)?
- Заключение:
Васвас (сомнение). Как с ним бороться?
Васвас (мн. васавис) – сомнение, возникающее в результате наущения (внушения, науськивания) сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают различных видов, и воздействуют они на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков.
Следует отметить, что не каждый человек подвергается сомнению (васвасу), и некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие. Поскольку это наущение шайтана, человеку не следует беспокоиться и нужно научиться игнорировать подобное. В хадисе Посланник Аллаха ﷺ утешил нас, сообщив, что Аллах ﷻ не считает человека ответственным за сомнения (васависы), которые его тревожат, до тех пор пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух («Сахих аль-Бухари», хадис №2528, передал Абу Хурайра).
Сатана навязывает человеку сомнение (васвас), чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху ﷻ . Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных сомнений (васависов).
1. Васависы, касающиеся Имана.
Иногда сатана досаждает человеку различными сомнениями в вере (имане). Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе ﷻ и Его Пророке ﷺ , или у него появляются негативные мысли об Исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об Исламе?» И так далее.
Хотя, на первый взгляд, все это может показаться серьёзным проступком, на самом деле, это признак веры (имана). В сборнике «Сахих Муслим» записано, что однажды группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк ﷺ спросил у них: «Правда? У вас действительно появляются такие мысли?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак Имана» («Сахих Муслим», хадис 357).
Когда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак имана», – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьём сердце есть вера (иман), будет испытывать такие сомнения.
Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример. Вор не будет пытаться грабить дом, в котором нет ничего ценного, а только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности. Аналогичным образом и сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и мире вечном (Ахират). Сатана будет вкладывать сомнение (васвас) только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар – вера (иман), и он постарается сделать всё возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным из-за этих сомнений (васвас), нужно благодарить Аллаха ﷻ за благословение веры (имана).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте их. Богословы сообщили, что излечение подобных сомнений (васвас) – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них внимания и следует заняться поминанием Господа (зикром) и возданием Ему хвалы (шукром).
– Произнесите три последние суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас») и воздержитесь от грехов. Возьмите в привычку произносить три суры Корана ежедневно после утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов запретного (харам), всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют нашу веру (иман) и дают сатане возможность взять верх над человеком.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения (васвас), беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры (имана), что в действительности является хорошим знаком, и следование указанному совету поможет укрепить веру.
2. Васависы, касающиеся действительности омовения.
Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения, или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще? При таких сомнениях (васвас) можно увидеть, как он моет определённую часть тела в омовении снова и снова. Это наущения шайтана, чтобы человек растратил время и воду.
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорирование. Тот, кому досаждают такие сомнения (васвас), должен немедленно проигнорировать их.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Произнесите: «Ля иляhа илляллаh». Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы человек, страдающий от сомнений (васвас) в омовении, произносил: «Ля иляhа илляллаh», ведь сатана покидает человека, занятого поминанием Аллаха ﷻ (зикром).
– Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность – нужно чётко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трёх раз.
3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.
Иногда человеку досаждают сомнения в том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех пор пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нём, ему следует игнорировать такие сомнения (васвас), и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только сильнее – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он всё время нечист, что в итоге приведёт к тому, что он перестанет совершать намаз и другие богослужения (ибадат), считая себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает всё, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха ﷻ .
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). Человек должен сказать себе, что он не видел и физически не ощущал нечистоту, а значит, сомнения во внимание принимать не может.
Несколько сподвижников сказали Пророку ﷺ , что они не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.
– Прочтите предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, полагая при этом, что недостаточно очистился. Это тоже сомнение (васвас), введённое сатаной, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т.е. в туалете).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). После того как подмылись трижды и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.
– Прочтите мысленно (про себя) «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Знайте, что подмываться разрешается не более семи раз. Факихи постановили – подмываться более семи раз во время истинджи запрещено. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае сомнения (васвас) разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.
– Взбрызнуть водой подмытое после омовения место. Если человек подвержен сомнениям насчёт недержания мочи, ему нужно взбрызнуть водой подмытое после омовения место и считать, что влажность — из-за чистой воды, а не из-за мочи.
Источник: духовно-просветительская газета «Ас-салам»
Источник
Как избавиться от наущений сатаны (васвасов)?
Вопрос: Каждый раз, когда совершаю омовение или читаю намаз, меня посещают различные дурные мысли (васвасы), которые очень сильно мешают в поклонении, побуждают меня сомневаться в исполнении этих обрядов, лишний раз повторять их. Подскажите, пожалуйста, как избавиться от наущений сатаны (васвасов), которые мешают в поклонении?
Ответ:
Имам ибн Хаджар в своём сборнике фетв «Аль-Фатава аль-Фикхия» отвечая на вопрос: «Есть ли лекарство от такой болезни, как наущение сатаны (васвас)?», пишет следующее:
له دواء نافع وهو الإعراض عنها جملة كافية. وإن كان في النفس من التردد ما كان، فإنه متى لم يلتفت لذلك لم يثبت بل يذهب بعد زمن قليل. وأما من أصغى إليها وعمل بقضيتها فإنها لا تزال تزداد به حتى تخرجه إلى حيز المجانين بل وأقبح منهم، كما شاهدناه في كثيرين ممن ابتلوا بها وأصغوا إليها وإلى شيطانها الذي جاء التنبيه عليه منه — صلى الله عليه وسلم — بقوله: «اتقوا وسواس الماء الذي يقال له الولهان». وجاء في الصحيحين ما يؤيد ما ذكرته وهو أن من ابتلي بالوسوسة فليعتقد بالله ولينته.
«От этой болезни есть целительное лекарство – это полное игнорирование наущений, даже если в душе будут какие-то колебания. Если не обращать внимания, они уменьшатся и скоро исчезнут навсегда. У того же, кто прислушивается к наущениям и поступает в соответствии с ними, они не прекратятся, наоборот, усилятся, пока не ввергнут его в состояние безумства и даже в более отвратительную форму, как мы и увидели это на примере многих, подвергнувшихся наущениям и следующих за кознями сатаны, о котором Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь во время ритуального омовения наущений шайтана, которого зовут Валахан». Согласно хадису, переданному в Сахихе аль-Бухари и Сахихе Муслима и упомянутому мной, подверженный наущениям должен быть уверен во Всевышнем Аллахе и не придавать проискам сатаны значения».
واعلم أن من حرمه فقد حرم الخير كله؛ لأن الوسوسة من الشيطان اتفاقا، واللعين لا غاية لمراده إلا إيقاع المؤمن في وهدة الضلال والحيرة ونكد العيش وظلمة النفس وضجرها إلى أن يخرجه من الإسلام. وهو لا يشعر أن الشيطان لكم عدو فاتخذوه عدوا. وجاء في طريق آخر فيمن ابتلي بالوسوسة فليقل: آمنت بالله وبرسله. ولا شك أن من استحضر طرائق رسل الله سيما نبينا — صلى الله عليه وسلم — وجد طريقته وشريعته سهلة واضحة بيضاء بينة سهلة لا حرج فيها وما جعل عليكم في الدين من حرج، ومن تأمل ذلك وآمن به حق إيمانه ذهب عنه داء الوسوسة والإصغاء إلى شيطانها.
«Знай же, что лишённый упомянутого лечения, лишён всякого блага, потому что наущения, однозначно, от сатаны. А проклятый сатана только и стремится ввергнуть человека в пропасть заблуждений, смятений, тягостей жизни, в душевный мрак и тревоги, и он не успокоится, пока не выведет его из Ислама, в то время как человек не осознаёт, что сатана – враг людского рода. Так враждуйте же с ним. Также дошло до нас предание: «Подверженный наущениям пусть скажет « آمنت بالله و برسله » – «Аманту билляhи ва би русулиhи»». Несомненно, что тот, кто мысленно представит путь посланников Аллаха, особенно Пророка Мухаммада ﷺ найдёт его путь и законы ясными, чистыми, очевидными, легкими, в которых нет затруднения. Господь не сделал вам вашу религию затруднённой. У того, кто будет размышлять над этим и истинно уверует в упомянутое, исчезнут болезнь наущений и прислушивание к сатане».
وفي كتاب ابن السني من طريق عائشة: — رضي الله عنها — «من بلي بهذا الوسواس فليقل: آمنا بالله وبرسله ثلاثا، فإن ذلك يذهبه عنه». وذكر العز بن عبد السلام وغيره نحو ما قدمته فقالوا: دواء الوسوسة أن يعتقد أن ذلك خاطر شيطاني، وأن إبليس هو الذي أورده عليه وأنه يقاتله، فيكون له ثواب المجاهد؛ لأنه يحارب عدو الله، فإذا استشعر ذلك فر عنه. وفي مسلم من طريق عثمان بن أبي العاص أنه قال حال بيني وبين صلاتي وقراءتي فقال: ذلك شيطان يقال له خنزب، فتعوذ بالله منه واتفل عن يسارك ثلاثا، ففعلت فأذهبه الله عني .
«В книге ибн Сунни от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся хадис: «Тот, кто страдает этими наущениями, пусть трижды скажет: « آمنت بالله و برسله » – «Аманту билляhи ва би русулиhи». Поистине эти слова отведут от него наущения».
Имам аль-‘Иззу бну ‘Абдислям и другие упомянули подобное тому, что я рассказал выше, сказав: «Лекарство от наущений – убеждение человека, что эти мысли от сатаны и что он тот, кто внушил эти мысли человеку, и что сатана воюет против него. Если человек последует этому совету, то ему запишется вознаграждение, как воюющему на пути Всевышнего ввиду того, что он воюет с врагом Божьим, и, когда сатана почувствует это, он убежит».
В Сахихе Муслима от ‘Усмана бну аби аль-‘Ас передаётся: «Сатана стал преградой между мной и моим намазом, и чтением Корана в намазе». После Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это сатана по имени Хинзаб. Проси защиты у Всевышнего Аллаха от сатаны и плюнь три раза в левую сторону». Я выполнил сказанное, и Аллах избавил меня от этого. «».
. نقل النووي — رحمه الله — عن بعض العلماء أنه يستحب لمن بلي بالوسوسة في الوضوء، أو الصلاة أن يقول: لا إله إلا الله فإن الشيطان إذا سمع الذكر خنس؛ أي: تأخر وبعد .
«Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) передаёт от некоторых учёных, что желательно страдающему наущениями в ритуальном омовении и намазе, сказать: «Ля иляhа илля ллаh», так как сатана, когда слышит поминание Аллаха, отдаляется. ».
وقال ابن أبي الحواري. شكوت إلى الداراني الوسوسة فقال: إذا أردت قطعه فمتى أحسست به فافرح فإذا فرحت انقطع عنك فإنه ليس شيء أبغض إلى الشيطان من سرور المؤمن. وقال العارف أبو الحسن الشاذلي: إذا كثر عليك الوسواس فقل: سبحان الملك الخلاق <إن يشأ يذهبكم ويأت بخلق جديد> <وما ذلك على الله بعزيز> .
«Ибн Аби аль-Хивари поведал: «Я пожаловался на наущения имаму ад-Дарини, и он ответил: «Если хочешь избавиться от наущений, обрадуйся сразу после того, как ты их почувствовал. Потому что, когда ты обрадуешься, они оставят тебя, так как нет ничего более ненавистного сатане, чем радость верующего (му’мина)»».
‘Ариф Абу аль-Хасан аш-Шазили отмечал:
«Когда наущения начнут донимать тебя, скажи
سبحان الملك الخلاق
– «Субх’ана-ль-малики-ль-халляк» и прочитай 19-й и 20-й аяты из суры «Ибраhим»».
(См.: Аль-Фатава аль-Фикхия, т. 1, с. 216).
Заключение:
1. Для излечения от васвасов (наущений) в первую очередь следует не обращать на них внимания и не придавать им значения. Необходимо быть уверенным во Всевышнем Аллахе и в его помощи. Также следует обрадоваться (поднять себе настроение) вспомнив, что-то хорошее и т. д.
2. Если у человека возникли наущения, следует попросить защиты у Алллаха,
то есть сказать
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
– «А’узу билляhи мина-ш-шайтани-р-раджим», и плюнуть три раза в левую сторону.
3. Следует произнести:
آمنا بالله و برسله
– «Аманна билляhи ва би русулиhи» или
آمنت بالله و برسله
– «Аманту билляhи ва би русулиhи» три раза и
سبحان الملك الخلاق
– «Субх’ана-ль-малики-ль-халляк», затем прочитать 19-й и 20-й аяты из суры «Ибрахим»:
إن يشأ يذهبكم ويأت بخلق جديد * وما ذلك على الله بعزيز
4. Надо чаще поминать Всевышнего (совершать зикр), потому что сатана, когда поминают Аллаха, отступает от человека.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник