Как избавиться от виньетирования

Что такое виньетирование в фото?

Рассматривая фотографии, вы можете увидеть, что на многих снимках края затемнены. Это говорит о том, что в процессе съемки на них попадает меньше света. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Эффект падения яркости кадра от его центральной части к краям называют виньетированием.

Слово «виньетирование» происходит от французского Vignette — «виньетка», то есть рамка, закрывающая изображение по краям. Виньетирование наиболее характерно для широкоугольных объективов, телеобъективов и для оптических систем, обладающих большой светосилой. Сильное виньетирование наблюдается при надевании объектива предназначенного для камеры с кропнутой APS — C матрицей на полноформатную камеру по причине разницы углов обзора.

В некоторых случаях виньетирование используется как художественный прием. Принято считать, что чем меньше виньетирование, тем лучше объектив. Эффект виньетирования также проявляется в том случае, когда на объектив надета защитная линза или светофильтр с высокими бортиками, многократно увеличивающими виньетирование.

От чего зависит появление виньетирования?

Эффект виньетирования наблюдается в следующих случаях:

• Он может достигаться целенаправленно при использовании инструментов постпроцессинга. При этом результат виньетировния выбирается самим фотографом. Таким образом, достигается некоторая степень художественности фотографии. Прием часто используется в портретной съемке. Виньетирование также может применяться для придания фотографии оттенка старины.

• Виньетирование может быть природным, зависящим от угла падения света на объектив и сенсор изображения. В отличие от широкоугольных объективов, зум-объективы, превышающие определенное фокусное расстояние, менее склонны к появлению природного виньетирования.

• Третий случай виньетирования происходит из-за физического препятствия между лучами света, проникающими в фотоаппарат и пучками света, попадающими на сенсор изображения случайно. Из этого несложно сделать вывод, что при небольшом значении диафрагмы, механическое виньетирование увеличивается. При увеличении значения диафрагмы нежелательный эффект виньетирования снижается или исчезает совсем.

• Фактические размеры современных объективов – еще одна причина появления виньетирования. В дорогих объективах очень часто имеется около 20 отдельных элементов и более. Пока свет проникает через них, теряется часть его интенсивности, так как у задних элементов от входящего света имеется защита в виде линз, которые находятся перед ними.

Как избавиться от виньетирования?

Использовать виньетирование или избавиться от него – личный выбор фотографа. Главное здесь – не переусердствовать, чтобы не выглядеть дилетантом. Нежелательное виньетирование частично или полностью убирается путем редактирования фотографий программными продуктами (к примеру, Photoshop), а также автоматически. Камеры Canon, например, оснащены функцией коррекции периферийного освещения. Виньетирование, образующееся из-за применения объективов для кропнутых камер или фильтра, на полноформатных камерах убрать нельзя. Снизить эффект виньетирования или избавиться от него полностью можно, уменьшив относительное отверстие диафрагмы в оптической системе.

Виньетирование в объективе — хорошо это или плохо?

Как уже отмечалось выше, отсутствие виньетирования является одним из признаков качественного объектива. Следовательно, эффект виньетирования можно считать уделом его плохого качества. Но так ли уж плох сам по себе этот эффект?

В некоторых случаях эффект виньетирования неприемлем, например, при съемках голубого неба, так как смотрится грубо и портит картинку. Другое дело – портретная съемка, здесь подобное искажение выглядит уместно и выигрышно, так как позволяет сконцентрироваться на центре композиции – лице человека на портрете.

Еще один вариант применения виньетирования – это фотографии в стиле ретро с эффектом старины. Не стоит отказываться от покупки, если объектив обладает данным эффектом, так как его можно использовать для привлечения внимания к центральной части кадра или убрать, используя для этого специальные программы. О сайте fotomtv.

Источник

Что такое виньетирование.

Виньетирование – это эффект затемнения углов изображения. Часто виньетирование называют просто ‘виньеткой

В более широком смысле, виньетирование – это изменения яркости изображения от центра до краев изображения. Можно сделать и ‘виньетирование наоборот’, когда края будут более светлыми, нежели центр изображения.

Выше показан пример виньетирования, которое дает объектив Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor при использовании на полнокадровой камере Nikon D700 и при полностью открытой диафрагме, объектив сфокусирован на бесконечность, сфотографирован белый лист со штатива. По углам изображения заметно падение яркости, а самая яркая часть изображения находится в центре изображения.

Учитывая тот факт, что при использовании полнокадровых объективов Nikon FX, или любых других объективов под 35-ти миллиметровую пленку на кропнутых камерах Nikon DX, матрица кропнутой камеры фиксирует только центральную часть изображения, то эффект виньетирования в таком случае практически полностью сводится к нулю.

Управление диафрагмой уменьшает виньетирование

Виньетирование напрямую связано с числом F. Чем больше число F (чем сильней закрыта диафрагма) – тем меньше виньетирование. И наоборот, чем меньше число F (чем сильней открыта диафрагма) – тем сильней заметно виньетирование. Как управлять числом ‘F’ можете почитать в разделе ‘диафрагма’.

Зависимость виньетирвования от диафрагмы. На закрытой диафрагме виньетка меньше.

Я нигде не встречал информации о том, что дистанция фокусировки также влияет на степерь виньетирования. У разных объективов при фокусировке на бесконечность и на МДФ (минимальную дистанцию фокусировки) проявляется разная степень виньетирвоания. Такой эффект я заметил при использовании кропнутого объектива на полнокадровой камере, когда при МДФ объектив вовсе не давал виньетки, а при фокусировке на бесконечность виньетка была просто ужасной. Ниже необычный пример фотографии, который показывает взаимосвязь дистанции фокусировки и силы виньетирования при использовании полнокадровой камеры в обычном режиме работы и кропнутого объектива.

Необычный эффект виньетирования. Кропнутый объектив не дает виньетки при МДФ на полнокадровой камере.

В зависимости от типа объектива, эффект взаимосвязи виньетирвоания и дистанции фокусировки проявляется по разному. Ниже пример разной степени виньетирования при использовании объектива Nikon 28-105mm f/3.5-4.5D AF Nikkor на камере Nikon D700, при МДФ виньетирвоание сильней, чем при фокусировке на бесконечность.

Разница степени виньетирования

Также, у зум объективов при разном фокусном расстоянии наблюдается разная степень виньетирования. Обычно самая сильная виньетка заметна на предельных значениях фокусного расстояния.

Например, для пейзажной фотографии виньетирование часто крайне нежелательно, потому, чтобы получить изображения без виньетирования нужно снимать на прикрытых диафрагмах. А в портретной съемке виньетирование часто может идти только на пользу.

Легкая виньетка на портретном снимке

Виньетирование измеряется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. Например, виньетирование -1E.V. означает, что края изображения затемнены на 1 ступень или на 1 стоп сильней, чем центр изображения. Один стоп равен падению экспозиции в два раза.

Читайте также:  Огурец клещ меры борьбы

Еще одной причиной появления виньетирования могут служить светофильтры и бленды. Очень часто виньетирование появляется на фотографиях, которые были сняты на объектив с неправильно одетой блендой. Обычно бленды имеют форму ‘тюльпана’, и с одной стороны лепестки ‘бленды-тюльпана’ меньшего размера, чем с другой, это связано с прямоугольной формой матрицы или пленки. Если перепутать стороны бленды или не правильно установить бленду на объектив, то можно испортить целую серию фотографий. Компенсировать виньетку от светофильтра или бленды иногда просто невозможно и приходиться кадрировать изображение.

Виньетирование очень просто исправить с помощью редактировании RAW файлов. Точно так же эффект виньетирования можно усилить специально, чтобы получить художественный эффект, как на снимке ниже. Многие камеры имеют встроенный обработчик корректировки виньетирвоания. Например, такую функцию имеют камеры Nikon D700, D5200 и т.д. У камер Canon за контроль виньетирование отвечает функция ‘контроль периферийного освещения‘. Обычно виньетирование делается специально для того, чтобы выделить на фотографии ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение.

Специально добавленное сильное виньетирование

Личный опыт

Я вовсе не переживаю за эффект виньетки, так как практически всегда снимаю в RAW. Эффект виньетирования сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах, например такая виньетка является недопустимой. Несколько раз я не до конца закручивал бленду-тюльпан на объективе, и в результате получал виньетку на изображении. Многие фотографы очень часто перебарщивают с виньеткой, а сам эффект встречается чуть ли ни на каждой второй портретной фотографии.

Выводы:

Виньетирование – физическая особенность объективов по распределению светового потока от центра до краев изображения. Обычно под виньетированием просто понимают потемнение углов изображения. Чтобы уменьшить степень потемнения углов изображения следует прикрывать диафрагму. Также, на виньетку влияет дистанция фокусировки. Виньетирование легко исправляется автоматически самой камерой, либо с помощью программного обеспечения. При съемке в RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества. Виньетка также может служить в качестве неплохого художественного эффекта, особенно для создания портретных снимков.

Лайкаем – помогаем проекту. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Источник

Что такое виньетирование в фото?

КОРРЕКЦИЯ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ

Виньетирование обычно исправляется ??с помощью применения профиля объектива.

В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.

Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера

Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение «шумности» изображения по краям

Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке — «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив — выскакивает надпись «данные не доступны».

Обратите внимание! Если данных профиля для вашего объектива нет в фотоаппарате, их можно туда загрузить. Для этого вам понадобится EOS Utility, которая обычно идет в комплекте с фотоаппаратом

Также можно утилиту скачать. Потом вы подключаете фотоаппарат к компьютеру посредством стандартного USB-кабеля, запускаете EOS Utility и выбираете опцию «peripheral illumination correction». Вам покажут список из объективов, которые вы сможете выбрать. Просто находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите из программы. После всех этих манипуляций в меню фотоаппарата должна появится надпись «данные для коррекции доступны». Если для вас это сопряжено с трудностями — воспользуйтесь коррекцией виньетирования вручную, через утилиту Lens Correction.

В фотоаппаратах Nikon заходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато — универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок — такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.

Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще — решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.

Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования — незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения

В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.

Lightroom

Чтобы создать виньетку в Lightroom, вам необходимо перейти во вкладку «Эффекты» и найти раздел «Виньетка». Далее вы видите пять ползунков, отвечающих за параметры виньетирования. Первый отвечает за силу применения эффекта, то есть работает так же, как и аналогичный ползунок в «Фотошопе». Второй отвечает за значение средней точки. Чтобы вы смогли увидеть этот эффект наиболее заметно, можете зажать кнопку Alt.

Перетаскивая ползунок влево или вправо, вы будете видеть значения этого параметра для стопроцентного показателя «Эффект». Это необходимо тогда, когда вы выставляете эффект виньетки на низкие значения. В этом случае какие-либо изменения не так сильно заметны. Третий ползунок отвечает за форму виньетки. То есть он может ее сделать как более округлой, так и более вытянутой формы. Четвертый отвечает за растушевку краев рамки, чтобы не так сильно было заметно применение данного эффекта.

Виньетирование как художественный приём

В век развития цифровой техники, когда обработка изображений посредством компьютерных программ доступна многим, виньетирование как художественный приём становится достаточно популярным явлением. Любой творчески настроенный фотохудожник либо экспериментировал с этим приёмом, либо использовал его в своих работах.

Затемнение или осветление краёв кадра несёт определенную художественную нагрузку: искусственным образом отвлекает зрителя от несущественных деталей, фокусируя его внимание на нужных объектах фотоснимка, создавая изобразительный акцент.

Изобразительный акцент с помощью виньетирования легко смещается с второстепенных предметов на сцену, которую художник желает выделить, подчеркнуть и привлечь тем самым внимание зрителей к той или иной сцене.

Читайте также:  Маковые зерна для муравьев

Фотохудожник может использовать виньетирование для достижения своего творческого замысла, расставляя световые акценты на нужных ему деталях, предметах или героях в кадре. Особенностью приёма является то, что он сравнительно прост в применении, но при этом достаточно эффективен в достижении выразительности.

Стоит отметить, что если общепринятым понятием виньетирование признано считать затемнение кадра по краям, то в художественном приёме виньетирования можно не только затемнять края кадра, но и осветлять (в плёночной фотографии применяли виньетирование при печати снимков с негатива), а также выборочно на поле кадра менять освещённость отдельно взятых деталей.

Однако наличие виньетирования не всегда означает, что фотограф использовал его умышленно, как художественный приём. Например, ломография — отдельное течение в фотографии, где виньетирование является общепринятым, и является следствием использования дешёвой фототехники, с плохими оптическими характеристиками.

Происхождение приёма

Впервые в 1751 году виньетка в искусстве оформления была использована для украшения страниц книги. Она представляла собой усики виноградной лозы вокруг границ страницы, чтобы ещё более выделить текст этой книги. Само слово «виньетка» происходит от слова, означающего «виноградная лоза». Спустя почти век, мода на виньетки пришла и в фотографию. С помощью определённых манипуляций со светом, выделялся основной элемент фото. В плёночной фотографии виньетирование превратилось в один из художественных приёмов

Этот приём был призван сконцентрировать внимание зрителя на основном объекте съёмки путём затемнения краёв кадра.

Фотографическое искусство практически моментально захватило весь мир. В обществе начала XX века стало хорошим тоном иметь фотографии как память о различных важных событиях — свадьба, день рождения, выпускной вечер гимназий и институтов. Изначально это были обычные снимки со стоящими на фоне учебного заведения гимназистами-выпускниками вместе с их преподавателями. Так как сложно было разобрать на общем фото — кто есть кто, ближе к середине XX века в школьную фотографию приходит мода на виньетирование, то есть выделение именно лиц людей. Для этого делалась общая крупная фотография выпускников, рассаженных так, чтобы было хорошо видно лицо каждого из них. Затем на это фото во время его экспонирования между объективом фотоувеличителя и фотобумагой помещалась маска, уменьшавшая количество света там, где нужно было сделать тёмный фон. Таким образом, получались как бы отдельно изображенные люди. Делом это было не простым, и подобные фото могли делать качественно только большие мастера фотоискусства. Немного позже научились фото подписывать.

С изобретением цифровых фотоаппаратов и специальных компьютерных программ, виньетирование стало не таким сложным делом, как ранее. К стандартному выделению лиц людей добавились различные надписи и украшения. Стали создаваться специальные шаблоны, которые можно скачать из Интернета. Многие фотографы стали использовать их для своих работ. Теперь людей можно было фотографировать по отдельности каждого, что облегчало фокусировку и настройку света, а также дальнейшую обработку фотографий для создания общей. Сегодня виньетка для фото представляет собой фотоколлаж — сборку нескольких фотографий на цветном фоне, украшенном различными картинками. А для хранения школьных виньеток и памятных фото можно использовать специальные папки и планшеты.

Конструкция сверхширокоугольного объектива

Объектив «Рыбий глаз» или в русской транскрипции английского названия «фишай», представляет собой короткофокусную оптику, которая обладает естественной дисторсией, поэтому его можно назвать «дисторсирующим». На фотографии присутствуют сильные геометрические искажения, связанные с искривлением прямых линий. Схема объектива «рыбий глаз» включает в себя вогнутый мениск и линзы с положительными диоптриями в задней части оптики. Для увеличения угла обзора в передней части могут быть установлены до трёх отрицательных менисков. Такая схема используется в семействе отечественных короткофокусников «Зодиак» и «Руссар». Оригинальная оптическая схема «рыбий глаз», отличающаяся от ортоскопической оптики, предполагает определённые достоинства и некоторые недостатки.

Сверхширокоугольники позволяют вместить на изображение больше информации, чем обычная оптика. Например, получить на одной фотографии панораму небольшого помещения возможно только применив «рыбий глаз». Оптика с очень большим углом захвата допускает съёмку широкого плана без необходимости удаления от объекта съёмки. Короткофокусники с изменяемым фокусом намного расширяют возможности фотографа и позволяют получить уникальные панорамные фотографии с близкого расстояния. Fish-eye обладает следующими недостатками:

  • Искажения перспективы;
  • Эффект виньетирования;
  • Большой диаметр оптики.

При фотосъёмке с использованием сверхширокоугольной оптики избежать сильной дисторсии на изображении невозможно. Фотографии с искривлением прямых линий могут использоваться в рекламных целях, в прикладной съёмке и как специальное наглядное пособие. Если дисторсия нарушает творческий замысел фотографа, то её можно исправить в фоторедакторе. Для этого открывается раздел «Фильтр» и вызывается пункт «Исправление дисторсии». Виньетирование так же можно убрать в редакторе фотографий. Кроме того большой диаметр передней линзы делает невозможным процесс установки светофильтров и солнечных бленд. Оптические фильтры устанавливаются за задней линзой, что делает очень сложной оперативную смену фильтров. Применение специальных оптических фильтров исключает их вращение, которое требуется для получения нужного эффекта. Некоторые модели fish-eye оборудованы встроенной солнечной блендой, но она обычно малоэффективна.

Использование объективов при виньетировании

Прекрасным примером, иллюстрирующим данный эффект, являются ветки дерева, которые нависают сверху и перекрывают частично пустое небо. Идеально подходят для данного эффекта различные ворота, оконные и дверные проемы. Например, сделав фотографию со двора дома сквозь открытые ворота можно захватить какой-то фрагмент улицы, на котором происходит то или иное событие.

Опять же широкоугольные объективы идеально подходят для внесения в картину элементов виньетирования, так как их широкий угол обзора позволяет фотографу играть взаимно отношениями между элементами той или иной сцены. Здесь необходимо учитывать одну очень интересную особенность. Чтобы обрамление и главный объект сцены выглядели достаточно резко необходимо закрывать диафрагму. Например, выставлять диафрагменное число равное одиннадцати или шестнадцати. Тем самым вы будете получать гораздо большую глубину резкости, и все объекты у Вас будет достаточно четкими и резкими.

Способ первый

Как создать виньетирование проще всего? Запускаете программу, открываете какое-либо изображение, на которое хотите добавить данный эффект. Затем создаете новый пустой слой поверх вашей фотографии. Далее с помощью заливки или комбинации клавиш Alt+Del заполняете этот слой черным цветом. Далее добавляете к нему маску.

С помощью градиента от черного к белому вы можете залить данный слой. Градиенты бывают нескольких видов, например, радиальный, диагональный или только с одного края изображения. В результате вы довольно быстро получаете данный эффект.

Если вам кажется, что виньетирование слишком явно выделено, можете понизить непрозрачность слоя с градиентной маской.

Оптическое виньетирование

Оптическое виньетирование возникает по причине того, что у объектива есть некая длина. Получается, что часть наклонных лучей света, попадая на переднюю линзу, экранируются передней частью оправы объектива.
Больше всего это касается полностью открытой диафрагмы объектива.

Читайте также:  Зажим din 3093 клещи

полностью открытая диафрагма Carl Zeiss Planar 85/[email protected]

Теперь, если повернуть объектив влево или вправо, то будет видно, как часть наклонных лучей будет экранироваться оправой объектива .
Если же отверстие диафрагмы маленькое, то наклонные световые лучи гораздо меньше подвержены отсеканию.

Т.е. оптическое виньетирование «лечится» прикрыванием апертурной диафрагмы.

На приведенной картинке видно, что в первом случае (полностью открытая диафрагма) отсекается

70% световых лучей от исходного изображения. Во втором случае (диафрагма прикрыта) отсекается лишь

10%. Картинки даны лишь для понимания эффекта, реальное падение освещенности по краям рассчитывается по формуле.

Помимо эффекта затемнения краёв кадра оптическое виньетирование даёт эффект «кошачьего глаза» для точечных источников света, находящихся вне фокуса на удалении от центра кадра.

Использование слоя со сплошным цветом

Другой быстрый способ состоит в добавлении сплошного цвета. Этот метод более экспериментален, так как изменить цвета одним щелчком инструмента Пипетка очень просто.

Сплошной цвет разместится поверх вашего изображения, таким образом вы увидите прямоугольник определенного цвета. Теперь нужно применить маску слоя и приступить к удалению цвета, начиная от центра и двигаясь к краям. Еще раз, используйте большую мягкую черную кисть для удаления цвета. Если вы используете такой вид виньетирования, как на двух приведенных ниже изображениях, то это должно быть осознанно, так как оно совершенно не придает изображению естественного вида. Это подходит для скрапбукинга или других особых целей, но это не тот вид изображения, который я бы отдала клиенту.

На изображении ниже виньетка была добавлена описанным методом сплошного цвета. Вы можете поэкспериментировать с режимами наложения, чтобы посмотреть, что выглядит лучше.

Это было сделано с помощью сплошного цвета, как и выше, но использован режим наложения Затемнение основы.

К этому изображению применен черный цвет с маской и режим наложения Перекрытие с непрозрачностью 80%.

Вы можете также задать форму виньетки, используя инструмент Овальная форма. Он был применен для изображения ниже, создавая виньетку с жесткими краями. Задайте форму путем перетаскивания инструмента по изображению, и вы увидите мигающие точки вокруг созданной вами формы. Вам нужно инвертировать ее, используя комбинацию CMD/CNTRL + shift + I, таким образом будет выделена наружная часть формы и отмечена мигающим выделением (как показано ниже).

Нажмите на иконку сплошного цвета и выберите нужный цвет. Новый слой с вашей формой автоматически заполнится выбранным цветом. Выберите этот слой и поиграйте с режимами наложения и непрозрачностью. Ниже вы увидите, как выглядят режимы наложения Разделить, Затемнение основы и Перекрытие.

Режим наложения Затемнение основы

Режим наложения Разделить

Режим наложения Перекрытие

Вы захотите растушевать маску на цветном слое или смешать края вручную с помощью кисти таким образом, чтобы края виньетирования не были четкими и видимыми. Я оставила это в таком виде, чтобы продемонстрировать, что делает слой с виньетированием.

Ниже приведено финальное изображение только с оттенком виньетирования по краям для того, чтобы уменьшить яркость сцены.

Я надеюсь, что эта статья дала вам несколько новых идей того, как улучшить свои фотографии с помощью виньетирования.

Перевод: Татьяна Сапрыкина

Борьба с виньетированием

Виньетирование на большинстве снимков довольно успешно «лечится» в RAW-конвертере. Так, например, для многих объективов существуют профили, которые можно использовать в Adobe Camera Raw.

на картинке видно, что у меня выбран профиль Carl Zeiss 85/1.4 ZE.

Профили могут подключаться как автоматически, так и вручную (вкладка «custom»).

Помимо этого есть вкладка «Manual», на которой тоже есть коррекция виньетирования.

Кроме того есть вкладка «спецэффектов», в которой можно исправить виньетирование вручную.

Самый же старинный способ борьбы с виньетированием — использование фильтра с затемнением центра. Для каждого объектива нужно подбирать подобный фильтр отдельно, т.к. виньетирование может быть разной силы, и падение освещенности может быть неравномерное.

Возможно, вы захотите знать

Типы объективов бывают разные. Сильнее всего подвержены виньетированию широкоугольные объективы и объективы с коротким задним отрезком. Причина этого понятна — световые лучи от задней линзы объектива до края кадра идут под большим углом к оси объектива и потому проходят бОльшее расстояние. Например, по этой причине большему виньетированию подвержены дальномерные объективы, у которых рабочий отрезок — короткий. В меньшей степени явлению виньетирования подвержены объективы для зеркальных камер, т.к. рабочий отрезок у таких объективов относительно велик с целью оставить место для зеркала и потому световые лучи идут под меньшим углом к оси объектива.

Эффект виньетирования часто вводится намеренно для улучшения качества изображения. При этом отсекаются самые крайние световые лучи, которые и вносят львиную долю проблем в результирующее изображение. Разработка оптического дизайна — это всегда путь компромиссов.

Эффект виньетирования часто используется с художественной целью. Его можно вводить при портретной съемке для придания бОльшего объема изображению и отделению объекта от фона. В данном случае имитируется работа человеческого глаза.

Снимок с виньетированием

Компенсация виньетирования. М.М.Русиновым был разработан метод компенсации эффекта виньетирования с использованием аберрационного виньетирования. Для этого в качестве передних линз используются сильные отрицательные мениски.

АД — апертурная диафрагма
m должно быть больше, чем h

Кручение фона — это одно из следствий геометрического виньетирования. Т.е. на самом деле нет никакого кручения, а есть «сплющивание» дисков нерезкости, создающее подобный визуальный эффект. Особенно сильное кручение фона связано еще и с астигматизмом объектива.

Зум-объективы могут иметь разное значение виньетирования на разных фокусных расстояниях.

Некоторые фотокамеры считывают данные объектива и сразу корректируют эффект виньетирования согласно встроенным данным об объективе.

Человеческий глаз замечает падение освещенности когда оно составляет 50% и более.

Заключение

Напоследок хотелось бы рассказать о некоторых секретах фотографии для начинающих. Старайтесь минимизировать съемку в автоматическом режиме. Не позволяйте камере лишать вас творчества. Автоматический режим старается снять наиболее усредненную картинку, он не умеет предугадывать ваши мысли. Помните об этом.

В любом деле, чтобы добиться чего-то, нужно приложить немало усилий. Начните изучать три самых главных параметра фотографии: выдержку, диафрагму и ISO. Минимизируйте съемку фотографий в формате JPEG, снимайте в RAW. Данный формат позволит вам исправлять баланс белого, а также получать больше информации из теней. Помните, лучше недоэкспонировать кадр, чем переэкспонировать. В RAW формате вы практически всегда сможете сохранить и отредактировать детали из темного пространства, а вот из слишком пересвеченного кадра сделать что-то хорошее не получится.

Мы рассказали все самое важное о виньетировании. Что это такое, теперь понятно каждому читателю

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей