- Как совладать с внутренним конфликтом
- Как выйти из внутреннего конфликта. Техника Юнга
- Осознание старого решения
- Создайте запрос
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Четвертый этап
- Анализ результатов
- Определите негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце
- Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?
- Изменение старого решения
- Зафиксируйте позитивные ассоциации
Как совладать с внутренним конфликтом
Что такое «внутренний конфликт». Я думаю, каждому из нас знакомо явление, кода в голове происходит спор между собой, и нужно принять важное для себя решение. Чаще всего подобное происходит при острых эмоциональных и невротических состояниях. Например, в ситуации, когда нагрубили человеку, и он оставил это без ответа. Но, несмотря на то, что уже все прошло, человек идет взвинченный и в голове его крутятся мысли:
— Будь выше, не уподобляйся этому хаму! Отпусти и забудь, всё в прошлом!
— Ага… Этому гаду, значит, можно грубить, а мне нельзя? Надо бы вернуться и всё ему сказать!
— Но ты же его не исправишь! Хам — он и есть хам. Чего внимание-то на него обращать?
— И что? Взять, вот так просто, и оставить его безнаказанным!? Ну нееет…
За ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта
Или другая ситуация. Идёт пандемия коронавируса. А человек уже месяц живёт в тревожных мыслях, сильно устал от них, и пытается сам себя успокоить:
— Да хватит уже об этом думать! Неделю нормально спать не можешь и всё думаешь, думаешь, и думаешь! Пора бы уже успокоиться!
— Да как тут успокоишься? А вдруг я заболею, и что со мной будет? Кто о близких моих позаботиться? А тут ещё и кредит висит, кто оплачивать будет?
— Сейчас тебе нужно отдыхать, нервами делу не поможешь!
— Не могу я отдыхать, когда такая опасность близко…
Простить и отпустить или ненавидеть и желать мести; Успокоиться и не думать или отчаянно искать выход; Забыть и не вспоминать или помнить и сожалеть. Сложный выбор, который мы ставим перед собой. Напоминает советский мультик «Дудочка и кувшинчек», где девочке нужно сделать непростой выбор, чтобы собрать ягоды в лесу. Ведь если выберешь дудочку, то от ее музыки яготки появятся, но собирать их будет некуда. А если поменяешь волшебную дудочку на кувшинчек, то собирать их будет куда, но за ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта.
В чем причина «внутреннего конфликта». Есть в психологии две догмы, которые невозможно опровергнуть. Все мы были детьми, и у каждого из нас была и есть «родительская фигура». Об этом подробно писал Эрих Бёрн, который под понятием «родительская фигура» подразумевал не только билогического родителя. В его понимании это и учителя в школе, и герои фильмов, мультфильмов, комиксов. Даже старшие дети, соседи и родственники, и все те, кто является для ребенка авторитетом и образцом для подражания. Например, в истории человечества известны ситуации, когда дети попадали в условия жизни среди животных и в психологии их так и стали называть по имени героя сказки Киплинга — «дети-маугли».
С точки зрения Э. Бёрна, в период взросления и формирования мозга в каждом из нас происходит постепенное рождение трёх внутренних «Я», два из которых частенько конфликтуют друг с другом. Первое «Я» называется «внутренний ребенок». Оно соткано из врожденных в человека чувств. Младенцы не умеют разговаривать, по взрослому думать, у них нет моральных принципов, убеждений, что уж говорить, они и ходят под себя, и могут находиться голышом на людях совершенно не испытывая стыда и смущения. Однако они могут радоваться, удивляться, огорчаться, злиться, протестовать, плакать, и выражают это криком, мимикой и телодвижениями. Детские чувства считаются первостепенными. Во взрослом возрасте они проявляются в виде ощущений страха, отвращения и гнева, характеризующиеся словами «не хочу, не буду, не надо», а так же физиологическими желаниями вкусного, тактильного, веселого, интересного, увлекательного, характеризующиеся словами «ух ты!; хочу!; моё!; здорово!; весело!; интересно!».
Второе «Я» — это «внутренний родитель». Он формируется постепенно в период взросления ребенка. Данный процесс начинается с рождения, а заканчивается примерно к подростковому возрасту. Т. е. лет до 10-13. Именно в этот период ребенок начинает ставить под сомнения родительский авторитет. А до этого, «родительская фигура» воспринималась им как некое «божество, которое не может быть неправым». Иными словами, «как говорит мой родитель — так оно и есть». Примеры родительских догм: «Мальчики и девочки себя так не ведут!»; «Что люди-то о тебе подумают?»; «Ну ка, перестань реветь! Ты позоришь меня!»; «Ты должен(на), потому что я так сказал(а)!»; «Все люди так делают!»; «Ты самый(ая) лучший(ая) на свете!»; «Все женщины (или мужчины) одинаковые!»; «Надо всегда делать так!»; «Нужно всем всегда помогать!». Как мы видим, родительские догмы бывают позитивными, нейтральными и негативными, но всех их объединяет отстутсвие рациональной (правильной) логики. «Мальчики и девочки себя так не ведут!» — а не ведут ли в самом деле? «Все женщины (или мужчины) одинаковые!» — а одинаковые ли? «Что люди-то о тебе подумают?» — а 100%, что подумают именно плохое?
Властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой
Тем не менее, даже когда мы взрослеем и понимаем абсурдность некоторого родительского воспитания, в нас как будто бы продолжает жить суровый и благодатный родительский голос, который дает догматичную эмоциональную оценку себя и ситуации. Не стоит при этом думать, что «внутренний родитель» несет в себе только негативную окраску. Например, бывает, видишь как мерзнет приятный тебе человек, и какое-то родительское чувство заставляет тебя произнести: «Тебе не холодно, может курточку дать?». Хотя, если логически подумать, то человек здоровый — может и сам о себе позаботиться.
Как вы могли догадаться, причина внутренних конфликтов является противостояние между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем». И властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой. Это как детская игра в «царя горы», только в ней участвуют двое. И если на горе кто-то есть, он будет старательно спихивать того, кто пытается эту гору занять. Например:
«Внутренний ребенок»: Мне страшно, что я могу заболеть от этого вируса, я не хочу чтобы мои планы от этого рухнули, поэтому я не могу уснуть и постоянно думаю о своих страхах.
«Внутренний родитель»: Я запрещаю тебе сейчас об этом думать! Ты раздражаешь меня своими думами! Тебе надо спать, потому что из-за сонливости ты будешь плохо себя чувствовать!
«Внутренний ребенок»: (Испуганно) Я не хочу спать! Я хочу быть здоровым и чтобы этот вирус скорее ушёл! Тогда мне будет спокойно.
«Внутренний родитель»: (Раздраженно) Я запрещаю тебе не спать! Тебе нужно спать! Хватит об этом думать!
В данном примере мы видим борьбу двух чувств: детского страха и родительского раздражения. Так что же делать в подобной ситуации?
Как можно совладать с внутренним конфликтом. Внимательный читатель заметил, что ранее я писал о трёх внутренних «Я», из которых «родитель» и «ребенок» периодически конфликтуют друг с другом. Кто же этот таинственный третий? Эта часть называется «внутренний взрослый». Она образуется к началу подросткового возраста и является самой последней частью сформированной мозгом. Её можно назвать «ум», «смекалка», «сообразительность». Она полностью лишена чувств, но способна за ними наблюдать и быть условным «арбитром» в споре между «родителем» и «ребенком». Часто «внутреннего взрослого» путают с «родителем», принимая догматичность второго за истинный факт. Но если «ребенок» и «родитель» эмоциональны, т. е. выстраивают свои позиции из чувств страха, обиды, гнева, раздаражения, радости, желания и пр, то «взрослый» исходит только от рациональной (правильной) логики или «голого ума». Его слова это: «Возможно — не возможно»; «Факт — не факт»; «Могу — не могу»; «Выгодно — не выгодно».
Как нам может помочь «внутренний взрослый» в решении конфликта? В психологии и конфликтологии считается, что причиной международных, меж групповых, межличностных и внутри личностных конфликтов является отсутствие взаимопонимания между сторонами. Если есть понимание, но не совпадают интересы, то это уже не конфликт, а скорее соперничество. Соперничество лишено сильных эмоций и чувств. Оно подобно игре в шахматы, где есть четкое понимание целей между оппонентами, но нет вражды, злости и раздражения. Ведь если в шахматах игроки начнут упрекать друг друга, хамить и саботировать игру, то это уже будет не соперничество, а конфликт. Вопрос в том, как достичь взаимопонимания между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем» с помощью «внутреннего взрослого»?
Когда мы дружим, никакой коронавирус нам не страшен
Возьмем уже знакомую нам ситуацию с бессонницей из-за навязчивых мыслей по поводу пандемии коронавируса. Представим себе суд, в котором участвуют трое. «Родитель» и «ребенок» это ответчик и обвинитель, а «взрослый» — беспристрастный судья, который исходя из объективных данных, хочет понять суть конфликта и достичь взаимопонимания между сторонами. Для этого «взрослый» проводит поочередный опрос каждого из участников конфликта и начинает с «ребенка»:
«Взрослый»: Ребенок, по факту, ты испытываешь страх из-за вируса. Тебе страшно, что ты можешь заболеть и умереть и ты сейчас просто хочешь избавиться от этого болезненного чувства страха.
«Ребенок»: Всё так, ваша честь!
«Взрослый»: Родитель, по факту, ты раздражаешься на ребенка за то, что он не может уснуть, потому что ты беспокоишься за его завтрашнее состояние и злишься на свое бессилие перед невозможностью успокоить ребенка.
«Родитель»: Всё верно, ваша честь.
«Взрослый»: Исходя из объективных данных, получается, основная проблема — это детский страх перед вирусом, который провоцирует бессонницу. Бессонница вызывает раздражение у родителя, что является второстепенной проблемой, но именно из-за родительского раздражения ребенок так же не может успокоиться и уснуть. В итоге получается замкнутый круг.
(«Родитель и ребенок» вместе соглашаются)
«Взрослый»: Тогда вопрос. Может ли мой «внутренний родитель» попробовать вместо раздражения, проявить заботу и понимание к своему «внутреннему ребенку», чтобы его успокоить?
«Родитель»: Я попробую. (Обращается к ребенку) Мой замечательный «внутренний ребенок», я понимаю, что ты напуган этим ужасным вирусом и не можешь уснуть. Прости меня за мое раздражение к тебе, я всего лишь хочу, чтобы у тебя все было хорошо и злюсь на свое бессилие. Я тебя люблю, потому что ты все равно у меня один единственный и я боюсь тебя потерять. Я рядом, я с тобой, и когда мы дружим, никакой короновирус нам не страшен! Успокаивайся, мой хороший, нам пора засыпать.
(«Ребенок» успокаивается и засыпает).
Вот примерно через такой «внутренний суд» можно самостоятельно попытаться разрешить свой внутренний конфликт между «родителем» и «ребенком» с помощью «взрослого». Тем не менее, ситуации бывают разные. И, к сожалению, не всегда «внутренний взрослый» находит правильные вопросы или утверждения, чтобы разрешить внутренний конфликт. Смекалка у всех разная, а иногда ситуация настолько ужасна, что эмоциональные части переходят в настоящую внутреннюю войну, и «взрослому» из-за этой «канонады чувств» невозможно взять контроль над разумом. В таком случае, имеет смысл обратиться за помощью к психологу, чтобы сторонний беспристрастный взгляд смог объективно увидеть природу конфликта «родителя» и «ребенка». Благодарю за внимание!
Источник
Как выйти из внутреннего конфликта. Техника Юнга
Комментарии 0
Мне нравится 2
Чтобы преодолеть внутренний конфликт (тупик) необходимо выявить детское решение о себе и о мире, которое лежит в основе конфликта и заменить его на «новое решение». По поводу того что такое внутренние конфликты (тупики) см. статью: «Внутриличностные конфликты в транзактном анализе».
Если вы помните о вашем старом решении, например, никогда не носить юбок и платьев, то вы в любой момент можете изменить это решение и со спокойным сердцем наденете платье на важное для вас мероприятие, однако, если старое решение вы приняли в детстве в эмоционально заряженной для вас ситуации и на данный момент о нем уже не помните, то при обдумывании идеи надеть платье вы бессознательно будете делать все чтобы не пришлось его надевать, так как внутри вас все сжимается и больше не хочется идти это на мероприятие.
То есть перед нами тупик: с одной стороны хочется пойти на мероприятние, с другой — на него необходимо придти именно в платье, а вы приняли решение никогда не носить юбок и платьев.
При работе с тупиками первое что необходимо сделать — это вспомнить старое решение, которое лежит в основе тупика.
И если старое решение «никогда не носить юбок и платьев» кажется скорее комичным и может не сильно мешать в жизни, то решения вида «никогда не выходить замуж» или «никогда не иметь денег» кардинально влияют на образ вашей жизни.
Осознание старого решения
При самостоятельной работе найти старое решение можно с помощью описанной ниже методики «16 ассоциаций» К.Г.Юнга к нужному понятию или ситуации, которая помогает обойти психологические защиты, которые уберегают наше сознание от неприятных и болезненных моментов, связанных со старым решением.
Вам понадобится лист бумаги со специальной таблицей, ручка и около получаса свободного времени в тишине. Вызывается следующим образом:
Создайте запрос
Чтобы сделать результат более глубоким — выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота.
Опишите словом или словосочетанием затруднение, которое вас волнует, или задачу решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив — возьмите слово «работа». Вы не можете найти спутника жизни для взаимной любви и создания семьи — возьмите слово «замужество».
Запишите в верхней части листа слово или словосочетание, которым вы описали ваше затруднение/задачу.
Первый этап
Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии: как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии.
А теперь запишите в первый столбец 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация. Прислушивайтесь к себе — и к своему телу. Найденное слово или словосочетание вам откликается? Это именно оно — или можно сформулировать точнее? Используйте существительные, глаголы, наречия или короткие словосочетания.
В предстоящей работе два правила: первое — это честность: чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате, второе правило — слова не должны повторяться: если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.
Второй этап
После того как заполенен первый столбец из 16 ассоциаций, начинайте работать со вторым столбцом: в каждую строчку необходимо записать слово или словосочетание, которое лично для вас объединяет два слова из первого столбца.
С каждой парой необходимо работать отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос). Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к ощущениям в теле, выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом или коротким словосочетанием.
Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное — именно для вас?
Третий этап
Во втором столбце у вас получилось восемь слов. Начинайте работать с третьим столбцом и повторите то же самое, что и во втором этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется — запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию). Ищите именно ваши слова.
Когда у вас получится четыре слова в третьем столбце, повторите то же самое с четвертым столбцом. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.
Теперь объедините получившиеся два слова в одно. Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация, связанная со старым решением.
Четвертый этап
Посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня замужество ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?
Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.
Глядя на результаты методики, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. В большинстве случаев если вы прочувствуете получившееся слово — вы вспомните и свое старое решение. Если этого не произошло, то повторите методику заново, взявь получившуюся глубинную ассоциацию в качестве слова-запроса.
Анализ результатов
Определите негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце
Что обозначает каждый из столбцов?
Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.
Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.
Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что называется «треугольником решения».
Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.
Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?
Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?
Например, вы работали со словом «деньги», и у вас повторялось слово «сила». Когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы влияет на отношение к деньгам.
Проделайте методику еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.
Изменение старого решения
Вычеркните негативные слова и замените их на позитивные. Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».
Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как начать изменять ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).
Посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход… Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, в этом случае вы можете самим себе дать разрешение на разрешение получать доход самыми разными способами.
Зафиксируйте позитивные ассоциации
Создайте яркий коллаж или рисунок на тему найденных позитивных ассоциаций — это гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.
Сохраните лист с ассоциациями, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.
Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем — тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление — и тренируем мозг!
Конечно, выполнять эту технику вместе с психологом или коучем эффективнее — хотя бы потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая на них ваше внимание, задавать полезные вопросы и помогать войти в ресурсное состояние для «перезаписи».
Однако, не у всех есть возможность пойти к психологу или коучу. С помощью «16 ассоциаций» это можно обойти внутренние психологические защиты мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.
Источник